Первые итоги вступления России в ВТО
творческая работа учащихся по теме

Протас Галина Ивановна

 Проведен анализ первых итогов вступления России в ВТО в области бизнеса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pechat_vto.docx74.42 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГОУ СПО «Сибирский Политехнический техникум»

Творческая работа:

Первые итоги  вступления Росси во Всемирную Торговую Организацию

Выполнил: Студент группы 3 КМ

                                Прокудин В.С.

Руководитель: Протас Г.И.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ВТО КАК ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1.1 Историческая справка о  ВТО

1.2 Организационная структура ВТО

1.3 Направление деятельности ВТО

2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

3 НЕОБХОДИМОСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

4 ПЕРВЫЕ ИТОГИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИ В ВТО

4.1 Сельское хозяйство

4.2 Топливно-энергетический комплекс

4.3 Бизнес

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВТО — это международная организация, которая определяет правила международной торговли между странами-участницами организации и обеспечивает их выполнение каждой страной — членом ВТО. Это значит, что появляются «правила игры», которые известны всем и не меняются (как это принято у нас, — каждые три месяца, а то и задним числом). Более того, они не могут быть изменены просто так. Эти правила предполагают обеспечить равные условия конкуренции на рынке всем участникам бизнес-процесса: и своим национальным, и зарубежным. Эти правила позволяют российским производителям иметь свободный доступ на зарубежные рынки при условии конкурентоспособности их товаров. Правила ВТО позволило отменить около 80 ограничений в торговле с Россией, которые применялись к нашим товарам до вступления России в ВТО.

По мнению подавляющего большинства экспертов, прошедший год после вступления в вто показал, что России необходимо научиться использовать доступные в рамках ВТО инструменты, в то время как получение ощутимых выгод в краткосрочном периоде является маловероятным.

Это не относится к улучшению инвестиционного климата, которое действительно произошло благодаря повышению ясности и предсказуемости правил игры в торговле.

Переходный период вхождения России в ВТО составит примерно  семь лет. Что за это время  реально ждет Россию  , определит будущее.

1 ВТО КАК ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Всемирная торговая организация  — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

ВТО отвечает за внедрение новых деталей, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в ДохеКатар. Организация пытается завершить переговоры по Дохийскому раунду переговоров, который был начат с явным акцентом на удовлетворение потребностей развивающихся стран. По состоянию на декабрь 2012 будущее раунда переговоров в Дохе остаётся неопределённым: программа работы состоит из 21 части, а первоначально установленный окончательный срок 1 января 2005 года был давно пропущен.. В ходе переговоров возник конфликт между стремлением к свободной торговле и стремлением множества стран к протекционизму, особенно в плане сельскохозяйственных субсидий. До сих пор эти препятствия остаются главными и мешают любому прогрессу для запуска новых переговоров в рамках Дохийского раунда. По состоянию на июль 2012 года, существуют различные группы переговоров в системе ВТО для решения текущих вопросов в плане сельского хозяйства, что приводит к застою в самих переговорах.

Штаб-квартира ВТО расположена в ЖеневеШвейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Роберту Карвалью ди Азеведу, в штате самой организации около 640 человек.

На 2 марта 2013 года в ВТО состояло 159 стран.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

1.1  Историческая справка ВТО

Всё возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при всех возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были  основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то, что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года.

                    1.2 Организационная структура ВТО

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено восемь таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

В соответствии с принятой «Договорённостью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», возникающих между государствами-участниками ВТО, урегулированием разногласий занимается Орган по разрешению споров (ОРС). Этот квазисудебный институт призван беспристрастно и эффективно разрешать противоречия между сторонами. Де-факто его функции выполняет Генеральный совет ВТО, который принимает решения на основе докладов третейских групп, занимающихся тем или иным спором. За истекшие после основания ВТО годы ОРС был вынужден много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения ОРС за истекшие годы воспринимаются неоднозначно.

Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной Торговой Организации, вызвавшие большой общественный резонанс:

Решение 1992 года в рамках ГАТТ в отношении закона США, регулирующего импорт тунца. Американский закон о защите морских млекопитающих запрещал импорт рыбы, выловленной с применением определенного вида сетей, при применении которого гибли дельфины. Закон применялся как к американским, так и к иностранным продавцам рыбы и по мнению правительства США ставил перед собой «легитимную цель» защиты окружающей среды. Мексика, как страна, в которой применялся этот способ ловли тунца, подала жалобу на этот закон, аргументируя тем, что он нарушает соглашения о свободной торговле и представляет собой запрещённое в рамках ГАТТ нетарифное ограничение. Предшественник Комиссии действительно признал этот закон не соответствующим нормам свободной торговли и указал на то, что американское правительство хотя и преследовало оспариваемым запретом легитимную цель защиты дельфинов, однако эта цель могла быть достигнута иными, не ущемляющими другие страны методами. Tuna/Dolphin Case I (англ.)

Похожий спор по отношению к закону, запрещавшему импорт креветок в США, выловленных методом, опасным для морских черепах, был вынесен на рассмотрение Комиссии уже в рамках ВТО в 2000 году. Азиатские страны (Индия, Пакистан, Малайзия и Таиланд), использовавшие этот метод ловли, придерживались мнения о том, что подобные ограничения импорта в США являются ничем иным как «зелёным протекционизмом», за которым на самом деле стоит желание развитых стран ограничить ввоз дешёвого импорта, а экологические обоснования являются всего лишь предлогом. Рассматривая это дело, Комиссия хотя и признала в мотивировочной части своего решения возможность того, что меры по охране окружающей среды могут теоретически являться легитимной причиной для ограничения импорта определённых товаров, однако в конкретном случае закон о запрете ввоза креветок, по её мнению, не соответствует нормам ВТО, и США предписывается его отменить. Shrimp/Turtle Case (англ.)

Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры между крупнейшими субъектами международной торговли — Европейским союзом и США. Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введённых США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещённую нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.

                             1.3 Направление деятельности ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий. Для проведения многосторонних переговоров в рамках “Уругвайского раунда” была создана довольно сложная организационная структура в составе: специального органа – Комитета по надзору – призванного наблюдать за выполнением взятых участниками на себя обязательств не вводить новые торговые ограничения, противоречащие ГАТТ; 15 переговорных рабочих групп – по таможенным тарифам; по нетарифным мерам,  по тропическим товарам; по продукции, производимой на базе природных ресурсов; по текстилю и одежде; по сельскохозяйственным товарам; по субсидиям и компенсационным мерам; по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, включая торговлю поддельными товарами; по защитным оговоркам; по функционированию системы ГАТТ; по соглашениям и договоренностям ММТП; по урегулированию споров; по торговле услугами. 
В ходе работы официальных переговорных групп и многочисленных неофициальных рабочих групп были разработаны новые подходы к решению актуальных проблем современных мирохозяйственных связей.  Потенциально членами ВТО могут быть 152 страны и территории, из которых 76 являются членами ВТО с первого дня ее существования. Еще примерно 50 стран находятся на разных этапах ратификации документов, касающихся их участия в ВТО, а остальные государства ведут переговоры об условиях их присоединения к этой организации.  ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ (149), но и более широкими масштабами той коммерческой и торгово-политической деятельности, в которой она задействована. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальную собственность. ВТО располагается в Женеве, Швейцария.     Основными функциями организации являются:  обслуживать и реализовывать многосторонние торговые соглашения и соглашения с ограниченным кругом участников, которые все вместе и образуют ВТО; действовать в качестве форума для проведения международных торговых переговоров; содействовать урегулированию торговых споров; контролировать национальную торговую политику стран-членов; и сотрудничать с другими международными учреждениями, участвующим в формировании глобальной экономической политики.  Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам. 
1).Отсутствие дискриминации в торговле. 
Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной. 
2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют. 
3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.
Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно. 
4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.
Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта. 
5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств. 
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.  В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

В 1986 году СССР обратился с заявкой, о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывалось ещё и из-за необходимости подготовки к членству в ВТО и снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление в ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жёстком регулировании своих экономик.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В. В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В ВТО, согласно Договору о создании ВТО (WTO Agreement) могут вступать как страны, так и отдельные таможенные территории (так, ЕС является членом ВТО, как и все страны по отдельности, входящие в его состав). 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.

