Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле (на примере пьесы А. Даргомыжского "Ванька-Танька")"
методическая разработка на тему

Быстрицкая Екатерина Вячеславовна

Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле" включает в себя 4 этапа: введение, изучение музыкальной пьесы раздельно попартиям, изучение пьесы в ансамбле и итоговое исполнение музыкальной пьесы. Цель - сформировать у обучающихся грамотный подход к изучению нового музыкального материала в ансамбле. Данное занятие разработано для детей второго года обучения по образовательной программе обучения игре на трехструнной домре "Звонкие струны". Продолжительность - 45 минут. К разработке прилагается презентация, которую можно использовать на открытом занятии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Санкт-Петербургский пр., 4а.

тел/факс (812)450-61-30

F:\Безымянный 2.gif 

Методическая разработка открытого занятия по образовательной программе обучения игре на трехструнной домре «Звонкие струны»:

Изучение партий в музыкальном ансамбле
(на примере пьесы А. Даргомыжского «Ванька-Танька»)

Автор - разработчик:

       педагог дополнительного образования,

Быстрицкая Екатерина Вячеславовна

Отдел Художественно-эстетический
Объединение обучения игре на
трехструнной домре «Звонкие струны»

                                                               

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащихся. Известно, ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор, развивает такое необходимые любому музыканту качество, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы. Ансамблевая игра также воспитывает умение быть в едином творческом замысле со всеми участниками музыкального коллектива, активизирует фантазию и творческое начало, заостряет ощущение звукового колорита; прививает учащимся чувство товарищества. Поэтому воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего обучения. Не случайно в образовательной программе объединения «Звонкие струны» ансамблевое исполнительство введено с первого года обучения.

Данное занятие разработано для учащихся второго года обучения по образовательной программе обучения игре на трехструнной домре «Звонкие струны».

Продолжительность занятия – 45 минут.

Цель занятия: сформировать у обучающихся грамотный подход к изучению нового музыкального материала в ансамбле.

Задачи занятия.

  1. Обучающие:
  1. научить детей ориентированию в нотном тексте;
  2. обучить детей основам нотной грамоты: движение мелодии, ритмический рисунок, знаки альтерации, динамические оттенки, музыкальные термины, партитура (клавир) и партии;
  3. обучить детей умению встраивать отдельную партию в музыкальное целое (слышать свою партию и её взаимосвязь с другими партиями);
  4. сформировать комплекс знаний об исполняемом произведении (композитор, жанр произведения, название произведения и его связь с музыкальным образом).
  1. Развивающие:
  1. развить музыкальный слух и игровые навыки учащихся;
  2. развить умение играть в ансамбле, слушать одновременно и себя, и других исполнителей, реагировать на изменения музыкальной ткани, умение четко «держать» свою партию, несмотря на волнение и возможные ошибки других участников ансамбля;
  3. развить эмоционально-образную сферу учащихся, их способность к эмоциональному переживанию музыки, что сделает их более открытыми и чуткими к окружающему миру.
  1.  Воспитательные:
  1. Развивать у детей интерес к изучению новой музыки, к творчеству разных композиторов;
  2. Способствовать сплочению учащихся в дружный музыкальный коллектив, где дети сопереживают друг другу.

Общий план занятия:

  1. Введение: общие сведения об ансамбле и его видах; общие сведения о композиторе, сведения об изучаемом музыкальном произведении.
  2. Изучение музыкальной пьесы по партиям (нотная грамота, штрихи, аппликатура, приемы игры, исполнение отдельно каждой партии).
  3. Исполнение музыкальной пьесы в ансамбле (принципы игры в ансамбле, активное «слушание»; характер музыки и музыкальный образ, средства музыкальной выразительности).
  4. Итоговое исполнение музыкальной пьесы.

Ожидаемые результаты занятия.

