Статьи, доклады, выступления
методическая разработка


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА НА УРОКАХ ОБЖ

Надмитов Виктор Бадмажапович

ГБОУ СПО «Байкальский колледж туризма и сервиса»,

преподаватель дисциплин ОБЖ и БЖД,

г. Улан-Удэ

E-mail: VBN@ e-mail.ru

  

Предлагаемая статья представляет мой собственный опыт работы по использованию информационных технологий на уроках ОБЖ.

Ни для кого не секрет, что в образовательные учреждения среднего профессионального образования, поступают в основном, не самые подготовленные выпускники общеобразовательных школ. Многие из них, как показывает моя практика, имеют слабые базовые знания по основам безопасности жизнедеятельности, и поэтому использование информационных технологий в учебном процессе становиться наиболее актуальным.

Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время преподавателя и студента. Он позволяет студенту работать в своем темпе, а преподавателю дает возможность оперативно проконтролировать и скорректировать результаты обучения [6].

Формы же применения мультимедиа на уроках зависят от материально-технической базы самого образовательного учреждения, его финансовых возможностей, а также уровня компьютерной грамотности преподавателя и его творческих возможностей и желания.

Компьютер универсален, при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое [6].

Но не смотря, на универсальность компьютера, его функции все-таки сводятся:

  1. Компьютер в функции учителя представляет:

- источник учебной информации;

- наглядное пособие

- индивидуальное информационное пространство;

- тренажер;

- средство диагностики и контроля.

  1. Компьютер в функции рабочего инструмента может выступать как:

- средство подготовки текстов;

- графопостроитель, графический редактор;

- вычислительная машина больших возможностей;

- средство моделирования[2].

Специфика дисциплины ОБЖ заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем. Получить всё это в своё распоряжение можно следующим образом:

1. Фотографии сделать самому или использовать готовые из различных мультимедийных источников;

2. Рисунки и схемы изготовить с помощью графических редакторов или использовать их из книг, газет, журналов и опять же из мультимедийных источников.

Наиболее простой способ – сканирование изображения. Это несложный процесс и его хорошо знают дети уже после первого года изучения информатики [5].

На уроках ОБЖ мной широко используются доступные видеоматериалы, которые скачиваются из сети Интернет.

Программа курса ОБЖ для образовательных учреждений среднего профессионального образования позволяет применять наиболее рациональную типологию уроков, таких как:

1. Урок изучения нового материала.

2. Урок закрепления новых знаний.

3. Контрольный урок.

Мой урок предполагает, как индивидуальную, так и групповую работу студентов, где широко применяю презентации, видеоклипы и аудиозаписи.

Для каждого этапа урока, с применением мультимедиа, я в своей работе следую определенным правилам, которые от типа и вида занятия.

Мной соблюдается время показа видеоклипов, которое длится не более 6 минут, время использования презентаций варьируется от нескольких минут до 20 минут. Во время применения презентаций используются «черные слайды», когда на экране нет изображения, чтобы не прекращать работу проектора и не отвлекаться от урока при повторном включении. Безусловно, презентация не может полностью вытеснить традиционные приемы работы на уроке, такие как устный ответ, письменная работа и другое [6].

Используя презентацию на уроке, необходимо помнить, что:

1. Презентация – это иллюстрация к уроку, а не развлечение,

2. Просмотр презентации требует определенных физических нагрузок,

3. Презентация не может заменить практическую деятельность студента. 

Для изготовления презентации к уроку в основном используется самая распространенная программа Microsoft Power Point

Вот некоторые практические, установленные собственным эмпирическим путем, советы по презентациям к уроку:

1. Титульный слайд, на котором должны быть название образовательного учреждения, тема и должность и фамилия автора.

2. Фон слайда презентации желательно иметь однотонным, различные красивости и детали перегружают слайд и уменьшают полезное информационное пространство [4].

3. Текст презентации легче воспринимается, если применить темный фон, а буквы текста сделать светлыми, а лучше всего белыми.

