Методы и средства здоровьесберегающих технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
учебно-методический материал на тему

Кривоносова Людмила Леонидовна

Тема доклада на  предметно - цикловой комисси общеобразовательных дисциплин техникума о  совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению, об  использовании  различных методов  и приемов при обучении ОБЖ и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_sredstva_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема методической разработки:

Методы и средства здоровьесберегающих технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.

План:

  1.  Влияния метеорологических условий и их учет к изменению состояния здоровья и работоспособности обучающихся.
  2. Группы средств, применяющиеся для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий при обучении ОБЖ.
  3. Методы  здоровьесберегающих образовательных технологий, применяющиеся при обучении ОБЖ, в ходе внеурочной деятельности.
  4. Методические рекомендации по  ведению специального дневника здоровья обучающихся.
  5. Значение здоровьесберегающих образовательных технологий.

       1. Влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) и их учет  на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности обучающихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры.

   2. Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий при обучении ОБЖ применяются следующие группы средств:

  • средства двигательной направленности;
  • оздоровительные силы природы;
  • гигиенические факторы.

    Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

     К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости) и др.

     Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

    К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

    Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники (военно-спортивные игры ДЮП по отделениям), тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни при организации работы постановки на первоначальный воинский учет юношей, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения (выступления на ПЦК образовательных дисциплин, педагогических советах).

   3. Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения (от греч. metodos — буквально путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.).

    В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие
методы:

  • рассказ;
  • дидактический рассказ;
  • беседа;
  • лекция;
  • дискуссия;
  • работа с книгой;
  • демонстрация;
  • иллюстрация;
  • упражнения;
  • наглядность;
  • практический метод;
  • познавательная игра;
  • методы программированного обучения;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод;
  • активные методы обучения;
  • воспитательные, просветительские и образовательные программы.

      В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. При обучении учебной дисциплине ОБЖ, во внеклассной работе по предмету  используемые приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, и др.). Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, специализации, группы. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

   4. Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать составление собственного режима питания и сна,  правильного общего режима дня и  ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем — самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем. При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером — перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.

   Самочувствие — чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил. В дневник записывают: самочувствие хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности, наличие интереса к выполняемой работе); плохое (наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и другие неприятные ощущения).

      Боль – защитный безусловный рефлекс. Боли сопровождаются учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, увеличением содержания сахара в крови и др. При появлении болей необходимо срочно выяснить их причину (нужна консультация врача) и принять необходимые меры. Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня обучающегося. В дневнике отмечают: вечером, перед сном — устал/не устал, переутомился; на следующий день — усталости нет, осталось чувство усталости и т. п.

    Настроение – внутреннее душевное состояние. Обычно самочувствие и настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними – удовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т. п. Плохое настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции. В дневник записывают: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое.

    Сон — имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предупреждает истощение нервных клеток, создает условия для восстановления их работоспособности. Сон ничем нельзя заменить. Он должен продолжаться 9-10 часов. В жизни студента  важное значение имеет организация сна. Эффективность сна зависит от соблюдения ряда гигиенических правил: ужинать полагается за 2-3 часа до сна; полезна прогулка (20-30 мин.) перед сном; спать надо с открытым окном или форточкой и, в крайнем случае, в хорошо проветренном помещении; не кутаться. Полноценность сна определяется тремя основными качествами: периодичностью, продолжительностью и глубиной. Периодичность подразумевает вполне определенное время отхода ко сну и подъема — это вырабатывает привычку сразу просыпаться в конкретное время, а также быстро и крепко засыпать именно в указанное время. Продолжительность сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма школьника: снижается работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. После такого сна не ощущается бодрости, появляется чувство разбитости, вялость. В дневник записывают продолжительность, качество сна, а также причины его нарушения.

      Аппетит — это один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Ослабление аппетита, его отсутствие могут быть при заболеваниях, а также в результате утомления или болезненного состояния. Для нормальной деятельности организма имеет значение состав пищи и соблюдение определенных гигиенических правил. Прием пищи в одно и то же время вызывает аппетит, улучшает работу пищеварительных желез, способствует выделению желудочного сока, благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывают: хороший, удовлетворительный, повышенный, плохой, отсутствует. Пищеварение и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения у здорового человека может быть одним из признаков недостаточного восстановления организма, переутомления. В дневнике записывают: характер стула, изжога, отрыжка, вздутие живота и др.

     Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневник записывают: повышенная, обычная, пониженная.

     Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. В ходе учебных занятий по ОБЖ, при проведении кружковой и внеклассной работы  проводятся беседы со студентами о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывают на недопустимость появления вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого показателя, о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов наблюдений за состоянием здоровья студентов, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению у студентов, сообщив им результаты в ходе индивидуальной беседы или при посещении родительских собраний.

5. Для совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя»; различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность студента  (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья др. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями учебной деятельности.

     Методические рекомендации по заполнению и дневник здоровья прилагаются.

Приложение.

Дневник здоровья обучающегося.

(При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером — перед сном.)  Месяц: __________

№ п/п

Параметры наблюдения

Время и дата наблюдения

Наблюдения за состоянием своего здоровья

1

Самочувствие

(хорошее, плохое)

2.

Настроение

(хорошее, удовлетворительное, плохое)

3.

Усталость

(устал, не устал)

4.

Сон (продолжительность, качество сна, а также причины его нарушения)

5.

Аппетит (хороший, удовлетворительный, повышенный, плохой, отсутствует)

6

Работоспособность (повышенная, обычная, пониженная)



 

Комментарии

Кривоносова Людмила Леонидовна

В данной теме представлены методические рекомендации по оформлению и заполнению обучающимися "Дневника здоровья обучающегося" с приложением бланка дневника.