РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды
рабочая программа

Новичкова Елена Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ  УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

 г.Курск

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО  

на заседании ЦК РИПК

Протокол №_____

«____»_____________201  г.      

Председатель  ЦК________ Новичкова Е.В.                                        

СОГЛАСОВАНО    

Зам. директора по ПО

______________

«____»______________201   г.                        

   

Рабочая программа учебной практики УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды профессионального модуля ПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов, входящей в состав укрупненной группы специальностей 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 18.04.2014г. №351

Разработчик:

Новичкова Е.В., преподаватель ОБПОУ «КМТ»

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Пояснительная записка……………………………………………………………

4

2.    Паспорт программы учебной практики …………………………………………

4

3.    Структура и содержание учебной практики…………………………………….

6

3.1. Объем и виды работ учебной практики………………………………………….

6

3.2. Содержание учебной практики…………………………………………………...

7

3.3  Оценка освоения учебной   практики…………………………………………….

10

4.    Условия реализации программы учебной практики…………………………….

11

4.1  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……...

11

4.2  Информационное обеспечение организации и проведения учебной практики..

12

4.3  Общие требования к организации учебной практики…………………………..

12

4.4 Кадровое обеспечение организации и проведения учебной практики…………

13

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики…………………….

13

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Учебная практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки). Она
представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-
ориентированную подготовку обучающихся. При реализации основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена предусматриваются        следующие виды практик: учебная и производственная.

               Учебная практика проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и может реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

               Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются по каждому виду практики в соответствии с ФГОС СПО.

              Аттестация по итогам учебной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, полученных студентами в ходе выполнения практических заданий.

2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

1.1. Область применения программы

          Программа учебной практики УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды является частью  основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки)  в соответствии с ФГОС СПО по специальности  20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов, входящей в состав укрупненной группы специальностей  20.00.00   Техносферная безопасность и природообустройство  в части освоения  видов деятельности (ВД) Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих  и соответствующих профессиональных и общих компетенций (ПК) и (ОК):

ПК 5.1. Проводить определение химических компонентов в отобранных пробах атмосферного воздуха, воды и почвы.

ПК 5.2. Проводить измерения в различных режимах работ при проведении наблюдений за загрязнением объектов окружающей природной среды.

ПК 5.3. Организовывать и проводить наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв.

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.        Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.        Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.        Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.        Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.2. Количество часов, отводимое на учебную практику: всего – 216 часов

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Объем и виды работ учебной практики

УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды 

Таблица 3.1.1

                                                                                             Виды работ

Модуль ПМ 05.

216

Концентрированно

Цель и задачи практики. Знакомство с местом проведения, порядок оформления и сдачи отчета. Инструктаж по технике безопасности при проведении УП. 05.02. Наблюдения за загрязнением окружающей среды.

6

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на стационарных постах.

18

Подготовка автоматических

пробоотборников, поглотительных приборов барботажного типа. Отбор проб воздуха.

42

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на маршрутных постах.

12

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в районе промышленных предприятий.

12

Наблюдения за химическим составом атмосферных осадков.

18

Наблюдения за уровнем загрязнения воздуха выбросами автотранспорта.

12

Наблюдения и контроль качества природных вод.

36

Наблюдения за загрязнением почв.

48

Составление и оформление карты загрязненности почв.

6

Нанесение контуров загрязненных почв на карту. Выделение зон повышенного загрязнения почв. Оформление отчета.

6

Форма промежуточной аттестации:    дифференцированный зачет

3.2. Содержание учебной практики УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды. 

Учебная практика направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта.

Таблица 3.2.1

Виды работ

Тематика заданий практики по виду работы

Кол-во часов

Наблюдения за загрязнением окружающей среды

Цель и задачи практики. Знакомство с местом проведения, порядок оформления и сдачи отчета. Инструктаж по технике безопасности при проведении УП. 05.02 Наблюдения за загрязнением окружающей среды

6

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на постах. Выбор места наблюдений.  Определение перечня веществ, подлежащих контролю.

6

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха с помощью газоанализаторов. Подготовка газоанализаторов к работе.

