Пути выхода из глобального экологического кризиса
материал по теме

Мишина Татьяна Николаевна

 

Актуальность проблемы

 

Сложившаяся экологическая обстановка в нашей стране и во всем мире ставит перед образовательными учреждениями задачу воспитания экологически зрелой личности. Это одна из самых актуальных на современном этапе проблем.

Совершенно очевидно, что начинать формировать такую личность необходимо уже у детей на этапе закладки основ человеческой личности, ее позиции, мировоззрения. “На всем пути воспитания и обучения человека - от детского сада до вузов - экологические знания должны иметь высший приоритет, только так можно воспитать человека, способного обращаться с природой так, чтобы не превратить ее в загнанную лошадь”.

Современная наука не может дать прогноз эволюционным изменениям в биосфере, который бы обеспечивал безопасность человечества. В этой непредсказуемости и заключается катастрофическая угроза виду. Для ее осознания, восприятия, анализа, оценки и понимания необходимо экологическое образование.

В настоящее время в связи с обострением глобального экологического кризиса встает проблема экологического образования как процесса, направленного не только на приобретение системы экологических знаний, но и на формирование экологического мышления, развитие экологической культуры.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающий достижение определенного уровня культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

Министерство образования и науки Самарской области


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кинельский государственный техникум»

Доклад

Пути выхода из глобального экологического кризиса

                                                                   Автор программы:

 Мишина Татьяна Николаевна,

                                                                            воспитатель ГБОУ СПО КГТ

Кинель, 2012

Актуальность проблемы

Сложившаяся экологическая обстановка в нашей стране и во всем мире ставит перед образовательными учреждениями задачу воспитания экологически зрелой личности. Это одна из самых актуальных на современном этапе проблем.

Совершенно очевидно, что начинать формировать такую личность необходимо уже у детей на этапе закладки основ человеческой личности, ее позиции, мировоззрения. “На всем пути воспитания и обучения человека - от детского сада до вузов - экологические знания должны иметь высший приоритет, только так можно воспитать человека, способного обращаться с природой так, чтобы не превратить ее в загнанную лошадь”.

Современная наука не может дать прогноз эволюционным изменениям в биосфере, который бы обеспечивал безопасность человечества. В этой непредсказуемости и заключается катастрофическая угроза виду. Для ее осознания, восприятия, анализа, оценки и понимания необходимо экологическое образование.

В настоящее время в связи с обострением глобального экологического кризиса встает проблема экологического образования как процесса, направленного не только на приобретение системы экологических знаний, но и на формирование экологического мышления, развитие экологической культуры.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающий достижение определенного уровня культуры.

1.Уровни формирования отношения к природе

На каждом этапе отношение к природе проходит ряд уровней формирования:

Мотивационный - осознание разносторонней ценности природы и развитие соответствующих мотивов ее охраны.

Проблемно-исторический - понимание истории возникновения и формирования экологических проблем.

Научно-теоретический - умение сформировать научные основы охраны здоровья человека и генофонда биосферы.

Практический - овладение приемами деятельности по изучению и охране природы.

Исследовательская деятельность студентов рассматривается - как высший уровень экологизации отношения к природе.

Практический результат исследовательской деятельности выражается в интеллектуально-творческом продукте, создаваемом обучающимися.

Черта личности, определяемая как интеллектуальная инициатива, которой обладает творческая личность, называется креативностью.

Установлены факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления; чувствительность к проблемным ситуациям; оригинальность, изобретательность при их решении. В отечественных исследованиях на основе выделения единицы измерения творческих способностей разработана оригинальная методика “креативного поля” Д.Б.Богоявленской. Интеллектуальная инициатива выступает в качестве “клеточки”, в которой синтезируются личностные черты и интеллектуальные особенности.

Необходима активизация внутренней позиции самого обучающегося в процессе обучения, а это способствует не только усвоению знаний, умений, различных методов и приемов умственной деятельности, но и стимулирует, что особенно важно, развитие качеств личности, характеризующих творческого человека.

В процессе решения творческих задач обучающемуся необходимо самостоятельно добыть научную информацию, понять и усвоить ее, предложить свои варианты ответов на поставленные вопросы, проявить при этом оригинальность, сообразительность, доказательность в суждениях.

В ситуациях сотворчества решение проблемных ситуаций обучающимися развивает у них навыки самостоятельной интеллектуальной деятельности, способность самим открыть реальное содержание какой-либо научной проблемы.

И у выдающегося ученого, сделавшего шаг в неизведанное, и у ребенка, нашедшего много раз открытое до него, оказываются задействованными одни и те же механизмы творческого мышления. Но если в первом случае главное - само новое знание, то во втором самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка, подтверждающим мудрое высказывание И. Гербарта: “...Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее добывать”.

2.Догмы современного массового экологического сознания.

