«Создание условий для эффективной социализации выпускников в рамках курса «Основы малого предпринимательства»
проект на тему

Володина Алла Вячеславовна

Данный курс «Основы малого предпринимательства»  был  разработан для того, чтобы помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья найти в современном обществе своё место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota_2014.docx448.27 КБ

Предварительный просмотр:

 «Создание условий для эффективной социализации выпускников в рамках курса «Основы малого предпринимательства»

Тамбов 2013

Содержание:

1.Введение……………………………………………………………….3

2.Основная часть………………………………………………………..5

3.Заключение…………………………………………………………..  20

4.Литература…………………………………………………………….22

5.Приложения……………………………………………………………24

Перспективы  развитой рыночной экономики в России во многом связаны с процессами становления малого бизнеса и предпринимательства. Актуальность проекта определяется тем, что в современной России, ставшей на путь рыночных преобразований, до сих пор не использован потенциал этого особого сектора экономики, призванного смягчать последствия системного кризиса, выступать в роли катализатора переходных процессов. Мировая практика показала способность малого бизнеса гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка.

Система образования в России накопила значительный опыт, однако сегодня очевидно, что она нуждается в тех изменениях, которые приблизили бы её к цивилизованному пути развития, к общечеловеческим ценностям. В настоящее время наметилась положительная динамика в изменении отношения общества к людям с особыми потребностями. Такое изменение отношения связано с повышением информативности общества к проблемам людей с ОВЗ, а  также с общей тенденцией гуманизации социума в целом и системы образования в частности.

Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищённости лиц с ограниченными возможностями здоровья является получение ими полноценного профессионального образования, для чего необходим поиск путей, способствующих повышению уровня образования данной категории.

    Поскольку ТОГАОУ СПО «Техникум  отраслевых технологий» осуществляет  подготовку  студентов с ОВЗ, то данный курс «Основы малого предпринимательства» позволяет оказать помощь в дальнейшей социализации выпускников. Освоение курса «Основы малого предпринимательства» происходит  с помощью  информационно-коммуникационных технологий и реализуется через открытие собственных предприятий.

  Как известно, сегодня многих выпускников  учебных заведений тревожит один вопрос: как найти работу,  которая не только позволит успешно применять полученные в ходе обучения навыки, но и обеспечит молодым специалистам достойную жизнь.

Цель проекта «Создание условий для эффективной социализации выпускников посредством введения   курса «Основы малого предпринимательства».

Задачи:

1.Разработка и корректировка самого курса «Основы малого предпринимательства» и УМК

2.Отбор эффективных форм и методов позволяющих освоить данный курс

3.Разработка критериев эффективности реализации курса «Основы малого предпринимательства»

4.Мониторинг

На сегодняшний день знания в области малого предпринимательства не возможно без сформирования компетенций в ИКТ грамотности,  поэтому с 2011 года в рамках вариативной части основной профессиональной образовательной программы в учебные планы ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий» был введен курс «Основы малого предпринимательства».  

Данный курс адаптирован под обучающихся слабослышащих и глухих. Учебный курс рассчитан на аудиторию с различным уровнем навыков и опыта работы с ИКТ. В цели курса не входит достижение высоких уровней квалификации в какой-либо определенной технологии, он ориентирован на демонстрацию практических преимуществ целого ряда технологий и развитие навыков использования технологий для решения задач, стоящих перед бизнесом.

Основная цель курса «Основы малого предпринимательства» — демонстрация положительного воздействия информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на эффективность малого бизнеса. Достижение цели обеспечивается предоставлением помощи обучающимся в следующих направлениях: получение информации и развитие положительного отношения к ИКТ; приобретение знаний и умений в сфере применения ИКТ в бизнесе; использование ИКТ для повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. В цели курса входит также подготовка к анализу потребностей в инвестициях в ИКТ и в дальнейшем обучении технологическим навыкам. Особое внимание уделяется созданию условий для обмена идеями, опытом и советами между участниками курса, а также изучению разнообразных примеров, основанных на их бизнесе, не мало важную роль имеет разработка и написание бизнес-плана. Желание создать своё прибыльное дело вдохновляет многих людей. Но любая деятельность должна быть спланирована, т. е иметь план.

