Урок на тему: "Природа радиоактивности и радионуклиды в биосфере"
методическая разработка

Материал для проведения урока на тему: "Природа радиоактивности и радионуклиды в биосфере" для студентов техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_radiatsiya.docx31.7 КБ
Файл radioaktivnost.pptx114.48 КБ

Предварительный просмотр:

Дятьковский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

на тему: «Природа радиоактивности и радионуклиды в биосфере»

МДК 02.01. Промышленная экология и промышленная радиоэкология

Специальность 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Группа: Э-44

Разработал: Осипова Ю.А.

2018

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

МДК 02.01. Промышленная экология и промышленная радиоэкология

Тема урока: Природа радиоактивности и радионуклиды в биосфере

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

  • Расширить знания о радиоактивности;
  • Изучить источники радиоактивного загрязнения биосферы, виды радиоактивных излучений;
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде;
  • Развивать творческие способности обучающихся, умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • Создавать условия для выражения обучающимися собственного мнения.

Дидактические средства: презентация, учебный фильм, тестовые задания

Оборудование: ПК, проектор, монитор

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые ОК/ПК

Планируемые результаты

деятельность преподавателя

деятельность обучающихся

Организационный

Беседа

Приветствие, проверка отсутствующих,

Отвечают

ОК 1-9,

ПК 3.3-3.4

Личностные:

- умение проверять и оценивать  себя;

-умение работать в группе.

Метапредметные:

- умение анализировать.

Предметные:

- вспомнить, что изучает радиоэкология, её цели и задачи,

- ознакомить с источниками радиоактивности, видами ионизирующего излучения, влиянием радиации.

Проверка домашнего задания

Устный опрос

Слушает, исправляет, оценивает

Отвечает.

Группа слушает, исправляет, дополняет.

Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Беседа

Задаёт наводящие вопросы

Отвечают. Ставят задачи

Усвоение новых знаний

Просмотр учебного фильма, обсуждение, презентация

Объясняет новый материал, задаёт вопросы, направляет работу обучающихся

Слушают, отвечают

Закрепление, контроль усвоения

Тестовое задание

Контролирует

Выполняют тестовое задание, проверяют и оценивают

Домашнее задание

Объяснение преподавателя

Объясняет, что задано на дом

Слушают, записывают

Рефлексия

Подведение итогов урока

Задаёт вопросы, выставляет оценки за работу на уроке

Отвечают, делают выводы

ПЛАН УРОКА

Слайд 1 (Пустой)

1. Организационный этап

Приветствие. Проверка отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вы изучили тему «Радиоэкология как наука». Проверим, как вы её усвоили. Проведём устный опрос.

СЛАЙД 2

Устный опрос по следующим вопросам:

1. Открытие радиоактивности.

2. Радиационная экология как наука.        

Сообщение на тему: «Значение радиации».

3. Постановка цели и задач урока

СЛАЙД 3

Тема сегодняшнего урока: «Природа радиоактивности и радионуклиды в биосфере»

СЛАЙД 4

Цели и задачи урока:         

  • Расширить знания о радиоактивности;
  • Изучить источники радиоактивного загрязнения биосферы, виды радиоактивных излучений;
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде;
  • Развивать творческие способности обучающихся, умение устанавливать причинно-следственные связи.

4. Новый материал

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

СЛАЙД 5

1. Источники радиационных воздействий

2. Виды ионизирующих излучений

3. Влияние радиации

Сейчас мы посмотрим учебный фильм, а потом обсудим его.

Видеофильм (25 мин)

Вы посмотрели фильм, а теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Откуда радиация поступает в окружающую среду?

2. О каких видах ионизирующего излучения вы узнали?

3. Чем они отличаются друг от друга?

4. Можно ли защититься от ионизирующего излучения? Как?

5. Где применяется радиоактивность?

6. Как радиация влияет на живые организмы?

Сейчас составим конспект вопросов темы.

1. Источники радиационных воздействий

СЛАЙД 6

Радиоактивность – свойство ядер определённых элементов самопроизвольно превращаться в ядра других элементов с испусканием особого рода излучения, называемого радиоактивным.

Радиоактивные изотопы – это изотопы, ядра которых самопроизвольно распадаются, образуя при этом ядра атомов других элементов.

Ионизирующее излучение – заряженные частицы (ядра гелия, ядра водорода, электроны, а также осколки деления тяжёлых ядер).

Наблюдаемая ионизация является непосредственным результатом взаимодействия электрического поля заряженной частицы с электронами наружных оболочек атомов вещества. Если электроны приобретают энергию, превосходящую их энергии связи, то они вырываются из атома.

