Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга (раздел Основы менеджмента) для студентов заочной формы оучения специальность 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
учебно-методическое пособие по теме

Петроченко Марина Валерьевна

Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В пособии представлены теоретические и практические задания для самостоятельного выполнения студентами ОЗО. Контрольная работа содержит указания по ее выполнению, представлен перечень информационных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnyaya_kontrolnaya_rabota_menedzhment_110810.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Ялуторовский аграрный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга

для обучающихся заочной формы обучения, специальности 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

(раздел 7-10)

Ялуторовск 2014

Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по учебной дисциплине Основы экономики, менеджмента, маркетинга (раздел 7-10) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  110810 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федераций, от «5» октября  2009 г. № 370.

Разработчик:

Петроченко М.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин высшей категории.

Рассмотрено на заседании

Предметной цикловой комиссией

протокол ____  от ___ ______ ______

председатель  ПЦК _______________ Миронова Т.В.

Учебная дисциплина Основы экономики, менеджмента, маркетинга принадлежит к профессиональному циклу

Цель дисциплины: дать представление о способах и методах решения главных экономических задач для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах макроэкономики, а также нахождения эффективных способов использования ресурсов для достижения определенных целей.

Задачи дисциплины:

- исследовать и раскрыть направления экономического роста в условиях рыночной экономики;

- дать научное обоснование преобразования производственных отношений,

- раскрывать направления в совершенствовании хозяйственного механизма.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

- основные положения экономической теории;

- принципы рыночной экономики;

- современное состояние и перспективы развития отрасли;

- роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

- формы оплаты труда;

- стили управления, виды коммуникации;

- принципы делового общения в коллективе;

- управленческий цикл;

- особенности менеджмента в области электрификации и автоматизации сельского хозяйства;

- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 64 часа.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с учебным планом обучающиеся заочной формы обучения должны выполнить контрольную работу по дисциплине «Основы экономики, менеджмента, маркетинга». Цель контрольной работы - закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, выработать навыки самостоятельной работы с информацией, применить теоретические знания основ экономки, менеджмента, маркетинга при анализе практики деятельности организации, где работает обучающийся.

К выполнению контрольной работы следует подходить творчески. Качество ее оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы и в какой степени использована рекомендованная литература. В ответах на вопросы контрольной работы необходимо показать умение анализировать, систематизировать и обобщать изученный материал.

2. СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа включает:

1. титульный лист;

2. план работы с указанием разделов, параграфов, пунктов и нумерацией страниц;

3. теоретическая часть (5–6 стр.);

4. практическая часть - характеристика организации. Характеристика организации (предприятия) предполагает краткое изложение следующих вопросов:

• укажите организационно-правовую форму организации (предприятия) в которой Вы работаете, тип производства, номенклатуру выпускаемой продукции (предоставляемых услуг), размер предприятия (организации),  цели, задачи деятельности;

• рассмотрите организацию в виде системы как совокупности взаимосвязанных элементов, сформулируйте цели для каждой подсистемы управления;

• приведите организационную структуру управления предприятия (организации), определите тип организационной структуры, укажите её достоинства и недостатки, выделите уровни управления (высший, средний, низовой);

• дайте характеристику факторов внешней и внутренней среды на примере рассматриваемого предприятия;

• укажите используемые на Вашем предприятии методы управления (экономические, административно-распорядительские; социально-психологические), покажите их неразрывную взаимосвязь (5-6 стр.);

5. список используемой литературы.

3. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 1. Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики

Теоретическая часть

Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение. Исторические предпосылки менеджмента. Современные подходы к управлению: системный, процессный, ситуационный.

Практическая часть

1. Характеристика организации (предприятия) (см. выше).

Тема 2. Стили управления коллективом

Теоретическая часть

Лидерство и руководство в системе управления. Понятие управленческий персонал. Понятие стиль управления, стиль руководства. Характеристика авторитарного, демократического, либерального стиля руководства.

Практическая часть

1. Характеристика организации (см. выше).

Тема 3. Коммуникации в управлении

Теоретическая часть

Понятие «организационные коммуникации». Классификация коммуникационных сообщений. Коммуникационные барьеры. Понятие коммуникационные сети. Характеристика основных типов коммуникационных сетей.

Практическая часть

1. Характеристика организации (см. выше).

Тема 4. Принципы делового общения в коллективе

Теоретическая часть

Понятие «деловое общение», его цель, задачи, содержание. Коммуникационные основы делового взаимодействия. Характеристика основных форм делового общения. Технология организации, проведения деловых бесед, заседаний, совещаний. Этика делового взаимодействия.

Тема 5. Современные подходы в управлении

Теоретическая часть

Исторические предпосылки возникновения. Количественные теории управления. Процессный подход в управлении. Концепции системного и ситуационного подходов. Наиболее яркие представители школ и их вклад в теорию менеджмента.

