Конспект занятия по предмету фортепианный ансамбль «Работа над пьесами» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» в переложении Э. Аптекмана
план-конспект занятия по теме

Коковина Вера Анатольевна

Цели занятия:

Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка».

Сопутствующая – повышение качества владения техникой совместного исполнительства (синхронности звучания, ритмической согласованности и метрической устойчивости, динамического равновесия, единства фразировки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kokovina-vera-konspekt-uroka.docx43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Пикалёвская детская школа искусств»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ  

ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ «РАБОТА НАД ПЬЕСАМИ»

С. ПРОКОФЬЕВА ИЗ ЦИКЛА «ДЕТСКАЯ МУЗЫКА»

В ПЕРЕЛОЖЕНИИ Э. АПТЕКМАНА

подготовила преподаватель

по классу  фортепиано

Коковина Вера Анатольевна        

Пикалёво 2014

  1. Общие сведения.

Преподаватель: Коковина Вера Анатольевна.

Место проведения: класс специального фортепиано№1 инструментального отделения

Предмет  по выбору: фортепианный ансамбль

Возраст детей: 10-11лет, 4-5 класс.

Количество учащихся: 2

2.Тип занятия: урок закрепления изучаемого материала

  1. Степень сложности: средняя

  1. Форма работы с учащимися: парная - фортепианный дуэт

  1. Место в образовательной программе:

занятие проводится по образовательной программе учебного предмета по выбору Фортепианный ансамбль (7е занятие, 1ая четверть)

Соответствует 4-5 году обучения.

  1. Методическое обеспечение урока:

- Учебная программа по  предмету по выбору Фортепианный ансамбль. (Составитель Коковина В.А.)

- Фортепианно-педагогический альманах «От урока до концерта» В.1

- Морозов С. ЖЗЛ  С.Прокофьев.

- С.Прокофьев «Детская музыка». 12 лёгких пьес для фортепиано.

- Интернет-ресурсы

http.//ru.wikipedia./org/wiki

http.(muzposvetitel./ru

http.//xreferat.ru

  1. Тема урока: «Работа над пьесами С.Прокофьева из альбома «Детская музыка» в переложении Э.Аптекмана.

  1. Цели:  Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка»

        Сопутствующая – повышение качества владения техникой совместного исполнительства (синхронности звучания, ритмической согласованности и метрической устойчивости, динамического равновесия, единства фразировки).

        

  1. Задачи:

  • Образовательные:

-  совершенствование исполнительского мастерства  

- выявление погрешностей в исполнении и их преодоление

-  формирование навыков концертных выступлений

  • Развивающие:

- развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков

- развитие творческих  способностей

- развитие художественно-образного мышления

  • Воспитательные:

- воспитание любви к музыке С.Прокофьева.

- воспитание способности к решению  учебно-практических задач.

- воспитание чувства партнёрства, сопереживания, ответственности  за творческий процесс.        

  1.  Обучающиеся должны

  • Знать:  стилистические особенности и особенности музыкальной

эстетики композитора С.Прокофьева.

  • Уметь: воспринимать и исполнять партитурную запись

фортепианных сочинений С.Прокофьева.

  • Иметь представления: о жизни и творчестве композитора и особенностях работы над его сочинениями.

  1.  Прогнозируемый результат:

  • Обучающие будут знать:  стилистические особенности и особенности музыкальной эстетики композитора С.Прокофьева.

  • Обучающие будут уметь: воспринимать и исполнять партитурную запись, а также находить способы совершенствования качества исполняемого материала

  • Обучающие будут обладать: навыками коллективного музицирования и подготовки к концертным выступлениям

  1.  Педагогические технологии:

- обучение в сотрудничестве

- технология проблемного диалога

- личностно-ориентированная технология

  1.  Методы реализации поставленных задач

-словесный, наглядный, практический

  1.  Материально - техническое обеспечение :

-  учебный класс (12к.м.), стол, стулья, 2 музыкальных инструмента (фортепиано),  книжный шкаф с нотной  и художественной литературой, канцелярские принадлежности, пульт.

  • Дидактические средства:

-ноты, шумовые инструменты, карточки.

  • Технические средства:

-персональный компьютер, аудиосистема.

