Главные вкладки

    Конспект внеклассного занятия на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды».
    план-конспект занятия

    Арсланова Вера Николаевна

    Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект внеклассного занятия на тему

     «Замечательное вещество – вода. Свойства воды».

    Тип занятия:  открытия новых знаний.

    Цели занятия:  

    Обучающие:

    -формировать знания о важности воды для всего живого на Земле;

    -формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

    -формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам  наблюдений, анализировать и обобщать;

    Развивающие:

    -создать условия для личностного развития ученика;

    -активизировать  самостоятельную деятельность и работу в группе;

    -развивать  способность  к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.

    Воспитательные:

    -создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;

    -создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

    По виду источника информации:

    -словесные (объяснение, беседа с учащимися)

    -наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

    -практические (работа с карточками, проведение опытов).

    По виду учебной деятельности:

    -проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

    Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.

    Ожидаемые предметные результаты

    Учащиеся научатся:

    -определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

    - знать значение воды для живого, необходимость бережного использования воды;

    - уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект — воду, называя ее существенные признаки;

    - экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды. 

    Оборудование: компьютер ,презентация, раздаточный материал; оборудование для опытов: карточки для записи выводов, химические стаканы с водой, колбы, пробирки, химические палочки, полоски белой бумаги, полоски цветной бумаги, краска в шприце  соль,  банка, стакан, ваза.

    В рамках данного занятия , на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.

    Так личностные УУД формируются во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических  проблем.

    Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.

    Регулятивные УУД формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта  выхода из затруднения:

    на этих этапах занятия ребята организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;

    формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…)

    учились работать по плану;

    строили проект выхода из затруднения.

    Коммуникативные УУД — речевая деятельность, навыки сотрудничества.

    В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о свойствах воды и бережном отношении к воде, учились рассуждать, логично излагать свои мысли.

    Ход урока

    1. Орг. Момент

    -Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

    Занятие  мы будем ……….,( изучать)

    Информацию из занятия ….. (извлекать)

    Точку зрения……. (высказывать)

    На вопросы …….(отвечать)

    И, конечно, без (сомненья),

    Речь при этом ………..! (развивать)

     (Ответы учащихся)

    /Как ты слышишь ….

    Сейчас проведем речевую зарядку со словами, которые будут встречаться по ходу занятия.

    /С каким звуком будем проводить речевую зарядку? Скажи… над чем будем работать..(над слитностью)

    Будем проводить речевую зарядку со звуками (  с. з )и работать над слитностью.

    -Послушайте меня

    -Изучать свойства

    -Извлекать информацию.

    -Вызывает сомнение.

    -Прозрачная жидкость.

    -/Что вы делали?

    - Сегодня на занятии вас ждет множество открытий.

    2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

    - Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра, которого вы должны ответить на вопрос:

    О чем пойдет речь на  занятии? Внимание на экран (Видеофрагмент «Вода») 

    -Итак, о чем будем с вами говорить на занятии? (О воде)

    -А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода? ( Вода – вещество,  жидкость. Вода это- то без чего не возможна жизнь на земле.

     - Назовите в каком состоянии может находиться вода? ( твердом, жидком, газообразном. Приведите примеры  (роса, снег, дождь, лёд. пар и т.д.)

    -Любое вещество имеет свои свойства.

    -А о свойствах воды вам известно ( Нет)

    -А зачем организму человека нужна вода? известно   (Нет )

    -А если мы не знаем, как вода влияет на наш организм, что мы будем говорить?

    1 ( как вода влияет на организм человека)

    -А если мы не знаем о свойствах воды, то тогда о чем мы будем узнавать?

    2(находить свойства воды)

    -Как вы думаете, какая цель нашего занятия?

    Цель: узнать, какими  свойствами обладает «вода» и как она  влияет на организм человека.

    -Какую цель ты сегодня  ставишь перед собой ? Алена.

    -А ты, какую цель ставишь перед собой? Ира

    -Итак, о чем будем с вами говорить на занятии? (О воде)

    У каждого из вас есть такая табличка на ней написано, что я знаю. Что буду узнавать, и что я узнал. Два первых столбика уже заполнили, а последний вы заполните к концу занятия.

    Я знаю

    Я буду узнавать

    Я узнал

    Вода – вещество. 

    Вода это- то без чего не возможна жизнь на земле.

    Как вода влияет на организм человека?

    Какими свойствами обладает вода?

    3.Этап выявления места и причины затруднения.

    б)  Работа со справочным материалом.

    Ребята, для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни человека, давайте обратимся к справочной литературе, интернету и найдем ответ на вопрос «Как вода влияет на организм человека?» и зачитаем его. Ответы учащихся (на слайде)– вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и выводить из него ненужные вещества.

    в) Практическая работа

    Для того чтобы познакомиться со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию.  (Слайд).

    -Кто знает, что такое лаборатория?

    Словарь: Лаборатория  - место, в котором проводятся научные опыты. (Слайд).

    - Ребята, посмотрите, на экран, перед вами капельки воды, которые  помогут вам узнать, кем вы будете на занятии? Составьте  из них слово.

    (Слайд).( Исследователи.  читают хором.)

    - Кто такой исследователь?

    Словарь:  Исследователь-человек, который изучает разные предметы и вещества.)

    -Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество.  (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

    К концу занятия  мы должны определить «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

    Объектом нашего исследования – будет являться что? ( жидкость в сосуде).

    - Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

    - Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет!   Да! – ПОЧЕМУ?)

    - А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)(показ)

    - Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств,  вкус

    запах.

    - Ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.