СЛАЙД 7

Факторы радиационной опасности разделяются по происхождению на:

  • естественные;
  • антропогенные.

К естественным факторам относятся ископаемые руды, излучение при распаде радиоактивных элементов в толще Земли и др.

Антропогенные факторы радиационной опасности связаны с добычей, переработкой и использованием атомной энергии, разработкой и испытанием ядерного оружия и т.п.

СЛАЙД 8

Облучение:

  • Внешнее – облучение тела от находящихся вне его источников.
  • Внутреннее – облучение тела от находящихся внутри него источников ионизирующего излучения.

СЛАЙД 9

2. Виды ионизирующего излучения:

1. α-излучение

Представляет собой поток ядер атомов гелия, обладает низкой проникающей способностью (при внешнем облучении не способно проникнуть через кожу). Абсолютно безопасно при внешнем облучении и крайне опасно при внутреннем. Наиболее эффективная защита – расстоянием (более 2-3 см от источника); защититься от альфа-излучения можно листом бумаги.

2. β-излучение

Представляет собой поток электронов, обладает относительно низкой проникающей способностью (2-3 см при внешнем облучении). Может быть опасным при внешнем облучении (при условии контакта с кожей), но более опасно при внутреннем облучении, хотя менее опасно, чем альфа-излучение. Наиболее эффективная защита – временем и расстоянием, а также экраном (достаточно плотной одежды).

3. γ-излучение

Представляет собой электромагнитное излучение. Обладает высокой проникающей способностью (порядка метра, т.е. при внешнем облучении пронизывает тело человека насквозь). Это излучение  наиболее опасно при внешнем облучении. От него можно защититься расстоянием, временем и экраном.

СЛАЙД 10

3. Влияние радиации

Радиоактивное загрязнение биосферы представляется одним из важнейших видов воздействия человека при его производственной деятельности в современных условиях.

В целом этот вид загрязнения представляет собой превышение естественного уровня содержания в окружающей среде радиоактивных веществ.

Любой вид ионизирующих излучений вызывает биологические изменения в организмах, в том числе и человека, как при внешнем облучении (источник находится вне организма), так и при внутреннем облучении (источник внутри организма).

Самое опасное загрязнение атмосферы и всей окружающей среды – радиоактивное. Основную часть облучения население земного шара получает от естественных источников радиации. Разные виды излучения падают на Землю из космоса и поступают от радиоактивных веществ, находящихся в земной коре. Они также могут находиться в воздухе, пище, воде.

Наибольшую опасность для здоровья человека представляют антропогенные факторы радиационной опасности, связанные со следующими видами и отраслями человеческой деятельности:

1. Атомная промышленность;

2. Ядерные взрывы;

3. Медицина и наука.

Наиболее опасны стронций и цезий, которые трудно выводятся из организма. Обладая периодом полураспада, приблизительно равным средней продолжительности жизни человека, они создают опасность онкологических заболеваний и генетических нарушений.

5. Закрепление, контроль усвоения

Для того, чтобы проверить, как вы усвоили новую тему, мы проведём тестирование. Работать вы будете в парах. Можете обсуждать вопросы. На выполнения тестовых заданий у вас есть 7 минут.

Тестирование, самопроверка

СЛАЙД 11, 12, 13

        

7. Домашнее задание        

СЛАЙД 14

  • Работать с конспектом: выучить термины;
  • Подготовить доклад по теме: «Единицы дозы».

8. Рефлексия (подведение итогов)

Урок окончен. Спасибо за работу!


Тест

Выберите 1 или несколько вариантов ответов.

1. Какой из видов ионизирующего излучения является безопасным при внешнем облучении, но крайне опасным при внутреннем?

А) α-излучение

Б) β-излучение

В) γ-излучение

2. От γ-излучения защититься можно

А) листом бумаги

Б) плотной одеждой

В) экраном

3. Выберите определения, соответствующие терминам

     1 – Радиоактивность  

     2 - Ионизирующее излучение

     3 - Радиоактивные изотопы

А заряженные частицы (ядра гелия, ядра водорода, электроны, а также осколки деления тяжёлых ядер).

Б свойство ядер определённых элементов самопроизвольно превращаться в ядра других элементов с испусканием особого рода излучения, называемого радиоактивным.

В это изотопы, ядра которых самопроизвольно распадаются, образуя при этом ядра атомов других элементов.

