Проблема обеспечения безопасности человека при использовании световых и звуковых эффектов
статья на тему

Дмитриева Алена Радимовна

Введение

Виды психофизиологического воздействия с помощью световых и звуковых эффектов

Бинауральные биения

Влияние громкого звука и  шума на организм человека

Это может накапливаться

Мерцание света

Эффект 25 кадра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referatbzhd.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Проблема обеспечения безопасности человека при использовании световых и звуковых эффектов”

Выполнила специалист по ОТ и ТБ

Дмитриева А.Р.


Содержание:

  1. Введение……………………………………………………….3
  2. Виды психофизиологического воздействия с помощью световых и звуковых эффектов……………………………….4
  3. Бинауральные биения………………………………………....6
  4. Влияние громкого звука и шума на организм человека…….6
  5. Это может накапливаться!.........................................................8
  6. Мерцание света, фотосенситивная эпилепсия……………….9
  7. Эффект 25 кадра………………………………………………………………..10

Список использованной литературы

                                                                         

Введение:

     Еще несколько лет назад психологи и психиатры спорили о том, возможно ли в принципе кодирование человека. Теперь они уже не спорят, а создают различные методы и формы воздействия на человека. А вот уже совсем горячо: “... “Subliminal communications” - технология подпороговой коммуникации в звукозаписи и полиграфии позволяет эффективно управлять вниманием, памятью и эмоциональным состоянием человека, влияя на бессознательное восприятие фонограммы или текста, незаметно для реципиента, если они подготовлены с применением технологии подпороговой коммуникации, реализуемой с помощью ряда компьютерных продуктов.

 Все так и норовят залезть в душу, то бишь в подсознание и побольше наследить там. Да и, оказывается, намерения-то у всех самые хорошие.

Когда человек увлеченно работает или играет с компьютером, для кодирования или изменения установок этого человека необходим только мощный процессор, хороший монитор и мультимедиа. И еще, конечно, нужна программа, или компьютерный вирус... Вирус, который чрезвычайно мягко и корректно относится к программам (чтобы, не дай Бог, не заметили), но калечит психику! Человек, сидящий за новой трехмерной игрушкой, погруженный в экран и слышащий только звуки “Саунд Бластера”, является идеальным объектом для психогенного воздействия. Почему? Во-первых, человек находится в трансовом состоянии, столь желанном для любого психотерапевта. В современном комплекте виртуальной реальности (шлем, специальный костюм и перчатки) могут быть задействованы все каналы и способы, а отсюда уже один шаг до создания компьютерного наркотика.

Как же можно с помощью световых и звуковых эффектов воздействовать на психику человека?

Виды психофизиологического воздействия с помощью световых и звуковых эффектов:

Цветовое воздействие. Проблемой воздействия цвета на психику занимались и занимаются многие ученые. Например, один из самых достоверных и распространенных тестов состояния человека - тест Люшера. Испытуемому предлагают выбрать наиболее приятный ему цвет из группы цветов, потом, из оставшихся, опять предлагают выбрать самый приятный, и так далее. Обсчитывая соответствующим образом результаты, делают вывод о психоэмоциональном состоянии человека, о его физическом здоровье. Тем же Люшером решена и обратная задача - предъявляя человеку цвета по определенной программе, добиваются изменений его эмоционального и физиологического состояний. Таким образом, используя одно только особое цветовое решение компьютерной игры, можно вызвать определенное эмоциональное состояние играющего, и как следствие, изменить его психофизиологическое состояние.

Звук. “Цифровой” звук - это, как говорится, целая поэма для внушения. Всем известны кассеты с настроями, текстами аутотренинга, текстами психотерапевтов. Самое простое в нашем случае - это на фоне громкой музыки передавать на малой громкости вербальную инструкцию для подсознания - что и когда (или при каких условиях) надо сделать. Естественно, можно управлять частотами и модуляциями, организуя по необходимой вам схеме работу чужого мозга. С учетом модальностей - это идеальная возможность воздействия на человека.

