Урок на тему: "Глобальные экологические проблемы"
методическая разработка

Методика проведения урока предназначена для преподавателей техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_glob._ekol._probl.docx84.86 КБ
Файл urok._glob._ekol._probl.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Дятьковский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

на тему: «Глобальные экологические проблемы и способы их решения»

Дисциплина: «Экология»

Группа: АС-11

Разработал: Осипова Ю.А.

2020

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОУД.17 Экология

Тема урока: Глобальные экологические проблемы и способы их решения

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Расширить знания об экологических проблемах современности;
  • Изучить глобальные экологические проблемы;
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде, бережливости и экономности;
  • Развивать творческие способности обучающихся, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Дидактические средства: тестовые  задания, презентация

Оборудование: ПК, проектор, монитор

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

деятельность преподавателя

деятельность обучающихся

Организационный

Беседа

Проверка отсутствующих, проверка домашнего задания

Отвечают

Личностные:

- умение проверять и оценивать  себя;

-умение работать в группе.

Метапредметные:

- умение анализировать.

Предметные:

- вспомнить источники загрязнения окружающей среды,

- ознакомить с экологическими проблемами, способами их решения.

Проверка домашнего задания

Устный опрос

Слушает, исправляет, оценивает

Отвечает.

Группа слушает, исправляет, дополняет

Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Беседа

Задаёт наводящие вопросы

Отвечают. Ставят задачи

Усвоение новых знаний

Беседа, презентация, видеофильм о природе парникового эффекта, работа с учебником

Объясняет новый материал, задаёт вопросы

Слушают, работают с учебником, отвечают

Закрепление, контроль усвоения

Фронтальный опрос

Тестовое задание

Задаёт вопросы

Контролирует

Отвечают

Выполняют тестовое задание

Домашнее задание

Объяснение преподавателя

Объясняет, что задано на дом

Слушают, записывают

Рефлексия

Подведение итогов урока

Задаёт вопросы

Отвечают, делают выводы

ПЛАН УРОКА

СЛАЙД 1.

1. Организационный этап

Приветствие. Проверка отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания

СЛАЙД 2.

Устный опрос по следующим вопросам:

1. Городская среда

2. Сельская среда

3. Постановка цели и задач урока

СЛАЙД 3

Тема сегодняшнего урока: «Глобальные экологические проблемы и способы их решения»

СЛАЙД 4

Цель урока:         

  • Расширить знания об экологических проблемах современности;
  • Изучить глобальные экологические проблемы;
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде, бережливости и экономности;
  • Развивать творческие способности обучающихся, умение устанавливать причинно-следственные связи.

4. Новый материал

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

СЛАЙД 5.

1.Экологические проблемы. Их виды.

2. Глобальные экологические проблемы.

3. Пути решения глобальных экологических проблем.

Запишите в тетрадь 1 вопрос

1.Экологические проблемы. Их виды.

СЛАЙД 6

Экологические проблемы по масштабу подразделяются на:

  1. локальные;
  2. региональные;
  3. глобальные.

К локальным случаям относят отдельные моменты, которые возникают в результате несоблюдения закона (вредные стоки, выбросы и т.д.). Это проблемы, которые решаются на местном уровне и не имеют широкого спектра действия.

Более серьезными являются региональные проблемы, которые охватывают большие территории.

Глобальные проблемы требуют решения на мировом уровне. Они носят катастрофический характер и касаются состояния окружающей среды всей планеты.

СЛАЙД 7

        На карте обозначены районы острых экологических ситуаций в России, районы выпадения кислых атмосферных осадков (Европейская территория России, Урал), города с высоким уровнем загрязнения атмосферы (Санкт-Петербург, Белгород, Воронеж, Екатеринбург, Челябинск, Хабаровск и др.).

Запишите в тетрадь 2 вопрос: «Глобальные экологические проблемы».

Глобальные экологические проблемы не возникают обособленно и не обрушиваются на природную среду вдруг. Οни формируются постепенно в результате накопления отрицательных воздействий промышленного производства на природную среду.

