"Проблемы разработки практико-ориентированных заданий для оценки результатов освоения ПМ.06"
статья на тему

Алла Юрьевна Пархоменко

   Типы практико-ориентированных заданий для оценки результатов освоения ПМ

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени САВВЫ МОРОЗОВА» Московской области

24 января 2013 года на базе Павлово – Посадского промышленно – экономического техникума прошёл областной практический семинар на тему: «Проблемы разработки контрольно – оценочных средств (КОС) в соответстии с требованиями ФГОС НПО и СПО». Наш колледж представлен был делегацией в составе 8 человек: Заплетина Е.П., Лихацкая И.П., Фещенко Л.Н., Пархоменко А.Ю., Кичаева Е.А., Медведева Л.В., Шалягина Н.С., Бакина Т.В. Интересной получилась дискуссия на семинаре, а особенно содержательной встреча и беседа со специалистом из ФИРО Зачёсовой Еленой Васильевной.

От ОЗПЭК им. Саввы Морозова с докладом выступила преподаватель сп. 080110 «Банковское дело» А.Ю.Пархоменко.

Тема доклада: «Типы практико-ориентированных заданий для оценки результатов освоения ПМ».

По окончании мероприятия А.Ю.Пархоменко был выдан сертификат о выступлении на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_slaydam.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО −ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

имени САВВЫ МОРОЗОВА» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Типы практико-ориентированных заданий для оценки результатов освоения ПМ (Слайд 1)

Подготовила: Пархоменко Алла Юрьевна — преподаватель сп. 080110 «Банковское дело»

     (Слайд 2). Рассматривая проблемы разработки КОС в соответствии с требованиями ФГОС СПО, необходимо отметить, что роль практико-ориентированных технологий следует рассматривать как необходимое условие не только интеллектуального, творческого и нравственного развития студентов, но и их профессиональной готовности к решению задач как специалиста.

       А особенности ФГОС СПО нового поколения - это обеспечить соответствие качества подготовки требованиям рынка труда. Мы понимаем, что подготовка современных специалистов в области банковского дела требует создания принципиально новой организации учебного процесса. (Слайд 3). Поэтому учитывать триаду (текст по слайду) особо необходимо при разработке КОС с точки зрения требований работодателей.

          (Слайд 4).   Таким образом, качество образования в первую очередь проявляется в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда и которое  опирается на четыре ключевых основания:

1) Цели и содержание образования, что в настоящее время подтверждается коренными изменениями и внедрением ФГОС 3-го поколения.

  1. Уровень профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации их деятельности. Необходимо отметить, что МО уделяет внимание этому вопросу, организовывая курсы повышения квалификации, практические семинары и обеспечивает методической документацией по некоторым специальностям. Но  не секрет, что во многих вопросах ФГОС 3-го поколения ОУ СПО «варятся в собственном соку». Особенно это касается проблем разработки КОС

   Хотелось бы, чтобы МО МО оказало содействие развитию единого информационного пространства и активного партнерского взаимодействия в области практико-ориентированного экономического образования педагогов СПО по аналогии с Кольцом сайтов взаимных информационных услуг (в области практико-ориентированного экономического образования) школьников (Существует Меморандум). Выступило бы организатором специального сайта для педагогов СПО с целью создания и реализации совместных программ, по организации и проведению совместных встреч и мероприятий, например по проблемам КОС и т.д. В этом случае мы могли бы оказывать информационную поддержку друг другу, делиться и распространять опыт практико-ориентированных заданий по специальностям, привлекать ведущих специалистов к выступлениям на страницах сайта и пр.

        Таким образом, решился бы и вопрос и третьего ключевого аспекта качества образования — это научно-информационной базы процесса обучения.

  1. Состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса обучения. В условиях изменяющегося рынка труда, внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании и практикоориентированных форм обучения например сп.080110 «Банковское дело», использование возможностей учебного банка становится весьма актуальным.    

