Методика инструктирования обучающихся приёмам самоконтроля труда на занятиях производственного обучения
статья на тему

Теблев Виталий Юрьевич

Методика инструктирования обучающихся приёмам самоконтроля труда на занятиях производственного обучения

 

1.Теоретические подходы к понятию «самоконтроль»

      «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и М.Ю.Шведовой:

Самоконтроль - это контроль над своими действиями и поступками.

      «Психолого-педагогический словарь»:

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий психических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

      «Большой толковый психологический словарь»:

Самоконтроль - контроль за собой; предназначается для способности контролировать импульсивность, тормозя непосредственное сиюминутные желания; его доминирующая составляющая – подавление или торможение.

      «Российская педагогическая энциклопедия»:

Самоконтроль – это сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями

      Педагоги И.В. Тухман и А.Г. Пачина:

Самоконтроль – это компонент учебной деятельности или способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.

      Оптимальная педагогическая стратегия состоит в поэтапном разграничении контролирующих и оценивающих функций педагога и учащегося. На каждом возрастном этапе соотношение внешних и внутренних регуляций меняется, пока человек не достигает способности полностью самостоятельно оценивать и направлять свое поведение.

      В обстановке избыточных и излишне строгих ограничений, характерных для авторитарного стиля обучения и воспитания, обучающийся не стремится усвоить социальные нормы, пытается при любой возможности их обойти. Другой нежелательной аспект – так называемой попустительский стиль, когда побуждение обучающегося недостаточно регулируется старшими. Наилучшим стилем является тот, когда мастер п/о выступает как консультант-контролёр, позволяющий обучающему самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, применяя различные приёмы самоконтроля, но полностью возлагать на обучающегося решение проблемы нельзя.

А.Г. Пачина выделяет три вида самоконтроля: итоговый, пооперационный и планирующий.

Формирование знаний, умений по всем трем перечисленным видам самоконтроля происходит у обучающихся одновременно, при этом каждый из видов является более сложной версией другого.

 

   -Итоговый самоконтроль заключается в умении контролировать свой результат. При организации учебной деятельности важно, чтобы учащийся хорошо представляли себе конечный продукт своего труда. Чёткое осознание цели своей деятельности способствует её эффективной организации, мотивации, сказывается на результатах усвоения. Пример такого вида:

Карта самоконтроля готовности к уроку по теме:

«Шиномонтаж и балансировка колес»

Критерии

Отметка

1. Организация рабочего места.

2. Соблюдение правил последовательности работ: установка автомобиля на подъемник; ослабление болтов колес; поднятие автомобиля; снятие колес;   

3. Наличие необходимых инструментов.

Одновременно умения по итоговому самоконтролю упрощают получение навыков по пооперационному самоконтролю, при котором внимание обучаемого концентрируется на самом процессе деятельности, устанавливаются связи между каждым этапом деятельности. Например:

Карта пооперационного самоконтроля к уроку по теме:

«Балансировка колес»

Порядок выполнения работы

Изображение

Отметка

- Для  правильной балансировки  необходимо выставить параметры колеса( радиус, ширина,  высота).

- Вставка балансиров должна соответствовать показаниям балансировочного стенда. 

Через пооперационный контроль происходит формирование планирующего самоконтроля обучающихся - анализ работы над заданием ещё до фактического его выполнения, прогнозирование результата. Студенты сознательно строят свою деятельность, предвидят возможность возникновения ошибок и затруднений, своевременно намечают меры по их предупреждению.

       На практике обучение приёмам самоконтроля происходит стихийно. Мастера нередко стремятся объяснить неумение обучаемого контролировать свои возможности и действия их возрастными особенностями. Однако, чем раньше обучаемые научатся планировать свою деятельность и самостоятельно контролировать её, тем легче им будет даваться трудовая и любая другая деятельность.

        Выполнять задачи на занятиях производственного обучения можно только при активной познавательной деятельности обучающегося, с одной стороны и управления этой деятельностью мастером производственного обучения, другой стороны. Изучение этого вопроса показывает, что деятельность и обучающегося и мастера на уроке осуществляется двояко:

-деятельность обучающегося переплетается с активной деятельностью мастера.

 -деятельность обучающегося проходит самостоятельно под управлением мастера (процесс самонаучения).

