Основы ЗОЖ
статья

Пивнева Людмила Петровна

Сохранение и укрепление здоровья - важное условие достижения высокого уровня жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_zozh.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Основы ЗОЖ.

1.1. Сохранение и укрепление здоровья – важное условие достижения высокого уровня жизни.

В современном обществе рассматривают два вида здоровья: общественное и индивидуальное.

Здоровье общественное – здоровье населения, складывается из состояния здоровья всех членов общества, показателями являются демографические процессы, продолжительность жизни, смертность. Более 50% населения находится в состоянии предболезни, хуже положение в городах, т.к. горожане больше подвержены стрессам (антропологическое напряжение и утомление), неблагополучная экологическая ситуация.

Сохранение здоровья популяции – сохранение и развитие биологической, психосоциальной жизнедеятельности населения, проживающей на определённой территории в ряду поколений (проблема Севера, переселенцев).

Здоровье индивидуальное – это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение ВОЗ), равновесие в системе «природа – человек», способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, его мировоззрения, культуры здоровья.

В понятии «здоровье» имеются две равноценные составляющие, которые невозможно рассматривать изолированно: духовное и физическое здоровье (физическое влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья).

Духовное здоровье – здоровье разума, система мышления, отношение к окружающему миру и ориентация в этом мире; умение определить своё положение в окружающей среде, отношения в социуме, согласие с самим собой, прогнозирование ситуации, планирование модели поведения с учётом необходимости, возможности и желания.

Физическое здоровье – это здоровье тела.

Факторы, определяющие здоровье:

  1. Биологические (генетические, наследственность, предрасположенность к заболеваниям, особенности конституции и др.) – 20%.
  2. Окружающая среда: природные условия (климатогеографические, рельеф местности, флора, фауна и др.); социально-экономические (определённый уровень развития общества, производства, медицины, образования, доля досуга в общем бюджете времени работающего и др.); социальные (доход, условия труда и быта, качество питания и др.); техногенные (уровень развития техносферы в месте обитания) – 20%.
  3. Уровень развития медицины (качество и доступность медицинских услуг) – 10%.
  4. Образ жизни – 50% (полезные и вредные привычки, из вредных прежде всего  рассматривают курение, употребление алкоголя, наркоманию, токсикоманию).

Критерии индивидуального здоровья:

Функции

Показатели

Биологические

Размножение

Физиологические

Работа систем и органов (дыхание, кровообращение, выделение, питание)

Психофизические

Восприятие, память, мышление

Социальные

Работоспособность

 

Сохранение индивидуального здоровья – это процесс сохранения физиологических функций, работоспособности, поддержание социального статуса, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Правила сохранения здоровья:

  1. Целеустремлённость, психологическая устойчивость для достижения цели при разных обстоятельствах, эмоциональная устойчивость.
  2. Двигательная активность, полноценный отдых на свежем воздухе, закаливание.
  3. Питьевой режим.
  4. Своевременное очищение организма от продуктов жизнедеятельности.
  5.  Рациональное питание.
  6. Соблюдение правил гигиены.
  7. Правильное экологическое поведение.
  8. Сексуальное воспитание.
  9. Отказ от вредных привычек.
  10. Безопасное поведение в быту, на улице, на производстве и т.д.

1.2. Образ жизни как условие сохранения здоровья.

Здоровый образ жизни – это система поведения человека для достижения благополучия для себя, семьи, общества, сознательный выбор, который требует дополнительных усилий.

В ЗОЖ входят рациональное питание, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д.

Примерные правила рационального питания:

  1. Соотношение белков, жиров, углеводов: Б:Ж:У=1:1:3(4 при повышенных нагрузках).
  2. Наличие витаминов (жирорастворимых А, Д, Е и водорастворимых С, гр. В, РР и др.), их значение, поступление с продуктами питания.
  3. Наличие микроэлементов в продуктах питания, их значение (Fe, I, Zn и др.).
  4. Достаточное количество растительных волокон, пектина, клетчатки для нормальной работы ЖКТ.
  5. Соблюдение гигиенических правил при хранении и кулинарной обработке продуктов.
  6. Режим питания (кратность, время, интервал).
  7. Совместимость продуктов.
  8. Соотношение калорийности пищи энергозатратам в соответствии с возрастом.

Режим труда и отдыха.

Режим – установленный порядок жизни человека, определённый ритм, основными элементами которого являются труд, питание, отдых, сон.

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей.

Работающий человек живёт в определённом ритме: в определённое время подъём (вред посменной работы), работа, питание, отдых, сон. Ритм деятельности один из основных законов жизни и основа любого труда.

Правила сохранения работоспособности:

  1. постепенное вхождение;
  2. продуманная и отработанная последовательность в труде;
  3. правильное распределение нагрузки в течение дня, месяца, года.

При 5-дневной рабочей неделе подъём работоспособности  - вторник и четверг, при 6-дневной – среда и пятница. Сложнее адаптируются пожилые люди и маленькие дети, в том числе младшие школьники, адаптация к школе первоклассников проходит в течение 1-1,5 месяцев, на Севере удлиняется до 3-3,5 месяцев (неблагоприятные климатогеографические условия).

Отдых – состояние покоя или активной деятельности, ведущие к восстановлению сил и работоспособности.

