Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении в 1 классе. «Итоги первой четверти. Подготовка домашнего задания».
план-конспект урока

Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении по программе «Фортепиано» СДМХШ с обучающимся 1класса.

Тема: Открытый урок- беседа «Итоги первой четверти. Подготовка домашнего задания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Сыктывкарская детская музыкально-хоровая школа»

Конспект занятия

по предмету «Специальность и чтение с листа»

на фортепианном отделении в 1 классе.

«Итоги первой четверти. Подготовка домашнего задания».

                                                                            Составитель:

                   Старостина Ольга Владимировна

                                                                        преподаватель

г. Сыктывкар, 2013

        Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении по программе «Фортепиано» СДМШХШ с обучающимся 1класса.

Тема: Открытый урок- беседа «Итоги первой четверти. Подготовка домашнего задания».

Тип занятия:комбинированный

Форма проведения занятия: групповая.

Цель занятия:

- мотивирование родителей обучающихся к контролю выполнения домашних заданий.

Задачи занятия:

Образовательные

- научить организовать выполнение домашних заданий;

- научить различным способам закрепления пройденного материала;

- научить обучающихся анализировать собственное выступление.

Развивающие

- развивать координацию движений правой и левой рук в процессе   исполнения ритмических партитур;

-   развивать музыкальные способности, слуховое внимание;

Воспитывающие

-   воспитывать интерес к обучению в музыкальной школе;

- посредством музыки воспитывать качества личности: трудолюбие, усидчивость, ответственность.

Место проведения занятия: учебный кабинет.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Материально-техническое обеспечение занятия: 1 фортепиано, стулья, стол.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: нотные тексты, анкеты для родителей и обучающихся, ритмические партитуры, материал для индивидуальных письменных заданий.

Этапы занятия:         

I.Организационный момент (2 минуты).

II.Подведение итогов первой четверти. (5 минут):

  1. Адаптационный период.Сравнительный анализ между организацией учебного процесса общеобразовательной и музыкальной школы.

2. Приобретенные навыки в первом полугодии.

III.Практические задания для родителей и обучающихся. (10 минут).

1. Анкетирование родителей обучающихся (Приложение 1)

2. Работа над письменными упражнениями (Приложение 2)

3.Подведение результатов письменных работ.

4.Сравнительный анализ анкет обучающихся с анкетами родителей.

IV.Исполнение музыкальных произведений обучающимися. (15 минут)

1.Игра произведения.

2.Краткий разбор итогов выступления.

3.Обсуждение домашней работы с данными произведениями.

V.Подведение итогов занятия (7 минут).

1.Памятка родителям обучающихся «Организация домашних занятий» (приложение3)

Ход занятия

I. Организационный момент.

Цель: настрой родителей и обучающихся на восприятие темы беседы; обеспечение благоприятной обстановки на уроке.

Задача: заинтересовать родителей и  обучающихся темой урока.

        Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку (внешний вид, наличие дневника, учебного пособия), эмоциональный настрой, сообщение порядка работы на уроке.  

Методы организации: предварительная организация учебного кабинета; мобилизующее начало урока (исходная мотивация); актуализация знаний.

II. Подведение итогов первой четверти.

Цель:

-обозначить основные трудности, возникшие перед ребёнком на начальном этапе обучения;

Задачи:

-привлечь внимание родителей к изменению социального статуса ребёнка;

-ознакомить с пройденным материалом первой четверти;

Закончилась 1 четверть, можно подвести первые промежуточные  итоги. Закончили четверть хорошо все ученики на четверки и пятерки. Молодцы все старались, правда, кто-то больше, кто- то меньше.

Первая четверть – это важнейший и труднейший период в жизни первоклассника. Период адаптационный: знакомство со школой, с учителями, с новым статусом ученика, с новыми требованиями. Жизнь ребенка меняется кардинально. Срок вхождения  ребенка в новую жизнь от одного месяца до конца первой четверти. Наши первоклассники должны были благополучно пройти  этот период.

Мы  остановимся на различиях между общеобразовательной школой и музыкальной.

