Рабочая программа Безопасность движения на ж.д
рабочая программа на тему

Попова Вера Ильинична

Рабочая программма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.15_bezopasnost_dvizheniya_na_zh.d.t.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум

имени А.П. Байкузова»

                                                                           УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

                                                                    «РЖПТ им. А.П. Байкузова»

______________/ О.Н. Хрульков/

«_____»________________2016г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.18.  БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

2016 г.


Рабочая программа дисциплины «Безопасность движения на железнодорожном транспорте» разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»

Авторы:

Попова В.И. – преподаватель                                                1

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

©

©

©

©

©

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02.01.«Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)». Специализация 01 «Техническая эксплуатация железных дорог».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Безопасность движения на железнодорожном транспорте» принадлежит к профессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять требования обеспечения безопасности перевозок и выбирать оптимальные решения при организации работ в условиях нестандартных и аварийных ситуаций;

- обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов;

- определять соответствие технического состояния основных сооружений и устройств железных дорог, подвижного состава требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог, обеспечивая полную безопасность движения поездов и безопасность пассажиров, эффективное использование технических средств, сохранность перевозимых грузов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- общие обязанности работников железнодорожного транспорта;

- основные сооружения и устройства, железных дорог, подвижной состав, требования и нормы его содержания, организацию движения поездов, и принципы сигнализации; порядок обеспечения безопасности движения;

- Правила технической эксплуатации железных дорог РФ и инструкции, регламентирующие безопасность движения: Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах РФ, Инструкцию по обеспечению безопасности движения при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, Инструкцию по обеспечению безопасности движения при производстве путевых работ, регламент действий работников, связанных с движением поездов, в аварийных ситуациях;

- порядок мер по ликвидации последствий браков, аварий, крушений и стихийных бедствий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося: 154 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося: 116 часов;

самостоятельной работы обучающегося: 38 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

154

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

116

в том числе:

практические занятия

24

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины 

«Безопасность движения на железнодорожном транспорте»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

2

1

          Задачи дисциплины «Безопасность движения на железнодорожном транспорте». Основные понятия и терминология безопасности труда.

Тема 1

Орканизаци безопасности движения на ж.д. транспорте

14

Единые правовые нормативы

Обязанности работодателя по обеспечению производственной безопасности

Несчастные случаи на производстве

Расследование и учет несчастных случаев

Человеческий фактор на ж.д. транспорте

Опасные факторы на ж.д. транспорте

Виды инструктажей

Практическая работа № 1: Заполнение бланка формы Н-1.

2

Самостоятельная работа: работа с учебником. Создание презентаций. Рефераты.

6

Тема 2

Основы безопасности работников ж.д. транспорта

18

Надежность работы и ошибки человека при взаимодействии с техническими системами

Движущийся дорожный подвижной состав

Переход через пути и проход вдоль путей

Меры безопасности при работе на путях

Очистка стрелочного перевода

Безопасность при проведении погрузочно-выгрузочных работ

Электробезопасность

Практическая работа № 2: Антропологические данные человека

Практическая работа № 3: распределение браков по хозяйствам железнодорожного транспорта.

4

2

Самостоятельная работа: работа с учебником. Создание презентаций. Реферат. Отчеты по практическим работам.

6

Тема 3

Обеспечение безопасности движения на путях и стрелочных переводах

44

Допустимые скорости движения по стрелочным переводам

Классификация и категории переводов

Восстановительные и пожарные поезда

Условия взаимодействия подвижного состава и пути

Причины колебания вагона

Тормозное оборудование и обеспечение безопасности движения

Автосцепка, ее влияние на безопасность движения

Износ рельсов

Температурные силы в бесстыковом пути

Виды сходов подвижного состава

Сходы из-за изломов рельс

Влияние неисправностей стрелочных переводов на безопасность движения

Влияние возвышения рельсов на устойчивость вагонов

Влияние размещения грузов на устойчивость вагонов

Отказ рельсов

Классификация и причины отказов

Влияние надежности земляного полотна на безопасность движения

Причины и виды отказов земляного полотна

Обеспечение безопасности на скоростных магистралях

Порядок пропуска скоростных пассажирских поездов

Железнодорожный путь на скоростных участках

Безопасность движения на искусственных сооружениях

Безопасность движения на высоких осевых нагрузках

Практическая работа № 4: вычерчивание схемы сил, действующих от колеса на рельс.