4. β-излучение представляет собой

А) поток электронов

Б) электромагнитное излучение

В) поток ядер атомов гелия

5. Наиболее опасны факторы радиационной опасности

А) естественные

Б) антропогенные

6. Основоположником радиационной экологии как науки является

А) А. Беккерель

Б) М. Кюри

В) Н.В. Тимофеев-Ресовский

7. В каком году был предложен термин «радиационная экология»?

А) 1996

Б) 1896

В) 1956


Ответы

1 – А

2 – В

3   1 – Б, 2 – А, 3 – В

4 – А

5 – Б

6 – В

7 - В

Критерии оценки

Количество правильных ответов

Оценка

7

5

5 - 6

4

3 - 4

3

Меньше 3

2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Опрос Открытие радиоактивности Радиационная экология как наука Сообщение на тему: «Значение радиации»

Слайд 3

Тема урока: «Природа радиоактивности и радионуклиды в биосфере»

Слайд 4

Цели и задачи: Расширить знания о радиоактивности; Изучить источники радиоактивного загрязнения биосферы, виды радиоактивных излучений, значение и влияние радиации.

Слайд 5

План: 1. Источники радиационных воздействий 2. Виды ионизирующих излучений 3. Влияние радиации

Слайд 6

Радиоактивность – свойство ядер определённых элементов самопроизвольно превращаться в ядра других элементов с испусканием особого рода излучения, называемого радиоактивным. Радиоактивные изотопы – это изотопы, ядра которых самопроизвольно распадаются, образуя при этом ядра атомов других элементов. Ионизирующее излучение – заряженные частицы (ядра гелия, ядра водорода, электроны, а также осколки деления тяжёлых ядер).

Слайд 7

Факторы радиационной опасности: Естественные (ископаемые руды, излучение при распаде радиоактивных элементов в толще Земли и др.); Антропогенные (связаны с добычей, переработкой и использованием атомной энергии, разработкой и испытанием ядерного оружия и т.п.).

Слайд 8

Облучение: Внешнее – облучение тела от находящихся вне его источников; Внутреннее – облучение тела от находящихся внутри него источников ионизирующего излучения.

Слайд 9

Виды ионизирующих излучений: α-излучение β-излучение γ-излучение

Слайд 10

Влияние радиации Самое опасное загрязнение атмосферы и всей окружающей среды – радиоактивное . Основную часть облучения население земного шара получает от естественных источников радиации. Разные виды излучения падают на Землю из космоса и поступают от радиоактивных веществ, находящихся в земной коре. Они также могут находиться в воздухе, пище, воде. Наибольшую опасность для здоровья человека представляют антропогенные факторы радиационной опасности, связанные со следующими видами и отраслями человеческой деятельности: Атомная промышленность; Ядерные взрывы; Медицина и наука. Из известных заболеваний, которые возникают вследствие облучения организма человека, отмечаются такие, как лейкоз, лучевая болезнь со всеми вытекающими отсюда последствиями, всевозможные виды опухолей, катаракта, инфекции, бесплодие.

Слайд 11

Тестирование

Слайд 12

Правильные ответы Номер задания Ответ 1 А 2 В 3 1-Б, 2-А, 3-В 4 А 5 Б 6 В 7 В

Слайд 13

Критерии оценки Количество правильных ответов Оценка 7 5 5 - 6 4 3 - 4 3 Менее 3 2

Слайд 14

Домашнее задание Выучить термины из конспекта; Подготовить доклад по теме: «Единицы дозы».

Слайд 15

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"

Данный урок  помогает  развивать у обучающихся  понимание взаимного влияния взаимозависимости человека и окружающей его природы;знакомит  с правилами поведения в природе;  вос...

Методическая разработка к уроку географии 5 класса по теме «Природа Земли»

Данная методическая разработка может использоваться на уроках географии в 5 классе по теме "Природа Земли". Разработка содержит тесты ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: «ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ»

Данный открытый урок проводится с целью обмена опытом и представления опыта преподавателя при проведении аттестации на первую квалификационную категориюТема: «Природа конфликтов, причины во...

Лекция по теме: Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Человек, как социальное существо имеет:- высокоорганизованный мозг;- мышление;- членораздельную речь;- умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;- способность творче...

Тема 6.9. Раздел 7 "Биосфера и человек". Тема урока "Биосфера. Учение В.И. Вернадского".

Биосфера – (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизне...

Методическая разработка «ЭкологИЯ» Тема: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА».

Методическая разработка «ЭкологИЯ»     Тема: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА»....

Разноуровневые задания на тему: "Природа и рукотворный мир"

Разноуровневые задания на тему: "Природа и рукотворный мир" 2 класс...