Рабочая программа Безопасности жизнедеятельности
рабочая программа на тему

Ануфриев Валерий Яковлевич

Рабочая программа Безопасности жизнедеятельности для студентов 3 курса. группа юношей, большая часть курса посвещена подготовке юношей к службе в Вооруженных силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 190631_nov._bezopasnost_zhiznedeyateldnosti.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области 

«Краснозаводский химико-механический колледж»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности

Для специальности 190631

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 Краснозаводск,  2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана  на основе примерной программы,  рекомендованной  Федеральным  государственным  учреждением «Федеральный  институт развития  образования» (ФГУ «ФИРО»)  в  качестве  примерной  программы  для  использования образовательными  учреждениями  при  разработке  программы  учебной  дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  для  специальности среднего профессионального образования 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

 

  Заключение Экспертного совета № 094 от «22» марта 2011 г.

 (Основание:  Протокол  заседания  Президиума  Экспертного  совета  по

профессиональному образованию при ФГУ «Федеральный институт развития образования» от

«25» января 2011 г. № 1).

Организация-разработчик:  Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краснозаводский химико-механический колледж»

Разработчики:

Ануфриев В. Я.  --- преподаватель  ГБОУ СПО МО «Краснозаводский химико-механический колледж»

Рекомендована Методическим Советом ГБОУ СПО МО «Краснозаводский  химико-механический колледж»

Рекомендована к применению Экспертным Советом

Протокол № _______от ______________________________201__г.

 

                                                 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                        Безопасность жизнедеятельности                        

1.1. Область применения рабочей программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном  образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
  • оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  •  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  • основы военной службы и обороны государства;
  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Воспитательные цели дисциплины.

Воспитание стремления к рациональному сочетанию труда и отдыха.

Приобщение к боевым и трудовым традициям;

Расширение общеобразовательного кругозора студентов;

Формирование ответственного отношения к соблюдению норм и законов государства, развитие высокой культуры поведения;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося   102 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  68  часов;

самостоятельной работы обучающегося    34  часа.

2. СТРУКТУРА И РАБОЧЕЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

48

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:

Самостоятельная отработка навыков

23

подготовка докладов

1

самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

1

поиск необходимой информации в сети Интернет.

8

 конспектирование источников.

1


2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины   Безопасность жизнедеятельности          

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

20

Тема 1.1.

Характеристика чрезвычайных ситуаций. Правила поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Содержание  учебного материала.

10

1

Чрезвычайные   ситуации,   характерные   для   Московской области (Сергиево-Посадского района), присущие им опасности для населения и способы защиты от них работников и студентов колледжа.

2

2

2

Сигналы   оповещения   об   опасностях,   порядок   их доведения до населения и действия по ним работников и студентов колледжа.

2

3

Способы    предупреждения    негативных    и    опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия        

4

Действия    работников    организаций    при    угрозе    и возникновении на территории Московской области (Сергиево-Посадского района)    чрезвычайных    ситуаций    природного, техногенного и биолого-социального характера

2

Действия     работников     организаций     при     угрозе террористического акта на территории колледжа и в случае его совершения.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

5

Поиск необходимой информации в сети Интернет:

Классификация негативных факторов среды обитания (физических, химических, биологических, социальных) и воздействие их на человека.

Создание рациональных условия взаимодействие человека со средой обитания

Тема 1.2.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях

Содержание учебного материала

6

Практические занятия

6

1

Действия работников и студентов колледжа  по предупреждению аварий,     катастроф     и     пожаров     на     территории колледжа и в случае их возникновения.

4

2

2

Средства   коллективной   и   индивидуальной   защиты работников и студентов колледжа, а также первичные средства пожаротушения, имеющиеся в колледже. Порядок и правила их применения и использования.

2

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

3

Поиск необходимой информации в сети Интернет

  1. Правила поведения  при пожаре и обрушении здания.
  2. Правила поведения  при землетрясении.
  3. Правила поведения при химической аварии.
  4. Правила поведения при радиационной аварии.
  5. Правила поведения при отравлении аварийными химически опасными веществами.

Тема 1.3.

Правила оказания первой помощи в чрезвычайных и опасных ситуациях

Содержание учебного материала                                                                                

4

Практические занятия

1

Правила и порядок оказания первой помощи себе и пострадавшим    при    несчастных    случаях,    травмах, отравлениях и ЧС. Основы ухода за больными.

4

2

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Самостоятельная отработка навыков оказания первой медицинской помощи при ранениях, переломах. Отработка навыков оказания реанимационной помощи. Отработка навыков оказания неотложной психологической помощи в экстремальных  и чрезвычайных ситуациях.

Раздел 2.

Основы военной службы

48

Тема 2.1.

Основы организации обороны государства

Содержание учебного материала

2

1

Концепция национальной безопасности РФ. Военная доктрина.