2

Самостоятельная работа: работа с учебником. Создание презентаций. Реферат: «Влияние неисправностей подвижного состава на безопасность движения». Отчеты по практическим работам.

12

Тема 4

Анализ и контроль безопасности движения

16

 Анализ безопасности движения

Профилактика безопасности

Виды проверок

Осмотр пути

Работа станции в зимних условиях

Подготовка устройств СЦБ

Комиссионные осмотры

Весенний и осенний осмотры путей и сооружений

Комплексные осмотры околотков и цехов

Дефектоскопия пути

Сужебное расследование

Обстоятельства нарушения безопасности движения

Практическая работа № 5: Определение неисправностей стрелочного перевода.

2

Практическая работа № 6: Оформление записей в журнале осмотра при невозможности перевода стрелки курбелем.

2

Самостоятельная работа: работа с учебником. Создание презентаций..Отчеты по практическим работам.

6

Тема 5

Обеспечение безопасности движения при маневровой работе

6

Скорости при производстве маневров.

Безопасные условия труда при формировании состава.

Безопасные условия труда при маневрах с негабаритными грузами.

Безопасные условия труда регулировщиков скоростей при закреплении вагонов

Практическая работа № 7: Расчет количества башмаков для закрепления подвижного состава.

4

Самостоятельная работа: работа с учебником. Создание презентаций. Реферат: «Влияние скоростей на безопасность движения». Отчеты по практическим работам.

2

Тема 6

Регламенты переговоров

6

Регламенты переговоров при приеме под запрещающее показание входного светофора.

Регламент переговоров при следовании поезда по неправильному пути.

.

Практическая работа № 8: формы регламента переговоров ДСП с машинистом.

4

Самостоятельная работа: работа с учебником. Отчет по практической работе.

2

Тема 87

Нестандартные и аварийные ситуации

10

Действия работников при нарушении графика движения.

Действия работников при пропуске поезда не предусмотренного графиком движения.

Информация о крушениях, авариях и столкновениях подвижного состава.

Действия ДНЦ при получении извещения о сходе, крушении, аварии подвижного состава.

Действия локомотивной бригады в случае схода, крушении, аварии подвижного состава.

Действия ДСП при получении извещения о сходе, крушении, аварии подвижного состава.

Действия ДНЦО при получении извещения о сходе, крушении, аварии подвижного состава.

Действия ДСПГ при получении извещения о сходе, крушении, аварии подвижного состава.

Движение пожарных, восстановительных поездов и восстановительных летучек.

Ликвидация последствий крушений, аварий, сходов, столкновений подвижного состава.

Действия работников в случаях когда поезд потерял управление тормозами.

Действия работников в случае ухода вагонов со станции на перегон.

Действия работников в случае вынужденной        остановки на перегоне.

Практическая работа № 9: Формы заявок на выдачу предупреждений.

2

Самостоятельная работа: работа с учебником. Отчет по практической работе.

4

Всего

116


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Техническая эксплуатация и безопасность движения».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочных мест по количеству обучающихся;

- стулья;

- доска классная;

- рабочее место преподавателя;

- Технические средства обучения:

  1. Компьютер, сканер, принтер, ксерокс.
  2. Мультимедийная установка
  3. Телевизор.
  4. DVD.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Э.В. Воробьев, А.М. Никонов, А.А. Сеньковский, Ю.В. Ефремов, А.А. Сидраков; Под ред. Э.В. Воробьева, А.М. Никонова. – М.: Маршрут, 2005.
  2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ЦРБ-756 / МПС России. - М.: Транспорт, 2000.Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации ЦРБ-757 / МПС России. - М.: Транспорт, 2000.
  3. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ ЦП-485 / МПС России. - М.: Транспорт, 2000.
  4. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации ЦД-790 / МПС России. - М.: Транспорт, 2000.
  5. Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов (с изменениями и дополнениями от 30.04.03) ЦРБ-393 / МПС России. - М.: Транспорт, 2003.