6

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха с помощью газоанализатора УГ – 2.

6

Отбор разовых проб воздуха для определения содержания газовых примесей. Подготовка проб к химическому анализу.

6

Сборка установок для отбора среднесуточных проб воздуха на аэрозоли. Отбор среднесуточных проб воздуха на аэрозоли.

6

Измерения метеорологических элементов с помощью метеорологических приборов.

6

Запись и обработка результатов наблюдений.

6

Проведение анализа проб. Сбор и обработка результатов выполнения измерений.

6

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на маршрутных постах. Выбор места наблюдений.

6

Составление маршрута до выбранного объекта. Проведение наблюдений по составленному маршруту.

6

Измерение метеорологических элементов при проведении маршрутных наблюдений. Запись результатов наблюдений.

6

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в районе промышленного предприятия. Проведение подфакельных наблюдений.

6

Назначение мест отбора проб под дымовым факелом.  Характеристика факела, установление направления факела.

6

Наблюдения за химическим составом атмосферных осадков. Выбор места наблюдений.

6

Отбор единичных и суммарных проб осадков. Подготовка проб к анализу.

6

Наблюдения за уровнем загрязнения воздуха выбросами автотранспорта. Выбор пунктов наблюдений.

6

Определение интенсивности движения автотранспорта.

6

Расчет выбросов от автотранспорта по выбранному пункту наблюдений. Запись результатов.

6

Наблюдения и контроль качества природных вод.

Составление схемы участка водного объекта в районе наблюдений.

6

Описание участка. Сбор сведений об источниках загрязнения.

6

Выбор пунктов наблюдений. Установление створов для отбора проб воды.

6

Проведение наблюдений за загрязнением речных вод в пункте контроля.

Определение гидрологических показателей водного объекта.

6

Отбор проб воды для химического и гидробиологического анализа. Консервация проб.

6

Проведение на водном объекте анализа «первого дня». Запись и обработка результатов наблюдений.

6

Наблюдения за загрязнением почв. Проведение рекогносцировочного обследования.

6

Сбор материалов об источниках загрязнения почв.

6

Закладывание пробных площадок. Отбор почвенных проб буром. Составление почвенного смешанного образца с пробной площадки.

6

Подготовка проб почвы к анализу. Проведение химических анализов отобранных проб почвы.

6

Организация и проведение наблюдений за загрязнением почв тяжелыми металлами.

6

Сбор сведений об источниках загрязнения. Составление плана местности, контуров многолетней розы ветров.

6

Выделение ключевых участков. Определение точек отбора проб почвы.

6

Маркировка проб. Подготовка проб почвы к анализу. Заполнение сопроводительного талона.

6

Наблюдения за радиоактивным загрязнением почв. Выбор места наблюдений. Назначение точек отбора представительных проб.

6

Составление и оформление схемы загрязненности почв.

Подготовка топографической основы. Разработка шкалы степени загрязнения.

6

Нанесение контуров загрязненных почв на схему. Выделение зон повышенного загрязнения почв на схеме. Оформление отчета.

6

Итого:

216

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида деятельности Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 5.1. Проводить определение химических компонентов в отобранных пробах атмосферного воздуха, воды и почвы.

ПК 5.2. Проводить измерения в различных режимах работ при проведении наблюдений за загрязнением объектов окружающей природной среды.

ПК 5.3. Организовывать и проводить наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв.

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.        Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.        Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.        Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.        Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

У1 – проводить работы по мониторингу атмосферного воздуха, природных вод и почвы;

У2 – выбирать оборудование и приборы контроля;

У3 – отбирать пробы воздуха, воды и почвы, подготавливать их к анализу и проводить качественный и количественный анализ отобранных проб;

У4 – проводить химический анализ пробы объектов окружающей среды;

У5 – находить информацию для сопоставления результатов с нормативными показателями;

У6 – эксплуатировать аналитические приборы и технические средства контроля качества природной среды;

У7 – проводить наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, природных вод, почвы;

У8 – заполнять формы предоставления информации о результатах наблюдений.