Вероятно, прежде чем приступать к выработке новых нравственных норм взаимоотношений человека с природой, необходимо, образно говоря, "расчистить им место", критически пересмотрев и проанализировав прежние (то есть современные) догмы экологического сознания. И это также является одной из задач экологизации образовательного процесса о. Не претендуя на исчерпывающую характеристику, можно выделить следующие важнейшие догмы современного массового экологического сознания.
Догма 1. Первоочередной задачей является сохранение природы. Однако единственным радикальным способом сохранения природы было бы уничтожение человечества. Своей материально - производственной деятельностью человек преобразует природу, то есть изменяет ее не любопытства ради, а в силу сущности своего бытия. Изменение, а не сохранение есть способ жизнедеятельности человека. Другое дело, что человек для поддержания нормальных условий существования должен постоянно компенсировать свое дестабилизирующее воздействие на природу другими преобразованиями. Первоочередная задача человечества - это обеспечение стабильности своего развития, динамического равновесия системы "Природа-Общество". Причем, по мере своего развития человек вынужден все больше брать на себя управление состоянием природы, так как ее естественные силы уже не могут компенсировать антропогенное влияние.
Догма 2. Экологические проблемы - порождение современного мира, еще в недавнем прошлом отношения с природой были гармоничными. Это понимание порождает идеализацию прошлого жизненного уклада, лежит в основе лозунга "назад к природе". Причина возникновения этой догмы - некритическое отношение к истории, слабое знание ее реальных фактов. Человечество на протяжении всего своего существования сталкивалось и более или менее успешно решало экологические проблемы. Отличие нашего периода истории в том, что эти проблемы приобрели глобальный характер.
Догма 3. В будущем можно полностью решить экологические проблемы. Эта оптимистическая позиция сформировалась под влиянием рекламы достижений НТП, его потенциальных возможностей. При этом упускается из виду, что всякое достижение техники наряду с полезным эффектом дает и побочный, экологическое воздействие которого первоначально непредсказуемо. Например, даже самая чистая энергетика - солнечная - дает побочный продукт в виде теплового загрязнения, поэтому также имеет экологические пределы своего развития.

Заключение 


Вывод:
 разрушение догм экологического сознания, формирование научновыверенного экологического императива в мышлении каждого человека  необходимое условие выживания человечества.

Необходимость экологического образования в настоящее время у подавляющего большинства специалистов не вызывает сомнений. При этом четко прослеживаются две основные тенденции:

-  желание представить современную экологию как часть естественнонаучной области знаний и не более того;

-  ориентация на мировоззренческий характер экологических проблем, понимание того, что экологический кризис есть лишь следствие, внешнее проявление кризиса духовного; в этом случае акценты в образовательном процессе смещаются в сторону духовно-нравственных аспектов.

Последнее направление представляется единственно правильным, поскольку в противном случае усилия направляются на лечение следствия, а не причины.



Используемая литература:

1.  Горбунова Н.В., Евдокимов А.Ю. Методические рекомендации по экологии и экологизации образовательного процесса в системе внутришкольного управления // Образование в современной школе. M.,2001. № 9.С.46-49 .

2.  Евдокимов А.Ю. Концептуальные положения проекта «Духовность и экология» // Опытно-экспериментальная работа как одно из условий реализации программы «Столичное образование».Cб.№9 СОУДО г. Москвы. М., 1996. C. 11-19.

3.   Евдокимов А.Ю. О программе «Человечество и проблемы экологии» (для 9-11х классов) // Авторские курсы, программы и учебники. Образовательные стандарты. Сб. материалов по итогам педагогических чтений СОУ МКО. М., 1997.

4.   Евдокимов А.Ю. Концепция экологического и духовно-нравственного образования. // Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Региональные системы экологического образования», Пущино, 1998. М., 1998. C. 72-74

5.   Евдокимов А.Ю. Естественно-научное образование: вначале цель, затем - качество // Городская научно-практическая конференция «Столичное образование на рубеже XXI века». Тезисы докладов. М., 1999. C. 34-37.

6.   Евдокимов А.Ю. Естественно-научное образование: вначале цель, затем -качество // Экология и жизнь. 2000. №1(3). C. 14-15.

7.   Евдокимов А.Ю. Концепция экологического и духовно-нравственного образования // Образование в современной школе. 2000.  № 3. C. 67-70.

8.   Евдокимов А.Ю. От экологического образования к экологизации образовательного процесса // Тезисы докладов VI Международной конференции по экологическому образованию «Стратегия экологического образования и воспитания в XXI веке». М., 2000. C. 53-54.

9.   Евдокимов А.Ю. Экологическое образование для гуманитариев // Тезисы VIII Международной конференции по экологическому образованию «Экологическое образование: на пороге РИО+10». Тверь, 2002. C.308-310.

10.   Евдокимов А.Ю. Человечество и проблемы экологии. Учебная программа для 10-11 классов общеобразовательной школы// Образование в современной школе. 2001. № 9. C. 37-46.

11. Евдокимов А.Ю. Экология и мировоззрение: от ясности к запутанности // Русский вестник. 1999. № 50-51. C.6.

12.  Зверев А.Т. Экология, учебник для начальной школы. М., 1999. 

13.  Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательной школы. М., 1998.

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Глобальный экологический кризис"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАна тему:«ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС»...

«Глобальные экологические проблемы Якутии»

1. Загрязнение поверхностных и подземных вод г.Якутска2. Загрязнение воздушного бассейна г. Якутска3. Обращение с отходами4. Истощение земельных ресурсов5. Экология Якутии в цифрах...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

Презентация "Глобальные экологические проблемы"

Презентация  " Глобальные экологические проблемы" -"Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека ...

Глобальные экологические проблемы

В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении раздела "Биология" дисциплины "Естествознание"...

Экологические кризисы и экологические катастрофы

В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении дисциплины "Экология"...

Технологическая карта занятия по теме «Экологические кризисы и экологические ситуации».

Технологическая карта занятия  по теме «Экологические кризисы и экологические ситуации».Дисциплина: Экологические основы природопользованияГруппа: ТТОП-21 Специальность: 19....