5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию остаётся «неизменной», и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных по мнению Грузии пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии — «Псоу» (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время агентство «Рейтер» передаёт, что на форуме Международного экономического альянса 22 сентября в Нью-Йорке, в беседе с инвесторами и представителями правительственных кругов президент Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует много вопросов, — заявил Михаил Саакашвили — Таким образом, не только мы остались, и вы должны предоставить нам определённое время, пока мы станем последними… Возможно, мы и не станем последними. Именно сейчас стоит огромная очередь стран».

7 декабря 2010 года в Брюсселе прошёл саммит Россия—ЕС. Накануне саммита глава Министерства экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулированию российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.

К концу октября 2011 года при посредничестве Швейцарии текст договора между Россией и Грузией был согласован, и 31 октября 2011 года помощник президента России Аркадий Дворкович выразил уверенность, что Россия присоединится к ВТО 15 декабря 2011 года. 4 ноября появились сведения о том, что Украина может отозвать своё согласие на вступление России в ВТО. 9 ноября Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО. Со слов российской стороны в соответствии с этим соглашением аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам. 10 ноября прошло заседание рабочей группы, в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад  о принятии России в ВТО. Подготовив всю документарную часть, комиссия объявила об окончании своей работы и о самороспуске. 16 декабря 2011 г. на Министерской Конференции Всемирной торговой организации пакет документов о вступлении России в ВТО был одобрен. Для вступления России осталось ратифицировать протокол в установленном российскими законами порядке.

Однако процесс ратификации был осложнен тем, что группа депутатов Государственной Думы РФ (всего 131 депутат, которые представляли оппозицию: партии КПРФ и Справедливая Россия) обратилась с запросом о проверке конституционности Протокола в Конституционный Суд РФ, интересы депутатов представлял российский адвокат Александр Муранов. После рассмотрения дела о конституционности Протокола Конституционным Судом РФ, не выявившим несоответствий Конституции РФ, Государственная Дума РФ большинством голосов (238 голосов «за» и 208 «против») ратифицировала Протокол. После этого федеральный закон о ратификации Протокола был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации в переводе на русский язык (но без приложений) доступен на сайте Минэкономразвития России, где также доступен полный текст на английском языке.

В декабре 2006 года была опубликована подробная предварительная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты на ноябрь 2011 года по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке на сайте Миниэкономразвития. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что, как утверждают, является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО. Согласно этим данным, в течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долларов в год (сейчас объём помощи составляет 4,5 млрд долларов в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Непосредственной частью Протокола, которая и определяет условия, на которых Россия вступила в ВТО, являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных лиц из членов ВТО на тот или иной российский рынок услуг (деловые, финансовые, транспортные услуги и т. д.). Если же такие ограничения Россией не оговорены или если они оговорены в этом перечне, но не закреплены в российском праве, то согласно правилам ВТО должны будут действовать два принципа:

1.принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила (часто-правовые, налоговые, процессуальные и т. д.), что и для российских лиц (если иное не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как её члена);

2.принцип «наиболее благоприятствуемой нации», означающий, что если Россия предоставит благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО (но не для российских лиц), то он должен автоматически действовать и для иностранных лиц из любого другого члена ВТО.

Наиболее существенные изменения правового режима доступа и работы иностранных лиц на российском рынке произошли в сфере страховых, финансовых, телекоммуникационных услуг. Подписав Протокол, Россия также выразила свое согласие на присоединение к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО со всеми приложениями к нему, текст которых на английском языке размещен на официальном сайте ВТО.

Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

Выводы:

промышленные товары:

в среднем ставка пошлин снизится с 9,5% до 7,3%

переходный период составит от 0 до 7 лет (нетарифные меры)

на 1/3 товаров снижение произойдёт сразу

на 1/4 товаров - за 3 года

через 7 лет - на автопромышленность, гражданские самолёты и вертолёты

сельскохозяйственные товары:

импортные пошлины снизятся с 13,2% до 10,8%

государственные субсидии в 2012 году не должны превышать 9 млрд. долл., до 2018 должно снизиться до 4,4 млрд. долл. (при этом субсидии на данный момент составляют около 4 млрд. долл.)