Изменение скорости. Кто из играющих на компьютере читателей не испытывал на себе эффект изменения мировосприятия, отойдя от машины, после того, как побегал по лабиринтам и пострелял на “нормальной” скорости, а потом, по какой-либо причине, - на замедленной или ускоренной? Мозг человека менее всего предназначен для достижения конкретных результатов, а настроен для того, чтобы придерживаться определенных направлений. Поэтому незаметное, но выполняемое по определенной программе изменение скорости также может иметь сильный психофизиологический отклик у пользователя.

Модальности - (термин из нейролингвистического программирования) - НЛП, обозначающий сенсорные системы. Нейрофизиологами установлено, что направление взгляда соответствует определенным сенсорным каналам. Иными словами, по тому, куда направлен взгляд - вверх-влево, вправо-вниз, влево-вниз и т. д. можно установить, какая система в данный момент используется человеком для кодирования и оценки поступающей информации и воспроизведения имеющейся. Зрительные и звуковые воспоминания и фантазии, ощущения и эмоции - все это отражается через движения глаз в строго определенных направлениях. Но, так же, как можно увидеть, что именно задействовано в данный момент у человека - зрение, слух или ощущения, так и размещая из экране в нужном месте особые стимулы, можно непосредственно взаимодействовать с определенным отделом мозга. Обобщенно - внизу находятся эмоции и ощущения, по горизонтали - звуки, вверху - зрительные образы. Так, если на приеме у зубного врача смотреть вверх, то ощущение боли уменьшится, поскольку, таким образом, Вы заставляете мозг основные ресурсы отдавать визуальной системе. Оказывается, дружеский совет - “Держи выше нос!” гораздо более буквален, чем можно было бы себе представить. Таким образом, фактически почти ко всем отделам мозга есть прямой или косвенный доступ через глаза.

Частотное воздействие. В 40-е - 50-е годы двадцатого столетия, когда началось активное применение электроэнцефалографии (ЭЭГ), обнаружилось, что электропотенциалы мозга могут следовать за вспышками света или громкими щелчками. Многочисленными исследованиями методом ЭЭГ установлено, что каждому виду транса (гипноз, медитация, молитва, ритмичные движения, сновидения и т.д.) соответствует определенная картина распределения и сочетания частот электрической активности по отделам мозга.

Создатели компьютерных эффектов к фильму “Газонокосильщик” прямо говорят, что их задачей было воздействовать на психику зрителя. И они, в общем-то, справились. Вращающиеся спирали, игра цвета, эзотерические символы издавна воздействуют на психику человека. Но для тайного воздействия на психику могут применяться подпороговые для сознания стимулы.

Бинауральные биения:

 Расслабляющее и успокаивающее действие на человеческую психику некоторых звуков и музыки известно давно. Задумывались ли вы, в чем тут дело?

Прослушайте внимательно запись духовной музыки. Иногда можно уловить сливающиеся голоса, образующие один пульсирующий тон  —  биения. Когда голоса сходятся в унисон, биения также замедляются, а когда расходятся – ускоряются. Этот, казалось бы,  ничем не примечательный для музыкантов факт лег в основу исследований Роберта Монро, который  занялся исследованием подобных биений, в дальнейшем получивших название бинауральных, а также воздействием их на сознание человека при прослушивании через стереонаушники. Было открыто, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения или бинауральные ритмы. Например, если одно ухо слышит чистый тон с частотой 150Гц, а другое с частотой 157Гц, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате человек слышит биения с частотой 157-150=7Гц, но это не реальный внешний звук, а «фантом». Он рождается в мозгу человека только при сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга. Дальнейшие исследования показали, что подобный «фантом» способствует синхронизации полушарий, наблюдаемой в медитативных и гипнотических состояниях сознания. Эти ритмы могут улучшить функционирование мозга, поскольку помогают сознательно слушающему их налаживать межполушарные нервные связи на нужной частоте.


