Кузьмакова Татьяна Сергеевна. Методы повышения эффективности обучения
статья по теме

В статье рассматривается проблема повышения эффективности обучения при условии хорошо организованной самостоятельной работы учащихся.

Ключевые слова: домашнее задание, домашняя работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzmakova_t.s._povyshenie_effektivnosti_obucheniya.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмакова Т.С.

Преподаватель Санкт-Петербургского Технического колледжа

Методы повышения эффективности обучения

Аннотация

В статье рассматривается проблема повышения эффективности обучения при условии хорошо организованной домашней работы учащихся.

Ключевые слова: домашнее задание, домашняя работа

  1. История вопроса

Волнующая педагогов проблема домашних заданий не нова. Споря на эту тему были актуальны и сто, и двести лет назад. Тема дискуссий та же, что и ныне: нужно ли загружать учащихся домашними уроками или не нужно? А если нужно, то в каких объемах? И еще – чем компенсировать отсутствие таких заданий?

В девятнадцатом веке споры всегда завершались в пользу сторонников домашних заданий – учащихся заставляли заниматься и на уроках, и после уроков, практически весь день. Но по мере приближения двадцатого века, и особенно в его начале, споры разгорелись с новой силой.

К началу двадцатого века уже был накоплен опыт работы без домашних заданий: преподаватель читает лекцию, а затем каждого, начиная с самых лучших, просит повторять, дополняя их ответ. Оказывалось, что дома тогда не надо ничего повторять. Что же касается выполнения при таком методе учебной программы, то «исполнить ее всецело находится в зависимости от умения преподавателя отделить существенное от несущественного». Таким образом, можно не задавать уроков для заучивания наизусть дома, а взамен этого вести преподавание в виде бесед, заставляя повторять если не всех, то многих.

Существенной причиной, по которой следует избегать домашних заданий, является то, что они поглощают свободное время добросовестных учеников. «Для того и создаются класса, чтобы учиться там, а не дома. Для того и существуют учителя, чтобы учить. Учебник не всегда может заменить учителя, но учитель всегда должен заменить учебник».

Выполнение учащимися домашних учебных заданий является одной из форм обучения. Под домашней учебной работой следует понимать самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изученного на уроке материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, а также по совершенствованию умений и навыков самостоятельно пополнять, расширять и упрочивать знания. Попытки отдельных учителей под видом преодоления перегрузок учащихся осуществлять обучение без организации домашней работы и афишировать этот «опыт» в печати в научном отношении являются несостоятельными.

Необходимость домашней учебной работы обусловливается следующими факторами:

а) На уроке имеет место концентрирование усвоение изучаемого материала, после чего знания быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание, нужна домашняя учебная работа.

б) Овладение научными понятиями требует их неоднократного осмысления и усвоения.

в) Обстоятельность и прочность усвоения изучаемого материала достигается только при рассредоточенном запоминании.

г) Домашняя учебная работа имеет важное значение для развития творческих задатков и способностей учащихся.

  1. Современная точка зрения на домашнее задание.

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем в периодической печати появляются публикации, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают учащихся. Эти предложения чаще всего основываются на педагогической некомпетентности. Дело в том, что, как уже отмечалось, познание идет не по кругу, а по спирали и что каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы. Кроме того, на уроках, как бы хорошо они не проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить последующее повторение.

Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебной литературе;

б) выполнение устных упражнений;

в) выполнение письменных упражнений;

г) выполнение творческих работ;

д) подготовку докладов по изучаемому материалу;

е) проведение наблюдений и экспериментов;

ж) выполнение практических и лабораторных работ;

з) составление таблиц и диаграмм, схем по изучаемому материалу;

и) разработка и решение задач.

Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих учащихся с целью развития их творческих способностей и склонностей.

Отсюда вытекает, что домашняя работа является естественным и логичным продолжением урочной работы. Можно установить следующие цели, к которым следует стремиться при организации домашней работы:

- закрепление в памяти материала, разобранного в урочное время, и в отдельных случаях – более углубленное и расширенное его изучение;

- повторение ранее пройденного материала;

- закрепление и расширение разнообразных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы, посредством выполнения соответствующих заданий.

  1. Домашние задания при изучении экономических дисциплин.

Домашние задания являются основой самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа подчинена тем же задачам обучения и воспитания, что и весь учебный процесс в целом, − активному, сознательному, прочному и систематическому усвоению учащимися основ дисциплины и формированию у них экономического мировоззрения.

Первым и основным принципом организации самостоятельной работы учащихся является ее систематичность. В учебном процессе  есть строгая последовательность и соподчиненность. Для того, чтобы от аудиторных занятий – лекций, семинаров, практических занятий – получить глубокие знания, следует систематически готовиться к ним. Чтобы понять и усвоить лекцию сегодня, необходимо проработать материал предыдущий лекции.

Особенностью экономических дисциплин является их быстрая изменчивость (высокая зависимость от быстро меняющих экономических реалий), а также практикоориентированность. Таким образом, важным результатом лекционной и внеклассной (домашней) работы учащихся является привитие им навыков использования экономических знаний в профессиональной деятельности, а также умения приобретения и развития данных знаний.

Последний тезис определяет необходимость использования в процессе самостоятельной работы учащихся фактического материала, включая его сбор, статистический анализ и, возможно, периодическую актуализацию с целью выполнения нескольких последовательных заданий связанных единой целью (например, определение маркетинговой стратегии гостиничного предприятия предполагает проведение конкурентного, продуктового анализов целевого рынка, анализа целевой аудитории, исследования макроэкономической ситуации в стране и мире и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кузьмакова Татьяна Сергеевна. Практическая работа. Определение этапов проведения маркетингового исследования

Практическая работа. Определение этапов проведения маркетингового исследования. Методические указания для выполнения практических работ по МДК.04.01. "Маркетинговые исследования".Цель данной практичес...

Кузьмакова Татьяна Сергеевна. Тесты по дисциплине "Управление персоналом"

Тесты по дисциплине "Управление персоналом" для проверки остаточных знаний у студентов третьего курса по специальности "Менеджмент"....

Повышение эффективности обучения студентов на уроках математики

Повышение эффективности обучения студентов на уроках математики...

Формативное оценивание – как способ повышения эффективности обучения

     Актуальность изучения процесса оценивания определяется проблемами, которые возникают в процессе контроля. Изучение процесса оценивания деятельности учащихся показало, что от...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

Использование ИКТ как способ повышения эффективности обучения грамматике английского языка

С этой статьей участвовала в XXI городских открытых Педагогических чтениях «Современное образование: новые требования, новые возможности»В статье предсавлен опыт использования ИКТ при обучении граммат...

Влияние инновационных методов преподавания на повышение эффективности обучения

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация озна...