сфера услуг:

155 секторов обсуждались

в 39 секторах сохранено право не допускать иностранные компании

в 86 секторах будут применяться различные специальные требования и ограничения (например, банки — 50%, страхование — 55% ограничение рынка для контрагентов)

в 30 секторах — свободная конкуренция

итоги по истечению 7 лет:

промышленность - снижение до 7%

сельское хозяйство - снижение до 18% с колебаниями от 5 до 20%

Критика вступления России в ВТО

Согласно критической статье в журнале «Эксперт» в ноябре 2006 года, «максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год».

Сторонниками ВТО высказываются мнения, что максимальная выгода от вступления в ВТО за все годы «невступления» росла, а потери от выхода на российские рынки иностранных товаров падали. Кроме того, Россия вступает в ВТО на крайне льготных условиях, что позволит ей 2-3 года получать выгоду от ВТО, вообще не меняя таможенную политику. Кроме того, вступление в ВТО открывает путь в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также отменяет действие поправки Джексона-Вэника, открывая доступ на рынки США.

По прогнозу социолога Б. Кагарлицкого, растущий спрос среднего класса будет удовлетворён за счёт эксплуатации полурабского труда в Узбекистане, Китае или Африке. Завоевания наших рабочих будут отняты под угрозой закрытия производства.

По мнению многих политологов, со вступлением в ВТО России придётся сократить расходы на и без того слабо финансируемый АПК.

По словам аналитика Алексея Козлова, очевидных преимуществ, которые Россия сможет извлечь из вступления в ВТО, в краткосрочной перспективе не видно, и, скорее всего, этот шаг будет выгоден другим членам этой организации.

Многие эксперты, подавляющее большинство экспертов, считают, что нам не модернизировать нашу экономику без вступления в ВТО.- Владимир Путин, 2012

На это бывший заместитель председателя Счётной Палаты Ю. Ю. Болдырев отвечает, что Китай, Индия, Южная Корея, Франция, Великобритания, Германия и другие страны сначала модернизировались, а потом вступили в ВТО.

Аргумент сторонников ВТО про иностранную конкуренцию, которая заставит россиян работать лучше, Ю. Ю. Болдырев считает абсурдным: «ВТО — организация отнюдь не по передаче созидательного опыта лидеров развития, но по взламыванию ими чужих рынков своими уже готовыми товарами. Откуда же после этого возьмётся развитие?».

Как заявляет Болдырев, ни одна из предпосылок для развития экономики в составе ВТО властями РФ не создана:

  • Условия налогообложения;
  • Кредиты для развития;
  • Система госзаказа и лизинга;
  • Собственная система стандартов и норм;
  • Собственный существенный задел в правах на интеллектуальную собственность. Или же, напротив, отказ (как это сделали Китай и Индия) признавать западные права интеллектуальной собственности в полном объёме, что является вопросом не «цивилизованности», а всего лишь выживания;
  • Система правопорядка.

Конечно, если даже в ВТО не вступать, но и более ничего не делать, в политике ничего не менять, то дальнейшая деградация всё равно неминуема. Но ВТО — применительно к нынешней России и на нынешних условиях — это окончательное закрепление уже необратимости деградации России как прежде суверенного государства.

Юрий Болдырев, 2012

Путин противоречив. Он говорит: «Не всё ж на Западе хорошо, есть и у нас лучше. В Испании безработица вот такая, а у нас вот такая». Так он-то сам понимает, что открытие границ таким образом, как это делает теперь ВТО, — экспортировать к нам их безработицу? Это же очевидная вещь.

