«Методический разбор фортепианных пьес из альбома Е.М. Попляновой «Наиграл сверчок».
методическая разработка

Ганоцкая Наталья Андреевна

  Елена Поплянова живет и плодотворно трудится в г. Челябинск. Она работает в разных жанрах – сочиняет музыку, пишет и издает книги, ведет огромную педагогическую и исследовательскую работу. Е.М. Поплянова является членом Союза композиторов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poplyanova.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым « Керченский учебно-воспитательный комплекс-

                                  интернат –лицей искусств».

                                  Методическая разработка

            Тема: «Методический разбор фортепианных пьес из альбома

                                     Е.М. Попляновой «Наиграл сверчок».

                                                            Педагог дополнительного образования

                                                            по классу фортепиано Ганоцкая Н.А.

                                                          г.Керчь

                                                            2020 г.

  Елена Поплянова живет и плодотворно трудится в г. Челябинск. Она работает в разных жанрах – сочиняет музыку, пишет и издает книги, ведет огромную педагогическую и исследовательскую работу. Е.М. Поплянова является членом Союза композиторов России.

  Е.М. Поплянова замечательный цветок в букете талантливых композиторов Южного Урала. Она добилась огромных успехов, стала настоящим композитором, музыкантом, педагогом, общественным деятелем. Она прекрасно понимает свое предназначение – служить своей музыкой людям, воспитывать подрастающее поколение, наших будущих слушателей. Пытается вырвать из окружающей нас «звуковой порнографии». «Ее музыка ярка, театральна, образна. Ее сочинения высокопрофессиональны» - так сказал о Е.М. Попляновой известный композитор и педагог В. А. Успенский. И, пожалуй, с этим трудно не согласиться.

   Большим успехом у практических работников образовательных учреждений пользуются ее книги по музыкальной педагогике, сборники музыкальных игр и песен для детей. Особое и большое место в творчестве композитора занимает музыка адресованная детям. Елена Михайловна большая выдумщица, веселая фантазерка. Она придумывает удивительные образы, сказки, которые воплощает в фортепианных пьесах для детей разного возраста. Своим творчеством затрагивает тончайшие струны души учеников. Музыка во многом формирует внутренний мир детей и если они с детства погружены в хорошую музыку, то они обладают более тонкой душой и нервной организацией. Е.М. Поплянова приглашает их на время в увлекательную игру полную фантазий, дает возможность ребенку поверить в свои творческие силы.

   Герои фортепианного альбома «Наиграл сверчок» окутаны сказочной тайной и волшебством. Это маленькие сказочки, к которым композитор подобрала стихи-программы. Они наталкивают ученика на создание ярких образов и эмоциональное переживание героев в каждой сказочке. Пьесы в альбоме расположены в порядке усложнения.

«Как у бабочки крыло»

«Словно соткана из дрожи,                                                                                             Эта бабочка похожа                                                                                                           На порхающий цветок,                                                                                            Легкая, как детский вздох.                                                                                                И когда я безмятежно                                                                                         Засыпаю, в сердце нежно                                                                                             Бьется тихое тепло, как у бабочки крыло».  

   Пьеса звучит неторопливо, спокойно, кульминация проходит во второй части (строение – простая трехчастная форма с репризным повторением). Для исполнения мелодии важно ученику освоить прием выразительной певучей игры на легато, соблюдая указанные лиги. Левая рука аккуратно сопровождает мелодию, не нарушая певучее звучание в правой руке. Выразительные лиги рисуют образ бабочки, дыхание ее крылышек.

«Лягушка – хохотушка»

«Веселая лягушка                                                                                                                   Чечетку танцевала                                                                                                                                                          И пузыри пускала                                                                                                               По вечерам в реке.                                                                                                              А днем она смеялась.                                                                                             Шутила, кувыркалась                                                                                                          И даже умудрялась                                                                                                      Стоять на голове».

   Для передачи образа ученику необходимо овладеть пальцевым стаккато на яркой динамике в подвижном темпе. Исполнять нужно весело, с озорством. В левой руке звучат аккорды, имитирующие своим строением длинное «ква», поддерживающие мелодию.

«Камышинка – дудочка»

«Камышинку – дудочку                                                                                            Нынче срезал я.                                                                                                         Плачет и поет она,                                                                                                  Дудочка моя».

   Пьеса исполняется неторопливо. Задумчиво, носит импровизационный и колористический характер. Кульминация расположена в четвертом периоде. Сложность в исполнении может представлять переход от четвертей к восьмым и к шестнадцатым длительностям. Необходимо добиться устойчивости метроритма, а также важно обратить внимание на интонацию коротких лиг и ровность пятипальцевых дорожек шестнадцатых. Левая рука построена на длинных квинтах, которые поддерживают звучание дудочки.

«Подарили рыбке зонтик»

«Подарили рыбке зонтик                                                                                                  В день рождения, и что ж?                                                                                      Рыбка счастливо ужасно –                                                                                              Ей теперь не страшен дождь»!

   В пьесе рисуется прекрасный образ рыбки, которой подарили сказочный подарок. Исполняется пьеса ласково и неторопливо. Состоит из вступления (1 – 4 т-в) и трех периодов. Кульминация находится в третьем периоде. Для создания образа необходимо научить ученика независимому исполнению левой руки на певучем легато. Для выразительного исполнения мелодии необходимо владение фразировочной динамикой и умение выстраивать длинную фразу.