         С бизнес - планированием обучающиеся знакомятся в начале курса «Основы малого предпринимательства» и закрепляют эти знания при работе над проектом в конце курса, готовят презентацию.

Разработка проекта (написание бизнес-плана)  по организации своего дела, своего предприятия, сможет помочь обучающимся с ОВЗ закрепить знания по основам предпринимательства, а в будущем получить необходимые средства для существования, обеспечить помощь семье, сориентироваться в мире бизнеса, а также воспитать в себе необходимые качества для будущей, необязательно предпринимательской, деятельности. Проектная деятельность направлена на определение сферы деятельности, то есть определения видов товаров и услуг, которые можно производить на должном профессиональном уровне и, которые в то же время будут конкурентоспособны на рынке товаров и услуг.

В результате обучения студенты имеют возможность:

1. Описывать применение ИКТ при решении задач, возникающих в сферах операционного и финансового менеджмента, коммуникациях и маркетинге;

2. Объяснять, как использовать различные ИКТ в целях повышения эффективности и результативности бизнеса;

3. Анализировать преимущества и недостатки конкретных технологий;

4. Выбирать и применять ИКТ для решения различных задач и расширения возможностей бизнеса;

 6. Оценивать потребность или заинтересованность в дальнейшем получении знаний, обучении или приобретении ИКТ.

7.Разрабатывать  и реализовывать проект (бизнес-план).

Слушая программы новостей, путешествуя по сайтам Интернета, мы постоянно соприкасаемся с вопросами, связанными с экономикой, предпринимательской деятельностью, бизнесом. Все эти вопросы, актуальны, имеют отношение и к нашей жизни. На занятиях обучающиеся продумывают этапы создания проекта, направление, определяют цели и задачи и т.д.

Учебный курс «Основы малого предпринимательства»    состоит из пяти тематических модулей, содержащих 15 тематических разделов. В каждом тематическом разделе представлены инструменты, которые могут оказаться полезными при решении различных задач бизнеса, по основам законодательства и написанию бизнес-плана.

        Важным аспектом для написания бизнес-плана, как и создание самого предприятия, является идея. На первоначальном этапе обучающиеся затрудняются с выбором темы проекта. Для этого можно использовать различные методы. Преподаватели могут использовать материалы курса в полном объеме или выбрать тематические разделы, которые требуются обучающимся. Изучение каждого тематического раздела рассчитано примерно на 90 минут. Продолжительность занятий может быть скорректирована исходя из потребностей аудитории. Многие тематические разделы включают в себя дополнительные задания или материалы для углубленного изучения, что может потребовать увеличения продолжительности занятий до двух часов.

В процессе обучения студенты получают информацию о различных технологиях, на основании которых,  они могут принять решение о целесообразности их применения для решения профессиональных задач, будут способны проанализировать издержки и выгоды применения той или иной технологии и в будущем смогут сделать осознанный выбор в отношении инвестиций в технологии или дальнейшего обучения технологическим навыкам.

Собственный опыт работы позволил выделить проблемы, возникающие  у обучающихся с нарушением слуха:

- недостаточное развитие речи, приводящее к трудностям понимания  терминов и технологических операций;

- затруднения в логическом выражении; отсутствие образного мышления; недостаточно развита мелкая моторика;

- трудности в освоении технологических операций, анализе зависимостей между различными операциями, выделении главных и второстепенных операций;

- сопоставлении полученных результатов с исходными, формулировании выводов;

 Поэтому при разработке учебно-дидактического комплекса, при выборе заданий и способов преподнесения учебного материала учитываются особенности восприятия, памяти, утомляемость и физические возможности слабослышащих обучающихся, что позволяет рационально использовать рабочее время.

Содержание курса разработано таким образом, чтобы соблюдались принципы последовательности, систематичности, доступности, согласованности, расширения и углубления знаний. Для этого были внесены некоторые коррективы, сделана доработка уже существующей программы. Одним из факторов становления познавательной деятельности человека является развитие мышления, совершенствование логического аппарата. Развитие логического мышления является необходимым условием успешного обучения глухих и слабослышащих обучающихся.  Разработка УМК, использование специальных заданий (тестов) в процессе введения новых понятий, усвоения терминологии, формирования умений и навыков, повторения, систематизации и обобщения знаний и т.п. способствуют формированию и развитию логического мышления, интереса обучающихся к предмету, являются элементом словарной работы.