2

Лабораторные работы        

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

 Конспектирование Источников

Военная Доктрина Российской Федерации.

Тема 2.2.

Чрезвычайные ситуации военного времени

Содержание учебного материала

2

2

1

Современные средства поражения и их поражающие факторы.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

             -

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

самостоятельное изучение материала по литературным источникам:

поражающие факторы ядерного оружия;

виды химических веществ применяемых в качестве химического оружия;

виды биологического (бактериологического) оружия.

Тема 2.3.

Военная служба- особый вид государственной службы

Содержание учебного  материала

2

1

Основы военной службы. Военная обязанность. Организация и порядок призыва граждан на военную службу. Боевые традиции вооруженных сил РФ.

2

Лабораторные работы        

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

Подготовка докладов по темам:

  1. Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности.
  2. Обязанности и права призывников.
  3. Право на отсрочку.
  4. Правовое положение военнообязанных.
  5. Пребывание в запасе.
  6. Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации.
  7. Служба по контракту.
  8. Назначение и особенности альтернативной гражданской службы. Преимущество и недостатки гражданской службы.
  9. Преступления против военной службы.

Тема 2.6.

Профессиональные знания при исполнении обязанностей военной службы

Содержание учебного материала

2

1

Профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях, родственных получаемой профессии.

2

Изучение общевоинских уставов ВС РФ

10

Лабораторные работы

-

Практические занятия

30

Отработка навыков разборки-сборки макета  автомата Калашникова (АК).

Отработка навыков практической стрельбы с использованием электронного тира.

Отработка навыков пользования средствами индивидуальной  защиты от оружия массового поражения.

Отработка навыков строевой подготовки, строевых приемов без оружия.

Отработка навыков передвижения строем.

Отработка навыков бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

21

Самостоятельная отработка навыков:

 выполнение строевых приемов без оружия на месте;

выполнение строевых приемов без оружия в движении;

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

                                                                                                                                                                        Всего:                

102


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности» и стрелкового тира (места для стрельбы).

Оборудование учебного кабинета:

  • места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • тир, Д=10м;
  • комплект учебно-наглядных пособий;
  • лазерные винтовки;
  • макеты  АК-47;
  • противогазы, респираторы (учебные);
  • бинты, шины, аптечки АИ.

 Технические средства обучения:

  • автоматизированное рабочее место преподавателя, мультимедийный комплекс;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Безопасность жизнедеятельности /  А.Н. Гопицын – М.: Оникс, 2008г. (Учебники  для  СПО).
  2. Безопасность жизнедеятельности: учебник /  Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Кронус , 2010г. (Учебники  для  СПО).
  3. Безопасность жизнедеятельности / В.Ю. Микрюков – М.: Кронус, 2010г. (Учебники  для  СПО).
  4. Основы военной службы. Тестовые задания и рекомендации по контролю знаний. Тупикин, Е.И., Смирнов А.Т. – М.: Академия, 2008г. (Учебники  для  СПО).

Дополнительные источники:

  1. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – М.: Академия, 2010г.
  2. Оружие России и СССР. Военная техника и стрелковое вооружение / И.О. Дёмин, А.А. Павлов, А.Е. Проклов. – М.: Владис, 2010г.
  3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность в 3-х частях. Часть 2. Система выживания населения и защита территорий в чрезвычайных ситуациях / С.В. Дорожко. – М.: Дикта, 2008г.
  4. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников / М. Смоленский. – М.: Феникс, 2011г.
  5. Информационные источники сложной структуры.

Интернет-ресурсы:

  1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema 1_1.dbk.
  2. Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД,ОБЖ,ПДД,ЗОЖ, педагогики, методики преподавания для ДОУ, школ, вузов(программы,учебники).

http://www.edu-all.ru./pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9

  1. Юридическая Россия

htt://www.law.edu.ru/book.asp?bookID=1212788

  1. Правовые основы

hhp://revolution.allbest.ru/war/00166144.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.     

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

     Текущий контроль:

   -выполнения практических занятий;

   - выполнения тестирования;

   - выполнения внеаудиторных самостоятельных.

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  • применять первичные средства пожаротушения;
  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим.

Знания:

  • принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  • основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основ военной службы и обороны государства;

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • задач и основных мероприятий гражданской обороны;
  • способов защиты населения от оружия массового поражения;
  • мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах;
  • организации и порядка призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
  • основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
  • области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  • порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности" для специальности "Пожарная безопасность"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования  20.02.04 Пожарная безоп...

Рабочая программа "Безопасность жизнедеятельности" для специальности Коммерция

 Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), в соответствии с примерной программой Безопасность жизнедеятельности,...

Рабочая программа "Безопасность жизнедеятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для реализации государственных требований, обязательных при реализации основных профессиональных образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03" Электрические станции, сети и системы"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...