4. Текст желательно исполнить шрифтами Arial или Calibri размером 28-32 кегль, как наиболее удобочитаемыми.

5. Текст на слайде должен состоять из одного предложения или небольшого абзаца, который несет одну смысловую нагрузку.

6. Таблицы и графики лучше всего применять небольшого объема и ограниченно, в противном случае они не воспринимаются.

7. Систему, структуру и принцип действия какого-либо понятия или определения лучше всего изобразить в виде схемы, с минимумом пояснительного текста

8. На слайде может быть только одна иллюстрация: снимок, рисунок, схема с пояснительной надписью.

9. Анимацию лучше всего будет применить для показа последовательности или по элементной очередности действия какого-либо процесса, тут желательно не переборщить.

При применении мультимедиа на уроках, следует помнить, что компьютер ни в коем случае не заменит преподавателя, компьютер только лишь его инструмент.

Подготовка полноценного урока с применением мультимедиа требует от преподавателя много усилий и времени, но результат стоит того.

Источники информации:

  1. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М., 2008. – С. 58.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
  4.  Вязьминов Виктор. Физиологические основы восприятия. - www.webimg.ru/node
  5.  Комаров В.Н. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ – httr://www.in-n.ru
  6. Попрядухина Е.В. Использование современных технологий на уроках ОБЖ. – Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru



Предварительный просмотр:

Педагогическая риторика как объект самообразования

Надмитов Виктор Бадмажапович,

преподаватель высшей квалификационной категории,

ГБПОУ «БКТиС»

Педагогическое самообразование – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности.

Одним из важнейших направлений самообразования педагога, как мне представляется, это овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи.

Данная проблема особенно актуальна для преподавателей профессионального цикла обучения системы среднего профессионального образования, ведь многие из них не имеют полноценного педагогического образования.

Объектом этой работы является риторическая культура педагога.

Цель данной работы есть определение роли, значения риторической культуры  современного педагога. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

- систематизировать имеющийся теоретический материал по данной теме;

- показать основные составляющие риторической   культуры педагога.

Гипотеза: современному педагогу необходимо владеть мастерством эффективной речи, так как это фундамент для всей последующей его деятельности.

Педагогическая риторика – одна из частных современных риторических дисциплин, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации [4].

Публичная речь преподавателя передает информацию слушателям и имеет дидактическую направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Этим обусловлены особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и форме педагогической речи [1].

На мой взгляд, в содержание риторической (коммуникативно-речевой) культуры педагога можно включить следующие компоненты:

1) Культура речевого общения и воздействия.

2) Культура невербального поведения.

3) Техника речи.

4) Коммуникативные качества речи: её правильность, выразительность и пр.

5) Культура речевой деятельности.

В соответствии с выявленными сущностью, функциями, формами и особенностями педагогической речи как важнейшего инструмента, средства профессиональной деятельности учителя определены требования к ней: 

– содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся); 

– грамотность речи и лексическое богатство; 

– логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся); 

– техническая отточенность (поставленное дыхание, голос; четкая дикция; оптимальные темп и ритм речи); 

– интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (образность речи характеризуется способностью словом создавать наглядно-чувственные образы, картины предметов и явлений окружающей действительности). Для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.; 

– уместность речи (знание педагогом особенностей аудитории);

– существенным требованием к речи педагога является ее литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету [5].

Автор не претендует на всю полноту и оригинальность подачи данной проблемы, в данной работе была лишь предпринята попытка обозначить некоторые аспекты педагогической риторики преподавателя,

Таким образом, речь преподавателя служит образцом, который воспринимает обучаемый и по которому он учится строить свою речь. Часто речь преподавателя для обучаемого является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи вообще. Поэтому особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Библиография

1. Владимирова Т.Л. Педагогическая риторика. [Электронный ресурс]:/http://www.twirpx.com/file/1724131/

2. Вяткина И.В., Хайрулина Э.Р. Дисциплина «Педагогическая риторика» как основа профессиональной культуры педагога. [Электронный ресурс]: CyberLeninka.ru›article…pedagogicheskaya-ritorika

3. Горобец Л.Н. Педагогическая риторика в системе профессиональной подготовки в педагогическом ВУЗе (монография). [Электронный ресурс]: https://docviewer.yandex.ru/

3. Михальская А.К. Педагогическая риторика. История и теория. М., 1998.