         Применение информационных технологий на уроках теоретического обучения при обучении лиц с нарушением слуха, позволяет решить ряд проблем. Компьютерные средства обучения дают возможность:

- визуализировать изучаемый объект (например, графики, схемы, технологические процессы),

- развивать определённый вид мышления (например, наглядно-образный, теоретический).

            Обучающиеся с проблемами слуха имеют индивидуальные психофизические особенности: различный уровень развития остаточного слуха, уровень умственного развития (обучаемость или способность к учению), обученность (уровень приобретённых знаний) и т.д. Наличие этих особенностей указывает на необходимость представления учебного материала в форме, доступной для всех обучающихся. Поэтому, например, при выборе способов подачи теоретического материала оптимальным является использование всех четырёх видов речи: жестовой, дактильной, письменной, устной. При работе с данной категорией обучающихся необходима опора на наглядность. Разработана методика проведения учебных занятий по теоретическому обучению, имеющая некоторые особенности позволяющие снизить нагрузки, в частности:

- представление информации с использованием наглядности (применение компьютерных технологий) и активизации мыслительной деятельности (постановка различного рода вопросов);

- представление материала малыми дозами;

- комплексное использование устной, дактильной, жестовой речи;

- хорошая артикуляция;

- немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;

- неоднократное повторение, причем фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования;

- обучение работе со зрительными образами: работа с графиками, таблицами, рисунками, схемами и пр.;

- тренировка умения выделить главное: обучение составлению конспектов, таблиц, схем.

       Неотъемлемой частью любого занятия с глухими и слабослышащими обучающимися является словарная работа. Словарная работа не может подменять собой обучение предмету, а должна строиться в непрерывном единстве с ним. Активизация словарного запаса зависит от уровня подготовки обучающегося. Задачи словарной работы заключается в следующем:

- раскрыть значение слов, терминов, выражений, фраз, необходимых для понимания смысла изучаемого материала;

- ввести новые понятия в активный фонд речи обучающихся с помощью организации речевой практики систематического накопления словарного запаса;

- развить письменную речь.

Словарная работа, которая проводится в процессе занятий, включает  в себя:

- введение новых терминов при изучении каждой темы (выписывание новых терминов) на доске, расстановку ударений, дактилирование, объяснение термина;

- активацию устной речи (устный опрос; работу с логическими тестами);

- развитие письменной речи (выполнение упражнений, содержащих вопросы теоретического характера; словесные пояснения по ходу решения тестов).

            Таким образом, комплексное использование средств обучения по каждому разделу курса в рамках предлагаемой методической системы обучения (компьютерное сопровождение, индивидуальные задания, словарная работа и пр.), система контроля знаний обучающихся, адаптированная к техникуму позволяет активизировать самостоятельную работу обучающихся, определять уровень усвоения знаний на различных этапах обучения и корректировать его.

         Для активизации мыслительной деятельности данной категории обучающихся и улучшения восприятия ими изучаемого материала наиболее эффективным, по-моему, мнению является упорядоченное сочетание наглядности и всех видов речи (устной, письменной, жестовой), а также  на каждом уроке  присутствие сурдопереводчика. Обучающиеся не обладают должным словарным запасом и не всегда сразу понимают значение некоторых терминов и операций, поэтому моя задача заключается в том, чтобы в доступной форме рассказать им о них. На уроках заостряю внимание на сложных  операциях, особое внимание уделяю работе на компьютерах при выполнении  электронных таблиц, оформления финансовых документов, счет-фактур, созданию сводных таблиц, диаграмм, графиков при написании бизнес-плана.

