Выступление с докладом "Современный личностно-ориентированный урок и классическое образование"
статья

Евдокимова Алена Петровна

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность обучающегося, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в обучающемся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный личностно-ориентированный урок и классическое образование

Преподаватель спецдисциплин Евдокимова А.П.

(Слайд 1, 2)

В последние годы личностно-ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.   

По оценке работодателей в настоящее время нужны такие специалисты, которые будут способны заниматься самообразованием, т.е. самостоятельно овладевать новыми технологиями и внедрять их в производство.

На это направлено личностно-ориентированное обучение.

                 

Понятие личностно-ориентированного обучения

(Слайд 3)

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность обучающегося, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в обучающемся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

(Слайд 4)

Функции личностно-ориентированного обучения, т.е. образования:

- гуманитарная, признание самоценности человека, его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средства реализации данной функции - понимание, общение и сотрудничество;

- культуросозидательная (культурообразующая) направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмы реализации - культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

- социализации предполагают обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Механизм реализации - рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

(Слайд 5)

В личностно-ориентированном образовании предполагается следующие позиции педагога:

- оптимистический подход - стремление педагога видеть перспективы  развития личностного потенциала обучающегося и умение максимально   стимулировать его развитие;

- отношение к обучающемуся как к личности, способной учиться добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого обучающегося в учении, содействие их обретению и развитию.

В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: обучающиеся осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.

(Слайд 6)

Отличие традиционного урока от личностно-ориентированного урока

 Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока.

Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока.

 

Традиционный урок Личностно-ориентированный урок

Обучает всех обучающихся установленной сумме знаний, умений и навыков.

Способствует эффективному накоплению каждым обучающимся своего собственного личного опыта.

Распределяет учебные задания, форму работы обучающихся и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

Предлагает обучающимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.

Старается заинтересовать обучающихся в том учебном материале, который предлагает сам педагог.

Стремится выявить реальные интересы обучающихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими обучающимися.

Ведет индивидуальную работу с каждым обучающимся.

Осуществляет планирование деятельности обучающихся в определенном русле.

Помогает обучающимся самостоятельно спланировать свою деятельность.

Оценивает результаты работы обучающихся, корректируя допущенные ими ошибки.

Поощряет обучающихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

Определяет правила поведения и следит за их выполнением.

Учит обучающихся самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.

Разрешает возникающие конфликты между обучающимися: поощряет правых и наказывает виновных.

Побуждает обучающихся обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.

 

(Слайд 7)

Взаимодействия педагога и обучаемого при использовании традиционной технологии обучения при классно-урочной системе образования.

http://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza10/3730780374395.files/image002.png

Рис. 1. Взаимодействие педагога с обучающимися при использовании традиционных технологий обучения «Педагог - Содержание - Обучающийся»

 

При такой организации учебного процесса педагог, сформировав содержание в виде содержательной учебной информации, объясняет его обучающимся, которые должны воспринять это содержание, усвоить, а затем воспроизвести его педагогу. Таким образом, педагог является единственным источником учебной информации, а обучающимся отводится пассивная роль в учебном процессе.

 

(Слайд 8)

http://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza10/3730780374395.files/image004.png

Рис. 2. Взаимодействие педагога и обучающегося в процессе обучения

«Обучающийся - Содержание - Педагог»

При такой организации учебного процесса (рис. 2) обучающийся имеет доступ к содержательной учебной информации, причем она может быть большей по объему, чем может педагог передать ее за время, отведенное учебным планом для изучения конкретной дисциплины. Педагог перестает быть единственным распространителем содержательной учебной информации (содержания), а обучающийся из объекта обучения (приемника содержания образования) становится равноправным субъектом познания и получает свободный и самостоятельный доступ к качественной содержательной учебной информации.