-  Общеобразовательная школа – один учитель, один класс, один коллектив.

- Музыкальная школа – много учителей, много классов, различные коллективы.

- Общеобразовательная школа – нет домашнего задания, нет оценивания результатов труда.

- Музыкальная школа – есть домашние задания, они оцениваются, они индивидуальны, всегда учитель спросит урок.

Мы вернемся к теме домашнего задания несколько позже. Сейчас поговорим о том багаже знаний, который ученики должны приобрести к началу второй четверти. Речь пойдет об учениках, не обучавшихся в подгруппе, т.е. базовый уровень нулевой.

Можно разделить эти знания на три группы:

  1. Знать ноты, уметь их находить на клавиатуре инструмента, уметь их записывать (в пределах трех октав: первая, вторая, малая).
  2. Знать длительности, уметь их просчитывать, уметь прохлопать простой ритмический рисунок (желательно двумя руками одновременно).
  3. Уметь сыграть небольшие пьесы с простым ритмом, заданной аппликатурой, отдельными руками (желательно играть пьесы двумя руками с выдержанными басами в левой руке).

Это то, что ваши дети должны делать хорошо, свободно. Пока есть затруднения, в какой либо из озвученных групп можно говорить о том, что ребенок не достаточно уверенно справляется с поставленными перед ним задачами и ему необходима помощь.

Знания, полученные на уроке закрепляются дома. Домашние задания это всегда повторение пройденного, ничего нового не задается. Будет у нас в ближайшем времени знакомство с новым видом деятельности – чтение с листа, где домашняя работа будет отличаться от материала,  пройденного в классе.

III.Практические задания для родителей и обучающихся.

Цель перед обучающимся:

- уметь находить запись в нотном тексте нот первой, второй и малой октав

Цель преподавателя:

- проверить у обучающихсяпройденный материал.

Задача:

- продолжать работу над изучением нотных записей;

- показать возможные способы для запоминания нот;

Для проверки учебного материала используется подготовленный дидактический материал.

Преподаватель предлагает обучающимся выполнить письменные задания в нотных тетрадях.

1.Знание нот.

Задание творческое: нужно раскрасить ноты (скрипичного и басового ключа) цветными карандашами по заданному примеру.

Во время выполнения задания преподаватель предлагает родителям обучающихся ответить на вопросы анкеты.

Цель:

-выявление эмоционального состояние ребенка;

Задачи:

- выяснить насколько комфортно ощущает себя ребенок в музыкальной школе;

- выявить трудности, возникшие в обучении ребенка;

- выяснить какая каждому ребенку требуется помощь для преодоления трудностей;

- мотивирование родителей обучающихся на оказание необходимой помощи своим детям в подготовке домашних заданий;

Для проведения анкетирования потребуются: анкетные листы, авторучки.

Анкетирование обучающихся проведено преподавателем заранее.

Родителям обучающихся предлагаются сравнить результаты анкетирования.

Итоги анкетирования могут разбираться индивидуально.

Ответы детей различные и схожие между собой. Никто из детей не сказал, что учиться это легко, Предметы отмечают одинаковые. Трудности возникают у всех  с сольфеджио. Сольфеджио теоретический предмет,  разобраться в котором не все дети могут самостоятельно, обязательно помогите, прочитайте с ребенком пройденные темы, найдите непонятый материал, и если не можете разобраться сами, обратитесь за помощью к учителю. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой.

2.Длительности.

Цель:

- проверить пройденный материал

Задачи:

- выявить плохо усвоенный материал;

- показать возможные способы запоминания длительностей;

Для проведения задания потребуются: ритмические партитуры или нотный текст (не более восьми тактов, трудность не должна превышать пройденный уровень).

Преподаватель предлагает каждому ребенку прохлопать ритмический рисунок двумя руками, со счетом вслух. По результатам выполненного задания дается домашнее задание, которое предлагается выполнить совместно с родителями.

Методы работы: словесный,  наглядный  (показ), практический.

Критерии закрепленияобучающимсяпройденного учебного материала:

- положительные эмоции ученика;

- удовлетворение от проделанной работы;

- выполнение поставленных перед учеником задач.