  • Наглядные пособия:

- стенд с рисунками учащихся.

- портрет композитора.

  • Учебные пособия

- сборник фортепианных пьес «Детская музыка» С.Прокофьева.

-сборник пьес и ансамблей  для средних классов «Музыкальные жемчужинки»

15. Предварительная работа

-заранее были приготовлены ноты, пульт, шумовые инструменты

-оформлен стенд с рисунками учащихся

-обучающиеся были предупреждены о фотосъёмке

16. Структура урока (этапы).

1. Организационный этап: (3 минуты)

- приветствие

- введение в тему

Задача: Эмоционально и психологически настроить к общению и предстоящему занятию

Критерии усвоения: высокая степень внимания и готовность к работе.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний: (7 минут.)

Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к активному усвоению материала

Критерии усвоения: активность познавательной деятельности, эффективность восприятия и осмысление материала.

3.Этап закрепления знаний: (30 минут)

Задача : добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания. Повысить качество исполнения  пьес, свободы выражения своего отношения к данной музыке, стабильности, выразительности и артистизма .

Критерии усвоения: повышение качества исполнения, активность и увлечённость, способность осмысленно давать оценку исполнению музыкального произведения.

3.Заключительный этап (5 минут.)

- подведение итогов

- домашнее задание

- рефлексия        

Задача : дать анализ и оценку успешности достижения цели,          сообщить учащимся о домашнем задании , разъяснить методы его реализации, мотивировать необходимость и обязательность акта.

Критерии усвоения: адекватность оценки обучающихся и оценки учителя, умение обучающихся сформулировать цели и задачи домашнего задания и их реализации.

                

17. Ход урока

П. - Добрый день Даша! Добрый день, Наташа! Рада видеть вас бодрыми, весёлыми и здоровыми.

У. -Здравствуйте!

Давайте поздороваемся с нашими гостями и начнём урок, посвящённый сочинению замечательного русского композитора С.С.Прокофьева фортепианному циклу «Детская музыка»

 -Хочу напомнить, что С.Прокофьева нарекли «светлым гением, весёлым гением русской музыки». Его творчество отличается удивительным жизнелюбием и оптимизмом. А фортепианный цикл «Детская музыка», захватывает «восторженным чувством счастья, головокружительным упоением жизни».

На прошлых занятиях мы познакомились с этим циклом  и вы имеете представление об этой удивительной музыке.  Интересно, какие же пьесы произвели на вас наибольшее впечатление?

У. – «Шествие кузнечиков» и «Вальс»,

        - «Утро» и « Тарантелла»,

П.-А что именно понравилось вам в этих пьесах?

У. – юмор, острый ритм, театральность,

- нежность, прозрачность звучания, широкий диапозон, включающий самые отдалённые регистры клавиатуры,

П. – как метко подмечено, а ведь это как раз и характерно для письма композитора.  Я бы ещё добавила особенную акцентировку, полифоничность и, как выражаются художники: «графическую чёткость мелодических очертаний наряду с размытостью контуров, тончайшей акварельной звукописи».

-  А теперь объявите название пьес, которые прозвучат сегодня на нашем уроке        

У. – «Сказочка» и «Прогулка».

П. -Хорошо, но прежде давайте выполним упражнения, которые помогут настроить ваш слуховой и пианистический аппарат на совместное музицирование, так как пьесы звучат в ансамбле.

Обучающиеся выполняют упражнения на ритмическую согласованность (карточки с ритмическими рисунками) и на синхронность звучания (совместное исполнение гаммы Ре мажор, аккордов, арпеджио, хроматической гаммы)

П.- Молодцы. Я вижу, что вы готовы и прошу сесть за один инструмент для первого исполнения пьесы «Сказочка» - тихой, нежной и очень русской по мелодике и характеру -именно такого звучания хотелось бы услышать в вашем исполнении.

Звучит пьеса С.Прокофьева (переложение Э.Аптекмана ) «Сказочка»

П. - Я внимательно выслушала вашу игру и многое  в ней мне понравилось. Особенно то, что вы постарались передать настроение пьесы, её лирико-повествовательный характер. Также хочу похвалить вас за то, что даже при наличии небольших текстовых и ритмических ошибок вы не останавливались во время игры и тем самым сохранили форму. Но всё же назвать это исполнение  самым удачным не могу.