Сочетание умственного/физического труда, физической культуры обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии.

Сон – важный вид отдыха, без полноценного сна не может быть здоровья, он необходим для нормальной работы ЦНС, недосып ведёт к переутомлению, истощению ЦНС, заболеванию всего организма. Чтобы лучше засыпать, необходимо выработать определённый порядок действий, хотя бы за час до сна прекратить работу на компьютере, не слушать громкую музыку (особенно важно для маленьких детей), не ложиться спать на полный желудок или голодным (приём пищи примерно за 2-3 часа до сна). Кроме этого, есть специальные рекомендации, как правильно вставать: не сразу, сначала разогреть ладони, сделать массаж лица, мочек ушей, стоп, затем повернуться на бок, сесть, встать. Желательно выполнить массаж точки шиа-цу (завести «будильник», но не забыть его «выключить» перед сном).

Все элементы режима труда и отдыха индивидуальны, во многом зависят от типа нервной деятельности, возраста и других факторов, в том числе индивидуальных ритмов («жаворонок», «сова», «голубь»).

Требования к режиму труда и отдыха:

  1. строгое выполнение, нельзя часто изменять;
  2. все виды деятельности должны быть посильными для организма и не превышать его возможности;
  3. рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена, чередование нагрузок и видов деятельности (пример: построение урока).

Двигательная активность, её значение.

НТР изменила образ жизни человека, возникла гиподинамия (снижение двигательной активности и физических нагрузок), в результате которой снижается обмен веществ, нарушается тканевое дыхание (гипоксия тканей и органов), накапливаются недоокисленные продукты обмена веществ (свободные радикалы). Нарушается регуляция сосудистого тонуса (обычно гипотония), в целом снижается общая сопротивляемость организма, быстрая утомляемость. У детей и подростков формируется нарушение развития двигательных навыков, отмечается избыточная масса тела. То есть можно сказать, что движение является необходимой биологической потребностью организма, физиологи сформулировали «энергетическое правило скелетных мышц»: уровень обменных процессов и темпы формирования органов и систем определяются особенностями работы и состоянием скелетной мускулатуры, идёт набор мышечной массы, снижение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания.

Есть нормы суточной двигательной активности, которые у подростков до 18 лет составляют: юноши 30 000 шагов, девушки 25 000, т.е. у юношей на 25% больше, чем у девушек, это распределяется в течение суток и время двигательной активности составляет примерно 3-4,5 часа (входят работа на дому, прогулки, спорт, занятия физкультурой и т.д.).

Значение двигательной активности раскрывается на примерах экспериментов Мишеля Сифра (спелеолог) и по подготовке космонавтов (вынужденная гиподинамия), а также Лу Ферриго (атлет, «Мистер Вселенная» по бодибилдингу, в результате болезни, перенесённой в раннем детстве, потерял слух, практически стал глухонемым), Валентина Дикуля (в результате травмы перенёс перелом позвоночника, разработал систему восстановления и в дальнейшем  выступал в цирке силовым жонглёром, в настоящее время открыл Центр реабилитации после травм ОДА и детей, страдающих ДЦП).

 

Закаливание, его значение.

Закаливание – использование факторов природной среды для укрепления здоровья.

С древних времён люди отмечали, что закаливание укрепляет здоровье, повышает выносливость организма (легенда о разговоре грека и скифа), на Руси – бани, купание в проруби.

Виды закаливания:

  1. Водное – повышает объём циркулирующей крови («выдавливание» крови из кожи (депо крови) во внутреннюю среду организма). Рекомендуется начинать летом с обтирания (температура воды 18-20 градусов, время 2-3 минуты), после привыкания переходят к обливанию (температуру снижают с 22-25 градусов до 10-15 и по времени увеличивают с 30 секунд до 2 минут, нельзя начинать процедуру с обливания головы, это завершающий этап), рекомендованы купание в бассейнах и открытых водоёмах, в этом случае температура воздуха должна быть выше 20 градусов, воды выше 18 градусов), контрастные души или ванны для ног (заканчивают горячей водой), а также бани с парилкой и сауна, моржевание (с разрешения врача, есть противопоказания).
  2. Воздушное – проветривание, сон с открытой форточкой (или окном в тёплое время года), физкультура на открытом воздухе, прогулки, походы, экскурсии.
  3. Солнечное – начинать в рассеянной тени, затем загорать начинают с 3-5 минут до 25-30, с 7 до 10 часов или после 16 часов, обязательно применяя солнцезащитные средства, есть противопоказания!

Изречение древних греков: «Куда не приходит солнце, туда приходит врач».

Профилактика нарушений ОДА.

Из заболеваний ОДА (опорно-двигательного аппарата) наиболее часто встречаются нарушение осанки, которые могут привести к развитию сутулости или сколиоза, и плоскостопие.

Прежде, чем изучать нарушения осанки, необходимо ознакомиться со строением позвоночника. Выделяют следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12 позв.), поясничный (5 позв.), крестцовый (5 позв.) и копчик (3-5 позв.). Позвоночник имеет изгибы, которые формируются в течение первого года жизни: шейный – ребёнок начинает держать головку, грудной, поясничный, крестцовый – начинает сидеть и самостоятельно ходить.

 Шейный и поясничный называются лордозами, грудной – кифоз, чаще страдает грудной отдел, формируя патологический кифоз.