IV.Исполнение музыкальных произведений обучающимися.

На этом этапе урока используются методы: словесный, наглядный  (показ, слуховой и зрительный метод), практический и эвристический.

Используются разные виды деятельности: слушание, игра на инструменте.

Методы мотивирования: познавательные (познавательный интерес), волевые (формирование ответственного отношения к учёбе), эмоциональный (стимулирующее оценивание, поощрение, создание ситуации успеха).

Цель:

- исполнение музыкального произведения

Задачи:

- исполнение музыкального произведения:

без остановок;

без текстовых ошибок;

ритмично;

выполнение выученных штрихов;

выполнение динамических оттенков.

- подготовка к академическому концерту.

Преподаватель предлагает исполнить пьесы,выученные для академического концерта.

Преподаватель объясняет, что концертное выступление - это исполнение пьесы без ошибок, в том числе ритмических, правильными штрихами, выразительно, т.е. точно передать заданный образ пьесы.

После исполнения пьес преподаватель совместно с учеником анализирует игру, объясняет предстоящую домашнюю работу к следующему уроку.

V. Подведение итогов занятия.

Организация домашних занятий.

  1. Обязательно совместно спланируйте время ребёнка, где есть место для ежедневных занятий на фортепиано.
  2. У ребенка должно быть оборудовано место для занятий: наличие фортепиано, правильно подобран стул, хорошее освещение, отсутствие отвлекающих деталей (не виден телевизор, компьютер, не мешает заниматься громкая музыка и т.д.)
  3. Ребенок должен садиться заниматься отдохнувшим от других домашних заданий, не делайте всё сразу.
  4. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней.
  5. Прочитайте задание в дневнике, разберите его, выполняйте его поэтапно, с перерывами на отдых.
  6. Приучайте ребенка добиваться результата, трудиться, даже если сразу нет положительного результата. Помните количество - перерастает в качество.
  7. Хвалите ребенка не только за пятерки, хвалите каждый раз, когда ребенок сам проявляет желание сыграть на фортепиано.
  8. Помните: игра на фортепиано не должна быть в наказание. «Не получишь, если не сыграешь…» вряд ли такая мотивация привьет любовь к музыке вообще, к игре на фортепиано в частности.
  9. Наберитесь терпения. Обучение игре на любом музыкальном инструменте процесс долгий, сложный, но увлекательный. Помогите  своим детям преодолеть трудности начального периода обучения.
  10. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его.

Обучающиеся продемонстрировали приобретенные навыки игры на фортепиано, умения находить нужные ноты в нотной записи, умение распознавать длительности, умение чтения с листа ритмических партитур.

Родители обучающихся познакомились с изученным материалом. Перед ними поставлена цель – контролировать обучение детей в школе и дома.

Для достижения целей преподавателем были использованы:  

- словесный, наглядный, практический методы;

- материально – техническое обеспечение: фортепиано;

- методическое обеспечение : анкеты, ритмические партитуры, нотные тексты, письменные задания.

Перед обучающимся были поставлены вопросы:

- какие задачи ставились на уроке;

- что особенно понравилось;

- что выполнял с большим удовольствием, что с меньшим.

Коментирование оценки. Как работали?

Домашнее задание.

Задачи:

- проверить знания нотной записи, длительности

-готовить выученные пьесы к академическому концерту.

Достижения обучающегося можно проверить:

- устным или письменным опросом;

-работой за инструментом.

Критерии степени удовлетворения обучающегося:

- хорошее настроение;

-желание заниматься;

-общение на уроке;

-творческие проявления.  

Преподаватель прощается с обучающимся и родителями  благодарит за хорошую работу.

Список используемой литературы:

1.А.Д.Артоболевская «Первые шаги в музыке»;

2.Н.В.Дроздова «Обучение детей музыке»;

3.А.П. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». - М.:Издательский дом «Классика-XXI», 2009.(Cерия «Секреты фортепианного мастерства»);

4.О.Геталова «В музыку с радостью»;

5.Д.Романец «Нотная грамота» тетрадь-раскраска  для дошкольников и младших классов.