Влияние громкого звука и шума на организм человека:

        Мы живём в очень громком обществе, причём не только большая пиковая нагрузка воздействует на наши уши, но и постоянный, непрекращающийся шум постоянно «капает на мозги». Постоянно бормочет радио, за окном – никогда не прекращающийся траффик…Современный человек, пожалуй, никогда не остаётся в той тишине, что бывает на удалении от цивилизации, среди природы. А ведь все системы нашего организма сформировались ещё тогда, когда предки человека бегали за мамонтами и медведями по лесам и ни о каком радио не думали…То есть, адекватным для человека является куда меньший уровень постоянного звукового давления, чем тот, что присутствует ежесекундно в мегаполисах, где живёт большинство из нас. Наиболее уязвим слух, конечно, при воздействии громких звуков, тогда как от шума страдает, скорее, мозг – возникают головные боли, бессонница или, наоборот, сонливость.

Вполне физиологично, что после хорошего концерта человек испытывает снижение слуха. От громкого звука напрягается самая маленькая мышца человеческого тела и поворачивает малюсенькую косточку, передающую импульс с барабанной перепонки. Плечо рычага уменьшается, и сила удара звуковой волны снижается. Мозг же рассчитывает силу звука с учётом напряжения мышцы и, хотя наши уши не воспринимают всей силы литавр или бас-гитар, сигнализирует нам о том, что музыка громка. Концерт кончается, но мышца не сразу расслабляется. Поэтому после шоу звуки нормальной громкости воспринимаются как через вату. Обычно это проходит через несколько часов и уже на следующее утро слух в норме. Однако, если подобное насилие над ухом происходит слишком часто, человек постепенно теряет возможность воспринимать тихие звуки – происходит, как говорят специалисты, снижение слуха.

Чтобы начать терять слух, достаточно восьми часов воздействия звука громче 85 децибел, неважно, каков его источник. На практике это означает, что, если кто-то ещё слышит музыку в вашем плеере, а вы не снимали наушников почти целый день – копите деньги на слуховой аппарат. Главное – не забывать, что единожды произошедшее снижение слуха, как правило, необратимо. Так что главное – следить за своим образом жизни, не забывать, что понятие гигиены включает не только заботу о волосах и зубах, но и внимательное, предусмотрительное отношение к звуковому окружению.

Это может накапливаться!


             Важно помнить, что повреждения слуха тоже носят кумулятивный характер: если часть слуха потеряна, его уже не вернешь. Слуховые аппараты, конечно, позволяют функционально помочь в повседневной жизни человека, но слух они не восстанавливают. Так же важно помнить, что ухо неодинаково чувствительно к разным частотам. Еще одна важная особенность человеческого слуха заключается в том, что каждое ухо слышит  так называемые "критичные" частотные полосы. Таким образом, мозг отфильтровывает то, что слышит ухо. Эта способность не восстанавливается при помощи слухового аппарата.
     Другой формой постоянного повреждения слуха является
тиннитус (звон в ушах). Сам по себе он неизлечим, однако в этом направлении достигнуты определенные успехи. Важно помнить, что тиннитус не связан напрямую с потерей слуха, его можно заполучить, сохранив слух.

Профессиональная глухота чаще всего поражает людей "шумных" профессий: клепальщиков, молотобойцев, ткачей, артиллеристов, звукорежиссеров, музыкантов джазовых и симфонических оркестров. К группе риска относятся даже космонавты, поскольку круглосуточная работа приборов и вентиляторов создает на космических станциях шумовой фон 80 децибел.