 

(Слайд 9)

http://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza10/3730780374395.files/image006.png

Рис. 3. Организация личностно-ориентированного обучения при организации учебного процесса при классно-урочной системе

 

На рис. 3 показано, что для организации личностно-ориентированного обучения педагог должен иметь возможность построить для каждого обучающегося оптимальное соотношение между временем обучения по традиционной технологии (на рисунке показано сплошными линиями) и временем его самостоятельной работы с учебным материалом по спроектированной для него индивидуальной образовательной траектории (на рисунке показано пунктирными линиями), т.е. при активизации познавательной деятельности обучающегося. В этом случае воспроизведение обучающимся своих знаний педагогу должно происходить только после «объединения объемов знаний», полученных обучающимся на уроке и при самостоятельной его работе с учебным материалом по индивидуальному заданию, выданному педагогом.

(Слайд 10)

Критерии эффективности личностно-ориентированного урока

 Какие критерии личностно-ориентированного урока делают его эффективным и способствуют повышению качества образования?

Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана).

План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Обучающийся на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.

Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями.

Использование субъектного опыта обучающихся.

Актуализация субъектного опыта обучающихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.

Создание условий для проявления познавательной активности обучающихся и достижения успеха каждым обучающимся.

Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с групповыми формами деятельности.

Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы.

Применение на уроке специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих обучающемуся самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

Ориентация деятельности обучающихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля, самооценки).

Обсуждение в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.

Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

(Слайд 11)

Обучающиеся в группах, где реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, характеризуются устойчивым интересом к предмету, умеют осознанно планировать свою деятельность, цели деятельности ставят самостоятельно. Обучающиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку, проявляют интерес к учебному материалу.

В результате совместной работы педагога-психолога и педагога в личностно-ориентированном обучении отмечаются следующие позитивные изменения:

Осуществление личностно-ориентированного обучения обеспечивает повышение качества образования.

Эффективное педагогическое общение обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности.

Педагог осуществляют индивидуальный подход к детям, подбирая учебный материал исходя из его развивающих возможностей.

Анализ работ позволяет педагогу сделать вывод об уровне и динамике усвоения знаний обучающихся и их личностном развитии, отследить результативность своего труда.

Личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому обучающемуся возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.

Средствами развития интеллектуальных способностей обучающегося при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление обучающемуся возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы.

(Слайд 12)

Таким образом, личностно ориентированное обучение позволяет:

. повысить мотивированность обучающихся к обучению;

. повысить их познавательную активность;

. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого обучающегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;

. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний обучающимися;

. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;

. отследить динамику развития обучающихся;

. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого обучающегося.

(Слайд 13)

Из опыта работы

Тема урока:

«Органолептическая оценка качества плодоовощных товаров, расчет энергетической ценности овощей»

(Слайд 14)

(Слайд 15)

(Слайд 16)

Памятка

Деятельность педагога (воспитателя) на уроке (занятии) с

личностно-ориентированной направленностью

- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех обучающихся в ходе урока.

- Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока.

- Применение знаний, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

- Использование проблемных творческих заданий.

- Стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа обучающегося, но и анализ того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

- Обсуждение с обучающимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

- Отметка, выставляемая в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

(Слайд 17)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. обучающийся как личность. Развитие обучающегося как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;

учение как субъектная деятельность обучающегося, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;

основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать обучающемуся возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированный урок по теме:«Ремонт швейных изделий»

Сегодня не достаточно быть просто портным, закройщиком, сегодня нужно быть профессионалом своего дела, для того чтобы быть успешным. Умение находить целесообразное решение, радующее глаз человека, стр...

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода в группах СПО (Среднего профессионального образования) и в 10 классе.

Цель: подведение итогов работы по теме : «Творчество Н.В.Гоголя». Задачи: Обучающие: 1) ознакомление с особенностями личности писателя;2) формирование умения анализировать эпическое произве...

Личностно-ориентированное образование

Статья "Личностно-ориентированное образование"...

Эссе на тему «Личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании»

Министерство образования Московской областиМосковский областной промышленно-экономический колледж     Эссе на тему«Личностно-ориентированныйподход в профессиональномобра...

Методическая система работы учителя математики в условиях личностно-ориентированного образования

ведущая педагогическая идея: воспитание через личностно-ориентированный подход в обучении и многообразие форм деятельности студента...

Доклад: Личностно ориентированное образование

Содержание     Введение:1. Феномен личностно ориентированного развивающего обучения 2. Принципы построения личностно ориентированной системы обучения 3. Технология личностно о...