Юрий Болдырев, 2012

Вы обратите внимание, ведь сейчас нет дискуссии по ВТО. Дискуссии нет по той причине, что такую дискуссию только допусти. Ведь нормальная методология подразумевает не только аргументы «за» и «против», а, будьте добры, хотя бы представьте нам сопоставимо, на каких условиях вступает Россия, и на каких условиях вступил Китай. И сразу становится ясно, что Китай по ряду фундаментальных позиций вступил на условиях несопоставимо лучших, нежели Россия. Как только вы это представляете обществу, аргументы, что Китай вступил, смотрите, как хорошо, они превращаются в ничто. Именно поэтому дискуссии и нет.

3 НЕОБХОДИМОСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Во вступлении имеется множество положительных моментов, не зря Россия более 18 лет вела работу в этом направлении. Многие из этих положительных сторон имеют долгосрочную перспективу развития, некоторые пока неочевидны, давайте перечислим несколько.

  • Россия улучшает имидж как равноправный торговый партнер. Естественно, одного членства недостаточно, необходимо имидж поддерживать конкретными действиями.
  • Возможность урегулировать любой спор и конфликт с использованием ресурсов мировой организации торговли.
  • По итогам вступления в ВТО российские инвесторы расширяют свои возможности для вложений.
  • Модернизация отраслевой экономики, повышение эффективности, качества и конкурентоспособности.
  • Совершенствование законодательства и повышение прозрачности всех процессов (в том числе контроля иналогообложения). Обязательная поддержка отечественного производителя в международной торговле.

Есть некоторые положительные моменты, которые дают итоги вступления в ВТО и среднестатистическому гражданину. Во-первых, увеличится конкуренция в сфере финансов, что неизбежно приведет к падению ставок по кредитам для населения (и для бизнеса, разумеется). Во-вторых, снижение ввозной пошлины на ряд товаров сделает доступнее импортные лекарства, предметы одежды, технику и продукты.

4 ПЕРВЫЕ ИТОГИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИ В ВТО

Так, в семидесятые годы прошлого столетия на американский рынок ворвался японский производитель автомобилей. Более современных, экономичных и дешевых по сравнению с американскими автомобилями того периода. Какова была реакция американского автопрома? Правильно — от государства потребовали, чтобы оно закрыло рынок для конкурента путем введения дополнительных высоких таможенных ставок. В течение двадцати лет американцы пытались защитить свой автопром и не допустить конкурента на внутренний рынок. Каков результат? Детройт, столица автопрома США, объявляет себя банкротом, а все основные американские автомобильные корпорации перестали быть американскими, многие прекратили свое существование. Вот и мы — чем больше пытаемся спасти своего производителя путем сохранения для него тепличных условий, тем успешнее разрушаем национальную экономику. С другой стороны, Китай стал членом ВТО в 2001 году и сегодня по объему торговли обогнал США. Столь же динамично развиваются экономики членов ВТО — Бразилии, Индии, ЮАР. Примеры можно множить.

Но дело не в примерах, а в понимании сути  ,необходимо научиться использовать доступные в рамках ВТО инструменты, в то время как получение ощутимых выгод в краткосрочном периоде является маловероятным. Это, однако, не относится к улучшению инвестиционного климата, которое действительно произошло благодаря повышению ясности и предсказуемости правил игры. Переходный период вхождения России в ВТО составляет семь лет. Что за это время мы реально успеем и сможем сделать, определит будущее.

4.1 Сельское хозяйство

Россия собирается увеличить таможенные пошлины на ввоз свинины и молочной продукции. Минсельхоз прорабатывает вопрос об увеличении пошлин на ввоз живых свиней и молочной продукции в Россию, а также введение специфической составляющей пошлины на ввоз свинины вне квоты, сообщил в пятницу министр Николай Федоров на правительственном часе в Госдуме. «Для стабилизации ситуации на рынке свинины прорабатывается вопрос о введении специфической составляющей на ввоз свинины вне квоты, увеличении пошлины на живых свиней, а также об исключении из перечня товаров, ввозимых из развивающихся стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, мяса и пищевых мясных субпродуктов, в том числе свинины», – подчеркнул министр.

