Открытый урок к 20-летию Конституции
классный час по теме

Конституция — это не только Основной Закон страны, который зафиксировал главные демократические завоевания современности. Это фарватер, предопределяющий развитие общества и государства, фундамент законности и правопорядка. Каждая глава, каждая статья, каждая буква в Конституции имеют огромное значение. Ведь от того, как будет трактоваться Основной Закон страны, зависят судьбы целых поколений.
20 лет — достаточный срок для подведения первоначальных итогов. Думаю, что Конституция России справилась со своим предназначением: даровала российским гражданам основные свободы, позволила выбирать пути развития и самосовершенствования. Но впереди еще много работы — нам предстоит развивать гражданское общество, чтобы каждый из нас мог не только решать, как распорядиться своей судьбой, но и чувствовал себя сопричастным к жизни Родины, работал на ее благо.
Сегодня для достижения этой цели органами законодательной и исполнительной власти делается немало. Однако многое зависит от нас самих. Можно сколько угодно говорить о правовом просвещении, но пока человек сам не станет руководствоваться правами и обязанностями гражданина, ничего не изменится. Поэтому призываю вас начать с малого: найти время и перечитать этот бесценный документ — Конституцию Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_k_20-letiyu_konstitutsii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский  открытый урок,

                  посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации              

                                         «ОСНОВНОЙ ЗАКОН НАШЕЙ РОДИНЫ»

Для учителя!

12 декабря 1993 года была принята в России отмечается День Конституции, которой в этом году исполнится 20-лет.

Уроки данной направленности призваны способствовать углубленному пониманию учащимися значимости Основного Закона России в прочности нашего государства и достойной жизни ее граждан, упрочению знаний о своих правах и обязанностях, системе государственной власти и управления в Российской Федерации.

Общая схема урока включает в себя:

- краткое вступительное слово представителя администрации школы;

- обращение приглашенных лиц (депутаты Законодательного Собрания Республики Ингушетия; представители органов местного самоуправления)

- рассмотрение и обсуждение содержательных материалов по теме открытого урока

- подведение итогов урока

- заключительное слово гостей

Ниже приводится примерный план проведения уроков. С учетом особенностей и возможностей школы и пожеланий учителей план могут быть изменены.

                           «ОСНОВНОЙ ЗАКОН НАШЕЙ РОДИНЫ»

Цель и задачи  занятия:

1. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны;

2. Способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны;

3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

Образовательные ресурсы:

Символика Российской Федерации и Республики Ингушетия, Конституция России и Республики Ингушетия, мультимедийное оборудование с презентацией по теме «Конституция России», аудиоаппаратура.

План занятия:

1. Общая характеристика конституции, понятие, признаки.

2. Исторические этапы конституционного развития России.

3. Конституция Российской Федерации 1993 года.

Эпиграф:

                                    Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными!

                                                                                                                     (Марк Тулий Цицерон)

                                              Без конституции, заключающей в себе основы европейского

                                              современного демократизма, Россия не сможет стать в ряд

                                              цивилизационных государств, являющихся двигателями прогресса.

                                                                                                             (А.Петров, начало ХХ века).

Перед началом урока звучит Гимн Российской Федерации

Краткое вступительное слово директора школы (представителя администрации школы)

Обращение приглашенных лиц на темы: «Конституция в моей жизни», «Конституция России и Республики Ингушетия», «Что значит Конституция для жителей республики (избирательного округа, города, района)» или иная по выбору гостя.

Далее урок ведет учитель:

Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.

        Слово конституция происходит от латинского constitution – установление, устройство. Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.

        Конституция – это Основной Закон государства. Это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором учреждаются основные принципы устройства общества и государства; устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления; закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

        Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.

Первый этап конституционного развития в России:

        Принятие в советском государстве Конституции РСФСР 1918 года. Она закрепила федеративное устройство России, юридически оформила диктатуру пролетариата, а потому имела идеологизированную (классовую) направленность, что проявлялось в лишении избирательных прав непролетарских слоев населения;.

Второй этап:

        Ознаменован Конституцией РСФСР 1925 года. Юридически закрепила статус России как союзной республики в составе СССР. Главной задачей государства называла подавление буржуазии и построение коммунизма.

Третий этап:

        Связан с принятием Конституции РСФСР 1937 года. Новая Конституция декларировала завершение строительства основ социализма. Экономической основой строя объявлялись социалистическая система народного хозяйства и социалистическая собственность на средства производства. Закреплялось руководящее положение в обществе Коммунистической партии. Вводились обязательное 8-классное образование, бесплатная медицинская помощь населению, 7-часовой рабочий день, всеобщее избирательное право.

Четвертый этап:

        В конституционном развитии России очерчен Конституцией РСФСР 1978 года. Научным коммунизм провозглашался официальной общегосударственной идеологией, закреплялась руководящая роль КПСС в политической системе.

Пятый этап:

        Оформление Конституции Российской Федерации, принятой на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993.