Этапы формирования глобальных экологических проблем можно представить в следующей последовательности: экологические проблемы, возникающие в масштабах отдельного предприятия, промышленного района, региона, страны, континента и земного шара.

СЛАЙД 8

Наиболее актуальными из глобальных экологических проблем к настоящему времени являются:

- усиление парникового эффекта;

- разрушение озонового слоя;

- загрязнение Мирового океана;

- сокращение площади лесов;

- опустынивание плодородных земель;

- уничтожение растений и животных;

- загрязнение пресных вод.

Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим глобальные экологические проблемы атмосферы. Давайте посмотрим ролик о природе парникового эффекта.

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

Природа парникового эффекта

Представим себе застекленный парник, который нагревается на солнце.

Нагрев вызван тем, что световая энергия, проникающая внутрь парника через стекло, поглощается и превращается при этом в тепловую, т.е. в инфракрасное (ИК) излучение, которое не может пройти через стекло наружу. Таким образом, тепло как бы улавливается, и температура в парнике повышается.

Аналогично нагревается атмосфера Земли.

C:\Users\Admin\Desktop\parnikoviy-effekt.jpg

Рис. 2. 3. Парниковый эффект

Солнечное излучение падает на Землю. Большая его часть проникает сквозь атмосферу  и, поглощаясь, нагревает поверхностный слой Земли. Землей испускается невидимое ИК-излучение, в результате чего Земля охлаждается. Однако часть этого излучения поглощается парниковыми газами в атмосфере, которые играют роль «одеяла», удерживающего тепло. Чем выше концентрация этих газов, тем заметнее парниковый эффект.

Парниковые газы – это газы, создающие в атмосфере экран, задерживающий ИК лучи, которые в результате нагревают поверхность Земли и нижний слой атмосферы.

Основные парниковые газы:

1. Углекислый газ -

2. Метан -

3. Хлорфторуглероды (фреоны);

4. Оксид азота (I) - .

Последствия парникового эффекта:

  1. Уменьшение поверхности морского льда и снежного покрова;
  2. Потепление полярных зим;
  3. Подъем среднего уровня Мирового океана, который вызовет крупномасштабные наводнения;
  4. Опустынивание некоторых регионов;
  5. Потеря урожая, следовательно, ухудшение обеспечения населения продовольствием;
  6. Сокращение территорий лесов, на их месте будут степи;
  7. Сокращение видового многообразия растений и животных и другие.

Прогноз глобального потепления на ХХI в.:

  1. Увеличение осадков, особенно в средних и высоких широтах в зимний период;
  2. Уменьшение поверхности морского льда и снежного покрова;
  3. Потепление полярных зим;
  4. Подъем среднего уровня Мирового океана, который вызовет крупномасштабные наводнения;
  5. Понижение влагосодержания почвы в летний период во внутриконтинентальных областях средних широт (летнее иссушение континентов), вызванное более ранним окончанием таяния снегов и периодов дождей;
  6. Опустынивание некоторых регионов;
  7. Потеря урожая, следовательно, ухудшение обеспечения населения продовольствием;
  8. Сокращение территорий лесов, на их месте будут степи;
  9. Сокращение видового многообразия растений и животных;
  10. Миграция людей из районов наводнения, засухи, следовательно, распространение эпидемий.

СЛАЙД 13, 14, 15

Озоновый слой (озоносфера) располагается в стратосфере приполярных широт на высоте 10км от поверхности Земли и на высоте до 50км вблизи экватора.

Проблема истощения озонового слоя возникла в начале 70-х годов. Было высказано несколько гипотез, согласно которым некоторые вещества – продукты деятельности человека – достигнув стратосферы, могут вызывать разрушение озона.

Главными виновниками разрушения озона являются хлорфторуглероды и галоны.

Область применения ХФУ:

  1. Хладагенты в холодильниках и кондиционерах воздуха;
  2. Распылители в аэрозольных упаковках различного назначения;
  3. Производство пористых пластмасс (пенопластов).