4. Чичканова Н.А. Материал по профессиональному самообразованию педагога: «Педагогическая риторика» [Электронный ресурс]: http://pedportal.net /starshie-klassy/raznoe/material



Предварительный просмотр:

Опыт применения метода проектов на уроках ОБЖ

В.Б. Надмитов,

преподаватель ОБЖ,

ГБПОУ «БКТиС»,

Республика Бурятия

1. История метода проектов

Все новое – это хорошо забытое старое. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США, связан был с американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.

Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.

С развитием информационного пространства метод проектов вновь становится актуальным в современном обществе.

2. Суть метода проектов и его принципы

Метод проектов – это совместная деятельность педагога и обучающегося. Метод проектов – это педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся  выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных учащимися проектов должны быть ощутимыми, если это теоретическая проблема – конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

3. Личный опыт в применении метода проектов

В СПО обучающиеся поступают с определенным багажом знаний, полученным в основной средней школе, эти знания, мягко говоря, не дотягивают до необходимого уровня требований и это вызывает некоторые проблемы в учебном процессе.

Самым сложным моментом при введении в учебный процесс метода проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап.

Не каждый урок должен проходить в «проектной манере». При планировании обучения на год необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование».

Далее нужно сформулировать несколько примерных тем на группу (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения обучающимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений необходимо руководствоваться требованиями по ФГОС соответствующему учебному курсу.

Этапы работы над проектом:

1 этап. Мотивационный.

2 этап. Планирующе-подготовительный.

3 этап. Информационно-операционный.

4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Количество участников проекта

1. Личностный

2. Парный

3. Групповая (основная форма). Из личного опыта установлено, что оптимальное количество в группах – это  3 – 4 обучающихся,

Продолжительность проекта

1. Мини проект – в течение урока

2. Краткосрочный – 3, 4 дня

3. Среднесрочный – 2, 3 месяца

4. Долгосрочный – 1 семестр, учебный год

По контролирующим функциям

1. Итоговый – реферат

2. Текущий

Из-за ограниченности во времени, чаще всего используются краткосрочные проекты, конечным продуктом которых является мультимедийная презентация. Эта форма отчёта позволяет не только структурировать информацию в алгоритмическом порядке, но и облегчить усвоение и запоминание материала.

Хорошо известно, что при аудио- и визуальном преподнесении запоминается до 65% информации

По курсу ОБЖ есть раздел Основы обороны государства и военной службы, темами которого являются История развития ВС России, Памятные даты – Дни воинской слав России.

 

4. Достоинства и недостатки метода проектов

Использование проектного образования позволяет

  • индивидуализировать обучение;
  • актуализировать знания и умения, имеющиеся у учащегося;
  • позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе;
  • помогает выполнять работу в собственном ритме;
  • использовать полученные знания в практическом применении;
  • четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;
  • видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
  • корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

Есть и недостатки:

  • невероятно большой объём работы для учителя и ученика и связанный с ним недостаток времени;
  • не все темы и разделы учебного курса можно обучать методом проекта;
  • предопределённость конечного результата (строительство «ветряных мельниц»);
  • опасность превращения творческой работы в шаблонное «производство проектов».

Особенно актуальным метод проектов становится в настоящее время, когда предполагается развитие и внедрение дистанционного обучения, а также при ведении учебных занятий с лицами с ОВЗ

Проанализировав результаты своей работы, с использованием метода проектов, я убежден, в эффективности этого метода обучения.