Признаки нарушения осанки и сутулости: лопатки не прилегают к спине, оттопыриваются, руки не соприкасаются пальцами за спиной (одна рука через плечо за спину, другая снизу накрест и наоборот), в норме плечи находятся на одном уровне, а  затылок и лопатки находятся на одной вертикальной линии.

Сколиоз – более серьёзное заболевание, при нём позвонки приобретают клиновидную форму, происходит наклон под углом и ротация, формируется рёберный горб.

Профилактика: физическая активность (формирование мышечного корсета), правильное положение при письме, чтении, работе за компьютером, достаточное освещение рабочего места, подобранная мебель, ортопедическая кровать, полноценное питание (наличие достаточного количества кальция, фосфора, витаминов А, Д, Е).

Плоскостопие – нарушение строения стопы, обычно причина заключается в неудобной обуви (узкий носок, высокий каблук), неправильно подобранная детская обувь, др.

Виды – продольное и поперечное.

Профилактика: удобная обувь, супинаторы, гимнастика, ходьба босиком, массаж стоп.

Нарушения зрения.

Различают несколько видов, наиболее часто встречаются:

  1. дальнозоркость (фокусировка лучей происходит за сетчаткой глаза),
  2.  близорукость (фокусировка происходит перед сетчаткой глаза), причинами развития являются спазм аккомодации (мышц хрусталика), крупное, удлинённое глазное яблоко, генетическая предрасположенность.

Профилактика: зрительный режим, достаточное освещение рабочего места (лучше в тёплых тонах), высота ножки лампы примерно одинакова с расстоянием от ножки лампы до книги (тетради, клавиатуры), соблюдение осанки. При просмотре телевизора расстояние до экрана примерно 5-6 экранов, время просмотра зависит от возраста. Необходимо выполнять зрительную гимнастику, помогает массаж воротниковой зоны, полноценное питание с достаточным содержанием витаминов А и группы В.

1.3. Профилактика инфекционных заболеваний.

Инфекционные заболевания - характеризуются заразностью, то есть способностью передаваться от больного человека (или носителя) к здоровому.

Носитель – не предъявляет жалоб и нет внешних признаков заболевания, но активно выделяет возбудителя во внешнюю среду, т.е. является источником.

Зоонозы – это заболевания, которые передаются от животных к человеку (чаще через переносчиков – клещи, блохи и т.д.).

Особенности инфекционных заболеваний:

  1. источник: больной, носитель;
  2. возбудитель: вирусы, бактерии, плазмодии и др.
  3. ИЗ имеют пути передачи и пути заражения;
  4. многие ИЗ дают выработку иммунитета (устойчивость организма при повторном заражении).

Периоды развития ИЗ:

  1. заражение;
  2. инкубационный (скрытый) период, возбудитель активно размножается в организме, но концентрация недостаточна для яркого проявления болезни;
  3. продромальный период (период предвестников), проявляется как общее недомогание, пока нет конкретных симптомов;
  4. разгар – яркое проявление симптомов, характерных для конкретного заболевания;
  5. исход – выздоровление, иногда переход в хроническую форму, может быть летальный.

Классификация ИЗ по Громашевскому (по механизму передачи):

  1. воздушно-капельные (грипп, ОРВИ, аденовирусные и др.);
  2. кишечные (дизентерия, холера, сальмонеллёз и др.);
  3. кровяные (через передатчиков, т.е. комаров, вшей, это малярия, сыпной тиф, геморрагические лихорадки);
  4. ИЗ наружных покровов (рожа);
  5. зоонозы (сап, ящур и др.);
  6. с различными механизмами передачи (чума и др.).

Классификация по этиологическому принципу (по возбудителю):

  1. бактериозы (дизентерия, сальмонеллёз, холера, др.);
  2. вирусные (грипп, полиомиелит, гепатиты, СПИД и др.);
  3. риккетсиозы (внутриклеточные паразиты – сыпной тиф, Ку-лихорадка идр.);
  4. хламидиозы (включая орнитоз);
  5. микоплазмозы (малярия, лямблиоз, токсоплазмоз, амёбиоз и др.)

Механизмы передачи:

  1. воздушно-капельный, воздушно-пылевой;
  2. фекально-оральный (инфицированная пища);
  3. кровяной;
  4. контактно-бытовой;
  5. водный;
  6. пищевой;
  7. через передатчиков.

Группы микроорганизмов:

  1. сапрофиты – безвредные для человека;
  2. условно-патогенные – вызывают заболевание при ослаблении организма;
  3. патогенные – болезнетворные, преодолевают защитные барьеры организма, вызывая заболевание.

Профилактика ИЗ:

1. вакцинация населения;

2. изоляция больных;

3. карантин (ограничение передвижения, профлечение идр.);

4. гигиенические мероприятия;

5. дезинфекция;

6. дезинсекция;

7. дератизация.

1.4. Профилактика вредных привычек.

Профилактика наркоманий и токсикоманий.