У.- Почему?

П. – Во-первых  -  текстовые неточности (в кульминации и в окончании пьесы), во вторых не везде соблюдался динамический баланс между партиями, особенно в тех эпизодах, где мелодия переходит из одной партии в другую. Именно в этих фразах аккомпанемент «перекрывал» мелодию. И в - третьих - ритмические ошибки в окончании пьесы.

-Давайте откроем ноты, проверим нотный текст по партиям и устраним досадные ошибки.

Учащиеся вместе с педагогом работают над устранением                  звуковысотных и ритмических ошибок.

-  Для достижения динамического равновесия между партиями предлагаю поменяться местами и сыграть партию своего партнёра.

 Обучающиеся меняются местами играют партию своего партнёра. Звучит повторное исполнение всей пьесы.

П.- Безусловно это исполнение пошло вам на пользу, я заметила как вы старались контролировать звуковой баланс и «высвечивать» мелодию даже при  игре  партии своего

партнёра.

-А сейчас небольшая  игра. Даша выступит в роли ученицы. Наташа в роли учителя и её задача оценить игру  своей «подопечной». Согласны?

У.- Да, конечно.

Даша Закордонская исполняет пьесу «Сказочка» в оригинале.

П.- Слово Наташе.

Н.- Очень необычно было слышать как Даша играет нашу пьесу одна. Мне понравилось, что Даша не «потеряла» мелодию на протяжении всей пьесы, использовала динамику в пределах пиано-меццефорте  и получилось так таинственно… Мне понравилось. Я хочу поставить Даше 5 с минусом.

П.- А за что же  минус?

Н.- А вы разве не заметили, что Даша забыла про педаль?

П.- Я-то как раз заметила. А вот заметила ли сама Даша?                   Д.- Нет, не заметила, но хочу скорее исправить эту ошибку.

П.- Уверена, что этого больше  не произойдёт.  Ещё один вопрос к Наташе: « Не допустила ли Даша ритмических неточностей во время исполнения?

Н.- Нет. На этот раз не ошибалась.    Наверное ей было легче играть одной и она лучше себя контролировала.                                                            П.- Я довольна твоим ответом. Именно это я хотела услышать. А теперь давайте представим, что мы на концерте. Объявите свой номер, поклонитесь и исполните пьесу «Сказочка». Тихо и нежно, вслушиваясь в общее звучание ансамбля.

Звучит пьеса С.Прокофьева (переложение П.Аптекмана ) «Сказочка» в третий, заключительный раз.

П.- Спасибо. Очень приятно отметить качественный сдвиг в лучшую сторону. Мне думается, что через 2-3 репетиции можно выставлять пьесу на суд зрителей.

-А сейчас мы немного отдохнём, развлечёмся и покажем нашим гостям результат совместной творческой работы - переложение одной  из самых радостных страниц цикла - пьесы «Прогулка».

- Девочки, вы готовы? Тогда возьмите в руки те инструменты, на которых вы будите играть.

Звучит пьеса С.Прокофьева «Прогулка»,  переложенная для шумовых инструментов и фортепиано в исполнении учениц и педагога.

П.- Очень весело  и остроумно у нас получилось. Именно так и задумал автор. Как будто « идёшь бесцельно, но чувствуешь себя хорошо, бодро,… можешь и побежать, но никуда не спешишь, потому, что никуда не стараешься попасть раньше того момента, когда до этого места дойдёшь.  

У.- И нам тоже понравилось, а можно ещё раз проиграть?

П – Можно, но теперь на фортепиано, отдельно  по партиям . Ваша задача повторить и закрепить знание  каждой партии, выявить погрешности в исполнении, затем соединить вместе и добиться ритмической соглосованности.  Это очень важно, так как композитор использует необычный ритмический рисунок…

У. -триоль

Учащиеся  по очереди проигрывают свою партию  в паре с педагогом   со счётом вслух, устроняя по ходу игры погрешности  

П.-  Я вполне довольна вашим исполнением на данном этапе и считаю, что начало   работы над пьесой «Прогулка» не только положено, но и постепенно приближается к конечному результату.