Причины разработки и принятия новой Конституции:

  • Изменения в обществе после 1991 года
  • Отказ от монопольного положения КПСС;
  •  Закрепление принципа разделения властей;
  • Введение института президентства;
  • Распад СССР и преобразование ряда автономных областей в автономные республики – субъекты Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации регулирует шесть блоков отношений:

1) Основы конституционного строя России;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство нашего государства;

4) Систему и полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) Местное самоуправление;

6) Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию и ее пересмотра.

        Поскольку Конституция занимает особое место среди других законов и иных нормативных правовых актов государства, она обладает специфическими чертами и свойствами:

  •   легитимность,
  •   реальность,
  •   верховенство,
  •   стабильность,
  •   преемственность,
  •   прямое действие,
  •   основа правовой системы.

        Легитимность (законность, поддержка со стороны масс) проявляется в том, что она принята законным способом. Конституционные нормы отражают волю народа.

        Реальность означает, что конституционные положения отвечают действительности, в них учитываются объективные закономерности развития общества. Реальность предполагает исполнимость конституционных норм и принципов, их гарантированность со стороны государства, защищенность личности.

        Верховенство выражается в том, что Конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

        Стабильность – это долговременность действия конституционных норм и принципов, устойчивость положений Конституции. Она же, в свою очередь, служит стабилизирующим фактором политической и общественной жизни, обеспечивая законность и порядок в стране.

        Преемственность проявляется в том, что каждая новая Конституция государства связана с предшествующим конституционным развитием и сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо для настоящего периода.

        Прямое действие Конституции означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы.

        Как основа правовой системы Конституция РФ выступает главным юридическим источником всей правовой системы России.

Далее следует конкурс -  викторина на знание вопросов, связанных с конституционным устройством России.

Учащиеся делятся на три команды

Вопросы  первой  команде:

  1. В  чём  сущность  демократии?   (Демократия – это  закрепление  свободы  в  обществе  действенными  законами,  гарантирующими  свободу  личности)

 2. Какой  закон  называют  правовым?          (Закон,  который  соответствует  естественным  правам  человека  и  неукоснительно  исполняется)

3. Что  такое  равноправие  граждан?   (Гарантия  со  стороны  государства  равенство  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  независимо  от  пола,  расы,  национальности,  языка,  происхождения,  имущественного  и  должностного  положения,  места  жительства  и т.п.)

4. Какой  должна  быть  конечная  цель  власти?  (Улучшение  жизни  граждан.)

5. В  чём  заключаются  главные  задачи  президента? (Охранять  конституционный  строй  России,  поддерживать  гражданский  мир  и  национальное  согласие.  Он  призван  стоять  на  страже  прав  и  свобод  граждан.)

6. Что  такое  избирательный  бюллетень? (Документ  для  голосования  с  фамилиями  кандидатов)

7. Что  такое  референдум? (Всенародное  голосование  по  важнейшим  вопросам  общественной  жизни)

8. Кто  может  стать  Президентом  РФ? (Гражданин  РФ  не  моложе  35  лет,  постоянно  проживающий  в  РФ  не  менее  10  лет)

9. Кто  является  президентом  РФ? (Владимир  Владимирович  Путин)

10. Что  такое  избирательная  система? (Совокупность  юридических  правил,  устанавливающих  порядок  проведения  выборов,  предоставления  избирательных  прав,  определения  результатов  голосования)

11. Кто  не  имеет  право  избирать  и  быть  избранными  в  РФ? (Граждане,  признанные  судом  недееспособными,  или  те,  кто  содержится  в  местах  лишения  свободы  по  приговору  суда)

12. Что,  согласно  Конституции,  является  высшей  ценностью  в  РФ?  (Человек,  его  права  и  свободы)

13. Что  такое  парламентаризм? (Форма  представительной  демократии)

Вопросы  второй  команде:

1.Что  такое  прямая  демократия? (Прямое,  без  посредников,  влияние  граждан  на  политические  решения  и  действия  государственных  органов  и  должностных  лиц)

2. Какое  государство  называют  правовым? (То,  в  котором  признаётся  верховенство  закона,  права  и  свободы  человека,  существует  разделение  властей  и  независимый  суд)

3. Какими  должны  быть  выборы  в  демократическом  обществе? (Периодическими,  представительными,  окончательными)

4. В  чём  заключаются  основные  задачи  парламента? (Принятие  законов,  по  которым  будет  жить  страна  и  все  граждане)

5. Что  такое  депутатский  мандат? (Документ,  удостоверяющий  депутатские  полномочия,  право  выполнять  депутатские  обязанности)

6. Что  такое  политический  абсентеизм? (Уклонение  граждан  от  участия  в  выборах)

7. Являются  ли  средства  массовой  информации  ветвью  власти? (Нет)

8. Кто  может  стать  депутатом  Государственной  Думы? (Гражданин  Российской Федерации,  достигший  21  года  и  имеющий  право  участвовать  в  выборах)

9. Что  такое  мажоритарная  избирательная  система? (От  каждого  избирательного  округа  избирается  один  депутат,  который  при  выборах  набрал  наибольшее  количество  голосов)

