Статья "Рекомендации обучающимся по подготовке и выступлению с докладом"
статья

Анна Александровна Лещанкина
Доклад – это представление информации или рекомендации человеком, который собрал и изучил факты, людям, которые попросили подготовить доклад, потому что им необходимы эти знания для решения какой то специальной задачи. (Stanton, 1990) Научный доклад - это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения. После того, как Вы определились с темой доклада (убедитесь, что сформулированная Вами тема понятна не только Вам, но и потенциальным слушателям, а содержание Вашего доклада будет полностью соответствовать его названию !!!), необходимо обдумать его структуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx174.99 КБ

Предварительный просмотр:

Лещанкина Анна

Рекомендации обучающимся по подготовке и выступлению с докладом.

Доклад – это представление информации или рекомендации человеком, который собрал и изучил факты, людям, которые попросили подготовить доклад, потому что им необходимы эти знания для решения какой то специальной задачи. (Stanton, 1990) C:\Users\Сапанжа\Desktop\i.jpg

Научный доклад - это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения.

После того, как Вы определились с темой доклада (убедитесь, что сформулированная Вами тема понятна не только Вам, но и потенциальным слушателям, а содержание Вашего доклада будет полностью соответствовать его названию !!!), необходимо обдумать его структуру.

Основными элементами структуры доклада являются:

1. Введение, вступление (формулировка конкретной цели доклада или обзор главных вопросов темы доклада, если выступление достаточно продолжительно). Вступлением докладчик привлекает внимание слушателей и настраивает их на тему своего выступления.

2. Основная часть, в которой раскрываются главные пункты доклада, излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Предмет доклада должен раскрываться конкретно и логично с достаточным количеством фактологических материалов и необходимых примеров.

3. Заключение, в котором подводятся итоги, формулируются выводы.

Примерное распределение времени между основными частями доклада:

- вступление и стержневая идея – 10-15%;

- основная часть – 60-65%;

     - заключение – 20-30%.

Ваша задача – распределить Ваш материал в рамках выделенного времени.

Цель доклада.

Цель Вашего доклада должна отражать цель проведенного Вами исследования.

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.

Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п.

Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения», то цель можно сформулировать следующим образом: «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».

Итак, ваша задача – сформулировать цель доклада (с учетом результатов проведенной Вами работы). Кроме того, важно сформулировать задачи (этапы движения к цели), которые будут отражены в структуре доклада. Доклад должен стать демонстрацией последовательного решения сформулированных Вами задач.

Структура доклада, в значительной степени, зависит от цели.

Соотношение цели и структуры доклада

Каждая структурная часть доклада должна быть связана с определенным аспектом основной темы. Каждое предложение должно отражать именно эту тему и никакую другую. Предложения должны строиться в логической последовательности, способствуя ясному проведению мысли. В каждой части первое предложение – решающее: в нескольких словах надо дать точное представление о том, какой аспект основной темы разрабатывается в данной части.

Структура предложений подчиняется простейшим правилам. Два или три первых слова сейчас же дают понять, о чем предложение. Для усиления воздействия следует ставить главные слова в предложении (особенно это касается длинных предложений или предложений, в которых несколько сопутствующих мыслей) в самом начале или в самом конце.

С чего начинается доклад?

Традиционно отмечается, что цель введения – привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в докладе. Привлечь внимание можно одним из следующих способов:

  • рассказать что-то из личного опыта;
  • дать иллюстрацию в виде словесного рассказа или наглядного изображения;
  • обратиться к чему-либо, известному из жизни всей аудитории;
  • начать с риторического вопроса;
  • начать выступление с какой-нибудь потрясающей цитаты известного человека.

Ориентирующий материал дает аудитории основу, необходимую для понимания основного содержания доклада. Этот материал связан со стержневой идеей, в нем содержится необходимая информация, с его помощью докладчик устанавливает доверие к себе и показывает слушателям важность сообщения.

Чтобы ориентировать слушателей, можно:

  • дать историческую основу;
  • дать определение основных терминов;
  • взять примеры из личного жизненного опыта и связать их с заданной темой.

   Таким образом, Ваша задача – сформулировать максимально понятные тезисы актуальности темы, представленной в докладе.

Как собирать материал для доклада?

Сбор материла включает три этапа:

Этап 1. Поиск литературы по основным вопросам темы и отбор научного содержания, которое отвечает цели доклада. Основными источниками являются: официальные документы; научная, научно-популярная, учебная и справочная литература; статьи из газет и журналов; передачи радио и телевидения; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения.

