Конспект занятия по предмету фортепианный ансамбль «Работа над пьесами» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» в переложении Э. Аптекмана
план-конспект занятия по теме
Цели занятия:
Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка».
Сопутствующая – повышение качества владения техникой совместного исполнительства (синхронности звучания, ритмической согласованности и метрической устойчивости, динамического равновесия, единства фразировки).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Пикалёвская детская школа искусств»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ «РАБОТА НАД ПЬЕСАМИ»
С. ПРОКОФЬЕВА ИЗ ЦИКЛА «ДЕТСКАЯ МУЗЫКА»
В ПЕРЕЛОЖЕНИИ Э. АПТЕКМАНА
подготовила преподаватель
по классу фортепиано
Коковина Вера Анатольевна
Пикалёво 2014
- Общие сведения.
Преподаватель: Коковина Вера Анатольевна.
Место проведения: класс специального фортепиано№1 инструментального отделения
Предмет по выбору: фортепианный ансамбль
Возраст детей: 10-11лет, 4-5 класс.
Количество учащихся: 2
2.Тип занятия: урок закрепления изучаемого материала
- Степень сложности: средняя
- Форма работы с учащимися: парная - фортепианный дуэт
- Место в образовательной программе:
занятие проводится по образовательной программе учебного предмета по выбору Фортепианный ансамбль (7е занятие, 1ая четверть)
Соответствует 4-5 году обучения.
- Методическое обеспечение урока:
- Учебная программа по предмету по выбору Фортепианный ансамбль. (Составитель Коковина В.А.)
- Фортепианно-педагогический альманах «От урока до концерта» В.1
- Морозов С. ЖЗЛ С.Прокофьев.
- С.Прокофьев «Детская музыка». 12 лёгких пьес для фортепиано.
- Интернет-ресурсы
http.//ru.wikipedia./org/wiki
http.(muzposvetitel./ru
http.//xreferat.ru
- Тема урока: «Работа над пьесами С.Прокофьева из альбома «Детская музыка» в переложении Э.Аптекмана.
- Цели: Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка»
Сопутствующая – повышение качества владения техникой совместного исполнительства (синхронности звучания, ритмической согласованности и метрической устойчивости, динамического равновесия, единства фразировки).
- Задачи:
- Образовательные:
- совершенствование исполнительского мастерства
- выявление погрешностей в исполнении и их преодоление
- формирование навыков концертных выступлений
- Развивающие:
- развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков
- развитие творческих способностей
- развитие художественно-образного мышления
- Воспитательные:
- воспитание любви к музыке С.Прокофьева.
- воспитание способности к решению учебно-практических задач.
- воспитание чувства партнёрства, сопереживания, ответственности за творческий процесс.
- Обучающиеся должны
- Знать: стилистические особенности и особенности музыкальной
эстетики композитора С.Прокофьева.
- Уметь: воспринимать и исполнять партитурную запись
фортепианных сочинений С.Прокофьева.
- Иметь представления: о жизни и творчестве композитора и особенностях работы над его сочинениями.
- Прогнозируемый результат:
- Обучающие будут знать: стилистические особенности и особенности музыкальной эстетики композитора С.Прокофьева.
- Обучающие будут уметь: воспринимать и исполнять партитурную запись, а также находить способы совершенствования качества исполняемого материала
- Обучающие будут обладать: навыками коллективного музицирования и подготовки к концертным выступлениям
- Педагогические технологии:
- обучение в сотрудничестве
- технология проблемного диалога
- личностно-ориентированная технология
- Методы реализации поставленных задач
-словесный, наглядный, практический
- Материально - техническое обеспечение :
- учебный класс (12к.м.), стол, стулья, 2 музыкальных инструмента (фортепиано), книжный шкаф с нотной и художественной литературой, канцелярские принадлежности, пульт.
- Дидактические средства:
-ноты, шумовые инструменты, карточки.
- Технические средства:
-персональный компьютер, аудиосистема.
- Наглядные пособия:
- стенд с рисунками учащихся.
- портрет композитора.