       В ходе самостоятельной деятельности обучающийся используют справочные материалы, а в не обходимых случаях обращаются за помощью к мастеру. Эффективности деятельности обучающихся этой части урока во многом зависит о того, как мастер подготовил её. Как направляет обучающегося. Мастер, делая указания давая пояснения, исправляя ошибки обучающихся, создает предпосылки для интенсивной самостоятельной их работы.

      Под самоконтролем следует понимать действия обучающихся по проверке своей деятельности путем сравнения полученных результатов труда с эталоном.

    Динамика формирования на уроках умений и навыков во многом определяется интенсивностью элементов самонаучения. Подготовленностью обучающихся, их умением самостоятельно учиться.

Подводя итог, следует отметить, что самоконтроль – это не только осознанная оценка обучающих своих действий, но и умение поставить перед собой цель, определить пути её достижения и планомерно достичь этой цели.

       Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к обучающимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля  усваиваются с трудом, т.к. обучаемые еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством мастера или педагога. Самостоятельность в работах у них развита слабо. Это в значительной степени относится к обучающимся  1 курса. Поэтому главное внимание должно быть обращено на обучение вновь принятых абитуриентов. По мере роста знаний и умений у них будет развиваться и самоконтроль.

      Для наиболее  полного обучения обучающихся методам самоконтроля на мой взгляд надо использовать такие метода как, сверка с сделанных образцом с эталоном; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы;  периодический контроль мастера  во время обучения; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального. В процессе обучения необходимо стремиться  к цели формирования самостоятельности у обучающихся, повышения  уровня развития, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель, искать пути достижения цели, актуализировать ее необходимость, планировать  решения задач и способы деятельности, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, т.е. самостоятельно осуществлять производственную и другие виды деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_obucheniya_samokontrolyu.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика инструктирования обучающихся приёмам самоконтроля труда на занятиях производственного обучения

1.Теоретические подходы к понятию «самоконтроль»

      «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и М.Ю.Шведовой:

Самоконтроль - это контроль над своими действиями и поступками.

      «Психолого-педагогический словарь»:

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий психических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

      «Большой толковый психологический словарь»:

Самоконтроль - контроль за собой; предназначается для способности контролировать импульсивность, тормозя непосредственное сиюминутные желания; его доминирующая составляющая – подавление или торможение.

      «Российская педагогическая энциклопедия»:

Самоконтроль – это сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями

       Педагоги И.В. Тухман и А.Г. Пачина:

Самоконтроль – это компонент учебной деятельности или способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.

      Оптимальная педагогическая стратегия состоит в поэтапном разграничении контролирующих и оценивающих функций педагога и учащегося. На каждом возрастном этапе соотношение внешних и внутренних регуляций меняется, пока человек не достигает способности полностью самостоятельно оценивать и направлять свое поведение.

      В обстановке избыточных и излишне строгих ограничений, характерных для авторитарного стиля обучения и воспитания, обучающийся не стремится усвоить социальные нормы, пытается при любой возможности их обойти. Другой нежелательной аспект – так называемой попустительский стиль, когда побуждение обучающегося недостаточно регулируется старшими. Наилучшим стилем является тот, когда мастер п/о выступает как консультант-контролёр, позволяющий обучающему самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, применяя различные приёмы самоконтроля, но полностью возлагать на обучающегося решение проблемы нельзя.

А.Г. Пачина выделяет три вида самоконтроля: итоговый, пооперационный и планирующий.

Формирование знаний, умений по всем трем перечисленным видам самоконтроля происходит у обучающихся одновременно, при этом каждый из видов является более сложной версией другого.

   -Итоговый самоконтроль заключается в умении контролировать свой результат. При организации учебной деятельности важно, чтобы учащийся хорошо представляли себе конечный продукт своего труда. Чёткое осознание цели своей деятельности способствует её эффективной организации, мотивации, сказывается на результатах усвоения. Пример такого вида:

Карта самоконтроля готовности к уроку по теме:

«Шиномонтаж и балансировка колес»

Критерии

Отметка

1. Организация рабочего места.

2. Соблюдение правил последовательности работ: установка автомобиля на подъемник; ослабление болтов колес; поднятие автомобиля; снятие колес;  

3. Наличие необходимых инструментов.