Областью применения галонов являются эффективные средства пожаротушения.

Экологические последствия разрушения озонового слоя, защищающего всё живое на Земле от жёсткого ультрафиолетового излучения Солнца:

  1. Изменение климата;
  2. Вредное воздействие на здоровье человека (старение и рак кожи; катаракта, ослабление зрения; возникновение мутаций, т.к. сильное УФ – излучение способно повредить молекулы ДНК; ослабление иммунной системы человека);
  3. Вредное воздействие на растения и животных;
  4. Воздействие на строительные материалы (более быстрое выцветание красок и растрескивание полимерных материалов). Экономический ущерб.

Меры защиты озонового слоя – отказ от производства и применения ХФУ в тех случаях, где это не продиктовано особой необходимостью.

СЛАЙД 16 Давайте послушаем сообщение о кислотных осадках, подготовленное вашим одногруппником.

Запишем основные тезисы.

СЛАЙД 17

К кислотным осадкам относятся кислотный дождь, кислотный снег, кислотный град, кислотный туман, сухие кислотные осадки (кислотные отложения), кислотная роса.

Образование кислотного дождя обусловлено выбросами в атмосферу кислотных оксидов, преимущественно  и . К основным антропогенным источникам этих газов относятся тепловые электростанции, промышленные котельные, автотранспорт, технологические агрегаты металлургической, химической и других отраслей промышленности.

Кислотные осадки выпадают в большинстве промышленных районов мира. Они отрицательно влияют на обитателей водоёмов, почву и растения, строительные материалы и памятники культуры и человека.

Меры защиты биосферы от кислотных осадков

Прежде всего, необходимы меры, позволяющие резко снизить выбросы в атмосферу сернистого газа и оксидов азота, так как именно они являются причиной образования кислотных дождей. Для уменьшения газообразных выбросов необходимо совершенствовать технологический процесс по принципу безотходного производства, разрабатывать систему эффективных очистных сооружений, а это определяется уровнем развития науки и техники, которые должны быть приоритетными в государственной политике. В первую очередь надо резко снизить выбросы в атмосферу сернистого газа, так как серная кислота примерно на 70% обуславливает кислотность дождей, выпадающих на больших расстояниях от места выбросов.

Переходим к изучению 3 вопроса. Запишите его в тетрадь.

Пути решения глобальных экологических проблем

СЛАЙД 18

Откройте учебник на странице 233. Прочитайте пункт «Меры по охране атмосферы».

Какие мероприятия по охране атмосферы вы можете предложить?

Давайте запишем их в тетрадь.

СЛАЙД 19

Каковы же пути решения глобальных экологических проблем?

1) Экологизация производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

2) Разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно – энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение.

3) Поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии.

4) Объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения состоялась еще в начале XX в. Тогда, в ноябре 1913 г., в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды – «зеленые» («Гринпис»);

5) Формирование в обществе экологического сознания – понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. В этой связи весьма интересны социально-философская концепция коэволюции, то есть такого содружественного развития природы и общества, при котором коллективный разум и коллективная воля способны обеспечить совместное развитие человечества и окружающей его природной среды обитания. Уже давно понятно, что без этого совместного эволюционирования никакого будущего у человека нет.

  1. Закрепление, контроль усвоения

Вы изучили новую тему. Проверим, как вы её усвоили. Проведём тестирование.

СЛАЙД 20

Тестирование

6. Домашнее задание

СЛАЙД 21

  • Работать с конспектом;
  • Повторить все термины.

7. Рефлексия (подведение итогов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

УСТНЫЙ ОПРОС 1. Городская среда 2. Сельская среда

Слайд 3

Тема урока: « Глобальные экологические проблемы и способы их решения»

Слайд 4

Цель урока: изучить глобальные экологические проблемы, причины их возникновения, последствия и пути решения.