Основные вещества, служащие предметом злоупотребления, известны на протяжении тысячелетий. По мере развития цивилизации, совершенствования обработки лекарственных растений и получения более «чистых» активных начал. Причинно-следственные связи между действием наркотика и сопутствующей инвалидизацией становились всё более очевидными. Однако положительные свойства веществ, вызывающих привыкание, мешали вынесению окончательного суждения. Вред алкоголя был известен уже в начале нашей эры, вред опия – около четырёхсот лет назад. Алкоголизм признан болезнью с начала XIX века, а меры по ограничению употребления и злоупотребления появились только в конце XIX столетия и только по отношению к алкоголю, хотя морфинизм также был известен. Только появление кокаинизма в 20-х годах прошлого столетия поставило вопрос о существовании класса наркотиков.

Созданная после второй мировой войны ВОЗ определила класс наркотических веществ и ввела международный контроль за их распространением. По рекомендации ВОЗ была признана необходимость оценки каждого медикамента для исключения его свойства вызывать патологическое привыкание.

 В СССР работа по борьбе с наркоманией началась с 1919 года, наркомания рассматривалась как социальная болезнь. В 1923 году организовались первые наркологические пункты и началось специализированное лечение больных. В 1932 году были объединены наркологическая и психиатрическая службы, начала работать сеть психоневрологических диспансеров и психиатрических стационаров, начала работу первая колония для длительного лечения больных. В 1975 году по решению МЗ СССР наркологическая служба становится самостоятельной.

Наркотические средства (современное определение) -  это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, оказывающие оцепеняющее воздействие на психику и вызывающие чувство эйфории, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в том числе Единой конвенции о наркотических веществах (от 1961).

Психотропные вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, оказывающие влияние на психические функции человека, включённые в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Прекурсоры – вещества, используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических и психотропных веществ.  

Психоактивные вещества (ПАВ) – группа веществ, специфически воздействующих на ЦНС, при систематическом приёме вызывающих психическую и физическую зависимость.

Наркомания – заболевание, вызванное приёмом с немедицинскими целями наркотических средств и проявляющееся определённой клинической картиной.

Токсикомания – заболевание, вызванное приёмом с немедицинской целью веществ, не отнесённых законодательными актами к наркотическим средствам.

ВОЗ определяет наркомании и токсикомании как «состояния хронической прогредиентной интоксикации натуральными или синтетическими веществами, характеризующиеся повышением толерантности, развитием психической, физической зависимости, компульсивным влечением, нарушением психической, неврологической и соматической сферы, социальной декомпенсацией».

Допинг – вещество, используемое с целью искусственного повышения работоспособности, снятия чувства усталости и создания благоприятного психофизического состояния для выполнения какой-либо задачи.

Классификация ПАВ:

  1. Алкоголь.
  2. Опиоиды.
  3. Каннабиноиды.
  4. Седативные.
  5. Кокаин и его производные.
  6. Стимуляторы.
  7. Галлюциногены.
  8. Ароматические летучие в-ва (препараты бытовой химии).
  9. Табак (никотинизм – бытовая наркомания).

Причины приёма наркотиков (ПАВ):

  1. индивидуально-психологические причины: особенности психики, включая генетическую предрасположенность (даже через поколение, если употребляют родители, то вероятность резко возрастает), неполноценный образ жизни, как компенсация (недовольство социальным положением, желание выделиться среди сверстников, нехватка родительской любви), отличительная черта начала употребления ПАВ – снижение успеваемости, младшие школьники чаще токсикоманы.
  2. лёгкий доступ к наркотикам (дилеры на дискотеках, в школах, училищах, в компаниях), рост дорогостоящих, чем выше благосостояние семьи, тем выше вероятность употребления.
  3.  отсутствие достоверной информации у педагогов, родителей, молодёжи о воздействии наркотиков на организм, для детей должна быть своеобразная форма работы, различные методы (круглые столы, диспуты, беседы, встречи с медиками, представителями Наркоконтроля и др.), общение на эмпирическом уровне.

Принципы лечения (зависят от сообщества):

  1. абстинентная модель отказа (разработана в США): «Скажи наркотикам нет», к сожалению, низкий эффект, 25%;
  2. «Уменьшение зла» - попытка, чтобы подростки снижали дозу, выходя из зависимости – широкое применение, редкие рецидивы;
  3. социальный контроль – впервые в Дании, легализация некоторых видов наркотиков (модель противоречива), в Голландии частичная легализация каннабинолов не распространяется на граждан страны.

Ступени лечения (США):

