Наш селькуп
план-конспект занятия

Калина Анастасия Григорьевна

 «ВЫ  НА КАРТУ ПОСМОТРИТЕ И ЯМАЛ НА НЕЙ НАЙДИТЕ, ПОТОМУ ЧТО ЗДЕСЬ НАШ ДОМ МЫ НА СЕВЕРЕ ЖИВЕМ» И.Истомин

Цель : расширить представления ребят о нашем крае, научить, с уважением относиться к природе края, познакомить с писателями Ямала.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_selkup.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотечное мероприятие «МОЙ  КРАЙ  РОДНОЙ.»

/для учащихся 5-7 кл/

Смирнова Валентина Николаевна, библиотекарь Толькинской школы- интернат Красноселькупский район

Цель : расширить представления ребят о нашем крае, научить, с уважением относиться к природе края, познакомить с писателями Ямала.

Цитата «ВЫ  НА КАРТУ ПОСМОТРИТЕ И ЯМАЛ НА НЕЙ НАЙДИТЕ, ПОТОМУ ЧТО ЗДЕСЬ НАШ ДОМ МЫ НА СЕВЕРЕ ЖИВЕМ» И.Истомин

Выставка книг «Мой край- Ямал»

Ход  урока:

1.Ямал ( перевод с ненецкого) – Край  Земли.  Половина площади ЯНАО расположена севернее Полярного круга. Северная граница  омывается Карским  морем. А  площадь округа  такая большая, что если взять вместе  Германию, Австрию, Бельгию, Данию, Швейцарию и Ирландию, то все эти государства  поместятся на территории  ЯНАО.                                          

На территории ЯНАО имеется три  географические  зоны: тундра,    лесотундра и тайга. Все  три зоны  характеризуются суровым  климатом,  сильной заболоченностью,  вечной  мерзлотой.

ЯНАО образован в  1930  году  10  декабря. В  настоящее время в  состав округа  входит  7  административных районов: Шурышкарский, Красноселькупский, Приуральский, Ямальский, Тазовский, Пуровский,Надымский.

В ЯНАО  добывается 90 % российского газа и более 10 % нефти, что  обеспечивает выход  Ямала на международный  уровень в хозяйственных и др. связях. (Приложение-презентация «Богатство Ямала», презентация подготовлена учениками под руководством Гельмутдиновой Р.Г.)

2. Издавна  население  округа  составляют  люди  разных  национальностей. Коренными  являются:  ненцы, ханты,  манси, селькупы и коми-зыряне.

Если взять список  народов России, то селькупы явно займут одно из  последних мест, их уже меньше  двух  тысяч. А  в начале века их было куда больше. Вымерли? Да, нет. Просто многие утратили родной  язык, позабыли  устои и  обычаи предков.  Они обрусели.

Исторически судьба поселила селькупов в одно из  самых глухих  мест -  междуречье  Оби и  Енисея. Так  случилось, что маленький народ административно оказался поделенным на  три неравные части – в пределах  Томской и Тюменской обл., Красноярского  края. В  Томской обл. на селькупов  не  обращали  внимания, были представлены сами себе, они почли за  благо перенять образ жизни  русских. Еще после  революции мужчины и женщины считали себя  селькупами, а  сегодня редко найдешь человека, который бы помнил  язык  предков.  В  таком же положении оказалась и небольшая  группа  красноярских  селькупов. И только в Тюменской области с этим народом обращались подобающим  почтением. В ЯНАО  существует НАЦИОНАЛЬНЫЙ КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ район.

( Дети читают стих-ие  «Страна Селькупия») 

Указом Верховного Совета РФ  6 августа 1944 года  территория Красноселькупского района  была выделена из  состава Туруханского района Красноярского края. А 10 августа 1944 года территория Красноселькупского района стала  частью  ЯНАО, с центром в селе  Красноселькуп. Местными жителями нашего  района являются  селькупы. Селькупы - это лесные  таежные  люди. Трудно назвать жизнь таежных  охотников, рыбаков и оленеводов преуспевающей. Однако  национальное  самосознание  не разрушено.

3.Селькупы – народ  сказителей. ( Читаем селькупскую сказку или дети готовят пересказ « Медведь – костяная лапа») К медведю у селькупов особое  отношение. Он очень редко был промысловым животным. Селькупы боготворили медведя. Считалось, что медведь раньше был  человеком и понимает  человеческий язык. Мальчик и мужчина для медведя является  старшим братом, женщина – старшей  сестрой. Он без  причины не трогает человека. Медведя если и убивали, то крайнем случае: если медведь представлял угрозу для жизни человека., защищаясь при нападении, когда  медведь повадится ходить вокруг  человеческого жилья- разоряя лабаз с припасами продуктов, вещами, рвал , портил рыболовные  снасти, вытаскивал  рыбу. Перед тем как убить медведя, человек  сначала пытается вступить в контакт, он просит медведя оставить его в покое, стыдит его. Если все  уговоры не помогают, человек-хозяин обращается к  старшим  взрослым  мужчинам за  советом  «Что делать?  На совете  хозяин с  достоинством спокойно рассказывает с какого времени данный  медведь его беспокоит, что сделал чтоб  отвадить  «дедушку». Если  совет  решит, что сделано достаточно, но ничего не помогло, приходят к выводу – медведь не просто тут появился. Это не просто медведь, а в обличии медведя пришла душа предка или родственника в гости…(Обряды  при убиении медведя)Селькупы верили, что медведь имеет божественную силу. Он почитается как дух – покровитель, помощник шамана.

По фольклору можно судить о воображении народа. Сказки, мифы, легенды   этого народа отражают поэтический взгляд на мир, представления о добре и зле.

Древние селькупы, стараясь понять происхождение Земли, создавали различные мифологические образы.

И конечно самое основное в устном народном творчестве – преклонение перед природой. В фольклоре северных народов множество  мифов, сказок, легенд о животных, присутствует элемент одушевления явлений природы. Природа и человек на равных. Отсюда у нас складывается мнение о характере этого народа, о его своеобразии.

Ведь когда – то у селькупов был свой отличительный знак, своего рода селькупский герб – лук и стрела – символ  единства мировосприятия, быта, культуры, фольклор был связующим звеном. Помнить об этом надо сегодня, возрождая духовные традиции  народа. К этому призывают и писатели  Ямала, которые пишут стихи, прозу, рассказы об истории своего народа, об обычаях и традициях, также они пишут и о природе северного края, о его богатствах.

          (Дети читают стих-ие Л.Савичевой   «Наш  селькуп – изумительный   край»)

5.Дети готовят доклады  о жизни и творчестве писателей Ямала.(Приложение- презентация «Мой край- Ямал»)