РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 ОХРАНА ТРУДА
рабочая программа на тему

Садыкова Тамара Исламовна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального  образования  по специальности 35.02.05 «Агрономия»
утвержденного  приказом Министерства образования и науки РФ от от 07.05.2014 N 454

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op._11_ohrana_truda.docx56.96 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное  учреждение Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:

директор

ГБПОУ  ВО «ЛАТТ»

_____________  А.А. Гайдай

«____» _____________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОП.11 ОХРАНА ТРУДА

для специальности  СПО

35.02.05 «Агрономия»

Лиски 2017

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального  образования  по специальности 35.02.05 «Агрономия»
утвержденного  приказом Министерства образования и науки РФ от
 от 07.05.2014 N 454

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Разработчик: преподаватель Садыкова Тамара Исламовна

Рецензент: преподаватель Шамрина Ирина Васильевна

Рабочая программа рекомендована ЦМК  агрономических и технических дисциплин

Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.

Председатель ЦМК                                               Шереметова С.Г.

                             подпись                        Ф.И.О.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-7

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8-13

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Охрана труда

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 «Агрономия».

      Данная учебная дисциплина устанавливает базовые знания и умения для получения профессиональных компетенций по специальности «Агрономия».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

  В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;
  • использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;
  • проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонал), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
  • разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;
  • контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;
  • вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • системы управления охраной труда в организации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
  • обязанности работников в области охраны труда;
  • фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
  • возможных последствий несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);
  • порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);
  • порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе методику оценки условий труда и травмобезопасности;

1.4.  Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения учебной дисциплины является формирование профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. 

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. 

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. 

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. 

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. 

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. 

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. 

Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных культур.

ПК 1.2. 

Готовить посевной и посадочный материал.

ПК 1.3. 

Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.

ПК 1.4.

Определять качество продукции растениеводства.

ПК.1.5

Проводить уборку и первичную обработку урожая.

ПК 2.1. 

Повышать плодородие почв.

ПК 2.2. 

Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.

ПК 2.3. 

Контролировать состояние мелиоративных систем.

ПК 3.1. 

Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.

ПК 3.2. 

Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации.

ПК 3.3. 

Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.

ПК 3.4. 

Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации, и ее транспортировку.

ПК 3.5. 

Реализовывать продукцию растениеводства.

ПК 4.1. 

Обеспечивать технологический процесс производства, обработки, затаривания и хранения семян и посадочного материала.

ПК 4.2. 

Вести учет семенных участков, условий производства, обработки, хранения и реализации семян и посадочного материала.

ПК 4.3. 

Организовывать и осуществлять проведение сертификации семян и посадочного материала.

ПК 4.4. 

ПК 4.5. 


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов, всего

5 семестр

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

32

в том числе:

Теоретические занятия

24

24

практические занятия

6

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

16

Виды самостоятельной работы: рефераты, работа с ГОСТами, СНИПами, законами РФ, подготовка презентаций, докладов, составление документации по ОТ.

Итоговый контроль  в форме    дифференцированного зачета – 2 часа


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Теоретические основы охраны труда

Тема 1.1. Теоретические основы охраны труда. Основные понятия и терминология.        

Содержание учебного материала.

Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда.

Основные задачи охраны труда.  Основные понятия и терминология безопасности труда. Общие сведения о травмах, заболеваниях. Причины травматизма и заболеваний на производстве.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий по разделу 1.

Написание конспекта по вопросам:

1. Методы анализа травматизма.

2. Показатели травматизма и условий труда.

1

Раздел 2. Негативнее факторы производственной среды и их воздействие на человека.

Тема 2.1. Негативные факторы производственной среды. Воздействие на человека негативных факторов

Содержание учебного материала.

Опасные механические факторы. Физические негативные факторы, источники и воздействие вибрации на организм человека. Шум, его источники и воздействие шума на человека. Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током. Характер воздействия тока. Классификация и воздействие вредных веществ на человека. Производственная среда. Негативные факторы. Классификация опасных и вредных производственных факторов. Источники негативных факторов на производстве.

2

Практические занятия. Методы первой помощи пострадавшим от поражения электрическим током. Исследование условий рабочей зоны. Оценка опасности для человека.

1

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу 2.

1.Составление кроссворда по теме: «Негативные факторы и их классификация».

2.Написание конспекта по вопросам: «Цели и задачи охраны труда. Определение и понятия. Законодательство в области охраны труда», «Требования к производственному освещению. Естественное и искусственное освещение».

