Главные вкладки

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
    план-конспект занятия

    Распопин Андрей Викторович

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rschs_konspekt.docx368.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преподаватель – организатор ОБЖ Распопин А.В.

    План-конспект

    проведения занятий по ОБЖ

    Тема:

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

    Время: 1 час.

    Для современных объектов экономики, энергетики, перерабатывающей промышленности, транспорта характерна концентрация опасностей, связанная с широким использованием в больших объемах и накоплением на ограниченном пространстве атомных и химических энергоносителей, СДЯВ, способных гореть, взрываться, заражать при аварийной ситуации значительные территории и наносить значительный урон населению.

    Анализ происшествий и практика действий по защите населения и ликвидации их последствий показали, что стране необходима государственная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, основанная на новых подходах к решению проблем предупреждения и ликвидации последствий ЧС в мирное и военное время. Одновременно с этим система должна также сохранять сложившиеся роль, место и задачи ГО, определять направление ее развития в пределах общей концепции обеспечения защиты населения, территории и объектов.

    Сущность государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС представляет собой совокупность правовых и экономических норм, организационных мер, направленных на предотвращение и ликвидацию ЧС в целях защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.

    Эта политика проявляется в виде государственных законодательных и подзаконных актов (законы, указы Президента, постановления Правительства, положения, уставы и т.п.), долгосрочных и краткосрочных целевых программ, планов мероприятий, утверждения материальных, финансовых и людских ресурсов, определения органов управления, сил и средств и др.

    Правовую основу деятельности органов и подразделений, осуществляющих защиту населения и территорий от ЧС, составляют:

    • Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О чрезвычайных ситуациях», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О гражданской обороне» и др.;
    • Указы Президента Российской Федерации, касающиеся функций, прав, обязанностей и других вопросов деятельности организаций, задействованных в различных мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды и контролю опасных факторов техногенного и природного характера, разведке и спасанию потерпевших, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
    • Постановления Правительства Российской Федерации «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» и др.

    В группу нормативно-технической документации входят все виды нормативных актов, в том числе:

    • комплекс государственных стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»;
    • «Нормы радиационной безопасности»;
    • «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;
    • «Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях»;
    • сборник Типовых инструкций по охране труда и безопасному ведению поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций и др.

    Реальное воплощение в жизнь новой концепции защиты населения от ЧС стало возможным с созданием Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) Российской Федерации и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

    РСЧС создана в целях координации деятельности органов государственного управления Российской Федерации на всех уровнях по предотвращению и ликвидации ЧС техногенного и природного характеров. Она должна предупреждать ЧС, а в случае их возникновения в мирное и военное время — ликвидировать последствия; обеспечивать безопасность населения; защищать окружающую среду и уменьшать ущерб экономике.

    РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС; РСЧС имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый (рис. 3.1).

    Рис. 3.1C:\Users\user\Documents\андр\sap_03_01.png. Структура РСЧС

    Территория Российской Федерации поделена на регионы, в которых управление силами и средствами осуществляют региональные центры МЧС России. МЧС России имеет в непосредственном подчинении специальные воинские части, Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас), авиационные предприятия и Национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

    Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Местные подсистемы РСЧС функционируют на уровне местного самоуправления в городских и сельских населенных пунктах.

    Объектовый уровень системы РСЧС соответствует организации и управлению в рамках предприятия, организации или иного объекта экономики.

    Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они осуществляют наблюдение и контроль состояния природной среды и потенциально опасных объектов, решают задачи по созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, локализации и ликвидации ЧС.

    Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы; постоянно действующие органы управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

    К координирующим органам РСЧС относятся:

    • на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
    • на региональном уровне — региональные центры (РЦГОЧС);
    • на территориальном и местном уровне — комиссии по ЧС (КЧС) органов исполнительной власти соответственно субъекта Российской Федерации или города (района в городе);
    • на объектовом уровне — объектовые комиссии (КЧС).

    В органы повседневного управления входят оперативно-дежурные службы всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.

    Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют:

    а) силы и средства наблюдения и контроля в составе:

    • служб и организаций, осуществляющих наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
    • формирований санитарно-эпидемиологического надзора;
    • ветеринарной службы;
    • служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания;
    • геофизической службы, оперативных групп постоянной готовности по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства по атомной энергии;
    • учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

    б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

    • военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
    • формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
    • формирований ветеринарной службы и службы защиты растений;
    • военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
    • формирований гражданской обороны территориального, местного и объектового уровней;
    • специально подготовленных сил и средств Войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • аварийно-технических центров Министерства по атомной энергии;
    • формирований горно-спасательной службы;
    • служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации;
    • восстановительных и пожарных поездов;
    • аварийно-спасательных служб и формирований службы морского и речного флота других федеральных органов исполнительной власти.

    Одной из важных составляющих сил постоянной готовности РСЧС является поисково-спасательная служба (ПСС). Региональные ПСС — это самостоятельные формирования, состоящие из органов управления, поисково-спасательных отрядов и подразделений обеспечения. Перед службами поставлены такие основные задачи, как проведение поисково-спасательных работ и оказание помощи людям в чрезвычайных ситуациях (кроме случаев заражения местности радиоактивными веществами), оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан. Отряды службы весьма мобильны. Сегодня они способны в период от 15 мин до 2 ч после поступления сигнала выдвинуться в район чрезвычайной ситуации с необходимыми инструментом, оборудованием, снаряжением и по прибытии туда немедленно приступить к выполнению задач.

    Эти службы так же ведут значительную работу среди населения по профилактике несчастных случаев. Среди этих акций — патрулирование потенциально опасных районов, разъяснение людям правил поведения в экстремальных ситуациях, приемов и способов выживания, а также оказание первой медицинской помощи, консультации туристских групп, организация школ, семинаров, обеспечение безопасности проведения различных соревнований в условиях природной среды.

    Элитным подразделением быстрого реагирования МЧС России является Центроспас, который способен проводить поисково-спасательные работы при всех видах природных и техногенных катастроф. Он представляет собой комплекс специализированных служб, таких как спасательная, инженерная, связи и информации, автотранспортная, авиационного обеспечения спасательных работ, материально-технического обеспечения, а также экспедиционный госпиталь.

    В МЧС России входит противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на ХОО, спасать людей и материальные ценности.

    Министерство здравоохранения Российской Федерации — это одна из подсистем РСЧС. Служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия.

    Отдельные министерства имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф. Газоспасательные, горно-спасательные, аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят не только на своих объектах, но и на соседних предприятиях, и даже в других регионах.

    Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правопреемником ДОСААФ на территории Российской Федерации, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

    Работа по предупреждению стихийных и техногенных катастроф строится на основе мониторинга и прогнозов, проводимых в научно-исследовательских институтах, аналитических службах и лабораториях, принадлежащих различным ведомствам.

    В соответствии со схемой отслеживания ситуации и реагирования на ЧС все подсистемы РСЧС, ее силы и средства функционируют в следующих режимах:

    а) повседневной деятельности — при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

    б) повышенной готовности — при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

    в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации ЧС.

    Каждому режиму соответствует перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях РСЧС.

    Основная и дополнительная литература

    Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и персонала предприятий в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие / Ю.Г.Сапронов. — Шахты : Изд-во ЮРГУЭС, 2007. — 125 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

    Данное Положение разработано для  реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории и объект...

    Рабочая программа профессионального модуля "Организация службы пожаротушения и проведения работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" для специальности 20.02.04 "Пожарная безопасность"

    Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная ...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

    Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ.02 Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и пр...

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)...

    Лекция 2. Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ)

    ЕГСЭМ по существу материализуется в системах взглядов на организацию и осуществление наблюдения, оценки, прогнозирования состояния окружающей среды подверженной многообразным антропогенным и естествен...

    Российская система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на примере Республики Саха (Якутия) (презентация)

    Российская система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на примере Республики Саха (Якутия) (презентация)...