  1. Познавательные:
  1. к концу занятия учащиеся должны получить представление об исполняемой музыке, которое складывается из: а) слухового представления – на основе услышанного и сыгранного в ансамбле музыкального фрагмента; б) интеллектуального представления – на основе визуального изучения партий, их разбора и анализа, а также на основе прослушанного теоретического материала; в) эмоционального представления – на основе непосредственной реакции на исполненную музыку и выявленного в ходе беседы педагога с учащимися характера услышанной и исполненной музыки;
  2. В конце занятия учащиеся должны сыграть уверенно, по нотам, в среднем темпе изученный фрагмент пьесы.
  1. Личностные:
  1. к концу занятия учащиеся должны продемонстрировать умение работать в команде и активно слушать, т.е. во время исполнения музыкального произведения слушать не только себя, но и соседа по партии, и других участников ансамбля;
  2. в течение занятия дети учатся быть внимательными и активными, быстро реагировать, быстро и незаметно исправлять свои ошибки, чтобы не разрушать музыкальное целое;
  3. учащиеся продвинутся в развитии эмоционально-образной сферы, научатся лучше понимать, из чего складывается исполнение музыки, в чем состоит задача музыканта.

Ход занятия.

  1. Введение

Педагог: Здравствуйте! Приветствую всех на нашем открытом занятии по теме «Изучение партий в музыкальном ансамбле».

Здравствуйте, ребята! Для начала давайте определим, что же такое «музыкальный ансамбль», и какие бывают виды ансамблей?

Учащиеся отвечают:

Слово «ансамбль» происходит от французского «ensemble» — «вместе, множество» и имеет несколько значений: во-первых, ансамбль – это группа из двух и более музыкантов – певцов или инструменталистов, - совместно исполняющих музыкальное произведение. Во-вторых, ансамблем называют пьесу, предназначенную для исполнения несколькими участниками. И
в-третьих, ансамбль подразумевает не просто совместное исполнение пьесы, а означает стройное, сливающееся в единое целое звучание участвующих в ансамбле голосов или инструментов
[1].

Педагог: Вы знаете, что по количеству участников ансамбли имеют свои названия. Посмотрите, пожалуйста, слайды и дайте названия представленным ансамблям.

  Педагог показывает слайды, на которых изображены разные по количеству участников ансамбли: дуэт (2 участника), трио (3 участника), квартет (4 участника), квинтет (5 участников), секстет (6 участников), септет (7 участников), октет (8 участников) и т.д.

Педагог: Молодцы! А какой у вас сегодня ансамбль?

Учащиеся отвечают: Квартет.

Педагог: Правильно. И не просто квартет, а квартет народных инструментов.

Наше занятие называется «Изучение партий в музыкальном ансамбле». А что такое партия? И как это слово связано с понятием «партитура»?

Учащиеся отвечают: Партия — составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, также группой однородных голосов и инструментов. Партиту́ра (итал. partitura, букв. — разделение, распределение) в музыке — нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.

Педагог: Правильно. Теперь посмотрите, пожалуйста, на ваши пюпитры. У каждого из вас на пульте лежат партии музыкальной пьесы «Ванька-Танька» композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. Давайте вспомним, что мы знаем об этом композиторе?

 Педагог показывает слайд с портретом композитора.

 Учащиеся отвечают: Александр Сергеевич Даргомыжский – русский композитор, один из основоположников русской классической музыки. Его творчество оказало большое влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века.

Педагог: Хорошо. А кто из вас ответит мне, где родился композитор, и назовет его годы жизни?

Учащиеся отвечают: Он родился 2 февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии.

Годы жизни: 1813-1869 гг.

Педагог: Правильно. Не случайно в городе Туле есть музыкальное училище, которое носит имя этого композитора.

А с каким городом связана вся творческая жизнь Александра Сергеевича Даргомыжского, где он жил и сочинил почти все свои музыкальные произведения? 

Учащиеся отвечают: Творческая жизнь Даргомыжского связана с Санкт-Петербургом, куда его семья переехала, когда ему было всего четыре года.

Педагог: Правильно. Так как мы с вами живем в Петербурге, то чтобы быть культурными и образованными людьми, мы должны знать, с именами каких великих людей связана история нашего города.

А произведения каких музыкальных жанров писал этот композитор?

