Доклад на тему: «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА».
материал на тему

Синякова Ольга Степановна

Доклад для выступления 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferents.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

подготовила

Синякова Ольга Степановна

Доклад на тему:

«ОСОБЕННОСТИ   РАЗВИТИЯ     НАВЫКА         ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ           У      ОБУЧАЮЩИХСЯ       КОЛЛЕДЖА».

Компетентностный подход к обучению  является ведущей идеей модернизации образования и предполагает обновление содержания всех его уровней.  Механизм реализации компетентностного подхода в структуре среднего профессионального образования представлен в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и среднего профессионального образования.

     Достижение профессиональной образованности обучающегося обеспечивается интеграцией профессиональных и общих компетенций.

Из всего поля компетенций в особую группу выделяются ключевые или базовые компетенции, носящие общий надпредметный характер. Ключевые компетенции характеризуются  наличием соответствующих качеств личности и способности их реализовать в профессиональной деятельности.  Какая роль в формировании ключевых компетенций у будущих работников строительной отросли  отводится навыкам публичного выступления?

                  А. П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

Современное развитие науки и техники, а также изменения в общественном сознании заставляют педагога по-новому взглянуть на учебный процесс.

В условиях глобализации и информатизации мирового сообщества студенты сталкиваются с необходимостью публично отстаивать свою точку зрения, доступно и четко излагать свои мысли, быть компетентным в излагаемом вопросе. Выступление должно быть интересным и вызывать обратную связь с аудиторией.

 Умение выступать публично необходимо сегодня практически каждому работающему человеку, особенно актуально это для руководителей разного уровня.

Психологи отмечают: людей, в принципе не способных к публичным выступлениям, практически нет. Основная причина ораторских провалов – это внутренний страх, который надо перебороть.

Мощное напряжение, возникающее у подавляющего большинства людей перед публичным выступлением, связано в первую очередь с неуверенностью в себе и внутренней закомплексованностью. Человек, привыкший общаться в режиме диалога с одним лицом или в небольшой компании с несколькими людьми, внезапно оказывается перед большой и непонятной для него аудиторией, от общения с которой можно получить все, что угодно.

     Умение красноречиво выступать не присуще человеку от рождения. Поэтому роль педагога в этом вопросе очевидна.

      В современном информационном обществе молодежь встречается со многими трудностями. В первую очередь – это затруднение в выборе нужной информации из огромного потока. Во вторую – это не только неумение выступить со своей работой перед аудиторией, но и ее боязнь. Причем наши наблюдения показывают, что в некоторых случаях, студенты боятся собственной группы, боятся быть высмеянным.

Наблюдения за студентами показывают, что современные подростки не умеют связанно и четко формулировать свои мысли, публично отстаивать свою точку зрения, обладают малым словарным запасом.

Причинами подобной ситуации являются достижения в сфере информационных технологий. Современный молодой человек много времени проводит за компьютером в социальных сетях, увлекается играми. Поэтому чаще ему проще написать что-то, чем произнести вслух то же самое перед аудиторией. Информационные технологии заменили чтение художественной литературы, заменили занятия спортом. Современный молодой человек свободное время проводит сидя за компьютером, вместо того, чтобы читать книги, посещать развивающие кружки, общаться со сверстниками. Такой образ жизни неблагоприятно сказывается на физическом и психологическом состоянии, уровень культуры снижается.

      Публичное выступление - устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст. Успешное публичное выступление требует многочисленных навыков:

 1. Умение подготовить выступление. На этом этапе важно определить:

 - Тему выступления. Она должна выражать главную мысль, которую вы хотите донести до своих слушателей.

- Цель выступления. Она должна выразить смысл и направленность действий выступающего, содержание выступления, отбор и накопление материала, знаний, сведений, которые обладают актуальностью, не повторяют известное, а имеют признаки новизны. Материал должен быть обоснован сильными доводами, опираться на факты. Содержание выступления должно соотноситься с интересами и ориентирами слушателей. - Форму изложения материала: доклад, презентация, речь и т.д.

 В любом случае избранная форма должна представлять собой организованный и сгруппированный материал, способный содействовать концентрации внимания слушателей на значимых в профессиональной среде вопросах.

2. Правильно устанавливать контакт с аудиторией.

Задача вступления состоит в том, чтобы установить между автором выступления и слушателями доверительное дружелюбное поле общения. На данном этапе выступающий стремится привлечь к себе внимание.

3. Привлекать и удерживать внимание аудитории, отслеживать реакцию аудитории и своевременно реагировать на снижение внимания

 4. Разрабатывать структуру презентации в соответствии с поставленными задачами, выбирать аргументы, подходящие для определенной аудитории.

5. Уверенно держаться перед аудиторией, уверенно и позитивно отвечать на вопросы, Необходимо тренироваться в предугадывании вопросов и различать типы вопросов, использовать различные способы ответов. Вопросы могут содержать требование дать о чем-либо новую информацию. На публичных встречах они задаются чаще всего. Грамотные ответы на них предполагают обширную эрудицию выступающего. Встречаются вопросы корректные либо некорректные. Корректный вопрос опирается на истинные предпосылки. Он отсылает к весьма определенной области знания или деятельности. В нем не содержится противоречия. Некорректный вопрос основан на ложных или путаных знаниях, на противоречащих суждениях или суждения, смысл которого не определен. На логически корректный вопрос можно дать истинный ответ. На логически некорректные вопросы зачастую вообще нельзя дать осмысленного ответа. Выступающему полезно научиться распознавать провокационные вопросы. Их смысл в том, чтобы поставить в затруднительное положение выступающего. С помощью таких вопросов предпринимается попытка ввести ложную, либо двусмысленную информацию об обсуждаемых событиях, о человеке, о знаниях и т.д.