Продумывая содержание урока, обязательно готовлю теоретический материал по каждой изучаемой теме и предлагаю его каждому обучающемуся, а так же данный материал постепенно создаётся в электронном виде, что даёт возможность обучающимся по какой - либо причине пропустившим урок, изучить данный материал. На уроках теоретического обучения все новые термины выводятся на экран и объясняются, для этого активно используется интерактивная доска. Часто в начале урока провожу «пятиминутку», цель которой уточнить значение ранее изученных слов или объяснение новых терминов. Часто использую возможности интернет ресурсов, например, если необходимо познакомить обучающихся с декларацией о доходах, счетами – фактурами различных фирм и т.д. На уроках теоретического обучения использую таблицы, графики, схемы, рисунки, фотографии, предлагаю электронные презентации. Использование презентаций в виде занимательного материала помогает активизировать учебный процесс, развивает наблюдательность, внимание, память, мышление, способствует развитию интереса к учению.

 С целью проверки знаний используются тесты, карточки-задания. Изучение курса «Основы малого предпринимательства»    построено на изучении историй ВП. Каждый тематический раздел курса состоит из компонентов, обеспечивающих динамичность и разнообразие форм обучения.            

Тематические разделы:

               

        Истории виртуальных предпринимателей рассматриваются на протяжении всего  курса.

  • Истории виртуальных предпринимателей помогают создать общий контекст обучения и установить взаимосвязь между материалами курса и задачами бизнеса. В данном компоненте преподаватель использует слайды. Истории виртуальных предпринимателей рассматриваются на протяжении всего курса.
  • Бизнес-сценарии обсуждаются в составе небольших групп.
  • Демонстрация технологических решений осуществляется в процессе подготовки обучающихся к самостоятельной работе с технологическими инструментами.
  • Практические упражнения выполняются под руководством преподавателя в целях усвоения навыков работы с компьютерным оборудованием и программным обеспечением.
  • Опрос и общее обсуждение позволяют определить возможности применения технологий в бизнесе.
  • Самооценка помогает закрепить полученные знания и разработать планы их практического применения.

Практически-ориентированный подход

В учебном курсе «Основы малого предпринимательства» делается упор на методы обучения практическим навыкам. Цикл обучения включает следующие этапы: на первом этапе обучающимся предъявляется новая информация; на втором этапе они усваивают ее, выполняя практические упражнения; на третьем этапе обобщают полученный опыт; на четвертом этапе — применяют полученные знания. По данным исследований 2011-2013г.г, ориентированный на практику подход обеспечивает максимальную эффективность обучения.

Цикл обучения

         В каждом тематическом разделе предусмотрены виды деятельности, помогающие изучить весь материал и повысить эффективность занятий.

  • Работа  начинается  с  изучения  сценария,  в  котором  вводятся  определенные понятия, имеющие отношение к конкретной теме.
  • Затем  обучающиеся  приобретают  практический  опыт  работы  с  определенным технологическим инструментом.
  • Следующий  этап  —  осмысление  целесообразности  и  способов  применения предлагаемого инструмента в бизнесе.
  • Обучающиеся готовы к следующим шагам по применению предлагаемого решения на основе полученных знаний и усвоенных навыков.

Модули

Каждый модуль посвящен комплексу задач, актуальных для большинства предприятий. В курс входят следующие модули.

Модуль 1. Операционный менеджмент. Управление текущей деятельностью предприятия — один из наиболее актуальных и сложных аспектов ведения бизнеса, включающий решение множество задач различной степени важности.

Модуль 2. Финансовый менеджмент. Наличие точной и своевременной финансовой информации является первоочередным условием успеха предприятия. Современные технологические инструменты помогают эффективно организовать и вести учет финансов, осуществлять и оформлять финансовые операции.

Модуль 3. Коммуникации. Для налаживания внутренних связей с партнерами и персоналом и установления внешних контактов с заказчиками, поставщиками и коллегами  по бизнесу необходимы эффективные методы и инструменты, позволяющие оставаться на связи в любой момент времени вне зависимости от местонахождения.

Модуль 4. Маркетинг. Производство эффективных маркетинговых материалов при ограниченных ресурсах может представлять определенную трудность для малых предприятий. Имеющиеся технологии позволяют мобилизовать творческую энергию для создания материалов, способствующих успешной реализации целей бизнеса.

Модуль 5. Технологический менеджмент. Одной из важных задач, стоящих перед бизнесом, является управление собственными технологическими решениями.

Необходимо решить, какие технологии могут быть использованы для обеспечения эффективной работы, и определить их экономическую целесообразность. Усвоив навыки применения отдельных технологий, можно разработать стратегию комплексного применения технологических инструментов для обеспечения продуктивности и эффективности работы.