Дополнительные источники:

  1. Инструкция по текущему содержанию пути ЦП-774 / МПС России. - М.: Транспорт, 2001.
  2. Приказ МПС РФ от 12.11.2001 «Нормы допускаемых скоростей движения подвижного состава по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм федерального железнодорожного транспорта» / МПС России, М. Транспорт, 2002.
  3. Инструкция по расшифровке лент и оценке состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона и мерам по обеспечению безопасности движения поездов ЦП-515 / МПС России. - М.: Транспорт, 1997.
  4. Инструкция по содержанию искусственных сооружений ЦП-628 / МПС России. - М.: Транспорт, 1999.
  5. Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути / МПС России. - М.: Транспорт. 2001.
  6. Положение о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации. Утв. министром путей сообщения Российской Федерации 27 апреля 2001 г. / МПС России. - М.: Транспорт, 2001.
  7. Строительно-технические нормы МПС РФ. Железные дороги колеи 1520 мм / СТН Ц-01-95. - М.: Транспорт, 1995.
  8. Сборник материалов по безопасности движения / ЦРБ МПС РФ. Изд. 2-е, испр. и доп. по состоянию на 1.05.98. - М., 1998.
  9. Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах России в 2002 году / МПС России. Департамент безопасности движения и экологии. - М.: Транспорт, 2003.
  10. Путь и безопасность движения поездов / В.И. Болотин, В.А. Лаптев, В.С. Лысюк и др.; Под ред. В.Я.Шульги. 3-е изд., перераб.и доп. -М.: Транспорт, 1994.
  11. В.М. Лисенков. Статистическая теория безопасности движения поездов: Учебн. для вузов. - М.: ВИНИТИ РАН, 1999.
  12. Состояние и перспективы развития путевого хозяйства / В.Т. Семенов, Н.И. Карпущенко. - Новосибирск.: СГУПС (НИИЖТ), 2000.
  13. Железнодорожный путь/Т.Г. Яковлева, Н.И. Карпущенко, С.И. Кли-нов и др.; Под ред.  Т.Г. Яковлевой. 2-е изд. с измен, и дополн. - М.: Транспорт, 2001.
  14. Акулов М.П. МПС программирует безопасность // Евразия, вести — безопасность железнодорожного транспорта, 2002, вып. XII.
  15. Бесстыковой путь / В.Г. Альбрехт, Н.П. Виногоров, Н.Б. Зверев и др.; Под ред. В.Г. Альбрехта, А.Я. Когана. - М.: Транспорт, 2000.
  16. Безопасность движения поездов / Тр. IV научно-практич. конф. . 16—18 апр. 2003, М., МИИТ.
  17. Положение по оценке состояния и содержанию земляного полотна (для опытного применения) / ЦП МПС РФ, ВНИИЖТ. - М., 2000.
  18. Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством усилением, реконструкцией объектов федерального железнодорожного транспорта. - М.: Трансинфо, 2001.
  19. Клипов С.И. Железнодорожный путь на искусственных сооружениях. - М.: Транспорт, 1990.
  20. Ашпиз Е.С. Мониторинг земляного полотна при эксплуатации железных дорог. - М.: Путь-пресс, 2002.
  21. Технические указания по инструментальной диагностике земляного погтптна / ЦП МПС РФ. - М., 2000.
  22. Переезды железных дорог Российской Федерации (Аналитические материалы о переездах железных дорог, автомобильных дорогах, транспортных средствах, безопасности движения) / ЦП МПС РФ. -М.: Транспорт, 2001.

Основные законодательные и нормативные правовые акты по безопасности труда

Основные законы

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». 1999.

Трудовой Кодекс Российской Федерации. 2002.

Законодательные акты

Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 12.

Основные нормативные правовые акты

ГОСТ 12.1.001—89 ССБТ. Ультразвук. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.1.003—83* ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.0.004—90 ССБТ. Обучение работающих безопасности труда.

ГОСТ 12.1.005—88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

ГОСТ 12.1.006—84 ССБТ. Электромагнитные поля радиочастот. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.1.012—90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.038—82 ССБТ. Электробезопасность. Предельно допустимые уровни напряжений прикосновения и токов.

ГОСТ 12.1.045—84 ССБТ. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля.

ГОСТ 12.2.032—78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.          

ГОСТ 12.3.002—75* ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.4.026—76* ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности.

ГОСТ 21889—76*. Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования.

ГН 2.2.5.686—98. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы. - Минздрав России, 1998.

ГН 2.2.5.687—98. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы. - Минздрав России, 1998.

НПБ 105—95. Нормы пожарной безопасности. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.— М.: ВНИИПО МВД, 1995.