Одновременно умения по итоговому самоконтролю упрощают получение навыков по пооперационному самоконтролю, при котором внимание обучаемого концентрируется на самом процессе деятельности, устанавливаются связи между каждым этапом деятельности. Например:

Карта пооперационного самоконтроля к уроку по теме:

«Балансировка колес»

Порядок выполнения работы

Изображение

Отметка

- Для  правильной балансировки  необходимо выставить параметры колеса( радиус, ширина,  высота).

- Вставка балансиров должна соответствовать показаниям балансировочного стенда.  

 

Через пооперационный контроль происходит формирование планирующего самоконтроля обучающихся - анализ работы над заданием ещё до фактического его выполнения, прогнозирование результата. Студенты сознательно строят свою деятельность, предвидят возможность возникновения ошибок и затруднений, своевременно намечают меры по их предупреждению.

       На практике обучение приёмам самоконтроля происходит стихийно. Мастера нередко стремятся объяснить неумение обучаемого контролировать свои возможности и действия их возрастными особенностями. Однако, чем раньше обучаемые научатся планировать свою деятельность и самостоятельно контролировать её, тем легче им будет даваться трудовая и любая другая деятельность.

        Выполнять задачи на занятиях производственного обучения можно только при активной познавательной деятельности обучающегося, с одной стороны и управления этой деятельностью мастером производственного обучения, другой стороны. Изучение этого вопроса показывает, что деятельность и обучающегося и мастера на уроке осуществляется двояко:

-деятельность обучающегося переплетается с активной деятельностью мастера.

 -деятельность обучающегося проходит самостоятельно под управлением мастера (процесс самонаучения).

       В ходе самостоятельной деятельности обучающийся используют справочные материалы, а в не обходимых случаях обращаются за помощью к мастеру. Эффективности деятельности обучающихся этой части урока во многом зависит о того, как мастер подготовил её. Как направляет обучающегося. Мастер, делая указания давая пояснения, исправляя ошибки обучающихся, создает предпосылки для интенсивной самостоятельной их работы.

      Под самоконтролем следует понимать действия обучающихся по проверке своей деятельности путем сравнения полученных результатов труда с эталоном.

    Динамика формирования на уроках умений и навыков во многом определяется интенсивностью элементов самонаучения. Подготовленностью обучающихся, их умением самостоятельно учиться.

Подводя итог, следует отметить, что самоконтроль – это не только осознанная оценка обучающих своих действий, но и умение поставить перед собой цель, определить пути её достижения и планомерно достичь этой цели.

       Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к обучающимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля  усваиваются с трудом, т.к. обучаемые еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством мастера или педагога. Самостоятельность в работах у них развита слабо. Это в значительной степени относится к обучающимся  1 курса. Поэтому главное внимание должно быть обращено на обучение вновь принятых абитуриентов. По мере роста знаний и умений у них будет развиваться и самоконтроль.

     

      Для наиболее  полного обучения обучающихся методам самоконтроля на мой взгляд надо использовать такие метода как, сверка с сделанных образцом с эталоном; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы;  периодический контроль мастера  во время обучения; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального. В процессе обучения необходимо стремиться  к цели формирования самостоятельности у обучающихся, повышения  уровня развития, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель, искать пути достижения цели, актуализировать ее необходимость, планировать  решения задач и способы деятельности, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, т.е. самостоятельно осуществлять производственную и другие виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: "Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом".

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с уче...

Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля

Деятельность мастера производственного обучения направлена на развитие личности учащегося, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки. Специфика моей профес...

Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях производственного обучения

Развитие творческих способностей на занятиях производственного обучения по профессии Портной....

Методика проведения занятий производственного обучения по вождению автомобиля

В условиях перехода страны на рыночную экономику успеха, добиваются те отрасли народного хозяйства, где упор делается на качество производимой продукции, что делает ее конкурентно способной как внутре...

Воспитательная работа и безопасные методы труда. Обеспечение безопасных условий труда в процессе производственного обучения

Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которо...

Доклад на тему: «Формирование у обучающихся умений и навыков на уроках производственного обучения»

Понятия умений и навыков. Формирование умений и навыков в процессе профессионального обучения....