10. Что  такое  политический  плюрализм? (Многообразие  форм  политической  жизни:  наличие  многопартийности,  существование  оппозиции,  решение  споров  в  рамках  закона,  готовность  к  компромиссам)

11.  Кто  является  главой Республики Ингушетия? (Евкуров Юнус - Бек Баматгиреевич)

12. Что  понимается  под  политической  культурой  личности? (Условия,  необходимые  для  грамотного  и  эффективного  участия  в  политике:  политические  знания,  ориентация  на  ценности  и  правила  демократического  общества,  овладение  способами  практических  политических  действий)

13. Что  такое  популизм? (Стиль  в  политике,  позволяющий  добиться  поддержки  избирателей  с  помощью  привлекательных  лозунгов,  раздачи  ни  чем  неподкреплённых  обещаний)

Вопросы  третьей  команде.

1. Что  такое  представительная  демократия? (Участие  граждан  в  управлении  государством  через  избранных  представителей,  которые  на  государственном  уровне  выражают  интересы  народа)

2. Что  понимается  под  местным  самоуправлением? (Самостоятельная  деятельность  населения  по  решению  вопросов  данной  территории  непосредственно  или  через  избранные  органы  власти)

3. Что  такое  разделение  властей? (Государственная  власть  в  Российской Федерации  разделяется  на  законодательную,  исполнительную  и  судебную)

4. Что  такое  пропорциональная  избирательная  система? (Количество  кандидатов  от  каждого  округа  зависит  от  количества  голосов,  отданных  за  ту  или  иную  партию,  места  в  парламенте  между  партиями  распределяются  пропорционально  количеству  голосов)

5. Как  называется  законодательный  орган Республики Ингушетия? (Законодательное  Собрание  РИ)

6. В  чём  заключаются  главные  задачи  правительства?  (Исполняет  федеральный  бюджет,  обеспечивает  единую  государственную  политику,  управляет  федеральной  собственностью,  принимает  меры  по  обеспечению  прав  и  свобод  граждан,  охране  общественного  порядка)

7. Кто  является  председателем Законодательного Собрания РИ (Дидигов Мухарбек Ильясович)

8. Как  называется  процедура  отрешения  Президента  от  должности? (Импичмент)

9. Как  называется  лицо,  которое  следит  за  процедурой  голосования? (Наблюдатель)

10. Как  называется  политическая  организация,  которая  отражает  интересы  слоя  общества  и  имеет  свою  программу? (Политическая  партия)

11. Как  называется  основной  документ  муниципального  образования? (Устав)

12. Кто  может  быть  судьёй  в  Российской Федерации? (Гражданин  России,  достигший  25 лет,  имеющий  высшее  юридическое  образование  и  стаж  работы  по  юридической  профессии  не  менее  5 лет)

13. Как  называются  избиратели,  голосующие  за  определённую  политическую  партию  или  кандидата? (Электорат)

Второй конкурс  «Вставь  пропущенное  слово».

(команды получают задание вставить пропущенные слова в текст о Конституции Российской Федерации)

Российская  Федерация – Россия – есть  демократическое,  федеративное, ___________  государство  с  ___________  формой  правления.  Признание,  соблюдение  и  защита  _________________

- обязанность  государства.  Российская Федерация  состоит  из  республик,  краёв,  городов  федерального  значения, __________ , __________ - равноправных  субъектов  РФ.  Каждый  гражданин  России  обладает  на  её  территории  всеми  ___________  и  несёт __________ ,  предусмотренные  _________.

Правильный  ответ:

Российская  Федерация – Россия – есть  демократическое,  федеративное, правовое  государство  с  республиканской   формой  правления.  Признание,  соблюдение  и  защита  прав  и  свобод  человека  и  гражданина -  обязанность  государства.  РФ  состоит  из  республик,  краёв,  городов  федерального  значения, автономной  области,  автономных  округов  - равноправных  субъектов  РФ.  Каждый  гражданин  РФ  обладает  на  её  территории  всеми правами  и  свободами  и  несёт  равные  обязанности,  предусмотренные  Конституцией  Российской  Федерации.

Депутат Законодательного Собрания (приглашенное лицо) участвует в оценке команд.

Учитель и учащиеся подводят итоги урока.

Заключительное слово гостя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

20-летие Конституции Российской Федерации

Презентация которая поможет провести Вам урок посвященный 20 летию Основного закона России - Конституции....

Концертная программа к 20-летию Конституции Российской Федерация

сценарий концерта, прошедшего в проф.лицее №12 г. Липецка...

Концертная программа к 20-летию Конституции Российской Федерация

сценарий концерта, прошедшего в проф.лицее №12 г. Липецка...

презентация к 20-летию Конституции РФ

презентация к концертной программе...

Открытый урок, посвященный 213-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Алекса́ндрСерге́евичПу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии», велик...

Презентация к открытому уроку "День Конституции"

Презентация к открытому уроку посвященному 20-летию Конституции России....

Открытый урок к 120-летию С.А. Есенина

Урок посвящен 2015 году литературы...