После вступления в ВТО Россия снизила пошлину на импорт свинины в рамках квоты до 0% с 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг; на импорт свинины вне квоты – до 65% с 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг. Это привело к резкому росту импорта и падению рентабельности отечественного свиноводства. Уже в первые недели действия новых правил представители отрасли забили тревогу. Так, в Мясном союзе заявили, что это решение может нести угрозу и для свиноводческой отрасли, в которую государство в последние годы активно вкладывает средства, и потребовали провести служебное расследование на предмет того, как такие договоренности могли появиться.

Представители бизнеса отмечали, что свыше 95% на рынке занимают мясные продукты отечественного производства. Эта отрасль одна из немногих сумела защититься от вала импортной продукции в 1990-е (с помощью высоких пошлин, доходящих до 40% стоимости).

Теперь достижения российской мясопереработки могут оказаться под угрозой. «Основную часть себестоимости готовой продукции составляет цена на сырье, – отмечал член правления Национального союза мясопереработчиков Сергей Шмелев. – Российская свинина в живом весе – а сегодня она закрывает около 70% потребности наших заводов в сырье – примерно на треть дороже европейской». Большое влияние на себестоимость продукции оказывает и уровень зарплат. В Прибалтике, Польше и на Украине, откуда следует ожидать основного наплыва колбасной продукции, он сопоставим с российским, а то и ниже. Расходы же на логистику готовых мясопродуктов ввиду близости этих стран к нашим границам вряд ли превысят 10 рублей на килограмм. Ценовую конкуренцию с таким импортом выиграть будет невозможно, а цена – по-прежнему один из главных факторов, на основе которого потребитель делает свой выбор.

Уже к концу зимы мрачные пророчества начали сбываться. Снижение таможенных пошлин наложилось на вызванный неурожаем двукратный рост цен на зерно, привело к увеличению стоимости кормов и падению рентабельности производства яиц, мяса бройлера, свинины, молока. По оценкам гендиректора Национального союза свиноводов Юрия Ковалева, в текущих условиях рентабельность производства свинины уже отрицательная, «отрасли угрожает катастрофа».

Но если политический вопрос о поддержке пищепрома уже принят, не совсем понятно, как его реализовать на практике. Прямое повышение пошлин относится к так называемой запрещенной «красной корзине» защитных мер. Россия может в одностороннем порядке в рамках ВТО ввести защитные инструменты для спасения своего рынка, но эти меры надо обосновать, отмечает Юрий Ковалев. Сегодня самым распространенным инструментом защиты внутреннего рынка является запрет на ввоз мяса из-за несоответствия ветеринарно-санитарным нормам. Однако эта мера активно используется уже сейчас, и ее будет недостаточно, да и доказать несоответствие – задача непростая. Как уже не раз отмечали чиновники и эксперты, в России практически нет специалистов, которые умеют вести юридические переговоры в соответствии с правилами ВТО.

В 2013 году российский бюджет недополучит 193 млрд рублей от отмены импортных пошлин и 24 млрд рублей – от отмены экспортных пошлин. Эти потери составят 0,3% ВВП, подсчитал доцент экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. По его мнению, основная проблема в нехватке подготовленных кадров, юристов, для отстаивания интересов России в ВТО. «Это значит, что такие услуги российским компаниям за большие деньги будут оказывать иностранные компании. Кроме того, государству придется научиться пользоваться разрешенными в ВТО мерами защиты своих производителей. Просто ввести запретительные пошлины будет уже нельзя», – отмечает специалист.

Эксперты предупреждают: возможно, правительству придется выбирать между выходом из ВТО, предоставлением помощи аграриям в нарушение его принципов или наблюдением за рецессией в агропромышленном секторе. «К сожалению, российский аграрный сектор был не готов к вступлению в ВТО, – говорит партнер компании "Налоговик" Дмитрий Липатов. – Если не пойти на кардинальные меры поддержки отрасли, у сельского хозяйства будет два пути: либо повышать цены и довольствоваться низким спросом на дорогую продукцию собственного производства, либо вовсе уйти с рынка. Оба варианта негативно скажутся на экономике: рост цен на продукты питания спровоцирует инфляцию, закрывающиеся предприятия не будут платить налоги и оставят за собой безработных, которым надо платить пособие. Недавно наблюдавшийся небольшой рост качества жизни на селе сведется на нет».