Практическая часть

1. Характеристика организации (см. выше).

Тема 6. Процесс управления. Цикл менеджмента.

Теоретическая часть

Содержание процесса управления. Цикл менеджмента как основа управленческой деятельности. Планирование как функция управления. Организация управления. Мотивация персонала. Контроль как составляющая функция процесса управления.

Практическая часть

1. Характеристика организации (см. выше).

Тема 7. Внутренняя среда организации

Теоретическая часть

Понятие «организация как объединение людей», признаки организации. Характеристика основных составляющих внутренней среды: цели и задачи, структура, технология, персонал. Взаимосвязь внутренних переменных. Взаимосвязь внутренней и внешней среды организации.

Практическая часть

1. Характеристика организации (см. выше).

Тема 8. Внешняя среда организации

Теоретическая часть

Исторические предпосылки необходимости учета факторов внешней среды в управлении организацией и значение внешней среды. Понятие организации как закрытой и открытой систем. Среда прямого и косвенного воздействия. Характеристика внешней среды. SWOT-анализ как один из методов изучения внешней среды.

Практическая часть

1. Характеристика организации (см. выше).

Тема 9. Методологические основы менеджмента сельхозпредприятий

Теоретическая часть

Понятие менеджмент. Сущность, цели задачи менеджмента. Организационные основы сельскохозяйственных предприятий. Организация управления производством в зависимости от формы собственности.

Практическая часть

1. Характеристика организации (см. выше).

Тема 10. Особенности менеджмента в области электрификации и автоматизации сельского хозяйства

Теоретическая часть

Организация электроснабжения сельского хозяйства (особенности, технологический цикл). Виды предприятий (организаций), производственных служб, обеспечивающих технологический процесс электроснабжения сельского хозяйства. Структура ПЭС, РЭС.

Практическая часть

1. Характеристика организации (см. выше).

4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

Учебники для студентов:

1.Сафронов, Н. А. Экономика организации (предприятия): учеб. / Н. А. Сафронов. - 2-е изд., с изм. -  М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 255 с.

2.Сафронов, Н. А. Экономика организации (предприятия): учеб. / Н. А. Сафронов. - 2-е изд., с изм. -  М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 255 с.

3.Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия): Учеб.-метод. комплекс и Рабочая тетрадь/ А.М.Лопарева.-М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М., 2011.-240 с.

4.Драчева,  Е. Л. Менеджмент: учебник для сред. проф. учеб. заведений / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 288 с.

5.Кнышова, Е. Н. Менеджмент: учеб. пособие  для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. Н. Кнышова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 304 с. - (Профессиональное образование).

6.Виханский, О.С., Наумов А,И. Менеджмент: учебник.-М.:Магистр:  Инфра –М,.2011.-288 с.

7.Добрина, Н.А. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: учеб. пос./ Н.А.Добрина, Ю.В. Щербакова.-М.:Альфа-М; ИНФРА-М,2009.-288 с.

8.Управление качеством / Е.Б. Герасимова, Б.И.Герасимов,А.Ю. Сизикин.- М.:  ФОРУМ,2009.-256 с.

9.Организация планирования на предприятии: учеб. пос. / Б.И. Герасимов,  В.В. Жариков, В.Д. Жариков.- М.: ФОРУМ,2009.- 240 с.                                                          

Дополнительные источники:

Дополнительные пособия:

1.Тальнишных, Т. Г. Основы экономической теории: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т. Г. Тальнишных.  – М.: Академия, 2007. - 282 с.

2.Слагода, В. Г. Экономическая теория: рабочая  тетр. / В. Г. Слагода. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2009. - 143 с., - (Профессиональное образование).

3.Пястолов, С.М. Экономическая теория: практикум / С.М. Пястолов.- М.: Академия, 2010.-192 с.

4.Пястолов, С. М. Экономическая теория: учебник/ С.М.Пястолов.- М.:Академия,2010.-240 с.

5.Еремина, Е.И. Практикум по экономической теории: учеб. пос. / Е.И.Еремина, А.Я. Щукина.- М.: Академия,2009.-224 с.

6.Краткий словарь экономических терминов / сост. В, Г. Слагода.-  М.: ФОРУМ,2010.-128 с.

Интернет-ресурсы:

1.Общая экономическая теория [Электронный ресурс] – Режим доступа http:/economictheory.narod.ru.; marketing.narod.ru.; www.aup.ru/books/ - Заглавие с экрана.

2.Электронные книги по менеджменту, маркетингу и финансам. [Электронный ресурс ]: Электронная книга. Режим доступа: http://www.aup.ru - Загл. с экрана

3.Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'. Ребрин Ю.И. [Электронный ресурс ]: Основы экономики и управление производством: Конспект лекций. Режим доступа : http://eup.ru