Воспитательная работа и безопасные методы труда. Обеспечение безопасных условий труда в процессе производственного обучения
статья

Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которое представляет  как  индивидуальную,  так  и  общественную  ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suleymanova_radmila_askerovna.docx47.71 КБ

Предварительный просмотр:

В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Н.М. Амосов

Воспитательная работа и безопасные методы труда. Обеспечение безопасных условий труда в процессе производственного обучения

Аннотация: Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которое представляет  как  индивидуальную,  так  и  общественную  ценность.

Ключевые слова: здоровье, работоспособность, труд, отдых, упражнения.

Главными бедами современного человека являются нескомпенсированность стрессов физической нагрузкой (гиподинамия, гипокинезия); разлад с естественным биоритмами организма, связанный с характером труда либо с неправильным образом жизни; нерациональное питание.

Здоровый образ жизни- это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовывать свой творческий потенциал.

Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни:

  • соблюдение режима дня - труда, отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;
  • двигательная   активность,   включающая   систематические   занятия   доступными   видами   спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе;
  • умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (аутогенная тренировка);
  • разумное использование методов закаливания, гипертермических и гидровоздействий;
  • рациональное питание.

Разумное чередование труда и отдыха.

Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, то есть чередования периодов труда и отдыха.

Кривая работоспособности в течение дня претерпевает большие изменения. Рассмотрим два примера. За четырехчасовой период при мышечной работе производительность достигает максимума в первый же час (29 распиленных брёвен); на втором часу она резко падает (21 бревно), на третьем часу снижение продолжается, распилено 19 бревен; в течение последнего, четвертого часа имеет место «конечный порыв» — 24 бревна.

Иная картина наблюдается при умственной работе, например, при запоминании иностранных слов: на первом часу освоено 25 пар слов; на втором  продолжается период врабатываемости (27 пар слов); на протяжении третьего часа работоспособность резко падает (до 15 пар слов); и еще более заметно снижение на четвертом часу (всего 9 пар слов). Утомление в этом случае перекрывает конечное волевое усилие.

Приведенные примеры подчеркивают необходимость создания режимов труда и отдыха в зависимости от конкретных условий и характера труда. Так, в нашем примере при физической работе, очевидно, после первого трудового часа целесообразно сделать довольно продолжительный (15—20 мин) перерыв. Отдых пассивный и активный — упражнения на расслабление мышц конечностей и самомассаж. Во втором случае отдых требуется спустя два часа от начала работы, а затем после третьего часа. Оба перерыва должны быть активными, потому что работа протекала в сидячей позе, без значительных движений и при минимальной затрате энергии. В этих условиях происходит относительный застой крови, особенно в нижних конечностях и тазовых органах. Замедляется подвижность грудной клетки, отчего ухудшается снабжение организма кислородом. Активный отдых должен предусматривать упражнения для конечностей, особенно ног, — ходьба и бег (можно на месте), дыхательные движения с акцентом на усиленный вдох с небольшой задержкой дыхания, наклоны и вращения туловища, рук, ног, подскоки. Упражнения заканчиваются спокойной ходьбой, глубоким, ровным дыханием и расслаблением («встряхиванием») конечностей.

Для улучшения врабатываемости необходимо иметь хороший предварительный отдых. Считается, что общее время работы и отдыха (пассивного и активного) должно соотноситься, как 1:2, то есть при 8-часовом рабочем дне отдых может составлять часов 16. Сюда входит и сон, и различные виды деятельности; самообслуживание, самоподготовка (чтение специальной литературы, выполнение учебных заданий), свободное время (чтение художественной литературы, посещение театров, кино и т. д.), активный отдых [подвижные игры, занятия в спорт секциях, самостоятельная общефизическая тренировка, прогулки и т. д.).

Простейший способ профилактики нарастания утомления при работе — перерывы для отдыха, в том числе такие виды производственной гимнастики, как физкультпаузы в течение 5—10 мин и физкультминутки.

Работоспособность и утомление.

Способность к труду определяется наличием профессиональных знаний, соответствующих умений и навыков, совокупностью физических и психических сил и качеств человека. Все вместе при соответствующем отношении к труду они обеспечивают оптимальный уровень его продуктивности, то есть работоспособность человека.