Источники

  1. Что такое проект? / М.А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.
  2. Метод проектов. Полат Е.С. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru
  3. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. М. – 2003
  4. http://aret.ru/shkolniku/11-klass/metod-uchebnykh-proektov-pliusy-i-minusy/
  5. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/599341/



Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРАЗОВАНИИ

Надмитов В.Б., преподаватель

дисциплины «Безопасность жизнедеятельности

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

В настоящее время, в отечественном образовательном пространстве, в связи с ФГОС, наблюдается волна увлечения методом проектов, в полной мере отвечающим  современным образовательным технологиям.

Метод  проектов  не  является  принципиально  новым  в  мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его  называли  также  методом  проблем,  и  связывался  он  с  идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. X. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение  на активной основе, через целесообразную деятельность ученика,  сообразуясь с  его личным  интересом  именно  в этом знании. [1, 66]

Основоположники  метода  проектов  предлагали  строить  обучение  на активной  основе,  через  целесообразную  деятельность  обучающегося,  опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важным, даже принципиальным, было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них. Для решения такой проблемы ученику будет необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести непосредственно в ходе работы. [2, 4].

Суть метода проектов состоит в стимулировании интереса обучающихся к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний.

Роль преподавателя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. При этом мерилом успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь – отметка лишь фиксирует фактическое положение дел. [2, 4].

Главными задачами для преподавателя при применении метода проектов должны стать следующие:

  • создание условий для активного усвоения знаний и способов деятельности всеми участниками образовательного процесса;
  • обеспечение контроля;
  • расширение информационного пространства по обучению БЖД, обучение пользованию информационными ресурсами;
  • обеспечение интегрированного подхода в преподавании.

Основными требованиями к использованию метода проектов должны быть:

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы или задачи,  требующей  интегрированного  знания,  исследовательского поиска для ее решения  (например,  проблема влияния  кислотных дождей  на окружающую среду и т.п.).
  2. Практическая, теоретическая,  познавательная  значимость предполагаемых  результатов  (например,  доклад  об экологическом состоянии  региона проживания, о факторах,  влияющих  на это состояние,  тенденциях,  прослеживающихся  в развитии данной  проблемы;  видеоролик  с репортажем с места события; план  мероприятий по  выходу  из  проблемной  ситуации  и  т.п.).
  3. Самостоятельная  (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность обучающихся.
  4. Структурирование  содержательной  части  проекта  (с  указанием  поэтапных результатов).
  5. Использование  исследовательских  методов,  предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение  проблемы  и  вытекающих из  нее задач  исследования  (использование  в  ходе  совместного  исследования  метода «мозговой  атаки»,  «круглого  стола»);
  • выдвижение гипотезы  их решения;
  • обсуждение  методов  исследования  (статистических,  экспериментальных,  наблюдений  и  пр.);
  • обсуждение  способов  оформления  конечных  результатов (рефератов, презентаций,  защиты,  творческих  отчетов и  пр.);
  • сбор,  систематизация  и  анализ  полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы,  выдвижение новых проблем  исследования.

Использование проектного образования позволяет

  • индивидуализировать обучение;
  • актуализировать знания и умения, имеющиеся у учащегося;
  • позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе;
  • помогает выполнять работу в собственном ритме;
  • использовать полученные знания в практическом применении;
  • четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;
  • видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
  • корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

ФГОС СПО требуют овладение студентами общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). И если ПК мы сформируем через содержание обучения, то ОК крайне редко можно сформировать через содержание, в основном через методы обучения [4].

В  соответствии  с  Федеральным  государственным  образовательным  стандартом среднего профессионального образования дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»  является  обязательной  частью профессионального учебного цикла.

Самым сложным для применения метода проектов в учебном процессе является организация, а особенно – подготовительный этап. Не каждый урок может и должен проходить в «проектной манере». При планировании обучения на учебный год необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), на которых будет использоваться метод проектов.

Необходимо составить список примерных тем (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения обучающимися необходимых знаний и умений, согласно требованиям ФГОС по дисциплине, а также формирования нужного им опыта.