  1. понять, кто перед тобой – анамнез, важно привлечь семью для оценки личности больного, установить биологический фактор, влияние семьи;
  2.  больного помещают в группу поддержки, где больные могут обрести психологический комфорт, позитивные ролевые мотивы (выбрать кого-то в роли «большого брата»), т.к. для больного важно, чтобы он мог за кого-то зацепиться, включиться в работу общества;
  3. показать, что больной значим для общества и может быть независимой личностью (с независимостью приходят занятость и необходимость быть частью общества, в котором он живёт). Главное – доброта, забота, общение, понимание. В стадии проекта – работа с распространителями, по статистике 75% дилеров – наркоманы, нуждающиеся в лечении, зависимость даже от торговли наркотиками (прибыль). Для ограничения доступа наркотиков в школы – радиус безопасности 1,5 км, где нельзя появляться с наркотическими веществами, если ученик курил в учебном учреждении – исключают на три дня, если впервые, если повторно – более серьёзные меры, вплоть до суда;  
  4. метадоновая программа – замена героина метадоном, получила широкое распространение, находится под контролем правительства, у 60% наркоманов – ремиссия более 3-х лет, но сам препарат вызывает привыкание, часто следствие тяжелее, чем от героина, поэтому сейчас начали использовать пипронекс, випротекс (свойства метадона, только на выводе в течение суток), эта программа не используется для лечения подростков;
  5. добровольность – метод убеждения, даже если решил лечиться во время ломки (формирование сознательности), в США нет принудительного лечения наркоманов, но: на суде выбор тюрьма или лечение, реабилитационное лечение может сложнее, чем заключение. Кроме того, существует система военных лагерей для больных (6 – 12 месяцев), режимные лагеря с лечением, направления в лагеря может быть добровольное или по решению суда, при нарушении правил лагеря – заключение в тюрьму.
  6. бесплатное лечение за счёт федерального бюджета, благотворительных фондов, медицинского страхования;
  7. религиозные организации (бесплатные религиозные центры, наиболее эффективны – в Тибете);
  8. программа «Детокс»;
  9. применение нескольких методов;
  10. Финляндия – против медикаментозного лечения, считается, что наркоман должен пережить ломку и понимать. Что его ждёт при дальнейшем употреблении;
  11. посты полиции в местах скопления подростков (в том числе в школах), если подросток пойман с наркотиками – исключение из школы, суд.

Особенности подростков:

 Первое употребление наркотиков обычно с 14 до 17 лет. Период привыкания зависит от возраста , чем младше, тем быстрее: дети от 2 до 10 лет – практически сразу, у подростков период немного больше, в 20-21 год вероятность резко падает, работает так называемое «Правило пяти»: от 5 до 15 лет – привыкание занимает от 5 до 15 недель, в 15-20 лет – от 5 до 15 месяцев, старше 20 лет – от 5 до 15 лет; как видим, сенситивный возраст для формирования привыкания от15 до лет. По статистике 45% подростков лично знакомы с наркотиками, из них 20-25% зависимы.

Простой запрет для подростков не эффективен, психологически не могут понять его смысл, не могут предвидеть будущее (кратковременный прогноз), главное – взять, что возможно, здесь и сейчас. Если подросток не сделал правильный внутренний выбор, то лечение (принудительное) эффекта не даёт, он не понимает смысла запрета, поэтому главный упор на предупреждение даже единичных приёмов ПАВ. Кроме того, возраст 15-20 лет – самое плохое, неэффективное воздействие, это возраст экспериментов.

В Кировско-Апатитском районе в 2000 году 30% подростков пробовали наркотики, 17% - зависимы. Большой вред – реклама алкоголя, сигарет, в том числе скрытая (герои кинофильмов).

Если есть наркоман, значит, есть люди (20-25 человек), которые позволяют ему это делать, прежде всего  родители, которые скрывают и не желают в это верить и что-либо предпринимать. Если убрать этих людей, то ускоряется процесс выбора (деньги для дозы или отказ), даже когда возникают правонарушения (ускоряет выявление проблемы). В США 23% населения алкоголики, наркоманы.

Токсикомания.

Токсикомания влечёт необратимые последствия, есть определённые вещества, которые стимулируют приём наркотиков. Особо вредное воздействие от вдыхания клея, отучить очень трудно, так как он сохраняется в организме до 7-10 дней, после нескольких употреблений начинается воздействие на головной мозг, возникает физическое недомогание, при регулярном употреблении – резкое снижение успеваемости, грубое нарушение поведения, склонность к побегам из дома, бродяжничество. Разрушение структур головного мозга приводит к распаду и деградации, нарушается ВНД (внимание, память, мышление), у больных отмечается нарушение сна, отказ от еды, агрессивность, санитарная запущенность,  раздражительность, тремор пальцев, век, языка, повышены сухожильные рефлексы, судорожные подёргивания отдельных групп мышц, дисфория, апатия, жалобы на состояние здоровья (бензин – боли в животе, послабление кишечника, иногда рвота), нарушения работы ССС (брадикардия или тахикардия), миокардиодистрофии, поражения печени, почек, потливость, иногда недержание мочи, кала и т.д.

Эффективное лечение крайне сложно, чаще завершается переходом к наркотикам, но в большинстве случаев наблюдается эволюция зависимости в алкоголизм.

В целом профилактика наркоманий и токсикоманий даст положительный результат только в том случае, если будет скоординирована работа семьи, медицинских работников, правоохранительных органов, педагогов, всего общества, но пока единой стратегии не выработано.

Профилактика курения.

Табакокурение – одна из самых распространённых вредных привычек. В XVI веке испанцы завезли табак из Южной Америки в Европу, где он получил широкое распространение. Первоначально его жевали и нюхали, потом стали использовать для курения. В России табак был легализован Петром I, который сам был заядлым курильщиком, а до него курильщикам отрезали носы и наказывали батогами. Ныне известно более 60 видов табака, курение стало глобальным бедствием, есть страны, где курят более 50% населения.

 При курении человек вдыхает табачный дым, в котором содержится более 4 000 различных веществ, включая радиоактивные, и ни одно из них не приносит организму человека пользу.

Никотин – наиболее опасное вещество, в одной сигарете содержится 1 800 мкг, токсическая концентрация в крови составляет 5 мг/л, смертельная – 10-22 мг/л.

