Главные вкладки

    Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по основам экономики и предпринимательской деятельности (заочное отделение)
    методическая разработка по теме

    Методические рекомендации предназначены для 5 курса заочного отделения по специальности дошкольное образование и педагогика дополнительного образования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon domashnyaya_kontrolnaya_rabota_zaochniki.doc503 КБ

    Предварительный просмотр:

    .ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «КАТАЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

    Методические указания

    по выполнению домашней контрольной работы

    по дисциплине «Основы экономики и предпринимательской деятельности»

    Преподаватель: Акулова Оксана Александровна

    Катайск

    2013

    Оглавление

    1. Общие указания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3
    2. Методические указания по написанию и

    оформлению контрольной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

    1. Приложение 1 (варианты заданий) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
    2. Приложение 2 (рекомендуемая литература) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  19

    1. Общие указания

    В процессе изучения дисциплины «Основы экономики и предпринимательской деятельности» у студентов заочного отделения должно сформироваться представление об экономической науке и таких её разделах, как история экономических учений, микро и макроэкономика, предпринимательская деятельность.

    Главными задачами являются получение студентами знаний по основным разделам курса и приобретение навыков самостоятельной работы.

    На организацию самостоятельной работы обучающихся направлено написание домашней контрольной работы и работа с учебниками.

    1. Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы.

    Домашняя контрольная работа является одной из форм учебной работы студентов заочного отделения.

    Цель выполнения контрольной работы состоит в закреплении имеющихся у студентов знаний, а также умение самостоятельно работать с учебником, подбирать материал по предложенным вопросам, умении правильно изложить изученный материал.

    Работа студента над контрольной работой состоит из следующих этапов:

    • Знакомство с вопросами своего варианта,  вариант контрольной работы по последней цифре своего порядкового номера в списке группы (например: вариант №1 порядковый номер 1, 11, 21);
    • Выбор учебников, дополнительной литературы;
    • Изучение  и накопление материала;
    • Обобщение материала и написание контрольной работы;
    • Оформление контрольной работы в соответствии с предъявляемыми требованиями.

    Перечень вариантов контрольной работы приведен в Приложении 1.

    Имея вариант контрольной работы студент обращается к литературе. Список литературы приведен в Приложении 2.

    При работе над контрольной работой необходимо изучить соответствующую теме литературу: учебники, интернет-ресурсы, журналы.

    Подготовленная информация последовательно, продуманно и аккуратно излагается в контрольной работе. Сначала указывается первый вопрос и дается ответ на него, затем второй вопрос – и ответ. В заключении должна быть решена задача и оформлена в соответствии с методическими указаниями по решению задач.

    Категорически запрещается ксерокопирование учебника или перекачивание информации из интернета.

    В конце контрольной работы должен быть представлен список использованной литературы и оставлено место для рецензии преподавателя.

    Контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с графиком учебного процесса.

    При выполнении теоретической части контрольной работы нужно воспользоваться методическими указаниями которые прилагаются к каждому варианту контрольной работы.

    Расчетная часть контрольной работы направлена на закрепление навыков по решению типовых задач по ключевым разделам курса.

    Приложение 1

    Вариант 1

    1. Деньги: возникновение, сущность, функции.

    Происхождение денег. Бартер, денежные товары. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство сбережения. Виды денег. Золотые и бумажные деньги. Банкноты. Золотой стандарт и обеспечение денег сегодня. Уравнение обмена Фишера. Инфляция. Дефляция.

    1. Безработица: последствия, формы, причины.

    Кого считают безработным. Каковы экономические и социальные последствия безработицы? Естественная безработица и полная занятость. Виды безработицы: фрикционная, структурная, технологическая, циклическая, скрытая, сезонная и застойная. Уровень безработицы. Политика в области безработицы. Социальная защита безработных.

    Задача.

    Определите количество фактически безработных в стране, если норма (уровень) безработицы – 5 %, численность трудоспособного населения 120000 человек.

    Методическое указание по решению задачи

    Рассчитайте норму (уровень) безработицы в стране, если количество фактически безработных составляет 5 млн. человек, а трудоспособное население 140 млн. человек.

    Решение

    Необходимо определить, какую долю (в %) от трудоспособного населения составляют фактически безработные. Для этого воспользуемся формулой:

    Норма безработицы =

    Норма безработицы =

    Вариант 2

    1. Капитал: основной и оборотный. Амортизация. Структура фондов предприятия.

    Дать определение капитала. Формула кругооборота капитала. Воспроизводство простое и расширенное. Основной капитал и основные фонды предприятия. Виды износа основных производственных фондов: физический и моральный износ. Амортизация. Оборотный капитал и оборотные производственные фонды.

    1. Налоги и налоговая система государства.