Обязательно должны быть разработаны методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите проекта, рассмотренные и утвержденные на заседаниях предметно-цикловой комиссии или методического совета.

Методические требования к разрабатываемому проекту:

  • объем – строго определенное количество страниц (слайдов);
  • четкая структура;  
  • обоснованность выводов;
  • наличие списка информационных источников;
  • порядок защиты.

Сама работа над проектом должна обязательно, делится на этапы:

  • 1-этап. Мотивационный;
  • 2-этап. Планирующе-подготовительный;
  • 3-этап. Информационно-операционный;
  • 4-этап. Рефлексивно-оценочный.

Проект по количеству участников может быть:

  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой (основная форма), опытным путем установлено, что оптимальное количество в группах – это  3 – 4 обучающихся.

Продолжительность проекта:

  • мини проект – в течение урока;
  • краткосрочный – 3, 4 дня;
  • среднесрочный – 2, 3 месяца;
  • долгосрочный – 1 семестр или учебный год (реферат).

По контролирующим функциям:

  • текущий;
  • итоговый (реферат).

Применение метода проектов позволило: вовлечь обучающихся в учебный процесс; индивидуализировать обучение; учесть их личностно-ориентированные потребности и способности; уровень информированности и подготовки обучающихся; повысить результативность и эффективность учебного процесса.

Недостатки метода проектов являются:

1. Для преподавателя:

  • невероятно большой объём работы для преподавателя и связанный с ним недостаток времени;
  • не ко всем темам и разделам учебной дисциплины применим метод проекта;
  • предопределённость конечного результата (строительство «ветряных мельниц»);
  • опасность превращения творческой работы в шаблонное «производство проектов».

2. Для обучающегося:

  • переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в отведенные сроки;
  • психологические коммуникативные проблемы: в группах всегда есть деление на «работяг» и «балласт»;
  • группы работают с разной скоростью;
  • студенты могут потерять заинтересованность в участии в проекте, если он затягивается слишком долго;
  • слабая ИКТ грамотность большинства обучающихся.

Достоинства метода проектов:

1. Он позволяет решить одну из главных задач современного образования – формирование мотивации. Используя данную технологию, необходимо ставить перед обучающимися, такую проблему, которая интересна и значима для каждого участника проекта.

2. Реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся становятся участниками проекта в соответствии со своими способностями и интересами.

3. Работа над проектам вовлекает обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Это ведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности, активности, ответственности, формируются умения планировать и принимать решения, нести за них ответственность.

4. В процессе работы происходит освоение информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностей, формируется мировоззрение и личностная позиция.

5. Метод проектов тесно связан с использованием ИКТ. ИКТ даёт технологическую и информативную базу, проектная же деятельность придаёт смысловую направленность,

6. Метод проектов позволяет реализовывать индивидуальную работу с обучающимися, а также работу в группах на основе сотрудничества.

Выбор метода проектов или иной другой технологии зависит от множества факторов: контингента обучающихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

Самым оптимальным вариантом является использование разных технологий, как традиционных, так инновационных в различных вариантах.

Библиография

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – 3-е изд.,  испр. и доп. – М.: «Академия», 2008. – 272 с.

2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.

3. Неделяева А.В. Проектная деятельность в формировании эколого-педагогической компетентности при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» / Сборник: «Инновации в науке»: материалы XXII международной заочной научно-практической конференции. (15 июля  2013 г.)

4. Даниленко С.В., Баженов В.М. Технология использования проектной методики в системе СПО [Электронный ресурс]  / https://kopilkaurokov.ru/obzh/prochee/tiekhnologhiia primienieniiaproiektnoi mietodiki [Дата обращения: 17.012019]

5. Камынин А.А. Использование проектной технологии в преподавании учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / http://moodle.donripo.com/ course/view. php?id=12 [Дата обращения: 17.012019]

6. Лазарев Тимофей. Проектный метод: ошибки в использовании  [Электронный ресурс] / http://ps.1september.ru /article.php?ID=201100111[Дата обращения: 17.012019]

7. Хапланова И.А. Плюсы и минусы проектной деятельности. Из опыта работы учителя  [Электронный ресурс] / http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/599341. [Дата обращения: 18.012019]

8. Хамидуллина Д.И, Современные инновационные педагогические технологии. [Электронный ресурс] / https://infourok.ru/sovremennie-innovacionnie-obrazovatelnie-tehnologii-456029.html. [Дата обращения: 23.012019]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБПОУ «БКТиС» МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СРЕДНЕМ ПРОФЕССОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Надмитов В.Б.