Приложение 1

Вопрос

Ответ

1.Ты захотел учиться в музыкальной школе сам(а)?

2.Почему выбрал фортепиано?

3.Легко или трудно учиться играть на фортепиано?

4.Что для тебя самое трудное в игре на фортепиано?

5.Что для тебя самое легкое в игре на фортепиано?

6.Домашнее задание ты выполняешь сам или тебе помогают?

7.Нужна ли тебе помощь родителей и если нужна, то какая?

8.Нравиться ли тебе учиться в музыкальной школе?

9.Какие твои любимые предметы в музыкальной школе?

10.Какие предметы в музыкальной школе тебе не очень нравятся?

11.Чему ты хочешь научиться в музыкальной школе?

12.Что ты пожелаешь школе или учителям?

Вопрос

Ответ

1. Ваш ребенок захотел учиться в музыкальной школе сам(а) или ему предложили вы?

2.Почему ваш ребенок выбрал фортепиано?

3.Легко или трудно учиться играть на фортепиано вашему ребенку?

4.Что для вашего ребенка самое трудное в игре на фортепиано?

5.Что для вашего ребенка самое легкое в игре на фортепиано?

6.Домашнее задание он(она) выполняет сам(а) или просит о помощи взрослых?

7.Нужна ли ему(ей) помощь родителей и если нужна, то какая?

8.Нравиться ли вашему ребенку учиться в музыкальной школе?

9.Какие у вашего ребенка любимые предметы в музыкальной школе?

10.Какие  вашему ребенку предметы в музыкальной школе не очень нравятся?

11.Чему он (она) хочет научиться в музыкальной школе?

12.Что вы хотите пожелать школе или учителям?

Приложение 2

1.РАСКРАСЬ НОТЫ ПО ЗАДАННОМУ ПРИМЕРУ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.ДЛИТЕЛЬНОСТИ

а) измени целые ноты так, чтобы они стали половинными.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

б) измени половинные ноты так, чтобы они стали четвертными.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

г) измени четверные ноты так, чтобы они стали восьмыми.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Оцени результат своей работы. Спасибо за старание!

Отлично!  Всё получилось.

Хорошо! Многое получилось, но я могу лучше.

Не очень хорошо. Много ошибок.

Приложение 3

Организация домашних занятий.

  1. Обязательно совместно спланируйте время ребёнка, где есть место для ежедневных занятий на фортепиано.
  2. У ребенка должно быть оборудовано место для занятий: наличие фортепиано, правильно подобран стул, хорошее освещение, отсутствие отвлекающих деталей (не виден телевизор, компьютер, не мешает заниматься  громкая музыка и т.д.)
  3. Ребенок должен садиться заниматься отдохнувшим от других домашних заданий, не делайте всё сразу.
  4. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней.
  5. Прочитайте задание в дневнике, разберите его, выполняйте его поэтапно, с перерывами на отдых.
  6. Приучайте ребенка добиваться результата, трудиться, даже если сразу нет положительного результата. Помните количество - перерастает в качество.
  7. Хвалите ребенка не только за пятерки, хвалите каждый раз, когда ребенок сам проявляет желание сыграть на фортепиано.
  8. Помните: игра на фортепиано не должна быть в наказание. «Не получишь, если не сыграешь…» вряд ли такая мотивация привьет любовь к музыке вообще, к игре на фортепиано в частности.
  9. Наберитесь терпения. Обучение игре на любом музыкальном инструменте процесс долгий, сложный, но увлекательный. Помогите  своим детям преодолеть трудности начального периода обучения.
  10. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Сыктывкарская детская музыкально-хоровая школа»

Конспект занятия

по предмету «Специальность и чтение с листа»

на фортепианном отделении в 1 классе.

«Итоги первой четверти. Подготовка домашнего задания».

                                                                            Составитель:

                   Старостина Ольга Владимировна

                                                                        преподаватель

г. Сыктывкар, 2013

        Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении по программе «Фортепиано» СДМШХШ с обучающимся 1класса.