         Путь создания на базе колледжа учебного банка, имитирующего деятельность коммерческого банка и оснащенного реальными аппаратными и программными средствами — это  перспектива на будущее, т.к. требует больших финансовых вложений.  Применение технологии учебного банка способно обеспечить направленность основной профессиональной образовательной программы на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, «преобразовать» конечные результаты обучения в компетенции, умения и знания, практический опыт выпускников. Дело в том, что ранее предлагаемые программы 1С:Бухгалтерия «Операционный банковский день» были доступны, но в настоящее время — это программы только для специалистов КБ.  Это связано с понятием Банковская тайна, с действием ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (ОТМЫВОЧНЫЙ ЗАКОН), с закрытыми Комп. Программами КБ по отдельным операциям, недоступностью рабочих Планов Счетов учета.

     Хочу отметить, что в настоящее время в колледже создаются необходимые условия и предпосылки для достижения намеченных целей деятельности учебного банка: создан необходимый по структуре и возможностям цикл практических работ,  подготовлен курс лекций.

4)  Подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение.

      (Слайд 6). Внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (тренинги, практикум, групповая работа, проектные методы,  ролевые игры, работа со случаем, ситуационные задачи и т.д.), необходимо при распространении новых подходов к обеспечению качества подготовки специалиста, определяемого работодателем.

     Практико – ориентированные задания  можно разделить на 3 группы: теоретические,  экспериментально – теоретические, расчетные. Можно также  использовать задания, способствующие формированию творческой информационной компетентности: написание рефератов, эссе, сообщений, составление тестов, кроссвордов и мини – пособий. Как правило это требования  удовлетворяется  в  портфолио студента  смешанного типа для промежуточной аттестации по МДК

       Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Учащихся захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.   У студентов появляется личная заитересованность в ведении собственного портфолио!

    (Слайд 8). Так например...... (Задания 1. в слайдах и их обоснование: сочетание теории банковского дела в специальной терминологии и знание определений — обязательно для Агента банка как специалиста-менеджера зала в отсутствии технического устройства «Электронная очередь»!!! Задание 2 — это сочетание теор.знаний с расчетными действиями по исходным данным, хотя и есть альтернативный ответ, но без знания алгоритма и специфики дисконтирования — задание не будет решено правильно...  Задание 3. Использование межпредметных связей: правовых основ деятельности КБРФ, налогой системы, а самое главное, что необходимо логически решить и анализировать ответ.

   (Слайд 9). Задание 4.  Использует также межпредметные связи, знания структуры, соподчиненности объектов, а также знание форм собствености  т.д.

   (Слайд 10).  Задание 5. Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности. Практико-ориентированные задачи служат инструментом измерения и оценивания  компетентности учащихся.

   (Слайд 11, 12). Так например, по ПМ.06 – это «Выполнение работ по профессии…» Агент банка или Контролер Сбербанка, обязательно знание первичных кассовых документов по приему и выдаче средств, приходные, расходные кассовые операции в национальной и иностранной валютах, операции с чеками банка, а также операции с использованием современных технических средств и устройст – это операции с банкоматами, терминалами и импринтерами.

    Задание 6. В соответствии с реквизитами документов: объявлением на взнос наличными, расходным  и  приходным кассовым ордером, необходимо самостоятельно заполнить их с учетом индивидуального задания преподавателя.   Или: Оформить чековую книжку и отразить в учете операции по её покупке в соответствии с исходными данными.  

    Задание 7.  т. к. обязательным требованием работодателя является знание студентами кассовых операций с банкоматами, то Выполнение заданий:

а) Исправить ошибки в обозначении клавиш и устройств банкомата     (Время выполнения задания - 1 минуты)

б) Выполнить задание по исходным данным на виртуальном Банкомате-тренажёре на время (в течение 5 минут необходимо осуществить как можно больше операций).

  Что касается заданий на виртуальном Банкомате-тренажёре на время, качество и количество выполняемых операций особенно проявляет практическую ориентированность задач для оценки ПК (профессиональные компетенции) (Слайд 13) т. к. во время практики по профилю специальности 080110 «Банковское дело» (профессиональная практика в банке) необходимы знания устройства банкомата (его клавиш и назначение элементов), навыки работы на нем, а ОК (общие компетенции) проявляются в непосредственном контакте с клиентами, когда студент-практикант сам объясняет как использовать устройство и осуществлять платежи.