Симптомы отравления: тошнота, рвота, гиперсаливация (слюнотечение), боль в животе, тахикардия, гипертензия – ранние симптомы, брадикардия, гипотензия, мидриаз (расширение зрачков), судороги, кома.

Скорость развития никотинового синдрома сугубо индивидуально и зависит от многих причин: возраста, пола, физического состояния индивида.

Стадии никотиновой зависимости:

  1. Эпизодическое курение – не более 5 сигарет (папирос) в день, никотиновой абстиненции (синдром отмены, т.е. различные расстройства) не наблюдается. Небольшие изменения в деятельности нервной системы полностью обратимы.
  2. Постоянное курение – от 5 до 15 сигарет в день; появляется небольшая физическая зависимость в виде утреннего кашля, чувства дискомфорта, постоянного желания курить, развиваются хр. бронхит, начальные симптомы заболеваний желудка, редких и быстро проходящих неприятных ощущений в области сердца, изменение пульса, колебания АД, нарушения сна, раздражительность, небольшое снижение работоспособности; при прекращении развивается состояние, тяжёлое в физическом и психическом отношении, его снимает выкуривание очередное сигареты.
  3. Постоянное выкуривание от 1 до 1,5 пачки в день; вырабатывается привычка курить натощак, сразу после еды и среди ночи; прекращение курения вызывает тяжёлое состояние; выражены изменения в НС, во внутренних органах. Толерантность к никотину падает, высокие дозы никотина вызывают дискомфорт, острота психической зависимости снижается, комфортных состояний практически не бывает, курение становится автоматическим, физическое влечение проявляется в виде неглубокой абстиненции, достигающей пика через 24-28 часов. Абстиненция проявляется следующим образом: тревога, мышечный и вегетативный дискомфорт, нарушение сна, раздражительность, нарушение внимания, сонливость, повышенный аппетит, жажда, головная боль, усиление кашля по утрам, страстное желание курить. Соматически отмечаются признаки патологии ССС, предрака и рака, неврастения.

     Большой вред наносят курильщики окружающим людям (пассивное курение), через 1,5 часа пребывания некурящего в накуренном помещении у него в организме концентрация никотина повышается в 8 раз.

     У подростков развиваются нервные расстройства, они становятся раздражительными, вспыльчивыми, плохо спят, появляется рассеянность, ослабевает память, нарушается внимание, умственная деятельность. Курение тайком приводит, торопливо ведёт к тому, что в таких условиях в табачный дым переходит больше вредных веществ: при медленном сгорании табака в дым переходит 20% никотина, а при быстром – свыше 40%, очень вредно выкуривать сигарету до конца.

Для женского организма никотин более вреден, он нарушает работу яичников, усиливает боли при менструации. При беременности сосудосуживающий эффект никотина приводит к плацентарной недостаточности и различной патологии беременности, у курильщиц в 10 раз чаще возникают самопроизвольные аборты, дети обычно рождаются недоношенными или с маленьким весом и признаками поражения ЦНС (тремор, энцефалопатии), в дальнейшем проблемы в обучении особенно при переходе к предметному обучению (5 класс).

По органам и системам:

  1. полость рта – воспаления дёсен, разрушение периодонта, что приводит к развитию пародонтоза, разрушению зубов, их выпадению, дым частично растворяется в слюне, которая сглатывается и попадает в желудок;
  2. желудок – развивается гастрит и язвенная болезнь желудка, т.к. растворённый табачный дым обладает способностью разрушать слизь, которая покрывает стенки желудка, предохраняя их от воздействия желудочного сока (от переваривания); поэтому в клиниках курильщиков с ЯБЖ предупреждают об неэффективности лечения, если человек продолжает курить;
  3. никотин всасывается в кровь (во рту, желудке, кишечнике), поражая сердечнососудистую систему: тахикардия, сердечная недостаточность, стенокардия, инфаркты миокарда; поражается сосудистая стенка, на которой из-за этого  возникает усиленное отложение холестерина, сужая просвет сосудов, вызывая, в том числе, эндартериит нижних конечностей, что может привести к ампутации ног;
  4. дыхательная система – раздражается, а впоследствии и разрушается слизистая оболочка гортани, трахеи, бронхов и альвеол, у всех курильщиков развивается бронхит; погибают реснички эпителия дыхательных путей, из-за этого посторонние частички остаются в лёгких, выделяется слизь, которая в сочетании со смолами заполняет лёгкие курильщика, вызывая утренний кашель, в дальнейшем развивается эмфизема, рак органов дыхания (гортани, лёгких).

Если вы решили бросить курить, выполняйте следующие этапы:

  1. в течение нескольких недель анализируйте, когда и почему вам хочется закурить, запишите причины выкуривания каждой сигареты;
  2. запишите причины, по которым вы хотите бросить курить, и всё то положительное, что последует за этим; настройте себя на окончательное решение – бросить курить;
  3. назначьте для себя день отказа от курения, обведите его в календаре и с этого дня откажитесь от курения;
  4. в первые дни отказа то курения используйте леденцы, карамель, жевательную резинку, орехи или семечки;
  5. подсчитайте, сколько денег вы сэкономите за неделю, месяц, год, можете использовать эти деньги как поощрительный фонд;
  6. в течение первых 4 недель – самых трудных для отвыкания – ешьте, сколько хотите, но пусть это будет здоровая пища.