ПДУ 1742—77. Предельно допустимые уровни воздействия постоянных магнитных полей при работе с магнитными устройствами и магнитными материалами. Минздрав СССР, 1977.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Введение

знать:

- структуру предмета, цели и задачи изучаемого предмета.

Тестирование

Тема 1

знать:

   - требования к сооружениям и устройствам;

   - назначение раздельных пунктов;

   - сооружения и устройства сигнализации.

Проведение анализа безопасности движения на железных дорогах России. Особенности содержания пути на электрифицированных линиях

Тестирование, самостоятельная работа, выполнение практической работы, подготовка презентаций

Тема 2

знать:

   - требования к подвижному составу и пути;

   - взаимодействие колеса и рельса;

   - основные причины схода подвижного состава.

Проведение анализа причин сходов подвижного состава. Обеспечение безопасности движения на скоростных магистралях

Тестирование, самостоятельная работа, выполнение практической работы, подготовка презентаций

Тема 3

знать:

   - особенности пользования устройствами СЦБ и связи;

   - действия работников при приеме и отправлении поездов, если нарушен электрический контроль

положения стрелки, взрез стрелки.

Прием и отправление при ложной занятости стрелочного  участка.

Прием и отправление при ложной занятости пути.

Прием и отправление при ложной свободности пути.

Тестирование, самостоятельная работа, выполнение практической работы, подготовка презентаций

Тема 4

знать:

   - действия работников движения при нарушении работы устройств СЦБ и связи на станции;

   - отправление поезда при запрещающем показании выходного светофора;

   - прием поезда на станцию при запрещающем показании входного светофора.

Оформление письменной записи при отправление поезда при запрещающем показании выходного светофора и при приеме поезда на станцию при запрещающем показании входного светофора.

Тестирование, самостоятельная работа, выполнение практической работы, подготовка презентаций

Тема 5

знать:

   - требования к работникам при производстве маневров;

   - скорости при производстве маневров;

   - безопасные условия труда при производстве маневровой работы.

Закрепление вагонов.

Производство маневров при запрещающем маневровом сигнале.

Тестирование, самостоятельная работа, выполнение практической работы, подготовка презентаций

Тема 6

знать:

   - регламенты переговоров ДСП с машинистом поезда при приеме под запрещающее показание входного светофора;

   - регламент переговоров ДСП с машинистом при следовании поезда по неправильному пути;

   - регламент переговоров ДСП с машинистом при отправлении поезда по неправильному пути.

Передача приказов ДСП машинисту. Передача приказов ДСП руководителю работ

Тестирование, самостоятельная работа, выполнение практической работы, подготовка презентаций

Тема 7

знать:

   - причины закрытия перегона.

   - выдача курбеля руководителю хозяйственных работ;

   - отправление поезда с возвращением обратно.

Регламент переговоров ДСП с руководителем работ хозяйственного поезда.

Тестирование, самостоятельная работа, выполнение практической работы, подготовка презентаций

Тема 8

знать:

   - действия работников при нарушении графика движения;

   - действия работников при пропуске поезда не предусмотренного графиком движения;

   - действия работников в случае ухода вагонов со станции на перегон.

Ликвидация последствий крушений, аварий, сходов, столкновений подвижного состава.

Тестирование, самостоятельная работа, выполнение практической работы, подготовка презентаций

Тема 9

знать:

   - виды осмотров;

   - контроль за исполнением замечаний.

Записи в журнале осмотра.

Тестирование, самостоятельная работа, подготовка презентаций

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Правила и безопасность дорожного движения"

Представлена рабочая программа дисциплины "Правила и безопасность дорожного движения". Программой предусмотрено 54 часа аудиторных занятий...

Рабочая программа ОП. 06 Безопасность дорожного движения

Рабочая программа ОП. 06 Безопасность дорожного движения...

Рабочая программа Безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа Безопасности жизнедеятельности для студентов 3 курса. группа юношей, большая часть курса посвещена подготовке юношей к службе в Вооруженных силах....

рабочая программа дисциплины Правила и безопасность дорожного движения.

1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготов...

Рабочая программа "Безопасность жизнедеятельности" для специальности Коммерция

 Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), в соответствии с примерной программой Безопасность жизнедеятельности,...

Рабочая программа "Безопасность жизнедеятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для реализации государственных требований, обязательных при реализации основных профессиональных образов...