Чтобы доклад получился содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

Этап 2. Изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуации и т.п.) для теоретического анализа и обобщении в докладе, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции. При этом следует помнить, что цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в докладе количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Этап 3. Подбор примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов. Необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям (например, из жизни учебной группы). Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.C:\Users\Сапанжа\Desktop\Cooperation.jpg

Следующий важный вопрос – это язык Вашего научного доклада.

Не стоит путать научный стиль изложения (письменный) и устную научную речь, который Вы и должны воспользоваться.

Устная научная речь – это речь подготовленная, намеренно выстроенная и произнесенная с определенной целью. Она отличается от неподготовленной устной речи продуманностью, более четкой структурной организацией, систематизацией информации в сжатой, логичной форме. Цель устного научного сообщения – представить новую информацию, требующую осмысления и, обеспечив активное логическое мышление слушателей, убедить/ побудить их к действию: добиться усвоения новой информации, изменить их точку зрения на излагаемую проблему, принять точку зрения выступающего.

Для доклада характерна систематизация информации в сжатой, логичной форме и в соответствии с поставленными целями. Доклад должен обладать и такими качествами, как ясность, краткость, точность.

Стиль большинства докладов характеризуется краткостью. Достигается она использованием простых слов, простых выражений и простых, коротких предложений.

Длинные, бессвязные распространенные предложения совершенно неприемлемы. Следует стремиться к тому, чтобы в предложении было не больше двадцати слов, но излишний педантизм здесь не нужен. Если в предложении больше тридцати слов, чаще всего оно отражает больше одной мысли. Значит, его с успехом можно разделить на два предложения.

Точность достигается подтверждением излагаемых фактов и полученных результатов ссылкой на авторитетный источник, статистическими данными. Не подтвержденные ничем выводы становятся голословными утверждениями, уязвимыми для возражений и противопоставлений.

Итак, запомните, что устная речь (в том числе и научная) отличается от письменной, и для успешного выступления с докладом необходимо не только подготовить качественный текст, но и учитывать еще ряд факторов. Не всегда хорошо написанный текст доклада является залогом удачного выступления.

Наконец, важный вопрос – это визуализация Вашего доклада.

Современные студенты прекрасно знакомы с технической стороной вопроса. Остается лишь понять, как соотнести ключевые положения доклада (текст) и иллюстративный материал (как содержательный, так и помогающий эффективнее понять основные положения доклада).

 

Несколько практических советов по организации выступления помогут Вам: C:\Users\Сапанжа\Desktop\8iEoLGqoT.jpg

1. Продолжительность выступления обычно не должна превышать 10–15 минут. Поэтому при подготовке доклада из всего имеющегося материала отбирается самое главное.

2. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.

3. Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

4. Не бойтесь аудитории.

5. Выступайте в полной готовности – владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.

6. Сохраняйте уверенный вид – это действует на аудиторию.

7. Делайте паузы так часто, как считаете нужным.

8. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.

9. Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.

10. Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграмм, фотографий и т.д. поможет вам выиграть время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по подготовке к выступлениям и защите рефератов

я собираю методические рекомендации и предлагаю вам ознакомиться с ними. Они могут быть полезными!...

Выступление с докладом на Семинаре классных руководителей: «Игра, как элемент воспитания»

Выступление с докладом на Семинаре классных руководителей: «Игра, как элемент воспитания»...

Выступление с докладом: «Внедрение стандартов WorldSkills Russia в образовательный процесс» на методическом совете

Выступление с докладом: «Внедрение стандартов WorldSkills Russia в образовательный процесс» на методическом совете в ГБПОУ ДЗМ "Медицинский колледж №2"...

Участие в заседании областной секции преподавателей экономических дисциплин. Выступление с докладом "Использование социальных сетей в дистанционном обучении"

6 декабря 2018 г. на базе ОБПОУ «КМТ» состоялось заседание областной секции преподавателей экономических дисциплин ПОО Курской области. Семинар-практикум посвящен актуальной проблеме: &laq...

Пути подготовки к выступлению

В методической разработке рассматривается индивидуальная работа с учащимися, направленная на  подготовку к публичному выступлению....

Упражнения для подготовки к выступлению

Дыхательная гимнастикаАртикуляционная гимнастикаРазвитие диапазона голосаЭкспресс-зарядка перед выходом на сцену...

Выступление с докладом "Современный личностно-ориентированный урок и классическое образование"

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность обучающегося, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентирова...