Методический разбор фортепианных пьес из сборника В. Ходоша «У Лукоморья».
методическая разработка

Ганоцкая Наталья Андреевна

Одно из ведущих мест в творчестве В. Ходаша занимает музыка для детей, которая пользуется необычайной любовью юных исполнителей и слушателей. В. Ходаш создал огромный жанрово-разнообразный детский репертуар. Это детские оперы «Курочка Ряба», «Репка», «Грибной переполох», многочисленные пьесы для скрипки, фортепиано, хоровые произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_u_lukomorya.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс – интернат-лицей искусств»

Методическая разработка.

Методический разбор фортепианных пьес из сборника

В. Ходоша «У Лукоморья».

Ганоцкая Наталья Андреевна,

педагог дополнительного образования

по классу фортепиано.

2021 г.

г. Керчь


Виталий Семёнович Ходош (1945 – 2016 гг) –  российский композитор, заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовской консерватории, член союза композиторов России.

Его музыка обрела широкую известность. Вокальные инструментальные произведения вошли в концертный и педагогический репертуар, исполняются в России и за рубежом, на сценах Ростова и Санкт-Петербурга в разные годы. Исполняются его музыкальные произведения для музыкальных театров, а к его симфоническим произведениям с удовольствием обращаются многие дирижёры и оркестры в России в Европе.

Одно из ведущих мест в творчестве В. Ходаша занимает музыка для детей, которая пользуется необычайной любовью юных исполнителей и слушателей. В. Ходаш создал огромный жанрово-разнообразный детский репертуар. Это детские оперы «Курочка Ряба», «Репка», «Грибной переполох», многочисленные пьесы для скрипки, фортепиано, хоровые произведения.

Его творчеству свойственны многоплановость, особый тип художественного мышления.

Сборник «У Лукоморья», включающий 20 музыкальных зарисовок для фортепиано был создан Ходошем в честь 200-летия гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, чьё творчество всегда будет неиссякаемым источником вдохновения многих художников. Мы знаем, какой огромный художественный мир создал Пушкин, как прекрасен и многообразен этот мир, как всё в нём полно жизни, чувств, глубокой правды.

Всегда интересно ещё раз прочесть, но уже с учеником, стихи и сказки А.С. Пушкина, посмотреть яркий красочный мультфильм по сказкам, побеседовать с ним о содержании, о стихах, выбранных композитором к пьесам, о музыкальном образе, заложенном в программное название. Все это способствует лучшему восприятию и развитию образного мышления у учащихся, а также служит исходным внемузыкальным символом для ребёнка. 

Для воплощения яркого сказочного образа В. Ходош использовал выразительность мелодического рисунка, тембральное и гармоническое многообразие, динамическую фразировку, разнообразную артикуляцию, удобное фортепианное изложение.

Музыкальный язык пьесы понятен, доступен и близок к детскому мышлению и воображению поэтому они легко учатся наизусть.

Сегодня я познакомлю вас с пьесами, созданными по мотивам сказок А.С. Пушкина.

Это одни из самых популярных и ярких пьес в сборнике, их любят и часто играют на конкурсах фестивалях концертах.

«Золотой петушок» по одноимённой сказке А.С. Пушкина

«Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку!

Царствуй, лежа на боку».

(исполняется пьеса)

Композитор ярко и образно передал в этой пьесе основной сюжет сказки, где петушок предупреждает об опасности (1-4 тт), собирается войско пешее (5-10 тт), войско конное (11-14 тт), происходит бой (14-18 тт), который завершается победой (19-20 тт) и петушок опять сидит на шпиле и охраняет царство.

Эту пьесу нужно исполнять скоро, отчётливо, энергично, с фразировочной динамикой. Для лучшего раскрытия содержания пьесы, чтобы передать тревогу, волнение, настойчивость, смелость, композитор использовал в главной теме такие звуковые краски как сочетание натурального и миксолидийского мажора (4-ая ступень повышена), хроматические терции, низкую 6-ую ступень.

В работе с учеником необходимо добиться отчётливой артикуляции и координации в синхронном движении рук. Для лучшего ощущения кончиков пальцев, их самостоятельности, независимости рекомендуется учить разными штрихами, динамикой. Грамотно подобранная аппликатура также поможет лучшему, яркому исполнению, созданию сюжета этой пьесы.

«Сад Черномора» по сказке Руслан и Людмила

В сказке Пушкина царевну похитил злой Черномор и она попадает в его сказочный прекрасный сад.

«Приют покоя и прохлады,

Сквозь вечну зелень здесь и там

Мелькают светлые беседки;

Повсюду роз живые ветки

Цветут и дышат по тропам».

(исполняется пьеса)

Музыка пьесы звучит не спеша, завораживающе, полная томления и неги. На фоне мерно покачивающегося синкопированного аккомпанемента, где нижний голос выдержан, а верхний интонационно поднимается по хроматизму, звучит неустойчивая мелодия, также построенная на хроматике.

Рисуется образ фантастического сказочного сада (1-4 тт). Во втором проведении темы (13-16 тт) композитор добавил ещё один голос в верхнем регистре, уплотняется фактура, усиливается динамика, передавая в музыке новое, яркое волшебство, увиденное Людмилой. Оно постепенно исчезает, как бы истаивает к концу пьесы, музыка заканчивается сползающими хроматическими терциями (19-20 тт).

В работе ученику необходимо приобрести навык игры в левой руке синкоп облегчённым, почти воздушным первым пальцем на выдержанном опорном длинном звуке пятого пальца (половинные длительности). В интонировании мелодии, которая строится на полутонах, необходимо стремиться к чувственному исполнению, используя тонкую нюансировку. Струящиеся шестнадцатые научиться играть с динамической и артикуляционной фразировкой, с воображением вьющегося ветерка или журчащего ручейка среди сказочной зелени. Не допускать статичности, формальности в игре их. Ученику необходимо добиться в исполнении пьесы дифференциации звучания между голосами. Слушать и вести не только горизонталь мелодии, а стремится создать объемную вертикаль звучания, чтобы музыка как бы дышала, благоухала. 