Начиная работу над тематическим разделом, преподаватель знакомит обучающихся с историей виртуального предпринимателя.

1.Введение

2.Бизнес-сценарий

3.Демонстрация технологии

4.Практические упражнения

5.Общее обсуждение

Для эффективного усвоения материала в курсе «Основы малого предпринимательства» используется проверенный временем ситуативный подход. Истории виртуальных предпринимателей основаны на описании ситуаций, что позволяет в доступной форме изложить самые сложные вопросы. В каждом модуле представлен определенный виртуальный предприниматель, перед которым, как и перед обучающимися, стоят конкретные управленческие задачи.

 История виртуального предпринимателя помогает выполнить следующие задачи:

-создание контекста для рассмотрения актуальной задачи бизнеса и технологических инструментов, которыми можно воспользоваться для ее решения;

-концентрация внимания обучающихся на общей теме;

-стимулирование активного участия студентов  в процессе обучения в комфортной атмосфере, снимающей стрессовые ситуации при освоении новых технологий.

Как упоминалось выше, знакомство обучающихся  с виртуальным предпринимателем происходит в начале тематического раздела или блока тематических разделов модуля. Далее история виртуального предпринимателя используется как основа для обсуждения бизнес - сценариев и выполнения практических упражнений с применением технологий. (Презентация истории о виртуальном предпринимателе может занять 3-5 минут).

Предлагаю Вашему вниманию историю виртуального предпринимателя (модуль 2 - Финансовый менеджмент) и карточки – задания № 1 и № 2.

 Евгения Гениева – создатель уникальных украшений из дерева.

Евгения — талантливая девушка, своими руками создающая необычные украшения из дерева. В бизнесе она уже семь месяцев, а началось все с увлечения. Женя давно занимается своим любимым делом, просто раньше она дарила украшения друзьям, а теперь делает их на продажу.

Опыт предпринимательской деятельности у Жени небольшой, однако прошлым летом дела шли просто отлично. Туристы постоянно заглядывали в ее магазинчик, любовались необычными украшениями и никогда не уходили с пустыми руками. К сожалению, с приближением зимы уровень продаж резко снизился.

Евгения поняла, что ее бизнес является сезонным. Девушка работает одна — днем она всегда в магазине, обслуживает клиентов, а по вечерам работает над созданием новых украшений. Ей хотелось бы нанять работников (хотя бы на неполный рабочий день) для работы в магазине, но она пока не уверена, что может себе это позволить.

Евгения считает себя достаточно сообразительным и аккуратным человеком, но вот в финансовых вопросах она новичок. Счета-фактуры, к примеру, она заполняет вручную, а документы о расходах хранит в папке под прилавком. В конце месяца она отсылает финансовые документы бухгалтеру, который составляет для нее отчеты и рассчитывает налоговые отчисления. Женя работает днем и ночью, но не имеет представления о том, куда уходят деньги.

Евгения осознает — чтобы оставаться «на плаву», нужно позаботиться о расширении бизнеса, ведь спрос на ее товары постоянно растет. Но расширение пугает ее — она не уверена, что справится с финансовыми вопросами. Недавно, прислушавшись к советам своего брата Юрия - разработчика ИКТ-компании, Евгения приняла решение использовать компьютер не только для создания дизайна украшений, но и в целях финансового учета.

  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:   Приведите, пожалуйста, примеры сезонного бизнеса.
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Назовите профессию специалиста, оказывающего профессиональные услуги Евгении. Что может входить в услуги этого специалиста?
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Как вы думаете, должен ли владелец бизнеса разбираться в финансовых вопросах?

К/з № 1 - Сметы и финансовая  отчетность: работа с расходами.

Евгения любит свою работу: ей нравиться быть хозяйкой  собственного дела. Но она предпочла бы делать практически что угодно, лишь бы не сидеть, разбираясь со

счетами и отслеживая ежемесячные расходы. Евгения ведет большую часть финансовой отчетности с помощью книги учеба доходов и расходов и калькулятора.          Сначала она вносит записи о каждой финансовой операции, затем подсчитывает итоговые цифры за месяц и передает сведения в фирму, оказывающую услуги бухгалтерского сопровождения, которая готовит и направляет отчетность Евгении во все налоговые органы. Документы, полученные от  фирмы, она подшивает и хранит в папках по месяцам в своем офисе.

Евгения понимает, что могла бы лучше управлять своими расходами – как связанными с бизнесом, так и личными. Например, она могла бы классифицировать счета по категориям, чтобы легче было отслеживать, куда идут деньги, и подумать, где можно сократить расходы. Только вот, пользуясь ее методами планирования и учеты вручную, трудно определить тенденции в структуре расходов.

Юрий: Женя, почему ты не пользуешься компьютером для учета расходов?

Евгения: Я бы с радостью, но боюсь потерять всю информацию, если компьютер вдруг внезапно сломается. К тому же, мне не хватит времени и терпения постоянно обновлять данные. У меня и так много забот.

Юрий: На самом деле существует множество удобных инструментов для управления финансами. И, кстати, можешь ли ты полностью положиться на фирму, оказывающую тебе бухгалтерские услуги?

Евгения: Я каждый месяц просматриваю документы, которые присылает мне банк, но, честно да говоря, не очень внимательно. Конечно, я также делаю примерные подсчеты в уме. Но, если честно, у меня нет четкого представления о том, куда уходят деньги.

Вопросы для обсуждения

1.Приведите примеры категорий расходов.

2.Обсудите методы совершенствования ведения финансовой отчетности.

3.Оправданы ли страхи Евгении в отношении ведения учета и подготовки финансовой отчетности в электронной форме? Почему да или почему нет?

К/з№ 2 - Финансовые  документы: надежный  учет показателей

Евгения собирается перевести финансовые документы в электронный формат. Это серьезное изменение, если иметь в виду, что в настоящее время она использует

традиционный способ ручного заполнения документов. В прошлом Евгения уже предпринимала попытки придать более профессиональный вид своей документации. К примеру, два года назад она заказала в типографии бланки счетов-фактур с логотипом и почтовым адресом своей фирмы. Оригинал отправляется заказчику, а копия подшивается в пыльную папку, которая хранится на полке под прилавком. Многие постоянные заказчики делают один и тот же заказ из месяца в месяц, поэтому и счета-фактуры не сильно различаются. Но вот в прошлом месяце, когда Евгения оформляла счет-фактуру на необычный заказ, она допустила ошибку в расчетах и чуть не потеряла определенную сумму. К счастью, с заказчиками ее связывают хорошие отношения, и Евгения смога вовремя отправить счет-фактуру с внесенными исправлениями.

Евгения  планирует взять кредит в банке не расширение бизнеса. В прошлом месяце она позвонила в банк:

Евгения: Не могли бы вы сказать, какие документы необходимо представить в банк для получения кредита на расширение бизнеса?

Сотрудник банка: Мы очень рады, что дела у вас идут хорошо, и с удовольствием рассмотрим вашу заявку на кредит. Пожалуйста, принести копию декларации о доходах и баланс.

Евгения: Хорошо, большое спасибо. До скорой встречи.

Евгения понимает: на то чтобы собрать всю информацию, потребуется несколько дней. Если бы она более четко вела ежемесячную документацию, скажем, систематически занималась учетом доходов, ей было бы гораздо проще подготовить необходимые документы.

Вопросы для обсуждения

1.С какими финансовыми документами вы знакомы? Назовите виды показателей, включаемые в каждый тип документов.

2.Обсудите метод, который использует Евгения при выставлении счетов-фактур клиентам. Что происходит, если ей необходимо внести какие-либо изменения? Какие методы хранения счетов - фактур и деклараций она могла бы использовать?

В прошлом месяце Евгения допустила ошибку в счете и чуть не потеряла некоторую сумму денег. Обсудите прочие недостатки ведения финансовой документации вручную.

Актуализацию знаний с обучающимися с нарушением слуха проводить сложно, так как им сложно составлять логический рассказ. С этой целью использую кроссворды, а также предлагаются схемы с пропущенными операциями, в которые студентам необходимо записать недостающие элементы. Если уровень мыслительной деятельности при выполнении задания не достаточно высок, то учитывая познавательные особенности обучающихся, вношу изменения в содержание задания, чтобы сделать его не только средством усвоения знаний, формирования умений и навыков, но и средством их развития.  

Психофизические особенности обучающихся с нарушением слуха предъявляют свои требования и к форме реализации образовательных программ. Занятия организуются в  следующих формах: лекционно-практическое занятие, практическое занятие, индивидуальная консультация, корректирующее занятие. Методическая система профессиональной подготовки лиц с нарушением слуха включает приёмы по формированию необходимых трудовых навыков, развитию логического мышления, что в свою очередь способствует повышению уровня профессиональной подготовки данной категории обучающихся.

Хочется привести  основные результаты в работе с обучающимися (студентами):

1. Выявлены основные проблемы, возникающие у глухих и слабослышащих обучающихся при профессиональном обучении;

2. Установлено, что учебный процесс с опорой на образное мышление способствует более глубокому пониманию основных понятий обучающихся с нарушением слуха;

3. Выделены принципы профессионального обучения студентов с нарушением слуха (индивидуализации, наглядности, коммуникативности), и на их основе осуществлен поиск и теоретически обоснованы пути, способствующие повышению уровня профессиональной подготовки данной категории обучающихся;

4. Разработана  и внедрена в учебный процесс методическая система обучения профессии, сочетающая принципы индивидуализации, наглядности, коммуникативности, с использованием информационных технологий, что способствует повышению уровня профессиональной подготовки обучающихся с нарушением слуха на основе развития логического мышления.

Реализация курса «Основы малого предпринимательства», корректировка его позволила  сделать вывод о заинтересованности обучающихся  данным курсом,  повышении ИКТ грамотности, это видно на графике, к концу курса  увеличилось количество разработанных  индивидуальных бизнес-планов. 

Курс «Основы малого предпринимательства» создает условия для эффективной социализации  выпускников с проблемами слуха,  на настоящий момент реализовано 4  проекта.

Следует подчеркнуть, что курс позволяет получить и расширить знания о существующем спектре технологических инструментов, не отдавая предпочтения каким-либо определенным технологиям и не призывая обучающихся  к применению продуктов определенных компаний-производителей. Он ориентирован не на предложение готовых решений, а на предоставление студентам информации о технологиях, которые могут оказать определенную помощь в их деятельности.

В перспективе на будущее для себя определила: шире использовать информационные технологии и знакомить обучающих с новинками в области бизнеса. Надо отметить, что обучать студентов с отклонением слуха – это напряжённый труд, постоянное самосовершенствование. Пришлось пережить неудачные уроки, просмотреть специальную литературу, отобрать из многочисленных и  разработать свою методику в работе с глухими и слабослышащими.

Преподаватели техникума, работая с данной категорией детей,  создают  условия, позволяющие включать обучающихся  с ограниченными сенсорными возможностями в совместную творческую деятельность со слышащими сверстниками. Это один из важных факторов социализации (социальной интеграции).

При организации такого рода совместной деятельности наиболее адекватным является  личностный подход, который предполагает, что, независимо от каких-либо особенностей, педагог в каждом своем студенте видит уникальную личность и последовательно добивается того, чтобы каждый питомец также в самом себе видел личность и считал себя таковой (личностная ориентация). Педагог должен стремиться к тому, чтобы каждый студент видел личность в каждом из окружающих его людей (социальная ориентация). Задача педагога — создать истинное общение, а не монологическое обращение преподавателя к обучающемуся (поучающее и «воспитывающее»), которое последний может слушать, но не слышать.

В настоящее время весьма актуально развитие различных методов и методик, которые позволяли бы повысить у обучающихся интерес к обучению и формирование у них стойких мотиваций к получению новых знаний и навыков. Это тем более актуально для детей инвалидов, у которых имеются существенные трудности в социальной адаптации, в том числе для слабослышащих и глухих детей.

Данный курс был  разработан для того, чтобы помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья найти в современном обществе своё место. Наша задача, как педагогов, не оставаться безучастными в дальнейшей судьбе этих выпускников, их трудоустройству и успешности работы в выбранной профессии.

В нашем техникуме высокий уровень подготовки, разнообразие специальностей, прекрасные условия обучения, созданные для обучающихся с ОВЗ – все это помогает формированию мотивации к получению среднего  образования.