Тема: Открытый урок- беседа «Итоги первой четверти. Подготовка домашнего задания».

Тип занятия:комбинированный

Форма проведения занятия: групповая.

Цель занятия:

- мотивирование родителей обучающихся к контролю выполнения домашних заданий.

Задачи занятия:

Образовательные

- научить организовать выполнение домашних заданий;

- научить различным способам закрепления пройденного материала;

- научить обучающихся анализировать собственное выступление.

Развивающие

- развивать координацию движений правой и левой рук в процессе   исполнения ритмических партитур;

-   развивать музыкальные способности, слуховое внимание;

Воспитывающие

-   воспитывать интерес к обучению в музыкальной школе;

- посредством музыки воспитывать качества личности: трудолюбие, усидчивость, ответственность.

Место проведения занятия: учебный кабинет.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Материально-техническое обеспечение занятия: 1 фортепиано, стулья, стол.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: нотные тексты, анкеты для родителей и обучающихся, ритмические партитуры, материал для индивидуальных письменных заданий.

Этапы занятия:         

I.Организационный момент (2 минуты).

II.Подведение итогов первой четверти. (5 минут):

  1. Адаптационный период.Сравнительный анализ между организацией учебного процесса общеобразовательной и музыкальной школы.

2. Приобретенные навыки в первом полугодии.

III.Практические задания для родителей и обучающихся. (10 минут).

1. Анкетирование родителей обучающихся (Приложение 1)

2. Работа над письменными упражнениями (Приложение 2)

3.Подведение результатов письменных работ.

4.Сравнительный анализ анкет обучающихся с анкетами родителей.

IV.Исполнение музыкальных произведений обучающимися. (15 минут)

1.Игра произведения.

2.Краткий разбор итогов выступления.

3.Обсуждение домашней работы с данными произведениями.

V.Подведение итогов занятия (7 минут).

1.Памятка родителям обучающихся «Организация домашних занятий» (приложение3)

Ход занятия

I. Организационный момент.

Цель: настрой родителей и обучающихся на восприятие темы беседы; обеспечение благоприятной обстановки на уроке.

Задача: заинтересовать родителей и  обучающихся темой урока.

        Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку (внешний вид, наличие дневника, учебного пособия), эмоциональный настрой, сообщение порядка работы на уроке.  

Методы организации: предварительная организация учебного кабинета; мобилизующее начало урока (исходная мотивация); актуализация знаний.

II. Подведение итогов первой четверти.

Цель:

-обозначить основные трудности, возникшие перед ребёнком на начальном этапе обучения;

Задачи:

-привлечь внимание родителей к изменению социального статуса ребёнка;

-ознакомить с пройденным материалом первой четверти;

Закончилась 1 четверть, можно подвести первые промежуточные  итоги. Закончили четверть хорошо все ученики на четверки и пятерки. Молодцы все старались, правда, кто-то больше, кто- то меньше.

Первая четверть – это важнейший и труднейший период в жизни первоклассника. Период адаптационный: знакомство со школой, с учителями, с новым статусом ученика, с новыми требованиями. Жизнь ребенка меняется кардинально. Срок вхождения  ребенка в новую жизнь от одного месяца до конца первой четверти. Наши первоклассники должны были благополучно пройти  этот период.

Мы  остановимся на различиях между общеобразовательной школой и музыкальной.

-  Общеобразовательная школа – один учитель, один класс, один коллектив.

- Музыкальная школа – много учителей, много классов, различные коллективы.

- Общеобразовательная школа – нет домашнего задания, нет оценивания результатов труда.

- Музыкальная школа – есть домашние задания, они оцениваются, они индивидуальны, всегда учитель спросит урок.

Мы вернемся к теме домашнего задания несколько позже. Сейчас поговорим о том багаже знаний, который ученики должны приобрести к началу второй четверти. Речь пойдет об учениках, не обучавшихся в подгруппе, т.е. базовый уровень нулевой.