    ФИЗМИНУТКА  

    А теперь ребята встали!

    Быстро руки вверх подняли.

    В стороны, вперед, назад, повернулись вправо, влево.

    Тихо сели, вновь за дело.

    4.Реализация проекта.

    - Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.

    - Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать.

    Сейчас вы с ними познакомитесь.

    (Слайд ). Карточка: Правила безопасного поведения.

    -Быть аккуратным и осторожным. Запрещается пробовать на вкус неизвестные вещества.

    -Не подносить вещество близко к носу.

    -Не вдыхать резко, направлять воздух к себе при помощи руки

    -Какое правило самое важное ?( запрещается пробовать на вкус неизвестные вещества).

    -Использовать для опытов мы будем только известные и безопасные  вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

    Проводить наши исследования вы будете в парах. С кем ты хочешь работать?.....Работа в парах.

    - Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований».

    Свойства воды        да                        нет

    Прозрачность

    Цвет

    Жидкая, течёт

    Форма

    Вода- растворитель

    Запах

    Вкус

    Опыт № 1(прозрачная)

    - Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?

    Уч-ся: Видна

    - Какой вывод можно сделать из опыта?

    Вывод: вода прозрачна. Отмечаем в листе исследования.

    Оборудование (6стаканов химических .3 палочки)

    Опыт № 2(не имеет цвета)

    - Около стакана с водой положите полоски цветной бумаги. Сравните  цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?

    Уч-ся: Вода не имеет цвета.

    Вывод: вода не имеет цвета.

    Оборудование (3стакана химических, 3 полоски цветной бумаги)

    -Сделайте отметку в « Листе исследований».

    Опыт № 3(жидкая,  течет).

    -Аккуратно перелейте из пробирку в пробирку воду . Течет вода? Почему?

    Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.

    Оборудование (6 химических пробирок, с водой и без)

    Вывод: Вода – жидкая; течет.

    Опыт № 4(не имеет форму)

    - Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан и   вазу. Какую форму имеет вода?

    Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.

    Оборудование (банка, стакан и   ваза).

     Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится.

    Опыт № 5 (изменила цвет)

    -Посмотрите, Возьмем каплю краски и растворим ее в воде.

     -Что же произошло? (Вода изменила цвет)

    -А от чего зависит цвет воды?

    Оборудование ( химические пробирок с водой  краска )

    Вывод:  Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.

    А теперь я насыпьте соль в пробирку, и хорошо встряхните.

    Оборудование ( химические пробирок с водой  соль )

    - Что произошло?)

    -  Так какое же свойство воды этим опытом можно подтвердить? ( вода растворитель)

    Уч-ся: ( Отмечают в листе исследований)

    Опыт № 6(по запаху)

    - Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (понюхать).

    - Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Не забывайте правила безопасности при определении запаха.

    - Приглашаю к  своему столу по человеку из группы.

    Оборудование ( химические стаканы с кофе, водой, с водой  )

    - Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. ( Узнают сок, кофе)

    - Какое чувство помогло вам? (обоняние)

    -Почему было трудно определить третье вещество? (нет запаха)

    -Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? Вода

    - Какой сделаем вывод?

    Уч-ся: Отметьте это свойство в «Листе исследований».

    Опыт № 7

    -Как можно ещё отличить вещества друг от друга? По вкусу.

    - Приглашаю следующую группу экспертов.

    -Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

    -Вспомним правила безопасности.- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю. Что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. 

    Оборудование: (Стакан №1 – молоко(сладкий) № 2- лимонный сок (кислый)№ 3 – вода (не имеет вкуса!!!)

    - Какой вывод сделаем о вкусе воды?

    Уч-ся: ( Отмечают в листе исследований)

    - А может ли вода приобрести какой - нибудь вкус? Как? ( Посолить, посластить).

    5. Рефлексия учебной деятельности.

    Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований  и возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него.

    «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

    - В начале мы не  могли это определить? А теперь?

    - Сравним свойство этой  жидкости со свойствами воды.

    Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования.

    Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.

    -Как вода влияет на организм человека? (вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и выводить из него ненужные вещества)

     Что нового  о свойствах  воды узнали? Запишите в третьей графе своей таблички и скажите ребятам.

    Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. 

    - Оцените свои знания на конец занятия (капельки)

    Карточка.

    Синяя  – узнал на занятии много;

    Желтая  – знал, но не все

    Красная – ничего не узнал.

    И в конце занятия ребята  я советую вам посмотреть документальный фильм «Великая тайна воды»

    -Спасибо за занятие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"

    Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....

    КОНСПЕКТ внеклассного занятия по Фитнесу «Фитбол»

    Аэробика с фитболами как современная фитнес технология для развития силы и силовой выносливости....

    Конспект внеклассного занятия: "Наши земляки-вольчане - защитники Ленинграда".

    Внеклассное занятие посвящено землякам - жителям города Вольска, принимавшим участие в обороне и снятии блокады Ленинграда....

    Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дружба - чудесное слово".

    Занятие по духовно-нравственному воспитаниюДружба – чудесное слово. Цели:1.     Дать понятие  настоящей бескорыстной дружбы.2....

    Исследовательская работа "Вода. Свойства воды"

    Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»города Валуйки     Исследовательская работа Вода. Свойства воды....

    Методическая разработка УЗ на тему: Вода. Свойства воды.

    Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учебного занятия по учебной дисциплине «Естествознание». В группах 1 курса....

    Конспект внеклассного занятия по педагогике

    Среди воспитательных задач образовательного учреждения важное место занимает формирование здорового образа жизни. Форма проведения внеклассного мероприятия позволит взглянуть на проблему табакокурения...