- Учебные пособия
- сборник фортепианных пьес «Детская музыка» С.Прокофьева.
-сборник пьес и ансамблей для средних классов «Музыкальные жемчужинки»
15. Предварительная работа
-заранее были приготовлены ноты, пульт, шумовые инструменты
-оформлен стенд с рисунками учащихся
-обучающиеся были предупреждены о фотосъёмке
16. Структура урока (этапы).
1. Организационный этап: (3 минуты)
- приветствие
- введение в тему
Задача: Эмоционально и психологически настроить к общению и предстоящему занятию
Критерии усвоения: высокая степень внимания и готовность к работе.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний: (7 минут.)
Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к активному усвоению материала
Критерии усвоения: активность познавательной деятельности, эффективность восприятия и осмысление материала.
3.Этап закрепления знаний: (30 минут)
Задача : добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания. Повысить качество исполнения пьес, свободы выражения своего отношения к данной музыке, стабильности, выразительности и артистизма .
Критерии усвоения: повышение качества исполнения, активность и увлечённость, способность осмысленно давать оценку исполнению музыкального произведения.
3.Заключительный этап (5 минут.)
- подведение итогов
- домашнее задание
- рефлексия
Задача : дать анализ и оценку успешности достижения цели, сообщить учащимся о домашнем задании , разъяснить методы его реализации, мотивировать необходимость и обязательность акта.
Критерии усвоения: адекватность оценки обучающихся и оценки учителя, умение обучающихся сформулировать цели и задачи домашнего задания и их реализации.
17. Ход урока
П. - Добрый день Даша! Добрый день, Наташа! Рада видеть вас бодрыми, весёлыми и здоровыми.
У. -Здравствуйте!
Давайте поздороваемся с нашими гостями и начнём урок, посвящённый сочинению замечательного русского композитора С.С.Прокофьева фортепианному циклу «Детская музыка»
-Хочу напомнить, что С.Прокофьева нарекли «светлым гением, весёлым гением русской музыки». Его творчество отличается удивительным жизнелюбием и оптимизмом. А фортепианный цикл «Детская музыка», захватывает «восторженным чувством счастья, головокружительным упоением жизни».
На прошлых занятиях мы познакомились с этим циклом и вы имеете представление об этой удивительной музыке. Интересно, какие же пьесы произвели на вас наибольшее впечатление?
У. – «Шествие кузнечиков» и «Вальс»,
- «Утро» и « Тарантелла»,
П.-А что именно понравилось вам в этих пьесах?
У. – юмор, острый ритм, театральность,
- нежность, прозрачность звучания, широкий диапозон, включающий самые отдалённые регистры клавиатуры,
П. – как метко подмечено, а ведь это как раз и характерно для письма композитора. Я бы ещё добавила особенную акцентировку, полифоничность и, как выражаются художники: «графическую чёткость мелодических очертаний наряду с размытостью контуров, тончайшей акварельной звукописи».
- А теперь объявите название пьес, которые прозвучат сегодня на нашем уроке
У. – «Сказочка» и «Прогулка».
П. -Хорошо, но прежде давайте выполним упражнения, которые помогут настроить ваш слуховой и пианистический аппарат на совместное музицирование, так как пьесы звучат в ансамбле.
Обучающиеся выполняют упражнения на ритмическую согласованность (карточки с ритмическими рисунками) и на синхронность звучания (совместное исполнение гаммы Ре мажор, аккордов, арпеджио, хроматической гаммы)
П.- Молодцы. Я вижу, что вы готовы и прошу сесть за один инструмент для первого исполнения пьесы «Сказочка» - тихой, нежной и очень русской по мелодике и характеру -именно такого звучания хотелось бы услышать в вашем исполнении.
Звучит пьеса С.Прокофьева (переложение Э.Аптекмана ) «Сказочка»
П. - Я внимательно выслушала вашу игру и многое в ней мне понравилось. Особенно то, что вы постарались передать настроение пьесы, её лирико-повествовательный характер. Также хочу похвалить вас за то, что даже при наличии небольших текстовых и ритмических ошибок вы не останавливались во время игры и тем самым сохранили форму. Но всё же назвать это исполнение самым удачным не могу.
