Методический разбор пьесы С.Прокофьева «Вечер» из фортепианного цикла «Детская музыка» ор 65.
методическая разработка

Ганоцкая Наталья Андреевна

                                         План работы. 

1. Вступительная часть.

2. Методический разбор пьесы. 

3. Заключительная часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx17.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

                         Методическая разработка        

Тема: Методический разбор пьесы С.Прокофьева «Вечер»

 из фортепианного цикла «Детская музыка» ор 65.

                                                                                 Ганоцкая Наталья Андреевна

                                                                                  педагог дополнительного

                                                                                   образования по классу

                                                                                    фортепиано

                                           г. Керчь

                                             2020г.

                                         План работы.

1. Вступительная часть.

2. Методический разбор пьесы.

3. Заключительная часть.

  1. Цикл «Детская музыка» создан в 1935г. И состоит из 12 пьес. Это картинки природы и ребячьих забав в летний день с утра до вечера. Музыка привлекает новизной прокофьевского стиля, пленяет интонационным строем мелодии, гармоническими красками, модуляциями. Композитор использует скачки и перекрещивания рук, забавно звучащие красочные созвучия, органные пункты, упругий ритм, лаконизм, жизнерадостность, своеобразие мелодии. Все пьесы имеют программные заголовки, которые помогают лучше понять содержание произведений. Но названия пьес в «Детской музыке» не предполагают единственно возможного раскрытия их содержания. Наоборот, эти названия, в сочетании с образностью самой музыки, дают богатый простор для деятельности воображения. Различная программность невольно возникает из-за яркой образности и рельефности, пластичности, тематизма. Пьесы разнообразные по настроению и сюжету, однако все они связаны с миром детских впечатлений и переживаний.  
  2. Пьеса «Вечер» была написана в Поленово на реке Оке. Эта музыка, рожденная средней Россией впоследствии будет использована композитором в балете «Сказ о каменном цветке». Это одна из акварельных пейзажных зарисовок С. Прокофьева. Здесь вечерние сумерки приходят на смену последним уходящим лучам вечернего солнца. Это очень напевная миниатюра, маленький поэтический ноктюрн, благородно-светлый, красивый, тонко окрашенный, для которого характерна акварельная нежность музыкальных красок, мягкий пастельный колорит. Вечерняя пора воплощается через свободно льющуюся мелодию. Пьеса исполняется в медленном темпе, спокойно, как бы подводя итог всего проведенного дня. Важно услышать и почувствовать образ этого произведения, тонко передать его. Мелодию необходимо научиться исполнять нежно, проникновенно в различном фактурном обрамлении. Для выполнения этой задачи педагогу необходимо добиться от ученика полной свободы и гибкости всей руки (плеча, предплечья, запястья, кисти до кончиков пальцев), естественности и непринужденности ее движения. Педагог должен следить за свободной посадкой ученика, чтобы руки его не были судорожно сжаты, локти не прижимались к туловищу, так как это приводит к сухому, жесткому, бескрасочному звуку. Ученику необходимо научиться держать пальцы как можно ближе к клавишам и стараться по возможности играть «подушечкой», стремиться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой. Также необходимо выработать у ученика умение ощущать клавишу до «дна», умение добираться до ее глубины. Это касается и сопровождения. Научиться извлекать звук свободной, мягкой, гибкой рукой, где прослеживается связь между кончиками пальцев и гибкой кистью. Чтобы мелодия прозвучала красиво необходимо позаботиться о втором звуковом плане. Нельзя играть все одинаково. Необходимо научить ученика выстраивать звуковую перспективу, где есть передний и задний план. Она необходима для ясной передачи соотношения между мелодией и аккомпанементом. Необходимо учить ученика восприятию и созданию звуковой многоплановости, к средствам различной артикуляции и различной динамической балансировки.

      Пьеса имеет четко выраженную трехчастность строения, написана в тональности фа мажор. В первых двенадцати тактах левая рука по звучности должна напоминать хор, поющий тихо за сценой. Маленькая интермедия (13-20тт), с имитирующими друг друга репликами, подготавливает более яркое проведение основной мелодии. Она сопровождается ровным, мягким по звучанию варьированным аккомпанементом.

     Средняя часть построена на длинных органных пунктах, которые не должны быть назойливыми, но в то же время должны постоянно ощущаться , создавая впечатление широкого простора и спокойной созерцательности. Мелодия  здесь приобретает элементы многоголосия. В этой части тональность модулирует  в ля бемоль мажор, а потом в до мажор и в третьей части возвращается в основную тональность. Эта часть является контрастно-оттеняющей по отношению к крайним частям.

    В третьей части опять проводится основная мелодия. Трудность здесь может представлять работа над звуковой перспективой, над партией левой руки, где на фоне выдержанного баса звучит гармоническое заполнение. Композитор использовал здесь игру отдаленных фортепианных регистров, создавая ощущение огромного пространства между небом и землей.

    Педаль в пьесе запаздывающая и значение ее в красочном богатстве мягкости звукоизвлечения. Она придает пьесе обволакивающую атмосферу, окутывающую от неизбежной ударности инструмента.

  1. Пьеса рекомендована ученикам шестого класса. Работа над пьесой «Вечер» принесет большую пользу для развития у ученика образного мышления, музыкальности, звукового мастерства в исполнении кантиленных произведений.

    С. Прокофьеву удалось в пьесе передать мироощущение самого ученика, а не создать музыку о нем, увлечь ребенка в пленительный мир создания картины летнего вечера, где царит душевное раскрепощение и покой.  


Список использованной литературы:

Н.Голубковская «О музыкальном исполнительстве». М., 1978г.

Я.Мильштейн «Вопросы теории и истории исполнительности». М., 1983г.

В.Дельсон «Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева»М., 1973г.

«Музыкальный энциклопедический словарь». М., 1990г.

И.Нестьев «Прокофьев».М., 1957г.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пьесы современных композиторов в репертуаре ДШИ. Методический разбор пьес Н. Тороповой.

              В настоящее время обучение фортепианному искусству немыслимо без произведений современных композиторов. Каждое произведение...

Инсценировка по пьесе С.Прокофьевой "Сказка о ветре в безветренный день"

Сценарий спектакля написан по моей любимой детской книжке. Повесть густонаселённая, с волшебством, трудно воплощаемым на сцене малобюджетнго детского театра...Но нам удалось это сделать - за счёт сцен...

Конспект занятия по предмету фортепианный ансамбль «Работа над пьесами» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» в переложении Э. Аптекмана

Цели занятия:Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка».Сопутствующая – повышение качества владения тех...

"Детская музыка" С.С. Прокофьева. Методическая разработка по слушанию музыки для детей 6-10 лет.

Презентация составлена для педагогов, которые могут провести как урок, занятие, так и использовать как дополнительный материал по слушанию и обогащению впечатлений детей.Пьесы можно рассмативать выбор...

«Методический разбор фортепианных пьес из альбома Е.М. Попляновой «Наиграл сверчок».

Елена Поплянова живет и плодотворно трудится в г. Челябинск. Она работает в разных жанрах – сочиняет музыку, пишет и издает книги, ведет огромную педагогическую и исследовательскую работу...

Методический разбор фортепианных пьес из сборника В. Ходоша «У Лукоморья».

Одно из ведущих мест в творчестве В. Ходаша занимает музыка для детей, которая пользуется необычайной любовью юных исполнителей и слушателей. В. Ходаш создал огромный жанрово-разнообразный детский реп...

Методический разбор фортепианной пьесы из сборника А. Классена «Музыкальные эскизы».

Классен Андрей Генрихович – немецкий композитор, пианист, дирижер –  наш современник. С начала 90х годов живёт в Германии. Семья переехала из Казахстана. Он является директо...