Слайд 2

Современные обучающиеся – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним отовсюду так очень много поступает различной информации (в основном с гаджетов), и зачастую она бесполезная. Но обучающиеся, в большинстве, не могут и не умеют, превращать полученную информацию в знания. Проблема современного образования

Слайд 3

Обучающихся необходимо научить целенаправленному поиску информации . Их также необходимо научить ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать информацию . Известно, что лучше всего усваиваются те знания, которые были использованы в в решении каких-то реальных задач. Проблема современного образования

Слайд 4

Главной идеей организации метода проектов (проектной технологии) в образовательном процессе – это прагматическая направленность на результат , который можно получить при как теоретическом или так и практическом решении актуальной проблемы. Идея метода проектов

Слайд 5

Метод проектов не нов и зародился в начале XX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист, педагог Джон Дьюи. Идея метода проектов

Слайд 6

Джон Дьюи считал, что строить обучение необходимо на активной основе , через целесообразную деятельность ученика , с учетом его личного интереса именно в этом знании. Очень важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях. Идея метода проектов

Слайд 7

ФГОС СПО требуют овладение студентами общими (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК). И если профессиональные компетенции (ПК) формируются через содержание обучения, то общие (ОК) крайне редко можно сформировать через содержание, в основном через методы обучения. ФГОС СПО

Слайд 8

Общие компетенции (ОК), формируемые согласно ФГОС СПО: ОК 1 . Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. … ОК 3 . Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ФГОС СПО

Слайд 9

ОК 4 . Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5 . Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 . Работать в коллективе и в команде ... ОК 7. … (и т.д.) ФГОС СПО

Слайд 10

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) СПО дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью профессионального учебного цикла. ФГОС СПО

Слайд 11

Типы проектов: Научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры; Социальные , преобразующие материальный мир и отношения между людьми; Образовательные (учебные) , преобразу-ющие сознание отдельного человека. Метод проектов: классификация

Слайд 12

Исследовательские проекты Предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений Практико-ориентированные проекты Направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п. Информационные проекты Направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении (например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.) Творческие проекты Результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов Игровые проекты Предполагают подготовку какого-либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.) Метод проектов: классификация

Слайд 13

По профилю занятий: Монопроекты (в рамках одного предмета выбираются сложные разделы и темы программы, которые укладываются в классно-урочную систему); Межпредметные (в рамках нескольких предметов; во внеурочное время). Метод проектов: классификация

Слайд 14

По количеству участников: Индивидуальные; Парные; Групповые . По продолжительности : Краткосрочные (в рамках одного урока или нескольких уроков); Среднесрочные (один – два месяца); Долгосрочные (семестр, год). Метод проектов: классификация

Слайд 15

По характеру координации : С открытой координацией (явной) (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы); Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник). Метод проектов: классификация

Слайд 16

На основе материалов : Исследовательские; Творческие; Ролево-игровые; Информационные; Практико-ориентированные. Метод проектов: классификация

Слайд 17

Формы продукции проекта : Видеоклип; Презентация Доклад; Реферат; Выставка; Макет; Картина; Сценарий; Чертеж. Метод проектов: классификация

Слайд 18

Выбор тематики проекта определяется преподавателем: - с учетом учебной ситуации; - с учетом способностей обучающихся; - по преподаваемой дисциплине. Метод проектов: применение

Слайд 19

Метод проектов: применение Цели: Научить обучающихся: - приобретать знания самостоятельно; - систематизировать полученную информацию; - пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать, делать выводы и заключения; - сотрудничать, работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли, получать эффективные результаты; - пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач.