У.- Почему?
П. – Во-первых - текстовые неточности (в кульминации и в окончании пьесы), во вторых не везде соблюдался динамический баланс между партиями, особенно в тех эпизодах, где мелодия переходит из одной партии в другую. Именно в этих фразах аккомпанемент «перекрывал» мелодию. И в - третьих - ритмические ошибки в окончании пьесы.
-Давайте откроем ноты, проверим нотный текст по партиям и устраним досадные ошибки.
Учащиеся вместе с педагогом работают над устранением звуковысотных и ритмических ошибок.
- Для достижения динамического равновесия между партиями предлагаю поменяться местами и сыграть партию своего партнёра.
Обучающиеся меняются местами играют партию своего партнёра. Звучит повторное исполнение всей пьесы.
П.- Безусловно это исполнение пошло вам на пользу, я заметила как вы старались контролировать звуковой баланс и «высвечивать» мелодию даже при игре партии своего
партнёра.
-А сейчас небольшая игра. Даша выступит в роли ученицы. Наташа в роли учителя и её задача оценить игру своей «подопечной». Согласны?
У.- Да, конечно.
Даша Закордонская исполняет пьесу «Сказочка» в оригинале.
П.- Слово Наташе.
Н.- Очень необычно было слышать как Даша играет нашу пьесу одна. Мне понравилось, что Даша не «потеряла» мелодию на протяжении всей пьесы, использовала динамику в пределах пиано-меццефорте и получилось так таинственно… Мне понравилось. Я хочу поставить Даше 5 с минусом.
П.- А за что же минус?
Н.- А вы разве не заметили, что Даша забыла про педаль?
П.- Я-то как раз заметила. А вот заметила ли сама Даша? Д.- Нет, не заметила, но хочу скорее исправить эту ошибку.
П.- Уверена, что этого больше не произойдёт. Ещё один вопрос к Наташе: « Не допустила ли Даша ритмических неточностей во время исполнения?
Н.- Нет. На этот раз не ошибалась. Наверное ей было легче играть одной и она лучше себя контролировала. П.- Я довольна твоим ответом. Именно это я хотела услышать. А теперь давайте представим, что мы на концерте. Объявите свой номер, поклонитесь и исполните пьесу «Сказочка». Тихо и нежно, вслушиваясь в общее звучание ансамбля.
Звучит пьеса С.Прокофьева (переложение П.Аптекмана ) «Сказочка» в третий, заключительный раз.
П.- Спасибо. Очень приятно отметить качественный сдвиг в лучшую сторону. Мне думается, что через 2-3 репетиции можно выставлять пьесу на суд зрителей.
-А сейчас мы немного отдохнём, развлечёмся и покажем нашим гостям результат совместной творческой работы - переложение одной из самых радостных страниц цикла - пьесы «Прогулка».
- Девочки, вы готовы? Тогда возьмите в руки те инструменты, на которых вы будите играть.
Звучит пьеса С.Прокофьева «Прогулка», переложенная для шумовых инструментов и фортепиано в исполнении учениц и педагога.
П.- Очень весело и остроумно у нас получилось. Именно так и задумал автор. Как будто « идёшь бесцельно, но чувствуешь себя хорошо, бодро,… можешь и побежать, но никуда не спешишь, потому, что никуда не стараешься попасть раньше того момента, когда до этого места дойдёшь.
У.- И нам тоже понравилось, а можно ещё раз проиграть?
П – Можно, но теперь на фортепиано, отдельно по партиям . Ваша задача повторить и закрепить знание каждой партии, выявить погрешности в исполнении, затем соединить вместе и добиться ритмической соглосованности. Это очень важно, так как композитор использует необычный ритмический рисунок…
У. -триоль
Учащиеся по очереди проигрывают свою партию в паре с педагогом со счётом вслух, устроняя по ходу игры погрешности
П.- Я вполне довольна вашим исполнением на данном этапе и считаю, что начало работы над пьесой «Прогулка» не только положено, но и постепенно приближается к конечному результату.