4.2 Топливно-энергетический комплекс

Юрий Шафраник, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, председатель Комитета ТПП по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса оценил вступление России в ВТО «с ТЭКовской стороны». Если взять статистику 2010 года, то из 400 с чем-то миллиардов экспорта 305 – это чисто нефть и газ. 45 – газ, все остальное – нефть. Из остальной части экспорта только 10 миллиардов долларов – это несырьевые товары. Поэтому, как только я в очень серьезных выступлениях слышу: «Давайте использовать ВТО как защиту экспортного потенциала», меня берет совершенная оторопь, потому что поставлен неправильный акцент. Как только цель поставлена неверно, усилия, естественно, могут быть бесплодными.

Второе. Где только ни слышу: «В ВТО вступим – инвестиции добавятся». Поверьте мне, как бизнесмену: мы отработали в девяти разных странах, с нуля делали проекты, и меня не интересовало ни в одной стране – «в ВТО она или не в ВТО». Меня интересовали только условия по проекту. И спросите любого инвестора, его интересуют только условия проекта, естественно, макроэкономические, конкретные, но уж никак не то, в ВТО он или не в ВТО, страна, куда он собирается идти.

Какое слово ключевое я бы еще выделил? Конечно, «конкуренция». Здесь звучало: ВТО – это жестокая конкуренция, и мы внутренне все еще к ней не готовы. А как же мы собираемся тогда конкурировать с теми странами, которые могут дать продукт этого же качества или лучшего, но по ценам ниже российских?

Доступ к инфраструктуре – это внутренние наши вопросы, никакое не ВТО.

Эффективность – возьмем с 2008 года по сегодняшний только по ТЭКу. Только две компании за это время («Новотек» и «Сургут») нарастили капитализацию. У других компаний рос объем, падал объем, а капитализация все равно упала. Это ярчайший показатель эффективности – и это в отраслях, которые наиболее приспособлены работать в условиях международной конкуренции.

4.3 Бизнес  

Экономические проблемы, прогнозируемо ожидающие Калининградскую область в связи с вступлением России в ВТО, местные предприниматели взялись решать самостоятельно.

Не дожидаясь отмены налоговых льгот и снижения пошлин на ввоз импортной продукции, бизнес нашел выход. Предприятия начали частично или полностью переводить производства в соседние Польшу и Литву, а также присматриваться к Белоруссии. Волна миграции захлестнула обрабатывающие отрасли – производителей пищевых продуктов, стройматериалов и мебели, наиболее чувствительных к административно-правовому регулированию. Цель, которую преследуют компании, открывая производства в приграничных странах – повысить или хотя бы сохранить конкурентоспособность своей продукции. Отмена налоговых льгот, ожидаемая в 2016 году в связи с утратой Калининградской областью статуса особой экономической зоны, снижение (а для некоторых товаров – полная отмена) таможенных пошлин на аналогичную продукцию зарубежных производителей, а также рост тарифов на энергоносители значительно снизят конкурентоспособность калининградских предприятий. Еще один фактор, снижающий конкурентоспособность местных производителей, обусловлен географическим положением региона. Компаниям приходится пересекать одну или две границы, как при ввозе сырья и комплектующих из-за рубежа, так и при поставках готовой продукции в Россию. Соответственно, период таможенного оформления удлиняет производственный цикл, а таможенные платежи повышают себестоимость. Привлекательность ведения бизнеса в Калининградской области по сравнению с соседними государствами ниже и по причине бюрократических барьеров.

Косвенное свидетельство ухода бизнеса из региона – отток инвестиций. В 2012 году в экономику области, по данным Росстата, поступило 344,4 млн долларов иностранных вложений. Это на 11% больше, чем в 2011 году. Однако отток инвестиций за 2012 год составил 463,1 млн долларов. Таким образом, в экономику региона было вложено на 118,7 млн долларов меньше, чем выведено.

Соседние страны проявляют заинтересованность в привлечении калининградских инвесторов. В погоне за головами и капиталами приграничных бизнесменов Литва предоставляет им долгосрочные налоговые льготы, Польша и Белоруссия поддерживают национальных сельхозпроизводителей, поставляющих сырье для пищевых предприятий.