2

Раздел 3. Методы и средства снижения травмоопасности при выполнении работ по профессии.

Тема 3.1. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности.

Содержание учебного материала.

Логические этапы обеспечения безопасности: принципы, методы, средства. Принципы: ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Безопасность технологических процессов. Последствия нарушения инструкций работниками при выполнении работ. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Электробезопасность.

2

Практические занятия.

Средства: коллективной защиты и индивидуальной защиты.

Средства защиты органов дыхания, средства зашиты от радиоактивных веществ.

Защита от механического травмирования: предохранительные защитные средства.

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу 3.

Подготовить доклады:

1. «Сигнальные цвета и знаки безопасности».

2. «Действие на организм загрязнения воздуха».

2

Раздел 4. Пожарная безопасность.

Тема 4.1. Основы пожарной безопасности

Содержание учебного материала.

Основные причины и классификация пожаров. Общие сведения о горении. Показатели пожаро - и взрывоопасности веществ и материалов. Огнестойкость материалов, строительных конструкций и зданий. Ущерб от пожаров. Система предупреждения пожаров. Задачи пожарной охраны

2

Практические занятия.

Изучение автоматической пожарной сигнализации и установок автоматического пожаротушения. Изучение устройства и принципа действия огнетушителей разных типов: химических, пенных, углекислотных, порошковых.

1

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу 4. Написание конспекта по вопросам:

1.  «Пассивные и активные меры защиты, методы тушения пожара, огнетушащие вещества и особенности их применения»

2. «Пожаро и  взрывоопасность. Классификация помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности»

2

Раздел 5. Обеспечение комфортных условий трудовой деятельности.

Тема 5.1. Микроклимат помещений и требования к  ним.

Содержание учебного материала.

Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние микроклимата на здоровье человека. Гигиеническое нормирование микроклимата.

2

Тема 5.2. Освещение.

Содержание учебного материала.

Характеристика освещения и световой сред. Виды освещения и его нормирование. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Расчет освещения.

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу 5.

Подготовить доклады по вопросам:

1. Методы обеспечения комфортных условий в рабочих помещениях.

2. Источники света и светильники.

2

Раздел 6. Организация работ по охране труда

Тема 6.1. Особенности обеспечения безопасности условий труда в сельском хозяйстве

Практические занятия.

Анализ причин травматизма, особенности проведения работ по лечению и вакцинации различных животных. Оценка технических средств защиты по показателям экономической эффективности. Подсчет общих материальных последствий травматизма и заболеваний. Составление рекомендаций по улучшению условий труда для различных видов работ

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу 6.

Написание конспектов по вопросам:

1. Безопасность сельскохозяйственных работ. 

2. Особенности труда в сельском хозяйстве.

1

Раздел 7. Психофизиологические основы безопасности труда.

Тема 7.1. Психофизиологические основы безопасности труда.

Содержание учебного материала.

Психофизиологические основы безопасности труда. Психологические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда.

Виды и условия трудовой деятельности. Основные психологические причины травматизма.

2

Тема 7.2. Эргономические основы безопасности труда.

Содержание учебного материала.

Организация рабочего ветеринарного фельдшера места с точки зрения эргономических требований.

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу 7.

Подготовить доклады:

1. Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения.

2. Влияние алкоголя на безопасность труда.

2

Раздел 8. Управление безопасностью труда.

Тема 8.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда.

Содержание учебного материала.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», «Трудовой кодекс РФ». Гигиенические, санитарные нормативы, нормы и правила. Система стандартов. Организационные основы безопасности труда. Органы управления безопасностью труда, надзором, контролем за безопасностью труда.

2

Тема 8.2. Обучение, инструктаж, аттестация рабочих мест.

Содержание учебного материала.

Обучение по охране труда и проверка знаний. Виды инструктажей и их проведение. Специальная оценка условий труда.

2

Тема 8.3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Практические занятия.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Первоочередные меры при несчастном случае. Расследование несчастных случаев. Оформление материалов несчастных случаев.

2

Тема 8.4. Экономические механизмы управления безопасностью труда.

Содержание учебного материала.

Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда.

Экономические последствия (ущерб) производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Экономический эффект мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

2

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 8.

Подготовить доклад по вопросу:

  1.  «Ответственность за нарушение требований по безопасности труда».
  2. «Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Права и обязанности работников в области охраны труда.»
  3. «Ведение документации установленного образца по охране труда».