Однако не все шумы способны побуждать людей к активности. Точнее, различные группы мышц возбуждаются от различных видов шумов. Более того, шум должен быть прерывистым. Наиболее сильно способствуют активности мышц так называемые розовый (300 - 1200 Гц) и коричневый (25 - 300 Гц) шумы. Наименее результативным и одновременно наиболее распространенным является белый шум (от 1000 - 20 000 Гц), присутствующий в шорохе листьев, порывах ветра, шипении пара. Зрители на больших стадионах криками и разговорами генерируют розовый и коричневый шумы, что является одной из причин буйства толпы, происходящего во время футбольных матчей. Драки и погромы, сопровождающие большие спортивные соревнования, - следствие повышенной мышечной активности: ведь вялый, сонный и уставший человек не станет всего этого делать. Конечно, стимуляторами активности футбольных фанатов являются многочисленные факторы - звук лишь один из них, причем довольно значительный.

Современная наука накопила большой арсенал средств защиты от шума. Основными направлениями снижения акустического загрязнения окружающей среды являются: 

- уменьшение шума непосредственно в источнике;

- снижение уровня шума на пути распространения от источника к объекту воздействия;

- архитектурно-планировочные мероприятия;

- организационные мероприятия;

- индивидуальные средства защиты.

В жилых помещениях уровень шума регулируется установкой окон с тройными стеклами, использованием шумозащитных строений в качестве акустических экранов, выносом шумных производств за городскую черту. Но вот что поразительно: самым лучшим поглотителем звука является открытое окно (так же, как лучшим поглотителем света служит отверстие)! На сегодняшний день уже придумали и успешно пользуются индивидуальными средствами защиты от шума - антифонами, вкладышами, шлемами.

Мерцание света, фотосенситивная эпилепсия.

Фотосенситивная (светочувствительная) эпилепсия - это такое состояние, при котором мерцающий свет большой интенсивности вызывает эпилептические приступы.
Ее иногда называют рефлекторной эпилепсией. Среди людей с эпилептическими приступами только у 2-5% отмечаются фотосенситивные приступы. В последнее время появилась информация об увеличении случаев таких приступов, что связывают с массовым увлечением видеоиграми. Телевизор является наиболее мощным фактором, вызывающим приступы у людей с фотосенситивной эпилепсией. Самое важное - это удаленность зрителя от экрана. Необходимо посадить человека так, чтобы часть экрана была загорожена ширмой. Усталость и алкоголь могут усиливать эффект света.
1959 г. Художник и поэт Брайн Гисин во время автобусной поездки через тенистую аллею начал галлюцинировать, благодаря смене света и тени. Ему понравилось, и через год он построил "Машину сновидений": вращающийся с частотой 78 об/мин (художник видимо использовал в качестве мотора старый проигрыватель) бумажный полосатый цилиндр со стоваттной лампочкой внутри. С помощью этой машинки некоторым счастливцам удавалось достичь сдвига сознания.

В начале 60-х появляется мода на пульсирующий свет в дискотеках. Как результат - первые жертвы эпилептических припадков на дискотеках.

В Японии произошло следующее: Вечером 16 декабря по телевизору показали "Карманных Монстров", в которых был короткий пятисекундный эпизод с "мигающим" красно-голубым небом. 685 детишек и взрослых, смотревших мультик, забились в припадке, начались вызовы скорой помощи. Science Daily, сообщил, что "вина" красно-голубого мигания в "Покемоне" доказана. Быстрая смена света и темноты, или контрастные паттерны воздействуют на нейроны, заставляя их вырабатывать электрические импульсы с большей частотой, нежели это происходит обычно.