Учащиеся отвечают: Главным жанром его музыкального творчества была опера. Также Даргомыжский написал несколько произведений для симфонического оркестра и хоровые произведения. На протяжении всей своей жизни он писал вокальную музыку (песни и романсы для одного и двух голосов).

Педагог: Все верно. И пьеса, которую мы с вами сегодня изучаем, тоже изначально написана для вокала. Композитор взял за основу мелодию цыганской песни «Ванька-Танька» и в 1856 году сделал её переложение для вокального дуэта. Сейчас мы с вами послушаем эту вокальную пьесу в двух вариантах. Послушайте и ответьте на вопросы: чем отличаются эти два исполнения и какие составы исполнителей звучат (хор или солисты, какие инструменты аккомпанируют).

Звучат музыкальные композиции:

А. С. Даргомыжский. «Ванька-Танька» (исполняет хор)

А. С. Даргомыжский. «Ванька-Танька» (исполняет дуэт Г. Черняк и
И. Скобцов, в сопровождении ансамбля народных инструментов)

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Педагог: Переложение этой пьесы для дуэта домр с фортепиано сделал профессор Российской Академии Музыки им. Гнесиных, домрист, автор «Школы игры на домре» Виктор Семенович Чунин.

Мы с вами поговорили и о композиторе, и о пьесе, а теперь давайте перейдем непосредственно к изучению партий.

  1. Изучение музыкальной пьесы по партиям.

Педагог: В этой пьесе есть две партии – партия первых домр и партия вторых домр. В нашем ансамбле каждую партию играют по два человека. Сегодня на занятии мы будем изучать фрагмент пьесы от начала до седьмой цифры. Для начала давайте послушаем партию первых домр.

Педагог просчитывает «пустой такт» в заданном темпе. Двое учащихся играют фрагмент партии первых домр (с начала до седьмой цифры). Партия исполняется в довольно медленном темпе, четко, в нюансе mf. После первого проигрывания педагог делает учащимся необходимые замечания относительно нотного текста, ритма, приемов игры, штрихов, аппликатуры и динамических оттенков, а потом проигрывает отдельные фрагменты партии на домре для наглядности. Затем учащиеся играют фрагмент партии (с начала до седьмой цифры) второй раз, исправляя допущенные ошибки и следуя замечаниям педагога.

Педагог: Хорошо. Теперь давайте послушаем партию вторых домр.

Педагог просчитывает «пустой такт» в заданном темпе. Двое учащихся играют фрагмент партии вторых домр (с начала до седьмой цифры). Партия исполняется в довольно медленном темпе, четко, в нюансе mf. После первого проигрывания педагог делает учащимся необходимые замечания относительно нотного текста, ритма, приемов игры, штрихов, аппликатуры и динамических оттенков, а потом проигрывает отдельные фрагменты партии на домре для наглядности. Затем учащиеся играют фрагмент партии (с начала до седьмой цифры) второй раз, исправляя допущенные ошибки и следуя замечаниям педагога.

  1. Исполнение музыкальной пьесы в ансамбле

Педагог: Теперь давайте попробуем соединить обе партии в единое целое. Для этого обратимся еще раз к нотам и посмотрим, начинают ли пьесу оба голоса вместе?

Учащиеся отвечают: Пьеса начинается партией первых домр. Вторые домры вступают в пятом такте.

Педагог просчитывает «пустой такт» в заданном темпе. Все учащиеся играют свои партии (с начала до седьмой цифры) в том же темпе, с необходимыми нюансами, с правильной аппликатурой, приемами игры и штрихами. После первого проигрывания педагог делает учащимся необходимые замечания относительно нотного текста, ритма, приемов игры, штрихов, аппликатуры и динамических оттенков. Педагог также обращает внимание учащихся на необходимость слушать другую партию, стараться играть слаженно и вместе. Затем учащиеся играют тот же фрагмент музыкальной пьесы (с начала до седьмой цифры) второй раз, исправляя допущенные ошибки и следуя замечаниям педагога.