Написание конспектов по вопросам: «Цели и задачи охраны труда. Определение и понятия. Законодательство в области охраны труда.»

4

Дифференцированный зачет

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана руда»;

- комплекты плакатов: «Безопасность жизнедеятельности», «Медико-санитарная подготовка», «Гражданская оборона»;

- комплект табельных и подручных средств для оказания первой доврачебной медицинской помощи;

- комплект средств индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, противодымные маски);

- комплект первичных средств пожаротушения;

- комплект бланков документации;

- комплект дидактического материала (карточки-задания, тесты, раздаточный материал для выполнения практических и контрольных работ);

- комплект мультимедийных презентаций, медиатека.

Технические средства обучения:

-  мультимедиапроектор, ноутбук.

- тренажер сердечно-легочной реанимации.

- огнетушители.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Тургиев А.К. охрана труда в сельском хозяйстве. – М.,2012, Академия.
  2. Девисилов  В.А.Охрана труда – М.: ФОРУМ- 2009 ( Гриф МинОбрНауки)

Дополнительные источники:

1.   Охрана труда и производственная безопасность  А. А. Раздорожный. - М. : Экзамен, 2007. - 512 с.

2.  Безопасность производственных процессов : Справочник под общей редакцией

С.В.Белова – М.: «Машиностроение», 2007

5.   Г.И.Беликов Охрана труда- М.: «Колос», 2007

6.  А.И.Колошин Охрана труда- М.: «Агропромиздат», 2008

Интернет-ресурсы:

1

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182373/f7b8459f89bc3b42100a073d14e7e169ffb8b5e2/

2

http://studopedia.ru/12_176574_osobennosti-truda-v-selskom-hozyaystve.html

     3

http://инструкция-по-охране-труда.рф/category/материальное-производство/сельское-хозяйство

4

http://sniphelp.ru/gost/001.065/

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;

оценка выполнения практических работ;

письменный опрос;

устный опрос;

оценка выполнения домашних заданий

использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонал), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;

контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

Знания:

системы управления охраной труда в организации;

устный опрос;

тестирование;

оценка правильности  решения ситуационных задач;

проверка выполнения индивидуальных домашних заданий

законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

обязанности работников в области охраны труда;

фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

возможных последствий несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);

порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе методику оценки условий труда и травмобезопасности;

Приложение №1

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ 
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

раздела

Наименование раздела дисциплины (тема)

Вид занятий (лекция, семинары, практические занятия)

Количество часов

Активные и интерактивные формы обучения

2

Тема 2.1. Негативные факторы производственной среды.

Т

2

Групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики

3

Тема 3.1. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. 

Т

2

Урок беседа

4

Тема 4.1. Основы пожарной безопасности.

Т

2

Интерактивный урок.

7

Тема 7.1. Психофизиологические основы безопасности труда.

Т

2

Тестирование на психологическую совместимость в коллективе.

8

Тема 8.3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

ПЗ

2

Проблемный урок-игра.


Приложение №2

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Номер изменения

Номер протокола заседания методического объединения и дата

Страницы с изменениями

Перечень откорректированных пунктов

Подпись председателя методического объединения


Приложение № 3

ЛИСТ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Дата

Должностное лицо, проводившее проверку

Потребность в корректировке

Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений

Ф.И.О.

должность

подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 « Охрана труда» профессия 19756 «Электрогазосварщик»

Разработанна  в  рамках  основных  профессиональных  программ  профессионального обучения  осужденных по  данной  профессии  ,  прошла  апро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 11 ОХРАНА ТРУДА

Рабочая  ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 11 ОХРАНА ТРУДА...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Охрана труда» профессия 16185 «Оператор швейного оборудования»

Данная  программа  разработанна  для  освоения  ОПОП  профессионального обучения  рабочей  профессии 16185 "Оператор  швейного  оборудования". Професс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 « Охрана труда» профессия 15643 «Оператор котельной»

Данная   рабочая  программа  предназначенна  для  реализации  ОПОП  профессионального обучения  по профессии  15643  "Оператор  котельной" в ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 « Охрана труда» профессия 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ»

Данная  рабочая  программа  разработанна  для реализации  ОПОП  СПО  по   профессии  "Мастер  отделочных  строительных работ" в  Федеральных...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Охрана труда

для специальности 15.02.07 "Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 «Охрана труда» по специальности 22.02.06 «Сварочное производство»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 "Охрана труда" разработана на основе Федерального государственного  образовательного стандарта по специальности 22.02.06 "Сварочное производство"...