3.3 Оценка освоения учебной практики УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды. 

      Предметом оценки по учебной практике УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды являются дидактические единицы «уметь» и соответствующие профессиональные и общие компетенции (ПК) и (ОК) по следующему виду работ:

  • Цель и задачи практики. Знакомство с местом проведения, порядок оформления и сдачи отчета. Инструктаж по технике безопасности при проведении УП. 05.02 Наблюдения за загрязнением окружающей среды.
  • Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на стационарных постах.
  • Подготовка автоматических пробоотборников, поглотительных приборов барботажного типа. Отбор проб воздуха.
  • Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на маршрутных постах.
  • Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в районе промышленных предприятий.
  • Наблюдения за химическим составом атмосферных осадков.
  • Наблюдения за уровнем загрязнения воздуха выбросами автотранспорта.
  • Наблюдения и контроль качества природных вод.
  • Наблюдения за загрязнением почв.
  • Составление и оформление карты загрязненности почв.
  • Нанесение контуров загрязненных почв на карту. Выделение зон повышенного загрязнения почв. Оформление отчета.

Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляется с использованием следующих форм и методов: дифференцированный зачет.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

4.1. Требования материально-техническому обеспечению

        Реализация программы учебной практики УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей –  включает полевые работы.

       Основной способ проведения практики – стационарный; отдельные подэтапы практики могут проводиться также маршрутным способом и в лаборатории.

         Для проведения практики используются приборы: тростевые буры, лопата, рН - метр, электронные весы, КФК – 2.  Для записи данных наблюдений и обработки материала, обучающиеся снабжаются необходимыми бланками и полевыми книжками, для обработки данных используется учебный кабинет.

        Оборудование рабочих мест проведения практики:

Рабочие места практики должны обеспечивать условия безопасного выполнения работ.

4.2. Информационное обеспечение организации и проведения учебной практики

Перечень методических рекомендаций, дополнительной литературы

1.  Белобров, В. П. География почв с основами почвоведения / В.П. Белобров, И.В. Замотаев, С.В. Овечкин. - М.: Academia, 2016. - 384 c.

2. Гидрология суши (общий курс) [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям "Гидрометеорология" и "Прикладная гидрометеорология" / А. М. Догановский; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Российский гос. гидрометеорологический ун-т. - Санкт-Петербург: РГГМУ, 2015. - 523 с.: ил., карты, табл.

3. Дмитренко В.П. Экологический мониторинг техносферы: Учебное пособие/ В.П. Дмитренко, Е.В. Сотникова, А.В. Черняев. – СПб.: Лань, 2016.

4. Хаустов, А. П. Экологический мониторинг: учебник для академического бакалавриата / А. П. Хаустов, М. М. Редина. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

4.3. Общие требования к организации учебной практики

       

Учебная практика УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей, включает, как правило, полевые работы. Основной способ проведения практики – стационарный; отдельные подэтапы практики могут проводиться также маршрутным способом и в лаборатории.

Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с основной профессиональной образовательной программой - программой подготовки специалистов среднего звена в соответствии с графиком учебного процесса на учебный год.

Учебная практика может проводиться, как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям), при условии обеспечения связи между результатами изучения в рамках модулей основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по видам деятельности.

В период учебной практики, техникум назначает руководителей практики от техникума, которые оказывают методическую и консультационную групповую или индивидуальную помощь студентам в составлении и оформлении документации по практике, оказывают помощь в подборе материалов для курсовых и дипломных проектов.

4.4. Кадровое обеспечение организации и проведения учебной практики

          Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой в образовательном учреждении.

Преподаватели профильных дисциплин, имеющие высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ

Контроль и оценка практического опыта осуществляется с использованием следующих форм и методов:

- наблюдение за ходом выполнения видов работ;

- заполнение аттестационного листа;

- проверка отчета по практике;

- проведение аттестации в форме дифференцированного зачета.

Контроль освоения практического опыта по разным видам работ проверяется в соответствии с кодами проверяемых результатов.