Можно разделить эти знания на три группы:

  1. Знать ноты, уметь их находить на клавиатуре инструмента, уметь их записывать (в пределах трех октав: первая, вторая, малая).
  2. Знать длительности, уметь их просчитывать, уметь прохлопать простой ритмический рисунок (желательно двумя руками одновременно).
  3. Уметь сыграть небольшие пьесы с простым ритмом, заданной аппликатурой, отдельными руками (желательно играть пьесы двумя руками с выдержанными басами в левой руке).

Это то, что ваши дети должны делать хорошо, свободно. Пока есть затруднения, в какой либо из озвученных групп можно говорить о том, что ребенок не достаточно уверенно справляется с поставленными перед ним задачами и ему необходима помощь.

Знания, полученные на уроке закрепляются дома. Домашние задания это всегда повторение пройденного, ничего нового не задается. Будет у нас в ближайшем времени знакомство с новым видом деятельности – чтение с листа, где домашняя работа будет отличаться от материала,  пройденного в классе.

III.Практические задания для родителей и обучающихся.

Цель перед обучающимся:

- уметь находить запись в нотном тексте нот первой, второй и малой октав

Цель преподавателя:

- проверить у обучающихсяпройденный материал.

Задача:

- продолжать работу над изучением нотных записей;

- показать возможные способы для запоминания нот;

Для проверки учебного материала используется подготовленный дидактический материал.

Преподаватель предлагает обучающимся выполнить письменные задания в нотных тетрадях.

1.Знание нот.

Задание творческое: нужно раскрасить ноты (скрипичного и басового ключа) цветными карандашами по заданному примеру.

Во время выполнения задания преподаватель предлагает родителям обучающихся ответить на вопросы анкеты.

Цель:

-выявление эмоционального состояние ребенка;

Задачи:

- выяснить насколько комфортно ощущает себя ребенок в музыкальной школе;

- выявить трудности, возникшие в обучении ребенка;

- выяснить какая каждому ребенку требуется помощь для преодоления трудностей;

- мотивирование родителей обучающихся на оказание необходимой помощи своим детям в подготовке домашних заданий;

Для проведения анкетирования потребуются: анкетные листы, авторучки.

Анкетирование обучающихся проведено преподавателем заранее.

Родителям обучающихся предлагаются сравнить результаты анкетирования.

Итоги анкетирования могут разбираться индивидуально.

Ответы детей различные и схожие между собой. Никто из детей не сказал, что учиться это легко, Предметы отмечают одинаковые. Трудности возникают у всех  с сольфеджио. Сольфеджио теоретический предмет,  разобраться в котором не все дети могут самостоятельно, обязательно помогите, прочитайте с ребенком пройденные темы, найдите непонятый материал, и если не можете разобраться сами, обратитесь за помощью к учителю. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой.

2.Длительности.

Цель:

- проверить пройденный материал

Задачи:

- выявить плохо усвоенный материал;

- показать возможные способы запоминания длительностей;

Для проведения задания потребуются: ритмические партитуры или нотный текст (не более восьми тактов, трудность не должна превышать пройденный уровень).

Преподаватель предлагает каждому ребенку прохлопать ритмический рисунок двумя руками, со счетом вслух. По результатам выполненного задания дается домашнее задание, которое предлагается выполнить совместно с родителями.

Методы работы: словесный,  наглядный  (показ), практический.

Критерии закрепленияобучающимсяпройденного учебного материала:

- положительные эмоции ученика;

- удовлетворение от проделанной работы;

- выполнение поставленных перед учеником задач.

IV.Исполнение музыкальных произведений обучающимися.

На этом этапе урока используются методы: словесный, наглядный  (показ, слуховой и зрительный метод), практический и эвристический.

Используются разные виды деятельности: слушание, игра на инструменте.

Методы мотивирования: познавательные (познавательный интерес), волевые (формирование ответственного отношения к учёбе), эмоциональный (стимулирующее оценивание, поощрение, создание ситуации успеха).

Цель:

- исполнение музыкального произведения

Задачи:

- исполнение музыкального произведения:

без остановок;

без текстовых ошибок;

ритмично;

выполнение выученных штрихов;

выполнение динамических оттенков.