Слайд 20

Выбор тематики проекта определяется преподавателем : - с учетом учебной ситуации; - с учетом способностей обучающихся; - по преподаваемой дисциплине . Метод проектов: применение

Слайд 21

Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов Структура проектной деятельности: 1. Подготовительный этап. 2. Технологический этап. 3. Заключительный этап. Метод проектов: применение

Слайд 22

Метод проектов: подготовительный этап На подготовительном этапе формулируются: Тема: (что мы будем делать?) Цели: (для чего мы будем это делать?) Задачи проекта: (как мы будем это делать?) Определение проектного продукта: (что должно получиться в результате?)

Слайд 23

Метод проектов: технологический этап Планирование проекта: 1. Уточнение количества участников. 2. Формирование групп. 3. Распределение обязанностей. 4. Определение источников информации. 5. Ознакомление с критериями оценки результатов. 7 Составление оптимального плана работы.

Слайд 24

Метод проектов: технологический этап Реализация проекта: 1. Сбор и обработка информации. 2. Решение возникающих вопросов и проблем. 3. Корректирование планирования (при необходимости). 4. Оформление документации проекта.

Слайд 25

Метод проектов: заключительный этап Презентация проекта: 1. Представление результатов проекта аудитории (экспертной комиссии). 2. Ответы на вопросы. 3. Интерпретация полученных результатов.

Слайд 26

Метод проектов: заключительный этап Оценка проекта: 1. Подведение итогов. 2. Оценка итоговых и промежуточных результатов. 3. Самоанализ работы в группах.

Слайд 27

Тема проекта: Цель: Задачи: Что знаем: Что еще нужно найти: Что можно использовать: Источник информации: Вид информации: Какую информацию и у кого мы можем получить: ______________________________________________________________________________________ Координатор в группе: _____________________________________________________________ Распределение обязанностей в и план работы Мероприятия: Ученик 1 Ученик 2 Ученик … Что делать: Что сделано: Лист планирования Метод проектов: опыт применения

Слайд 28

Метод проектов: опыт применения

Слайд 29

Метод проектов: опыт применения

Слайд 30

Использование проектного метода позволяет: - индивидуализировать обучение; - актуализировать знания и умения, имеющиеся у обучающегося; - позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе; - помогает выполнять работу в собственном ритме; - использовать полученные знания в практическом применении; - видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности; - корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки. Метод проектов: достоинства

Слайд 31

Недостатки метод проектов : - невероятно большой объём работы для преподавателя и обучающегося; - не все темы и разделы учебного курса можно обучать методом проекта; - предопределённость конечного результата (строительство «ветряных мельниц»); - опасность превращения творческой работы в шаблонное «производство проектов». Метод проектов: недостатки

Слайд 32

Дай человеку рыбу и ты накормишь его на один день. Научи его ловить рыбу, и ты накормишь его на всю жизнь. Китайская пословица

Слайд 33

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Современные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности

Доклад  для  выступленияна  Педагогическом  советеСовременные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности...

Публикации, статьи, доклады

Учебное пособие Современное высокотехнологичное оборудование предприятий общественного питания учебной дисциплины  Техническое оснащение организаций  питания составлено на основе...

статьи и выступления студентов под руководством

Статьи и и выступления под руководством Митупова  М. Б....

Статья "Рекомендации обучающимся по подготовке и выступлению с докладом"

Доклад – это представление информации или рекомендации человеком, который собрал и изучил факты, людям, которые попросили подготовить доклад, потому что им необходимы эти знания для решения какой то с...

Доклад выступления на методическом объединении" Технология проблемно-диалогического обучения истории в рамках реализации ФГОС СПО"

Доклад выступления на методическом объединении" Технология проблемно-диалогического обучения истории в рамках реализации ФГОС СПО"...