Эффект 25 кадра:

   В 1957 году американский психолог, маркетолог и рекламный гений Джеймс Вайкери провел в кинотеатре Нью-Джерси серию убедительных экспериментов. На экран со второго проектора один раз в секунду выстреливались два типа картинок. На одной было написано: "Кока-кола", на второй - "Ешьте попкорн". Зрители их не различали, поскольку время позиционирования составляло 1/300 долю секунды. Однако информация откладывалась в подсознании, и зрители, выйдя из зала, неосознанно выпивали колы на 17 процентов больше, чем обычно, и пожирали попкорна больше на 50 процентов. Эта вставка и получила название 25-го кадра, на основании того, что в кинематографе в секунду проецируется 24 кадра. Сейчас, естественно, никакого второго проектора не требуется, все монтируется на магнитном носителе. Этот эксперимент наделал много шума. Рекламные фирмы начали внедрять данную технологию, вышибая из клиентов дополнительные баксы. Однако вскоре был принят закон, запрещающий такую манипуляцию подсознанием и кошельком покупателя, т.е. каждого американца. В нашем законе "О рекламе" также есть статья, которая гласит: "Использование в радио-, теле-, видео-, аудио - и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускаются". Существует и способ внедрения в подсознание речевой информации, которая как бы не улавливается слухом. Для этого модуляции голоса сжимаются до ультравысоких частот. Результаты также впечатляют: когда в японском супермаркете начали крутить кассету с "неслышимой" фразой "Не воруй!", число краж резко сократилось.

       Эти эффекты сейчас некоторые применяют на практике. Например, для изучения иностранного языка, когда человек слушает при помощи плейера веселенькую музыку. А визуальным образом кодируют алкоголиков. Человек говорит, что он хотел бы не пить, предположим, 5 лет. Его сажают в кресло, надевают на голову видео-шлем и 40 минут воздействуют на мозг двадцать пятыми кадрами, где заложена цифра 5 и всякие сопутствующие заветные слова. Необходимо отметить, что алкоголик кодируется добровольно. Однако при помощи телевидения, как сегодня выяснилось, можно кодировать людей, ничего об этом не подозревающих, каким угодно образом.

       

Список использованной литературы:

1. Преображенский Е.”Услышав голос, не спеши в психушку” М.1998 г.

2. Демкин С.М. “Этот опасный и лучистый мир” М.1998 г.

3. Брегг У. ”Мир света. Мир звука” 1967 г.

4. Вартанян И.А.,Цирульников Е.М. ”Коснутся невидимого, услышать   неслышимое” 1985 г.

5. Паулин З. “Чудеса звука” 1965г.

6. Суворов С.Г. “О чём говорит луч света” 1952г.

7. Фролов К.В., Гончаревич И.Д., Мехнов П.П. “Инфразвук, вибрации, человек” 1996г.

8. Андреева-Галанина Е.Ц. и др. “Вибрационная болезнь” Л.1961г.

9. Насонов Д.Н., Равдоник К.С. Реакция живого вещества на внешнее воздействие. – Физиологический журнал, 1947, т.33, № 5.

10. Равдоник К.С. К вопросу о прямом действии слышимых звуков на изолированные поперечнополосатые мышцы. - ДАН СССР, 1949, т.46, №2.

11. Акустика: Справочник./ Под ред. М.А. Сапожкова,- М.: Радио и связь,1989.

12. Журнал “Биомедицинская радиоэлектроника”, 2000г., №2.

13. Журнал “Биомедицинская радиоэлектроника”, 2002г., №10.

14. Журнал “Биомедицинская радиоэлектроника”, 2002г., №12.

15. Журнал “Изобретатель и рационализатор” №11-12 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы повышения безопасности лекарственных средств

В статье рассматриваются  проблема безопасности ЛС ...

Проблемы информационной безопасности подростков

Дать понимание проблемы пользования интернетом для подростков....

Актуальные проблемы информационной безопасности

Актуальные проблемы информационной безопасности...

Воспитательная работа и безопасные методы труда. Обеспечение безопасных условий труда в процессе производственного обучения

Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которо...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ По дисциплине БУП.08 "Основы безопасности жизнедеятельности» Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения. Разработал: преподаватель Лебедев Сергей Юрьевич

Конспект для обучающихся по специальности:15.02.13. Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования;08.02.06. Строительство и эксплуатация городских путей сообщения;08.01.01. С...