Слайд 5

ПЛАН: 1. Экологические проблемы, их виды 2. Глобальные экологические проблемы 3. Пути решения экологических проблем

Слайд 6

Экологическая проблема – изменение природной среды, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Экологические проблемы (по масштабу): Локальные (затрагивается определённая местность); Региональные (конкретный регион); Глобальные (воздействие оказывается на биосферу всей планеты).

Слайд 8

Наиболее актуальные из глобальных экологических проблем к настоящему времени : - усиление парникового эффекта; - разрушение озонового слоя ; - кислотные осадки; - загрязнение Мирового океана ; - загрязнение пресных вод; - сокращение площади лесов ; - опустынивание плодородных земель ; - уничтожение растений и животных.

Слайд 10

Парниковые газы – это газы, создающие в атмосфере экран, задерживающий инфракрасные лучи, которые в результате нагревают поверхность Земли и нижний слой атмосферы. Основные парниковые газы: 1. Углекислый газ; 2. Метан; 3. Хлорфторуглероды (фреоны); 4. Оксид азота.

Слайд 11

Источники поступления парниковых газов в атмосферу: Промышленность Сжигание топлива Утечка природного газа

Слайд 12

Признаки парникового эффекта: Необычные климатические явления (ураганы, наводнения, бури) Повышение средней температуры Уменьшение толщины льда в Арктике и Антарктиде Жара и засуха в некоторых регионах Увеличение осадков в зимний период

Слайд 13

Разрушение озонового слоя Озоновый слой располагается в стратосфере на высоте 10-50 км от поверхности Земли. Его толщина около 3 мм. Озоновый слой защищает всё живое на Земле от жёсткого УФ излучения Солнца. Основные виновники разрушения озонового слоя – хлорфторуглероды и галоны . Они применяются в качестве хладагентов в холодильниках и кондиционерах воздуха, в аэрозольных упаковках различного назначения, при производстве пенопластов, а также в средствах пожаротушения.

Слайд 14

Разрушение озонового слоя на примере битого стекла

Слайд 15

Последствия разрушения озонового слоя: Изменение климата Вредное воздействие на здоровье человека Вредное воздействие на растения и животных Вредное воздействие на строительные материалы Меры защиты озонового слоя – отказ от производства и применения озонразрушающих веществ в тех случаях, где это не продиктовано особой необходимостью

Слайд 16

Влияние кислотных осадков на растения

Слайд 17

К кислотным осадкам относятся кислотный дождь, кислотный снег, кислотный град, кислотный туман, сухие кислотные осадки (кислотные отложения), кислотная роса. Источники выбросов в атмосферу диоксида серы и оксида азота : ТЭС, котельные, автотранспорт, промышленность. Кислотные осадки выпадают в большинстве промышленных районов мира. Они отрицательно влияют на обитателей водоёмов, почву и растения, строительные материалы и памятники культуры и человека.

Слайд 19

Пути решения глобальных экологических проблем: 1) Экологизация производства; 2) Поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии; 3) Объединения усилий всех стран для спасения природы; 4) Формирование в обществе экологического сознания – понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя.

Слайд 20

Таяние ледников в Арктике

Слайд 21

Домашнее задание: Работать с конспектом; Повторить все термины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Глобальный экологический кризис"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАна тему:«ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС»...

Среднесрочное планирование по географии по теме "Глобальные проблемы человечества"

Среднесрочное планирование уроков по теме "Глобальные проблемы человечества" по курсу "Экономическая и социальная география мира" составлено в помощь учителям...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

Презентация урока на тему: Глобальные кризисы Земли

Презентация урока о глбальных кризисах земли...

План-конспект урока по дисциплине «Основы философии» по теме: «Глобальные проблемы XXI века»

План-конспект урока-семинара по дисциплине «Основы философии» на тему «Глобальные проблемы человечества» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по специальности СПО...

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»...

Презентация по географии. Тема : Глобальные проблемы человечества"

Данная презентация создана для занятий по учебной дисциплине "География"  для студентов 1 курса специальности 38.02.07 Банковское дело....