Профилактика алкоголизма.

     Алкоголь (этанол, этиловый спирт, винный спирт, медицинский спирт-ректификат) – химическая формула C2H5ОН. Этанол  - бесцветная, прозрачная, летучая, резко пахнущая жидкость с резким запахом и жгучим вкусом, легко воспламеняется, горит синеватым пламенем, хорошо растворим в воде, жирах, органических растворителях, относительная плотность 95% спирта – 0,813-0,816, температура кипения 77-78,5 градусов Цельсия.

При наиболее частом, оральном потреблении алкоголя 20% всасывается в желудке и 80% в верхнем отделе тонкого кишечника. Проникая через кишечную стенку, большая часть алкоголя попадает непосредственно в кровь и через систему портальной вены в печень. Меньшая часть проникает в брюшную полость и всасывается поверхностью брюшины.

     Всасывание алкоголя зависит от многих причин, например: площадь контакта алкоголя со стенкой ЖКТ, состояние моторной функции и тонуса ЖКТ, температуры тела, количество и состав принятой пищи.

     Препятствуют всасыванию алкоголя продукты, содержащие крахмал, мясо, жиры, увеличивают скорость всасывания углекислота (газированные напитки), температура пищи, приём алкоголя натощак.

     В свою очередь, алкоголь повышает моторную функцию ЖКТ, что ускоряет его попадание в кишечник, где увеличивается площадь контакта и скорость всасывания. У людей, страдающих гастритом или язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки, всасывание также проходит быстрее.

     Максимальное содержание этанола в крови после однократного приёма на «пустой желудок» наблюдается через 40-80 минут, после значительного приёма пищи – через 90-180 минут. Эндогенному окислению (метаболизируется в печени) подвергается 90-98% поступившего алкоголя, от 2% до 10% его выделяется мочой, выдыхаемым воздухом, со слюной, потом, молоком, кишечником. В процессе метаболизма образуются альдегид уксусной кислоты (преимущественно в печени), уксусная кислота (может интенсивно протекать не только в печени, но и в других органах – почках, мозге), алкоголь выступает в роли антиалиментарного вещества, что объясняет повышение синтеза жирных кислот,  жировое перерождение печени, накопление в крови молочной кислоты. При адаптации организма к длительному поступлению этанола происходит накопление ацетальдегида, высокотоксичного вещества, которое является конечным результатом окисления этанола.

     Алкогольное опьянение – комплекс вегетативных, неврологических и соматических расстройств.  

   

 Глубина опьянения зависит от многих причин:

  1. количество введённого в организм этанола на килограмм веса;
  2. концентрации в крови и других жидкостях организма;
  3. скорости всасывания и выведения;
  4. психофизиологического состояния;
  5. формы приёма;
  6. половых и возрастных особенностей.

     Степени опьянения:

  1. лёгкая, характеризуется изменениями психической деятельности: неустойчивостью внимания, переживаниями состояния психологического комфорта, лёгкой эйфорией, улучшением настроения, появлением чувства бодрости и довольства, ускорением моторных и идеаторных процессов. Это отрицательно сказывается на их качественной характеристике – ассоциации становятся поверхностными, суждения необоснованными, мышление теряет последовательность, возрастает количество ошибок, лёгкое нарушение точности движений, походки, снижение критических способностей, колебания настроения. Вегетативная симптоматика представлена учащением пульса, гиперемией (иногда бледностью), усилением аппетита, полового влечения, лёгким расширением зрачков, неврологически определяется повышение мышечного тонуса, усиление болевой чувствительности, нарушение координации. Проявления нестабильны и функциональны, концентрация этанола в крови до 1,5 г/л.
  2. средняя, характеризуется снижением способности контроля за ситуацией, что приводит к неадекватной ориентировке, но человек в значимой для него ситуации способен достаточно правильно справляться с собой. Внимание становится неустойчивым, скользящим, для его переключения требуются сильные, эмоционально значимые стимулы. Отмечается аффективная неустойчивость. Эйфория быстро сменяется апатией, депрессивностью или дисфорией, эмоции меняются под действием окружающей ситуации и определяют поведение. Психические функции замедляются, нарушается почерк, координация, речь, самооценка завышена, оценка окружающего неадекватна, двигательная расторможенность, возможна амнезия отдельных моментов, возможно появление иллюзорных обманов восприятия, границы моральных норм размываются, легко совершаются противоправные действия. Со стороны органов и систем: угнетаются  сухожильные рефлексы (ахилловы и брюшные), расширение зрачков, нарушение их реакции на свет и конвергенции (содружественные движения), недоведение глазных яблок кнаружи, резкое нарушение координации, болевая чувствительность снижается, мышечный тонус повышен или снижен. Концентрация алкоголя в крови  составляет 1,5-2,5 г/л.
  3. тяжёлая, характеризуется резким нарушением в психической сфере различной глубины наркотическим оглушением вплоть до комы. Может наблюдаться как резкая заторможенность, так и возбуждение, млгут быть приступы злобы или анрессии. Внимание больного привлечь практически невозможно, речь резко нарушена, отмечается амнезия, мышечная атония, амимия, адинамия, тошнота, рвота, головокружение, болевая чувствительность резко снижена, координация резко нарушена (не может стоять на ногах, движения нескоординированы), может быть развитие эпилептиформных (судорожных) припадков. Снижается тонус ССС, появляется цианоз (посинение) конечностей, гипотермия, зрачки резко расширены или сужены, слабо реагируют на свет. Концентрация в крови более 3 г/л.