- Пора подвести итоги нашей работы и я хочу задать вам вопрос: «Как вы считаете , с какими задачами вы справились хорошо, а с какими не очень?
Учащиеся вместе с преподавателем проводят анализ выполненной работы и оценивают её.
П.- Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке вы достойно справились. На следующем занятии мы продолжим работать над пьесами «Прогулка» и «Сказочка», с целью подготовки к концертному исполнению в рамках проекта «Музыкальная шкатулка».
Домашнее задание будет следующим:
а) выучить наизусть свою партию в пьесе «Прогулка», соблюдая точный ритм, звуковысотность, штрихи, динамические оттенки,
б) отметить карандашом эпизоды, где встречается полифония, а также случайные знаки альтерации ( результат модуляций).
в) выучить наизусть партию партнёра в пьесе «Сказочка».
г) сочинить небольшой рассказ к этой пьесе.
Прежде чем попрощаться я прошу вас поделиться впечатлением о нашем уроке?
Н - мне было легко, интересно и очень понравилось быть в роли учителя.
Д. - а мне было немного труднее, но тоже интересно. Особенно играть на шумовых инструментах. Так весело…
П .- я рада, что у вас хорошее настроение и совсем не чувствуется усталости, а ведь мы с вами очень много сделали: повторили пьесу «Сказочка» в разных вариантах, добились динамического равновесия между партиями, устранили ритмические ошибки, использовали ролевую игру «Учитель-ученик» и приблизили пьесу к уровню концертного исполнения. Замечательно пошутили вместе с композитором и его пьесой «Прогулка», закрепили знание партий в отдельности, а затем их соединили.
-Безусловно, я оцениваю вашу работу на отлично!
-Спасибо за сотрудничество. Мне всегда интересно и приятно с вами общаться. До новых встреч.
18. Используемая литература
- Фортепианно-педагогический альманах «От урока до концерта» КлассикаXXI. Москва 2009.
- С. Морозов ЖЗЛ С.Прокофьев.
-История русской музыки. Том 10 А. Москва 1997.
-Из золотого фонда педагогического репертуара. М.Смирнова. «Композитор» С.Петербург 2009.-Как исполнять русскую музыку. Классика-XXI. Москва 2008
-Фортепианная музыка XX века. Л. Гаккель. «Советский композитор». Ленинградское отделение 1990.
- Интернет-ресурсы
http.//ru.wikipedia./org/wiki
http.(muzposvetitel./ru
http.//xreferat.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле (на примере пьесы А. Даргомыжского "Ванька-Танька")"
Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле" включает в себя 4 этапа: введение, изучение музыкальной пьесы раздельно попартиям, изучение пьесы в ансамбле и итогов...

Конспект занятия по теме "Устройство и работа ДВС"
Конспект занятия по картингу по теме "Устройство и работа ДВС", содержит описание устройства, виды, различия ДВС, схемы и полное описание принципа работы...

Конспект занятия по предмету "Лепка" 1класс ДХШ
Конспект занятия для дистанционного обучения. Пригоден для самостоятельного изучения обучающимися младшего возраста. Содержит необходимое количество теоретической информации и наглядного материа...

"Детская музыка" С.С. Прокофьева. Методическая разработка по слушанию музыки для детей 6-10 лет.
Презентация составлена для педагогов, которые могут провести как урок, занятие, так и использовать как дополнительный материал по слушанию и обогащению впечатлений детей.Пьесы можно рассмативать выбор...
Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении в 1 классе. «Итоги первой четверти. Подготовка домашнего задания».
Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении по программе «Фортепиано» СДМХШ с обучающимся 1класса.Тема: Открытый урок- беседа «...

Методический разбор пьесы С.Прокофьева «Вечер» из фортепианного цикла «Детская музыка» ор 65.
План работы. 1. Вступительная часть.2. Методическ...

Конспект занятия «Содержание предмета русского языка. Изучение рабочей программы НОО (1-4 кл.)» по дисциплине «Русский язык с методикой преподавания»
Изучение рус. яз. направлено на достижение определённых целей....