      В этом случае  практико – ориентированные задания   для оценки ПК и ОК включают в себя ролевые и ситуативные задачи, а именно учащийся выступает в роли Агента-консультанта-менеджера банковского зала (промойутер).

   (Слайды 14, 15, 16). Трудно осуществлять действительно практико-ориентированное обучение  без участия в этом процессе и активной поддержки профессионального сообщества специалистов-практиков (работодателей).

     Наиболее осуществимые и применяемые в нашем колледже формы участия профессионалов в учебном процессе таковы:

тематические встречи со специалистами-выпускниками;

конференции (открытые защиты отчетов) по результатам практики c участием работодателей;

экскурсии в региональные отделения банков, на специализированные выставки и встречи со специалистами;

выездные занятия, проводимые в банках по учетно-операционной работе.

    На конференциях по результатам технологической практики студенты сравнивают, что изучали, что пригодилось на производстве, на сколько актуальны их знания.  

 Выпускник специальности «Банковское дело», в соответствии с требованиями нового поколения ФГОС СПО, должен быть готов к таким видам профессиональной деятельности, как:

 -  ведение расчетных операций;

 -  кредитование физических и юридических лиц;

 -  выполнение операций с ценными бумагами;

 -  осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций;

 -  выполнение внутрибанковских операций;

 - выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, а также соответствующих должностным обязанностям служащих.

       Необходимо вести разработку учебных заданий для практических занятий на перспективу на основе различных методических принципов: деловых игр, диалогового обучения, рейтингового контроля по результатам выполнения совокупности действий, а также с учетом междисциплинарных связей, чтобы не сводить учебные задачи к замкнутому варианту. Это дает возможность обучения студентов проведению активных и пассивных операций в продолжительном периоде времени.

 В настоящее время учащиеся колледжа повышенного уровня профессионального образования постепенно начинают осознавать значимость конкурентоспособности. Вследствие профессиональных, а особенно прикладных знаний.

   (Слайд 17). Учащиеся сегодня мотивированы на приобретение конкретных, практических умений и навыков. Они активно включаются в работу на профессионально-производственном обучении. Учащиеся начинают осознавать, что личный успех, профессиональный рост зависят от многих факторов и высокий образовательный уровень лишь один из них.

 (Слайд 18). Таким образом, качественные изменения, происходящие в среднем профессиональном образовании, направлены, в первую очередь, на соответствие требованиям регионального рынка труда, который требует подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянного меняющемся условиям производственного процесса.

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ПМ-03

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется  преподавателем в процессе проведения лабораторно- практических занятий и работ, тестирования, а также выполнения обучающи...

Учебно-методическое пособие курсовой работы для оценки результатов освоения ПМ 02. Организация деятельности коллектива исполнителей для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (на базе основного общего образова

Настоящее пособие составлено в соответствии с требованиями к данному виду пособий, представляет собой практические задания для студентов техничсекого отделения. Пособие состоит из содержания, поясните...

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины «Иностранный язык (английский)»

Данный комплект содержит материалы для оценки результатов освоения дисциплины  и промежуточной аттестации для специальности "Контроллер металлургического производства".  Оценка уровня освоен...

Контрольно-оценочные средства для оценки результатов освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 150402 "Металлургия цветных металлов" по МДК 01.01 "Металлургия цветных металллов"

В данной разработке представлены следующие разделы:1. Паспорт КОС2. Комплект КОС, в котором представлены перечень вопросов промежуточной аттестации и билеты3. Таблица "Оценка формирования компетенций"...

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины русский язык

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 180103.01.Судостроитель-судо...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы Материаловедения» В ЧАСТИ ОСВОЕНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Описание общих компетенций и технологии их формирования в ходе освоения учебной дисциплины "Основы Материаловедения"...

Методическая разработка.Примеры заданий по оценке качества освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль.

Материал из сборника Комитета по образованию Санкт-Петербурга "Оценка качества освоения дополнительных общеобразовательных программ". Методическое пособие....


 

Комментарии

Алла Юрьевна Пархоменко

Выступления и встречи на практических семинарах с участием представителей МО Московской области помогают нам преподавателям справляться со многими проблемами, касающимися внедрения и освоения ФГОС нового поколения.