Уходить из Калининграда к соседям прежде всего склонны компании малого и среднего бизнеса. Они наиболее мобильны, поскольку принадлежат одному-двоим собственникам, способны более гибко менять организационную структуру, а также традиционно уязвимы в российской экономике. Поддерживаемый в программных заявлениях, на деле малый и средний бизнес редко получает доступ к госзаказу и, как правило, не имеет административного ресурса. Если опыт калининградских компаний по переводу производств в приграничные страны окажется успешным, их примеру могут последовать коллеги из других регионов. На Северо-Западе есть области, граничащие со странами региона Балтийского моря: Псковская область – с Латвией, Ленинградская – с Финляндией и Эстонией. В Эстонии условия ведения бизнеса во многом не хуже, чем в Литве, и здесь уже есть российские инвесторы. В Финляндии также имеют предприятия многие бизнесмены из Петербурга.

Впрочем, у России еще есть шанс сыграть на опережение в этой борьбе. Властям стоит посмотреть на местный бизнес как на иностранных инвесторов, к которым российский чиновник относится с необъяснимым трепетом и не только предоставляет экономические льготы, но и выказывает уважение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по мнению подавляющего большинства экспертов, прошедший год показал, что России необходимо научиться использовать доступные инструменты ВТО

Время нахождение России в ВТО  еще совсем краткосрочно и делать какие-то глобальные выводы  и итоги вступления России в ВТО еще

Одним  из положительных эффектов для России является улучшение инвестиционного климата, в стране, которое действительно произошло благодаря  тому что Россия стала использовать в своей экономической деятельности ряд правил ВТО.

Ощутимые результаты вступления России в ВТО можно ожидать в ближайшие5-6 лет, для этого необходимо потрудиться и играть по правилам и законам ВТО. По уровню протекционизма в последние годы Россия прочно занимала одно из первых мест в международных рейтингах. С  вступлением в ВТО отечественный рынок стал  более открытым. В свою очередь и другие страны тоже вынуждены снимать экономические барьеры. Всего за первый год членства России в ВТО были отменены 18 из 73 заградительных пошлин и тарифов против российских производителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Россия и ВТО: актуальные проблемы внешнеторговой политики: монография / Г. М. Быстров. Казань: Отечество, 2009 
2. Всемирная торговая организация и российские интересы / Е. Д. Халевинская, Е. В. Вавилова. Москва: Магистр, 2009 
3. ВТО. Механизм взаимодействия национальных экономик : угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / А. В. Вахабов и др.; под общ. ред. С. Ф. Сутырина. Москва: Эксмо, 2008
4. Интеграция России в мировое хозяйство и ее экономическая безопасность: монография / С. И. Горбань. Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2008
5. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право / И. И. Дюмулен; Москва: Изд-во ГОУВПО ВАВТ  Минэкономразвитисии, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.В.Ломоносов - первый химик в России

Выступление на Ломоносовских чтениях «М.В.Ломоносов – первый химик в России» к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова 22.11.2011 Лихачева Т. В. преподаватель химии ГБОУ №73 «Ломо...

Научная работа Первые итоги вступления Росси во Всемирную Торговую Организацию

Первые итоги  вступления России во Всемирную Торговую Организацию...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия на тему: «ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»

Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.Перед мастерами производственного обучения...

Аналитическая статья по итогам обобщающего урока "Посмотри вокруг" в 5 классе по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

В декабре 1917 года в 5-х классах проведен итоговый урок по теме "Посмотри вокруг" в 5 классе по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Дети писали ра...

Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении в 1 классе. «Итоги первой четверти. Подготовка домашнего задания».

Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении по программе «Фортепиано» СДМХШ с обучающимся 1класса.Тема: Открытый урок- беседа «...

Выступление на заседании педагогического совета колледжа «Предварительные итоги успеваемости и посещаемости за первое полугодие 2021/2022 учебного года 31.02.02 Акушерское дело»

Выступление на заседании  педагогического совета колледжа «Предварительные итоги успеваемости и  посещаемости за первое...