Алкогольная кома – крайне тяжёлое состояние, требующее специальной медицинской помощи.

Классификация бытового пьянства:

Группа лиц

Характеристика употребления алкоголя

Абстиненты

Лица, не употребляющие спиртные напитки или употребляющие столь редко и в столь небольших дозах, что этим можно пренебречь (до 100 мл вина 2-3 раза в год)

Случайно пьющие

Лица, употребляющие в среднем 50-150 мл водки (250 максимум) от нескольких раз в год до нескольких раз в месяц

Умеренно пьющие

Лица, употребляющие по 100-150 мл водки (максимально до 400 мл) 1-4 раза в месяц

Систематически пьющие

Лица, употребляющие 200-300 мл водки (до 500 мл) 1-2 раза в неделю

Привычно пьющие

Лица, употребляющие 500 мл водки и более 2-3 раза в неделю, но не имеющие при этом клинически выраженных нарушений

Симптомы алкоголизма:

  1. психическая зависимость – патологическое (болезненное) влечение к алкоголю, желание приёма алкоголя до состояния опьянения средней и тяжёлой степени;
  2. физическая зависимость - абстинентный синдром, резкое нарушение самочувствия, отмечается с начальных этапов второй стадии алкоголизма, тяжесть – до судорожных припадков и алкогольной комы;
  3. изменение толерантности – необходимость повышать дозу для достижения состояния опьянения или психологического комфорта (I-II стадии алкоголизма); симптом «плато» (некоторое время постоянная доза одних и тех же напитков для достижения опьянения, наблюдается на II стадии алкоголизма); симптом снижения толерантности (на первом этапе  - снижение разовой дозы при сохранении суточной, на втором этапе – снижение как разовой, так и суточной дозы, переход к менее крепким напиткам, наблюдается на III стадии алкоголизма).

По органам:

  1. Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ): усиливается выделение желудочного сока, но снижается его ферментативная активность, в то же время усиливается моторика желудка, пищевой комок быстро продвигается к выходу из желудка и не подвергается достаточной обработке желудочным соком, формируется хронический алкогольный гастрит. Алкоголь вызывает массовую гибель клеток печени (печень утилизирует алкоголь), эти клетки замещаются соединительной тканью, нарушается функция печени, развивается цирроз. В результате воздействия алкоголя на поджелудочную железу возникает её воспаление, развивается диабет, а также некроз (омертвение) железы, что может привести к смерти. В кишечники атрофируются ворсинки, что приводит к нарушению всасывания питательных веществ, нарушению стула, потере веса больного.
  2. Половые железы – развитие алкогольной импотенции у мужчин, из-за этого неврозы, депрессии, алкогольный бред ревности. У женщин – поражение яичников, нарушение репродуктивной функции, ранний климакс, мертворождения, самопроизвольные аборты, дети рождаются недоношенными, часто в состоянии абстиненции, с функциональным и органическим нарушением органов и систем организма, низким весом, ослабленные, смертность таких детей намного выше средних показателей. У детей типичный внешний вид – микроцефалия, микрофтальм, низко расположенные уши, широкая низкая переносица, большой вялый рот. Так как алкоголь прежде всего оказывает нейротоксическое действие, то страдают умственные способности. У детей низкие умственные способности (различные степени олигофрении, чаще дебильность), ММД (минимальная мозговая дисфункция, проявляется как нарушение функций ВНД), особенно резко проявляется при переходе к предметному обучению, дети не усваивают материал и чаще всего не могут обучаться в обычных школах.
  3. Нервная система – снижение интеллектуального потенциала, морального уровня, развивается деградация личности, склонность к правонарушениям. Разрушается периферическая НС, нарушается походка, координация, развиваются параличи и парезы, наблюдаются психозы и галлюцинозы.
  4. Сердечнососудистая система – алкогольная миокардиодистрофия, нарушение тонуса сосудов, увеличивается риск инфарктов миокарда.
  5. Ускорение биологического старения, продолжительность жизни пьющих в среднем на 15 лет меньше среднестатистической.

Первая помощь при отравлении:

  1. уложить на бок, очистить дыхательные пути;
  2. промыть желудок;
  3. положить на голову холодный компресс;
  4. вызвать «скорую помощь»;
  5. дать понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом, растереть виски.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга (раздел Основы менеджмента) для студентов заочной формы оучения специальность 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В пособии представлены теоретические и практические задания для самостоятельного выполнения студентами ОЗО. Контрольная работа со...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» -раздел "Основы экономики".

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы экономики» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экономики, ...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы маркетинга».

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы  маркетинга» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экон...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы менеджмента».

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы  менеджмента» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы эко...

Вопросы по "Теоретическим основам организации внеурочной работы" и "Основам организации обучения"

Предлагается перечень вопросов для подготовки студентов педагогического колледжа к экзамену по  данному предмету....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»

Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...

Рабочая программа по дисциплинам "Основы стандартизации, сертификации и метрологии" и "Основы управления качеством"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в части освоения ...