Литература:

Основные источники:

  1. HP GET-IT (Graduate Entrepreneurship Training through IT) В рамках данной программы осуществляется внедрение учебного курса «Технологические инструменты – T-Tools», основанного на методике курса «Передовому бизнесу передовые технологии» (Smart Technoloqies Smarter Business), в рамках деятельности Micro-Enterprise Acceleration Institute (Международная организация, совместно с агентствами по развитию бизнеса, предоставляющая услуги по внедрению обучающих программ на основе персонифицированных технологий и учебных курсов для предпринимателей и владельцев малого бизнеса,) при финансовой поддержке Hewlett-Packard. 2010-118с.
  2. Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ
    “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”
  3. Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 (ред. от 03.10.2009)
    "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (вместе с "Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства") (опубликован "Собрание законодательства РФ", 09.03.2009, N 10, ст. 1226.)
  4. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Высшая школа, 2006 – 240с
  5. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2008.
  6. Слагода В.Г. Основы экономики: учебник. – 2-е изд./ В.Г. Слагода. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М. 2010
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации
  8. Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  9. Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для учащихся НПО. – М., 2007.
  10. Шухов Н.С. Ценность  и стоимость.  Ч.2. Теория ценности и стоимости в отечественной экономической науке. - М.: Изд. стандартов, 2007 – 364с.
  11. gou-mribi.ruindex.php/HP-GET-IT…get-it.html
  12. bestcom-sc.ru?p=hp_new
  13. ort.spb.ruindex.php…
  14. cst.uspu.ruORT
  15. ja-russia.ruru/Programs/

_______________________________________________

Дополнительные источники:

  1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М., 2008.
  2. Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.
  3. Соколова С.В. Основы экономики. Учебник для НПО. – М., 2005.
  4. Коллективный договор: законы и законодательные акты. – 2-е изд., – М., 2006.

Международная защита прав и свобод человека. – М., 2007.

  1. Расстригина, Ирина Александровна. Заработная плата: удержания и выплаты/ Ирина Александровна Расстригина. – М., 2007
  2. Кодексы и законы Российской Федерации. – СПБ.: ИГ «Весь», 2007
  3. Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.tehlit.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  4. career.ustu.rufileadmin/user_upload/career/…
  5. dialogvn.ruja/Junior/News/11_news4.htm
  6. Конституция Российской Федерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО «Создание условий по формированию профессионального самоопределения у воспитанников среднего звена с ОВЗ, как средство успешной социализации»

Актуальность и важность профессионального самоопределения детейс ОВЗ.Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.Правильно выбранная профессия способствует дос...

Профессиональное обучение и трудоустройство как основа успешной социализации выпускников с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются вопросы профессионального образования и воспитания обучающихся с ОВЗ и проблемы их трудоустройства....

налогообложение субъектов малого предпринимательства

Тема: Налогообложение субъектов малого бизнесаПлан лекции:Понятие и отличительные черты субъектов малого предпринимательстваВиды и особенности режимов налогообложения.Налоги и платежи для ИП.Налоги и ...

Инструкция по разработке бизнес - проекта малого инновационного предприятия по дисциплине «Основы инновационного предпринимательства»

В данной методической разработке представлена краткая информация по разделу "Основы бизнес - планирования" , а также дана подробная информация по основным разделам бизнес планирования....

Исследовательская работа Тема: Исследование франчайзинговой модели бизнеса как поддержки малого предпринимательства

Исследовательская работа на тему: Исследование франчайзинговой модели бизнеса как поддержки малого предпринимательства...

выступление на педагогической конференции «Создание условий формирования ОК и ПК в рамках ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий по специальности 34.02.01. Сестринское дело и особенности сформированности компетенций.

ОК И ПК можно сформировать и проверить у обучающихся на : уроке, практическом занятии, учебной и производственной практике и на защите выпускной квалификационной работе.Решая разные игровые зада...

Создание условий для эффективного развития научно-исследовательских способностей студентов

НИР способствует формированию у студентов целостного восприятия окружающего мира, стремления к творческим достижениям и продуктивной  профессиональной деятельности, умения моделировать различные ...