Работоспособность в свою очередь является как бы отображением такого состояния, как утомление. Зависимость здесь обратная: чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Нормальный физиологический процесс—утомление означает снижение функциональных возможностей организма, вызванное выполнением умственной или физической работы. Снижение работоспособности, или утомление, сказывается на количестве и качестве продукции, произведенной за определенные отрезки времени. Показателем утомления может быть также увеличение времени, затрачиваемого на ту или иную производственную операцию. Но всегда основным итогом утомления является снижение эффективности труда.

Работоспособность может ухудшиться и вследствие пребывания человека в необычных (экстремальных) условия: например, при высокой температуре и влажности окружающего воздуха, при недостатке кислорода и т. д.

Первое условие заключается в том, что в работу следует входить постепенно, не развивая сразу максимального темпа, для того, чтобы все системы организма подготовились к работе в наиболее экономном режиме.  Второе условие - для высокой работоспособности необходимы равномерность и ритм. Как очень высокий, так и очень низкий ритм (темп) быстрее приводит к утомлению. Еще более утомляет неритмичность. Третье - привычная последовательность и систематичность в работе. Нельзя приступать к более сложному, не освоив предварительно более простого. Четвертое условие — это смена труда и отдыха, чередование периодов с различной интенсивностью нагрузки, а также, по возможности, смена характера выполнения работ. Пятое условие гласит, что самым надежным способом достичь максимальной эффективности является постепенное и систематическое выполнение упражнений с целью выработки прочных навыков. Шестое условие, которое оказывает большое влияние на продуктивность труда и устойчивость работоспособности,— это отношение обучающихся к труду, действенные формы его поощрения за  выполнение работы.

Для сохранения здоровья обучающихся обеспечиваю на уроках производственного обучения:

  • использование приемов и методов, направленных на активацию подсознательных механизмов восприятия информации, поскольку именно на подсознательном уровне происходит самая важная часть обучения;
  • психологический настрой всей группы на урок и динамику состояний обучающихся, оптимальных для каждого этапа урока;
  • преобладание у обучающихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение обучающимися удовольствия от процесса обучения;
  • представление в начале урока его крупного плана;
  • включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.

Если работа сидячая, то отдыхать следует стоя или выполняя коррегирующие гимнастические упражнения, предупреждающие нарушения осанки и неправильное развитие тела. Наоборот, если обучающиеся работают стоя, то отдыхать следует сидя, причем лучше на свежем воздухе.

Упражнения для развития абстрактно-логического мышления  (левое полушарие)

В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.

КОМПЛЕКС № 1

  1. Оттяните уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинайте с открытыми глазами, затем с закрытыми  глазами. Повторите 7 раз.

2.Оттяните уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинайте с открытыми глазами, затем с закрытыми  глазами. Повторите 7 раз.

3.Одну минуту массируйте щеки круговыми движениями  пальцев. Двумя пальцами рисуйте круги на подбородке и лобной части лица. Считайте при этом до 30.

  1. Массируйте верхние и нижние веки, не закрывая глаз,

1 мин.

  1. Массируйте нос, подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, 20 раз.
  2. Откройте рот и нижней челюстью делайте резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот — 10 раз.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

 КОМПЛЕКС №2

  1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
  2. Перекрестные движения.   Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
  3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
  4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
  5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
  6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
  7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5—10 с. Выполните то же самое в другую сторону.
  8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.  

   9. Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

Список литературы

  1. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. — 214 c , электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROF образование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books
  2. Приешкина, А. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Обеспечение здорового образа жизни и основы медицинских знаний: учебное пособие для СПО -92 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАХИМОВЦАМИ.

Важным компонентом поддержания высокой дисциплины в подразделениях Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское учи...

Методика инструктирования обучающихся приёмам самоконтроля труда на занятиях производственного обучения

Методика инструктирования обучающихся приёмам самоконтроля труда на занятиях производственного обучения 1.Теоретические подходы к понятию «самоконтроль»      ...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОБЩЕЖИТИИ ЮРЬЕВЕЦКОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Организация воспитательной работы в общежитии – составная часть системы воспитания профессионального учебного заведения. Эта работа направлена на формирование социально значимых качеств личности...

Методическая разработка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии 13249 "Кухонный рабочий" по теме" Организация работы по соблюдению безопасных условий труда при работе с уборочной техникой, предназначенной для уборки производств

Данная работа разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии "Кухонный рабочий". данная работа содержит виды уборочной техники, используемой на предприятиях ...