При возникновении ошибок в той или другой партии педагог просит сыграть несколько тактов этой партии, в которых были ошибки, и помогает детям исправить их. По такому же принципу происходит проработка технически сложных мест музыкального произведения.

Педагог: Молодцы! Вы очень старательно исполняли свои партии, но мне кажется, что чего-то не хватает для того, чтобы музыка «ожила».

Учащиеся отвечают: Не хватает выразительности.

Педагог: Правильно. А как нам этого добиться?

Учащиеся отвечают: Надо прибавить темп.

Педагог: Правильно. А что еще?

Учащиеся отвечают: Нужно, чтобы звук менялся и не был все время одинаковым.

Педагог: Да, для этого и существуют указания динамических оттенков в нотах. Давайте посмотрим, какие нюансы стоят у вас в партиях. Начинается пьеса в нюансе piano, что означает «тихо». Далее, во второй цифре появляется нюанс forte, т.е. с этого места музыка должна звучать громко. Через два такта идет ответ на эту музыкальную фразу опять в нюансе p (piano), т.е. здесь происходит звуковой контраст.

Педагог: Сыграйте, пожалуйста, с 3-го такта цифры «1а» на piano и затем начните играть вторую цифру сразу на forte. В третьем такте необходимо опять сыграть piano.

Учащиеся проигрывают указанные такты пьесы несколько раз, стараясь добиться необходимого динамического контраста. Педагог обращает внимание учащихся на необходимость оставаться в одном темпе при смене динамических оттенков, не замедлять музыку в нюансе piano, а также на необходимость играть слаженно, слушая друг друга.

Педагог: Хорошо. Осталось лишь добавить, что музыка второй цифры это припев песни. Он повторяется в пьесе несколько раз. В каждом случае нужно сделать контраст динамических оттенков f (forte) – p (piano).

Педагог: Итак, мы с вами начали говорить о том, как сделать исполнение музыки выразительным. Вы назвали такие необходимые средства музыкальной выразительности, как темп и динамические оттенки. Но и это еще не все! Самое главное, о чем мы еще не говорилось – о характере музыки, которую мы исполняем. А какая по характеру эта музыка?

Учащиеся перечисляют: Шутливая, веселая, молодецкая и т.д.

Педагог: Все верно. Чтобы настроение музыки передать, нужно, чтобы и звук, которым мы играем, тоже был шутливым и веселым. И контрасты динамических оттенков как раз призваны способствовать созданию нужного настроения.

  1. Итоговое исполнение фрагмента пьесы.

Педагог: Мы с вами изучили отдельно каждую партию, поработали над нюансами, старались слушать друг друга и играть «в ансамбле». Теперь давайте подведем итог нашего занятия, сыграв так, чтобы наши партии объединились в музыку шутливого характера. Возьмите темп немного оживленнее, не забудьте про нюансы и контрасты, слушайте соседа по партии и всех участников ансамбля, чтобы все звуки мелодии звучали вместе, слитно.

Учащиеся исполняют пьесу ансамблем в оживленном темпе, выразительно, слушая всех участников ансамбля.

Педагог: В заключении нашего открытого занятия хотелось бы узнать у ребят: что вам понравилось в занятии, что больше всего запомнилось, осталось ли что-то для вас непонятным? Расскажите ваши впечатления.

Учащиеся делятся своими впечатлениями от занятия.

Педагог: На этом наше открытое занятие заканчивается. Спасибо за внимание.


[1] Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. – СПБ., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"

Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»

Аннотация      Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ,  направлена на профессиональное  совершенствование.    Работа  ...

Научно-методическая разработка открытого урока "ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ"

Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных навыков  в работе над звуковыми качествами произведения.Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывч...

Научно-методичекая разработка открытого урока "ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ"

Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных навыков  в работе над звуковыми качествами произведения.Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывч...

Методическая разработка "Использование здоровьесозидающих технологий в дополнительном образовании (на примере занятий кулинарной студии)"

На занятиях в кулинарной студии у ребенка комплексно развиваются все основные органы чувств, включая зрение и слух. С их помощью можно последовательно закладывать в сознание учеников основные правила ...