Разделы программы практики

Коды проверяемых результатов

Умения

Виды

контроля

Цель и задачи практики. Знакомство с местом проведения, порядок оформления и сдачи отчета. Инструктаж по технике безопасности при проведении УП. 05.02. Наблюдения за загрязнением окружающей среды.

У1

наблюдение за ходом выполнения работ

заполнение аттестационного листа

проверка отчета по практике

проведение аттестации в форме дифференцированного зачета

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на стационарных постах.

У1, У7

Подготовка автоматических

пробоотборников, поглотительных приборов барботажного типа. Отбор проб воздуха.

У1, У2, У3, У6

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на маршрутных постах.

У1, У2, У3, У6

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в районе промышленных предприятий.

У1, У2, У3, У6

Наблюдения за химическим составом атмосферных осадков.

У1, У2, У3, У6

Наблюдения за уровнем загрязнения воздуха выбросами автотранспорта.

У1, У2, У3, У5, У6, У8

Наблюдения и контроль качества природных вод.

У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7, У8

Наблюдения за загрязнением почв.

У1, У2, У3, У4, У5, У6, У7, У8

Составление и оформление карты загрязненности почв.

У1, У5, У6, У7, У8

Нанесение контуров загрязненных почв на карту. Выделение зон повышенного загрязнения почв. Оформление отчета.

У1, У7, У8

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Аттестационный лист по учебной практике

                         05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды                  

Ф.И.О. студента, группа, специальность  ________________________________________

группа 3-4, специальность: 20.02.01  «РИПК»__

Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес:

                                                                             _____________________________________                                                                        

  Время проведения практики: с «    »_               201  г. по «   »_                 201   г.

  Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики:

п/п

Виды работ

Время на выполнение

Оценка качества выполненных работ (в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходила

практика)

1

Цель и задачи практики. Знакомство с местом проведения, порядок оформления и сдачи отчета. Инструктаж по технике безопасности при проведении УП. 05.02. Наблюдения за загрязнением окружающей среды.

6

2

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на стационарных постах.

18

3

Подготовка автоматических

пробоотборников, поглотительных приборов барботажного типа. Отбор проб воздуха.

42

4

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на маршрутных постах.

12

5

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в районе промышленных предприятий.

12

6

Наблюдения за химическим составом атмосферных осадков.

18

7

Наблюдения за уровнем загрязнения воздуха выбросами автотранспорта.

12

8

Наблюдения и контроль качества природных вод.

36

9

Наблюдения за загрязнением почв.

48

10

Составление и оформление карты загрязненности почв.

6

11

Нанесение контуров загрязненных почв на карту. Выделение зон повышенного загрязнения почв. Оформление отчета.

6

 «    »_                     201   г.        

 Подпись руководителя практики,

ответственного лица организации                                        /                          /

М.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биоиндикаторы загрязнения окружающей среды

Мы родились  и выросли   в деревне, со всех сторон окруженном лесом, красивой во все времена года природой.  С апреля 2015 года очень активно ведутся работы вокруг деревни по устан...

Методика оценки загрязнения окружающей среды в результате строительства зданий и сооружений

Методика оценки загрязнения окружающей среды в результате строительства зданий и сооруженийС.С. Костюков преподаватель ГБПОУ ОКГ «Столица»Аннотация: Данная статья актуальна для обучающихся по специаль...

Статья Влияние ТС на загрязнение окружающей среды

В статье представлен материал о важности влияния транспортных средств на загрязнение окружающей среды....

Статья "ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПРОДУКТАМИ НЕФТЕДОБЫЧИ"

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПРОДУКТАМИ НЕФТЕДОБЫЧИ...

Влияние ТС на загрязнение окружающей среды

Речь идет о крайне актуальной проблеме для современных городов: влиянию транспортных средств на загрязнение окружающей среды....

Презентация "Загрязнение окружающей среды"

Презентация "Загрязнение окружающей среды"Дисциплина Экологические основы природопользованияСпециальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания...

Загрязнение окружающей среды

Презентация "Загрязнение окружающей среды " к уроку географии 10 класс Презентация "Загрязнение окружающей среды " к уроку географии 10 класс ...