«Жил – был добрый гном»

«В лесу на цветочной поляне                                                                                   Стоит удивительный дом,                                                                                             Живет в этом доме волшебник –                                                                   Таинственный, сказочный гном.                                                                                      Он носит малиновый зонтик,                                                                                            И если его распахнуть –                                                                                             Посыпятся звезды на землю                                                                                             И в сказку откроется путь».

   Исполнять эту пьесу нужно спокойно, простодушно. Пьеса состоит из 2-х частей (12т + 12т) и заключительной части. В работе следует уделить особое внимание правой руке. где проходят две линии: главная мелодическая и сопровождающая, как бы вторящая главной. Ученик должен научиться использовать разный пальцевой нажим в сопровождающей линии. Ученику также необходимо научиться выстраивать звуковую перспективу между мелодией, сопровождающей линией и басовой линией. Это является одной из трудностей в работе над исполнением пьесы. Ученику рекомендуется проучить мелодическую линию с басом, а потом добавить сопровождающую линию. Также требует внимания координация, устойчивый ритм.

«Песенка старого дилижанса»

«Когда наш старый дилижанс                                                                                            По мостовой стучит,                                                                                                         Мне кажется, что скрип колес                                                                                              Как музыка звучит.                                                                                                                   Про дождь и зной,                                                                                                                  Про снег и град,                                                                                                               Про то, что было век назад».

   Пьеса исполняется подвижно, легко, непринужденно. Имеет трехчастную форму строения с вступлением и заключением. Для выразительного исполнения мелодии необходима ясная артикуляция, устойчивый метроритм, а также необходимо научиться выстраивать длинную фразу, доводя ее до конца. Для воплощения образа ученику необходимо овладеть пальцевым стаккато в левой руке в первой и третьей частях. Нужно научить ученика играть стаккато цепкими кончиками пальцев. Этот звукоизобразительный прием как бы передает стук копыт коней, запряженных в дилижанс. На фоне этого стука звучит мелодия на легато. Необходимо поработать над координацией, над одновременным звучанием противоположных штрихов (стаккато, легато). Рекомендуется проучить каждую руку. Педаль в средней части запаздывающая. В этой части меняется фактура в обоих руках и находится кульминация пьесы.

«Паутиновый жучок»

«Пау-Паучонок паутину сшил.                                                                                  Вдруг закапал дождик – паутину смыл.                                                                              Вот и солнце вышло. Стало подсыхать.                                                                   Пау-Паучонок трудится опять».

   Музыкальный язык этого сказочного образа понятен, доступен и близок детскому мышлению и воображению. Пьеса исполняется подвижно и игриво и требует для яркого образа выразительной артикуляции, координации, устойчивого метроритма. Также необходимо владение фразировочной динамикой. Во втором периоде меняется тональность (соль мажор на соль минор), которая остается до конца пьесы. Музыкальная фраза начала пьесы теперь проводится в миноре выше на терцию. При выборе темпа необходимо ориентироваться на шестнадцатые длительности. От ученика при исполнении требуется хорошая ритмическая организация, эмоциональная свобода.

«Наиграл сверчок»

«Маленькая скрипочка,                                                                                             Маленький смычок…,                                                                                             Заиграл на скрипочке                                                                                            Маленький сверчок».

   Для воплощения яркой картины веселья требуется быстрый темп, железный метроритм, исполнительская энергия. Строение пьесы двухчастное и в начале второй части определенную трудность составляет чередование размеров (2/4-3/8-2/4-3/8). Звукоизобразительный прием здесь рисует как бы настраивание расстроившейся скрипки, а дальше опять веселье в сказочном лесу. Необходимо научить ученика играть здесь с обостренным слуховым контролем, осмысленно. Также рекомендуется достаточная работа с учеником над координацией, над исполнением противоположных штрихов. Возможна необходимость проучивания каждой рукой.

   Пьесы из этого сборника Е.М. Попляновой не имеют сложной фактуры, они доступны в исполнении детьми и имеют яркие, эмоционально – выразительные образы. Они достойно могут быть включены в репертуарные планы учеников на вокально – хоровом отделении. Моими учениками пьесы из этого альбома исполняются с удовольствием. Сказочный мир образов увлекает, заинтересовывает, удивляет их.

   В процессе работы с учеником можно еще и пофантазировать. Придумать свое название, свою историю, сказочку и попытаться выразить это в своих музыкальных композициях.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пьесы современных композиторов в репертуаре ДШИ. Методический разбор пьес Н. Тороповой.

              В настоящее время обучение фортепианному искусству немыслимо без произведений современных композиторов. Каждое произведение...

Методическая разработка "Фортепианный ансамбль в восемь рук "от А до Я": от подбора репертуара до концертного выступления" (2018)

Методическая разработка для преподавателей фортепианных отделений ДМШ и ДШИ. Практические рекомендации по различным аспектам организации ансамблевой деятельности взрослых и детей: подбор репертуара, р...

Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"

Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...

Методический разбор фортепианных пьес из сборника В. Ходоша «У Лукоморья».

Одно из ведущих мест в творчестве В. Ходаша занимает музыка для детей, которая пользуется необычайной любовью юных исполнителей и слушателей. В. Ходаш создал огромный жанрово-разнообразный детский реп...

Методический разбор пьесы С.Прокофьева «Вечер» из фортепианного цикла «Детская музыка» ор 65.

                                       План работы. 1. Вступительная часть.2. Методическ...

Методический разбор фортепианной пьесы из сборника А. Классена «Музыкальные эскизы».

Классен Андрей Генрихович – немецкий композитор, пианист, дирижер –  наш современник. С начала 90х годов живёт в Германии. Семья переехала из Казахстана. Он является директо...