- подготовка к академическому концерту.

Преподаватель предлагает исполнить пьесы,выученные для академического концерта.

Преподаватель объясняет, что концертное выступление - это исполнение пьесы без ошибок, в том числе ритмических, правильными штрихами, выразительно, т.е. точно передать заданный образ пьесы.

После исполнения пьес преподаватель совместно с учеником анализирует игру, объясняет предстоящую домашнюю работу к следующему уроку.

V. Подведение итогов занятия.

Организация домашних занятий.

  1. Обязательно совместно спланируйте время ребёнка, где есть место для ежедневных занятий на фортепиано.
  2. У ребенка должно быть оборудовано место для занятий: наличие фортепиано, правильно подобран стул, хорошее освещение, отсутствие отвлекающих деталей (не виден телевизор, компьютер, не мешает заниматься громкая музыка и т.д.)
  3. Ребенок должен садиться заниматься отдохнувшим от других домашних заданий, не делайте всё сразу.
  4. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней.
  5. Прочитайте задание в дневнике, разберите его, выполняйте его поэтапно, с перерывами на отдых.
  6. Приучайте ребенка добиваться результата, трудиться, даже если сразу нет положительного результата. Помните количество - перерастает в качество.
  7. Хвалите ребенка не только за пятерки, хвалите каждый раз, когда ребенок сам проявляет желание сыграть на фортепиано.
  8. Помните: игра на фортепиано не должна быть в наказание. «Не получишь, если не сыграешь…» вряд ли такая мотивация привьет любовь к музыке вообще, к игре на фортепиано в частности.
  9. Наберитесь терпения. Обучение игре на любом музыкальном инструменте процесс долгий, сложный, но увлекательный. Помогите  своим детям преодолеть трудности начального периода обучения.
  10. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его.

Обучающиеся продемонстрировали приобретенные навыки игры на фортепиано, умения находить нужные ноты в нотной записи, умение распознавать длительности, умение чтения с листа ритмических партитур.

Родители обучающихся познакомились с изученным материалом. Перед ними поставлена цель – контролировать обучение детей в школе и дома.

Для достижения целей преподавателем были использованы:  

- словесный, наглядный, практический методы;

- материально – техническое обеспечение: фортепиано;

- методическое обеспечение : анкеты, ритмические партитуры, нотные тексты, письменные задания.

Перед обучающимся были поставлены вопросы:

- какие задачи ставились на уроке;

- что особенно понравилось;

- что выполнял с большим удовольствием, что с меньшим.

Коментирование оценки. Как работали?

Домашнее задание.

Задачи:

- проверить знания нотной записи, длительности

-готовить выученные пьесы к академическому концерту.

Достижения обучающегося можно проверить:

- устным или письменным опросом;

-работой за инструментом.

Критерии степени удовлетворения обучающегося:

- хорошее настроение;

-желание заниматься;

-общение на уроке;

-творческие проявления.  

Преподаватель прощается с обучающимся и родителями  благодарит за хорошую работу.

Список используемой литературы:

1.А.Д.Артоболевская «Первые шаги в музыке»;

2.Н.В.Дроздова «Обучение детей музыке»;

3.А.П. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». - М.:Издательский дом «Классика-XXI», 2009.(Cерия «Секреты фортепианного мастерства»);

4.О.Геталова «В музыку с радостью»;

5.Д.Романец «Нотная грамота» тетрадь-раскраска  для дошкольников и младших классов.

Приложение 1

Вопрос

Ответ

1.Ты захотел учиться в музыкальной школе сам(а)?

2.Почему выбрал фортепиано?

3.Легко или трудно учиться играть на фортепиано?

4.Что для тебя самое трудное в игре на фортепиано?

5.Что для тебя самое легкое в игре на фортепиано?

6.Домашнее задание ты выполняешь сам или тебе помогают?

7.Нужна ли тебе помощь родителей и если нужна, то какая?

8.Нравиться ли тебе учиться в музыкальной школе?

