Классный час "Журавлиная родина"
классный час на тему

Забровская Татьяна Евгеньевна

Сценарий классного часа для старших школьников и студентов 1-2 курсов к 100- летию заповедной сиситемы России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa_zhuravlinaya_rodina.docx822.36 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд1

Есть страна – журавлиная родина, 
Где метельной бывает весна, 
Где крупнее черешни смородина, 
Где черёмухой пахнут ветра…

В. Порошилов

Цель:  Формирование экологической культуры обучающихся через знакомство с природоохранной деятельностью заповедников.

Задачи:

  • воспитать экологическую  культуру, бережное отношение к природе;
  • развить навыки бережного отношения к ценным природным ресурсам;
  • поддержать традиции отечественных заповедников;
  • формировать умения находить в окружающем мире локальные проявления экологических проблем.

Ход мероприятия:

Педагог: 2017 год в России объявлен годом особо охраняемых природных территорий. Заповедная система России отмечает своё столетие.

Государственный заказник «Журавлиная родина» - раскинулся на территории двух районов Подмосковья – Сергиево-Посадского и Талдомского. На географических картах России место обозначается как Дубнинский болотный массив. Почему заказник, а не заповедник? ( короткие сообщения от студентов).

1 студ.: Заповедники – большие участки охраняемого леса, на которых запрещены вырубка леса, разведение костров, охота. Многих редких животных берут из зоопарка и размещают в заповеднике.
2 студ.: Заказники – это территория, где растения, животные и вся природа находятся под особой охраной человека. Заказник «Журавлиная Родина» - это первый из 15-ти ныне существующих особо охраняемых природных территорий, был основан в 1979 году. 
Педагог: Посещать «Журавлиную родину» рекомендуется с последней декады августа месяца и до последних чисел сентября, когда на местных лугах можно увидеть великое множество журавлей – по нескольку тысяч в день. Именно здесь они собираются в стаи, которые периодически взмывают ввысь и отправляются на зимовку в дальние страны. Зрелище незабываемое! 

1 студ.: Было бы неверным сказать, что в другое время года здесь неинтересно. В те же теплые месяцы можно наблюдать за жизнью прекрасных журавлей, выходящих к водоемам или идущих по лесным тропкам, и даже появляющихся у рядом проходящих автотрасс. Опытные путешественники берут с собой бинокли, отправляясь на «Журавлиную родину». Так будет сподручней.

Педагог: А почему именно «Журавлиная родина»?

2 студ.: Название это закрепилось за заповедником с лёгкой руки любимого всеми писателя Михаила  Михайловича  Пришвина, который ещё в 30-х годах прошлого столетия писал о журавлиных болотах, глухих лесах и чистейших озёрах этого края. Повесть, написанная  об этих местах, так и называется- «Журавлиная родина».

1 студ.: Пришвинская Журавлиная родина сохранилась и до наших дней. И сейчас здесь обитают 229 видов птиц, многие из которых занесены в Красную книгу России и Московской области.

Педагог: «Журавлиная родина» оказалась тем объединяющим фактором, который позволил собрать коллектив людей разных поколений с разными научными и природоохранными интересами и направить их деятельность на решение проблемы долгосрочного существования «Журавлиной родины» не только в качестве резервата редких видов, но и в качестве сравнительно устойчивой структуры в социально-экономической системе района. Это чрезвычайно сложная цель. Для её достижения одной из центральных задач является экопросветительская и экообразовательная работа с местным населением. И чтобы поближе познакомиться с этим необыкновенным местом, я предлагаю посмотреть короткий видеоролик.

Просмотр видеоролика «День журавля в Талдомском районе» (2 мин.)

https://www.youtube.com 

Студ.:  С мая по сентябрь можно увидеть удивительное зрелище - около трех тысяч птиц, приземляющихся на поля. Танцующие журавли – изящное и захватывающее зрелище. Поведение этих птиц служит людям примером для подражания. Во многих культурах, начиная с каменного века, человек имитирует поведение птицы.

Чтец: Ты видел, как танцуют журавли?
Когда закат - рубиновое диво...
То танец нежности, воркующей любви,
На языке без слов. И тем правдивый...

А знаешь, птицы не умеют врать...
И потому, им солнце обжигает крылья
Так высоко, навстречу гибели взлетать,
Возможно, только в искреннем порыве...


Признание в любви..... танцуют журавли...
Когда рубиновая страсть, рассветы топит.
Когда неистово, вдруг тянет от земли,
И веришь в вечность, обезумев от полёта...

Нет....
Ты не видел, как танцуют журавли...
И ты не веришь в искренность молчания.
Как же слова, бывают далеки,
От тишины,....где откровенен я...  (Шерон)

Просмотр видеоролика  «Танец журавлей»

https://yandex.ru/video/search?filmId

Студ.: В заказнике встречаются 218 видов птиц, 7 из которых занесены в Красную книгу России. Кроме серых журавлей вы можете увидеть гусей, уток и куликов разных видов, лебедей, аистов и сов. Из млекопитающих в "Журавлиной родине" обитают лоси, медведи, косули, рыси, выдры, барсуки и другие животные.