 6.Управлять своим голосом, жестикуляцией, мимикой в процессе выступления. Выступление будет выигрывать, если применяются средства наглядности, рисунки, диаграммы, таблицы, демонстрационная техника, используются видеосюжеты.

7. Настраиваться на выступление, выбирая оптимальное эмоциональное состояние.

 8. Выявлять элементы личного стиля выступления (слова, жесты, позы), мешающие эффективному выступлению и заменять их на помогающие (адекватные) конкретной ситуации.

9. Создавать у аудитории наиболее благоприятное впечатление о себе, демонстрируя дружелюбие, терпимость, содействие, тактичность.

         Основной формой организации обучения и воспитания студентов  был, есть и в обозримом будущем остается урок. Урок является частью темы, курса учебного предмет и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса. Обучающиеся сталкиваются с необходимостью выступать перед группой с монологическим рассказом, докладом, презентацией, защитой курсового проекта. Следует отметить, что преимущество урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:

1. На уроке студент имеет возможность выступать перед аудиторией

2. Постоянный состав обучающихся создаёт щадящие условия для развития навыка публичных выступлений

3. Создаются благоприятные условия для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы, в ходе которой ученики развивает навыки публичных выступлений.

             Главную роль в обучении навыкам публичных выступлений на уроках играет преподаватель.  При изучении предметов специального цикла студенты учатся непривычному для них «техническому» языку.  По опыту моей работы  основная сложность- это ответы у доски, сопровождаемые технической терминологией. Не у всех студентов, получается, правильно сформулировать предложение, дать точное определение  и это вызывает нелицеприятные реплики и смех. Я стараюсь не доводить до подобных эксцессов и применяю собственную технологию обучения техническому языку. Первые уроки по предмету я провожу в виде лекции с элементами беседы. Например, при изучении предмета «Основы геодезии», изучая размеры и форму земли, я прошу  вспомнить изученный   материал в школе по данной теме и ненавязчиво вовлекаю студентов в диалог, рассуждение. Постепенно студенты раскрепощаются, исчезает чувство страха, и они вступают в беседу. Затем я перехожу ко второму этапу – фронтальный опрос. С места ответы более уверенные. Третий этап - это ответ у доски. Многие студенты смело выходят к доске и уверенно отвечают, но некоторые просто отказываются отвечать, поэтому я разрешаю им пользоваться конспектом. Странно, но наличие в руках конспекта придает  уверенность в  знаниях. В дальнейшем студент прекрасно обходится и без подсказок.

 На уроках я использую и другие виды публичных выступлений, а именно:

  Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает  важную научную   проблему, на определенную тему. По времени доклады могут длиться от 10 - 15 мин  (например, доклады по применению новейших строительных технологий в современном строительстве).

Сообщение - небольшое по времени (5 -10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.

Выступление - подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки - 3-5 мин, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).

Беседа - развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи  (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов.

Высказывание - предложение, рассматриваемое в его коммуникативной функции, в конкретной речевой ситуации.

Важное место я отвожу публичной защите курсового проекта. Студент публично перед всей группой и преподавателями защищает  свою научную работу, это является хорошей репетицией защиты дипломного проекта. Целенаправленная и систематическая исследовательская деятельность студентов способствует им самоутвердиться, повышает теоретический уровень знаний, развивает практические навыки, творчество, формирует аналитическое и критическое мышление, познавательную активность, умение излагать и защищать свои мысли, способствует успешному поступлению в ВУЗ. Во время защиты своих работ студенты получают опыт публичных выступлений.

       Современный проект студента - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.  

                   Навыки публичного выступление формируется и на внеклассных мероприятиях: классных часах, праздниках групп, поздравлениях однокурсников, участия в художественной самодеятельности, участие в КВН и т. д.

     Одной из форм внеклассной работы является  кружок.

Работа кружка способствует развитию коммуникативных умений студентов,  развивает творческую деятельность, учит владению техническим языком. Проводится исследовательская работа, встречи, выпуск газеты.

Продолжительная работа в кружке закономерно способствует развитию творческих способностей студентов, профессиональных навыков, т.к. им по силам со временем решать все более сложные задачи.

В современном мире, в котором живут и развиваются студенты, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху человека, а своевременное формирование умений публичных выступлений способствует этому.

 

Библиографический список

1) Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повторение. Тема: Семья. Развитие навыков монологической речи».

Конспект к открытому уроку по английскому языку по теме: "Повторение. Тема : Семья. Развитие монологической речи."...

«Повторение. Тема: Семья. Развитие навыков монологической речи».

Презентация к открытому уроку по английскому языку по теме: "Повторение. Тема : Семья. Развитие навыков монологической речи"...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Статья по теме "Особенности развития информационных умений через применение ментальных карт в младшем школьном возрасте"

В данной статье рассматриваются особенности присущие, в частности, развитию информационных умений в начальной школе. Данный аспект рассматривается с точки зрения формирования у учащихся младшего школь...

Доклад на тему: " Особенности исполнения вокальной музыки в эпоху Барокко"

ВведениеМузыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами[1]. ПроисхождениеБарочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и п...