9.Какие твои любимые предметы в музыкальной школе?

10.Какие предметы в музыкальной школе тебе не очень нравятся?

11.Чему ты хочешь научиться в музыкальной школе?

12.Что ты пожелаешь школе или учителям?

Вопрос

Ответ

1. Ваш ребенок захотел учиться в музыкальной школе сам(а) или ему предложили вы?

2.Почему ваш ребенок выбрал фортепиано?

3.Легко или трудно учиться играть на фортепиано вашему ребенку?

4.Что для вашего ребенка самое трудное в игре на фортепиано?

5.Что для вашего ребенка самое легкое в игре на фортепиано?

6.Домашнее задание он(она) выполняет сам(а) или просит о помощи взрослых?

7.Нужна ли ему(ей) помощь родителей и если нужна, то какая?

8.Нравиться ли вашему ребенку учиться в музыкальной школе?

9.Какие у вашего ребенка любимые предметы в музыкальной школе?

10.Какие  вашему ребенку предметы в музыкальной школе не очень нравятся?

11.Чему он (она) хочет научиться в музыкальной школе?

12.Что вы хотите пожелать школе или учителям?

Приложение 2

1.РАСКРАСЬ НОТЫ ПО ЗАДАННОМУ ПРИМЕРУ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.ДЛИТЕЛЬНОСТИ

а) измени целые ноты так, чтобы они стали половинными.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

б) измени половинные ноты так, чтобы они стали четвертными.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

г) измени четверные ноты так, чтобы они стали восьмыми.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Оцени результат своей работы. Спасибо за старание!

Отлично!  Всё получилось.

Хорошо! Многое получилось, но я могу лучше.

Не очень хорошо. Много ошибок.

Приложение 3

Организация домашних занятий.

  1. Обязательно совместно спланируйте время ребёнка, где есть место для ежедневных занятий на фортепиано.
  2. У ребенка должно быть оборудовано место для занятий: наличие фортепиано, правильно подобран стул, хорошее освещение, отсутствие отвлекающих деталей (не виден телевизор, компьютер, не мешает заниматься  громкая музыка и т.д.)
  3. Ребенок должен садиться заниматься отдохнувшим от других домашних заданий, не делайте всё сразу.
  4. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней.
  5. Прочитайте задание в дневнике, разберите его, выполняйте его поэтапно, с перерывами на отдых.
  6. Приучайте ребенка добиваться результата, трудиться, даже если сразу нет положительного результата. Помните количество - перерастает в качество.
  7. Хвалите ребенка не только за пятерки, хвалите каждый раз, когда ребенок сам проявляет желание сыграть на фортепиано.
  8. Помните: игра на фортепиано не должна быть в наказание. «Не получишь, если не сыграешь…» вряд ли такая мотивация привьет любовь к музыке вообще, к игре на фортепиано в частности.
  9. Наберитесь терпения. Обучение игре на любом музыкальном инструменте процесс долгий, сложный, но увлекательный. Помогите  своим детям преодолеть трудности начального периода обучения.
  10. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по предмету фортепианный ансамбль «Работа над пьесами» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» в переложении Э. Аптекмана

Цели занятия:Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка».Сопутствующая – повышение качества владения тех...

Конспект занятия по теме «Развитие технических навыков в работе над гаммами в старших классах специальности «Гитара» в ДМШ».

Конспект занятия для работы с учениками старших классов школ искусств по специальности «Классическая гитара»....

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

В настоящей методической рекомендации сформулированы основные приемы  обучения  этому ценнейшему  и необходимому навыку, приводится список нотной литературы, выстроенный в п...

Рабочая программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа"

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Фортепиано".  Рабочая программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа".Срок реализа...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» "Специальность и чтение с листа"

Программа учебного предмета  «Специальность и чтение с листа»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требов...

Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем

Программа представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию ос...

Конспект занятия по предмету "Лепка" 1класс ДХШ

Конспект занятия для дистанционного обучения. Пригоден для самостоятельного изучения обучающимися младшего возраста. Содержит необходимое количество теоретической  информации и наглядного материа...