Педагог: Я предлагаю поиграть в игру «Экологическая цепочка». На экране вы видите слова и пояснения к ним. Вам нужно назвать лишнее в этой цепочке слово. 

На экране слайды:
1. Корень, стебель, цветок,
букет, лист – это части растений. 
2. Солнце, камень,
дуб, небо, снег – это неживая природа. 
3. Вяз, ольха,
пихта, ясень, клен – это лиственные деревья. 
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость,
липа, - это кустарники. 
5. Поползень, сойка, дятел,
дрозд, королек – зимующие птицы. 
6. Медведь, бурундук, барсук,
белка - впадают в спячку. 
7. Ель, сосна, пихта,
береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья. 
8. Соловей, ласточка, стриж,
ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы. 
9.
Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие. 
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик,
волчье лыко - это лекарственные растения.

Педагог: В последнее время люди все больше осознают необходимость сохранения природы. Люди разного возраста и разных профессии вместе защищают среду своего обитания. Десять лет назад общественность Талдомского района отстояла Журавлиную родину от планируемого крупномасштабного забора подземных вод для нужд Москвы. Жители района боролись против кожевенного завода, отравившего ядовитыми сбросами речку Куйменку. Постоянно идут споры о строительстве мусороперерабатывающих заводах и свалках.

А вот для охраны живой природы, к сожалению, люди объединяются не так часто и охотно – ведь она не кричит об экологической катастрофе; молчит, когда качают воду, коттеджами застраивают леса, поливают поля ядами, стреляют по краснокнижным животным. Последствия разорения мы замечаем лишь потом, сокрушаемся, что вот и нет уже былых лесов с грибами и ягодами, перевелась рыба, по весне как-то не так поют птицы.

Очень многие люди хотели бы сохранить природу лишь только потому, что она красива. Тому, кто видел талдомских журавлей, свободно гуляющих по полям, кто слышал журавлиные фанфары на весенних болотах, это стремление вполне понятно. Поэтому давайте вместе хранить Журавлиную родину, чтобы журавли не дали людям окончательно забыть о красоте земли.

И я предлагаю 20 мая отправиться нам на экскурсию в деревню Дмитровка Талдомского района на IV Совиный фест, а в сентябре на «Фестиваль журавля».

Выводы. Итог мероприятия: в мероприятии приняли участие 28 студентов второго курса, которые испытали уникальные эмоции от просмотра видеоматериалов, прониклись сознанием того, как важно беречь и охранять природу. Участники классного часа узнали о заказнике Талдомского района «Журавлиная родина», об истории его возникновения, традициях, охране дикой природы, а также восстановлении его ресурсов.

Студенты единогласно приняли решение отправиться 20 мая на Совиный фест и попробовать себя в роли волонтеров Журавлиной родины.

Таким образом, важной стороной воспитания является  экологическое воспитание, развитие гуманного чувства и действенного отношения  к окружающему миру. Именно этот классный час способствует решению данной проблемы.

Оборудование для проведения мероприятия: электронная географическая карта, проектор, экран, фотографии заповедников, портрет писателя

М.М. Пришвина.

Участники мероприятия: группа второго года обучения МГ-127. Возрастная категория: 16-17 лет.

Ответственный за подготовку и проведение мероприятия: Забровская Т.Е.

Используемая  литература

Г. Крылов Деревья, травы жизни, заповедные места. Новосибирск. Наука 1972 г.

М. Пришвин - том 3. Журавлиная родина. Календарь природы. 1929 г.

Н. Юдина, 100 великих заповедников и парков. Москва- 2004 г.

Интернет- источники. Ссылки:

http://www.craneland.ru/ официальный сайт заказника «Журавлиная родина»

https://yandex.ru/video/search?filmId – танец журавлей

https://www.youtube.com – документальный видеоролик «День журавля в Талдомском районе»

60

collegetsaritsyno.mskobr.ru

логотип новый прозрачный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему" Родина нас выбирала"

Данная работа очень интересна и пронзительна до слез ,она посвещена  ребятам .которые сражались до последнего и посвещена им ....

Классный час "Мой край , моя Родина"

Методическая разработка классного часаЦели и задачи:- Расширить кругозор обучающихся, познакомить с историей образования Хабаровского края, его символикой, географическими особенностями;- Содействоват...

Классный час "Мой край, моя Родина

 Классный час "Мой край, моя Родина Цели и задачи:- Расширить кругозор обучающихся, познакомить с историей образования Хабаровского края, его символикой, географическими особенностями...

Классный час в 5 классе "Здравствуй, 5 класс" и "Моя малая Родина"

Разработка классного часа для проведения 1 сентября 2014 года "Моя малая Родина"...

Разработка классного часа на тему Моя малая Родина

Классный час- путешествие по малой Родине знакомство с достопримечательностями родного края и истории России...

КЛАССНЫЙ ЧАС «Моя малая Родина»

В настоящее время актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодежи. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну занимает  п...

Классный час "Моя малая родина"

Материал содержит разработку классного часа на тему "Моя малая родина" (г. Мценск, Орловская обл.). Урок предполагает знакомство и актуализацию знаний о родном городе и области, разработан с учетом тр...