- Пора подвести итоги нашей  работы и  я хочу задать вам                 вопрос: «Как вы считаете ,  с какими задачами вы справились  хорошо, а с какими не очень?          

Учащиеся вместе с преподавателем проводят анализ выполненной работы и оценивают её.

П.- Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке вы  достойно справились.  На следующем занятии мы продолжим работать над  пьесами «Прогулка» и «Сказочка», с целью подготовки  к концертному исполнению в рамках проекта «Музыкальная шкатулка».

Домашнее задание будет следующим:

а) выучить наизусть  свою партию в пьесе «Прогулка», соблюдая точный ритм, звуковысотность, штрихи, динамические оттенки,

б) отметить  карандашом эпизоды, где встречается полифония, а также   случайные знаки альтерации ( результат модуляций).

в) выучить наизусть партию партнёра в пьесе «Сказочка».

г) сочинить небольшой рассказ к  этой пьесе.

Прежде чем попрощаться я прошу вас поделиться впечатлением о нашем уроке?

Н - мне было легко, интересно и очень понравилось  быть в роли учителя.

Д. - а мне было немного труднее, но тоже интересно. Особенно играть на шумовых инструментах. Так весело…

П .- я рада, что у вас  хорошее настроение и совсем не чувствуется усталости, а ведь мы с вами очень много сделали: повторили пьесу «Сказочка» в разных вариантах, добились динамического равновесия между партиями, устранили ритмические ошибки, использовали ролевую игру   «Учитель-ученик» и приблизили пьесу к уровню концертного исполнения. Замечательно пошутили вместе с композитором и его пьесой «Прогулка», закрепили знание партий в отдельности, а затем их соединили.

-Безусловно, я оцениваю вашу работу на отлично!

-Спасибо за сотрудничество. Мне всегда интересно и приятно с вами общаться. До новых встреч.

18. Используемая литература

- Фортепианно-педагогический альманах  «От урока до концерта» КлассикаXXI. Москва 2009.

- С. Морозов  ЖЗЛ  С.Прокофьев.

-История русской музыки. Том 10 А. Москва 1997.

-Из золотого фонда педагогического репертуара. М.Смирнова. «Композитор» С.Петербург 2009.-Как исполнять русскую музыку. Классика-XXI. Москва 2008

-Фортепианная музыка XX века. Л. Гаккель.  «Советский композитор». Ленинградское отделение 1990.

- Интернет-ресурсы

http.//ru.wikipedia./org/wiki

http.(muzposvetitel./ru

http.//xreferat.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инсценировка по пьесе С.Прокофьевой "Сказка о ветре в безветренный день"

Сценарий спектакля написан по моей любимой детской книжке. Повесть густонаселённая, с волшебством, трудно воплощаемым на сцене малобюджетнго детского театра...Но нам удалось это сделать - за счёт сцен...

Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле (на примере пьесы А. Даргомыжского "Ванька-Танька")"

Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле" включает в себя 4 этапа: введение, изучение музыкальной пьесы раздельно попартиям, изучение пьесы в ансамбле и итогов...

Конспект занятия по теме "Устройство и работа ДВС"

Конспект занятия по картингу по теме "Устройство и работа ДВС", содержит описание устройства, виды, различия ДВС, схемы и полное описание принципа работы...

Конспект занятия по предмету "Лепка" 1класс ДХШ

Конспект занятия для дистанционного обучения. Пригоден для самостоятельного изучения обучающимися младшего возраста. Содержит необходимое количество теоретической  информации и наглядного материа...

"Детская музыка" С.С. Прокофьева. Методическая разработка по слушанию музыки для детей 6-10 лет.

Презентация составлена для педагогов, которые могут провести как урок, занятие, так и использовать как дополнительный материал по слушанию и обогащению впечатлений детей.Пьесы можно рассмативать выбор...

Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении в 1 классе. «Итоги первой четверти. Подготовка домашнего задания».

Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении по программе «Фортепиано» СДМХШ с обучающимся 1класса.Тема: Открытый урок- беседа «...

Методический разбор пьесы С.Прокофьева «Вечер» из фортепианного цикла «Детская музыка» ор 65.

                                       План работы. 1. Вступительная часть.2. Методическ...