«Царь Дадон»

Яркий, знакомый с детства образ из сказки «Золотой петушок».

«Негде в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело».

(исполняется пьеса)

Это музыкальный портрет молодого царя Дадона – смелого, воинственного правителя. Пьеса исполняется подвижно, с удалью, задором. Построенная на хроматике мелодия полна юмора, и исполнять её нужно отчётливо и ярко. Для этого в работе над пьесой ученику необходимо овладеть чёткой и ясной артикуляцией и координацией в руках. Рекомендуется учить приёмом сочетания разных штрихов и динамики, в разных темпах. В правой руке нужно научиться организовать пунктирные затакты и играть их как бы с атакой, то есть готовить сразу над клавиатурой два пальца (на затакт и следующую восьмую), а также ярко исполнять синкопы в середине такта, вести к ним хроматическую мелодию. В исполнении добиваться устойчивого метроритма, опираясь на размеренное движение восьмых в левой руке. В игре необходима исполнительская энергия, свобода аппарата с самостоятельными независимыми пальцами.

«Царевна-лебедь»

Пьеса написана по мотивам «Сказки о царе Салтане».

«За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит».

(исполняется пьеса)

Это созерцательная пьеса-картина, где композитор создал сказочный образ царевны Лебедя, с её волшебными превращениями.

Пьеса начинается арпеджированным вступлением, передающим всплеск морских волн (1-4 тт). Появляется царевна-лебедь в образе белой лебеди, горделиво покачивающейся, плывущей в волнах (5-15 тт). В средине пьесы происходит смена тональности далёкой степени родства, меняется фактура изложения: здесь образ Лебедя превращается в образ прекрасной заколдованной царевны (22-29 тт). Но опять возвращаются арпеджированное вступление, где царевна меняет свой образ и уплывает белым лебедем в волнах морских.

Для достижения раскрытия сказочного образа царевны-Лебедя ученику необходимо отдельно проработать левую руку. Аккомпанемент, состоящий из арпеджио должен звучать свободна и гибко, как будто это перекаты морских волн. Он должен помогать широкому дыханию прекрасно вьющейся мелодии в верхнем регистре применяя кантиленное туше. Также нужно проработать арпеджированные аккорды, применяя разную артикуляцию и динамику. В средине пьесы, в сменившейся фактуре, отображающей образ прекрасной царевны, необходимо научиться выразительно исполнять верхний голос из коротких мотивов с динамической фразировкой. Мелодия поддерживается нижними голосами, где нижний по хроматизму идёт в нисходящем движении.

«Богатырский марш»

Пьеса написана по мотивам «Сказки о царе Салтане».

«Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге.

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор».

(исполняется пьеса)

Это торжественная, энергичная, яркая пьеса-марш. Она завершает весь цикл фортепианных зарисовок. Пьеса написана в форме рондо. Рефрен –  это тема богатырей, мощных удалых.

Октавный унисон рефрена в нижнем регистре показывает богатырскую силу воинов. Эпизоды – это сказочные образы, с которыми повстречались богатыри во время дозора. Эпизоды написаны в разных тональностях, а в первом эпизоде меняется и размер. Происходит чередование размера четыре четверти с размером шесть восьмых.

В работе над этим эпизодом нужно отдельно проучить смену размеров, так как это является одной из трудностей в исполнении этой пьесы. Рекомендуется за единицу ритмической пульсации взять восьмую длительность, так как восьмые в этих размерах равны между собой. Это указано в тексте. Можно сначала поучить эту смену размеров в форме упражнения, а потом применить его в исполнении эпизода.

Во втором эпизоде композитор использовал элементы звукоподражания: это фанфары – сигналы приближающегося войска царевича Гвидона.

Во время работы над пьесой у ученика должна наработаться ритмическая организованность и устойчивость, необходим также боевой настрой для яркого исполнение марша, особенно рефрена.

Пьесы фортепианного цикла «У Лукоморья» способствуют развитию у юных музыкантов образного мышления, фантазии, развитию технической исполнительской стороны. Эти пьесы рекомендуются для изучения в первом –  четвёртом классах на вокально-хоровом отделении лицея. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пьесы современных композиторов в репертуаре ДШИ. Методический разбор пьес Н. Тороповой.

              В настоящее время обучение фортепианному искусству немыслимо без произведений современных композиторов. Каждое произведение...

Методическая разработка "Фортепианный ансамбль в восемь рук "от А до Я": от подбора репертуара до концертного выступления" (2018)

Методическая разработка для преподавателей фортепианных отделений ДМШ и ДШИ. Практические рекомендации по различным аспектам организации ансамблевой деятельности взрослых и детей: подбор репертуара, р...

Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"

Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...

«Методический разбор фортепианных пьес из альбома Е.М. Попляновой «Наиграл сверчок».

Елена Поплянова живет и плодотворно трудится в г. Челябинск. Она работает в разных жанрах – сочиняет музыку, пишет и издает книги, ведет огромную педагогическую и исследовательскую работу...

Методический разбор пьесы С.Прокофьева «Вечер» из фортепианного цикла «Детская музыка» ор 65.

                                       План работы. 1. Вступительная часть.2. Методическ...

Методический разбор фортепианной пьесы из сборника А. Классена «Музыкальные эскизы».

Классен Андрей Генрихович – немецкий композитор, пианист, дирижер –  наш современник. С начала 90х годов живёт в Германии. Семья переехала из Казахстана. Он является директо...