    Понятие о налогах и их функциях. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Деление налогов по уровням государственного управления: федеральные, региональные, местные. Принципы и методы расчета налоговых ставок. Критерии разумности величины налогов. Понятие кривой Лаффера.

    Задача.

    Организацией приобретен объект основных средств стоимостью 520000 рублей. Срок полезного использования – 10 лет. Определить сумму годовых амортизационных отчислений.

    Методическое указание по решению задачи.

    Строительной компанией приобретен подъемный кран стоимостью 950 тыс. рублей со сроком полезного использования 10 лет. Определить годовую сумму амортизационных отчислений.

    Решение

    Годовая сумма амортизационных отчислений определяется по формуле:

    А = Фп  На, где

    А – годовая сумма амортизации;

    Фп – первоначальная стоимость подъемного крана;

    На – норма амортизации;

    На = (1/П)100%, где

    П – срок полезного использования.

    Определяем

    На =

    А = 950 тыс. = 95000 руб.

    Вариант 3

    1. Экономические ресурсы и их ограниченность. Кривая производственных возможностей.

    Экономические потребности. Экономические товары. Ресурсы: природные, трудовые, капитальные. Понятие об ограниченности ресурсов, влияние ограниченности ресурсов на экономическую жизнь общества. Три главных вопроса экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Кривая производственных возможностей. Два способа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

    1. Инфляция: сущность, последствия, виды.

    Понятие инфляции. Типы инфляции. Последствия инфляции. Основные виды инфляции: инфляция спроса, инфляция издержек. Методы борьбы с инфляцией.

    Задача.

    На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов  и бананов. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 бананов.

    А) начертите кривую производственных возможностей экономики этого острова;

    Б) предположим, на остров завезена техника, с помощью которой каждый из 5 работающих жителей ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей.

    В) возможно ли при имеющихся ресурсах собирать 60 бананов и 40 кокосов?

    Методическое указание по решению задачи.

    Предположим, что в экономике имеется определенное количество экономических ресурсов, которое необходимо распределить между двумя альтернативными отраслями: производством кинокамер и производством часов.

    Даны следующие варианты распределения:

    А

    В

    С

    Д

    Е

    кинокамеры

    0

    20

    40

    60

    80

    часы

    400

    350

    300

    200

    0

    А) Построить кривую производственных возможностей.

    Б) Определить возможно ли производить одновременно:

    - 40 кинокамер и 200 часов

    - 58 часов и 120 кинокамер

     Решение

    А)Чтобы построить кривую производственных возможностей, необходимо выбрать масштаб и соблюдая его показать на осях координат производство альтернативных товаров.

            

    По точкам указанным в задании строим кривую производственных возможностей.

    Б) Теперь ищем точку, в которой будет производится 40 кинокамер и 200 часов – (.)К

    Ответ: производить можно, т.к. для этого достаточно ресурсов, но неэффективно, т.к. не все ресурсы используются.

    В) Ищем точку, в которой будет производиться 52 часов и 120 кинокамер (.)М.

    Ответ: данные объемы производства невозможны, т.к. (.) находится за пределами кривой и ресурсов не хватит.

    Вариант 4

    1. Возможные модели экономических систем: традиционная, рыночная, плановая и смешанная.

    Понятие о типах экономических  систем и исторических закономерностях их развития. Сопоставление различных экономических систем по степени эффективности решения главных проблем экономики. Плюсы и минусы каждой из экономических систем.

    1. Государственный бюджет. Дефицит бюджета и государственный долг.

    Понятие о государственном бюджете и механизмах его формирования и исполнения. Структура доходов и расходов госбюджета. Понятие о профиците и дефиците бюджета. Государственный долг и проблемы его обслуживания.

    Задача.

    Фактический объем валового внутреннего продукта (ВВП) = 16 млрд. рублей. Сумма налогов составляет 10% от величины ВВП. Государственные расходы – 1,8 млрд. рублей. Определите: сводится ли государственный бюджет с дефицитом или профицитом и установите его размер.

    Методическое указание по решению задачи.

    Результаты социально-экономического развития страны в отчетном году отразились в следующих показателях (млрд.руб.)

    Размер ВВП – 21000

    Налоги прямые – 7% ВВП

    Налоги косвенные – 15% ВВП

    Государственные расходы – 3780

    Определить состояние государственного бюджета.

    Решение

    Сначала определяем доходную часть государственного бюджета, которая складывается из прямых и косвенных налогов.

    1). Доход от прямых налогов составит 21000   = 1470

    2). Доход от косвенных налогов составит 21000  = 3150

    3). Общая сумма доходов гос. бюджета 1470 + 3150 = 4620

    4). Проанализируем состояние бюджета 4620 – 3780 = 840

    Ответ: бюджет сведен с профицитом – 840.

    Вариант 5

    1. Закон спроса. Кривая спроса и факторы изменения спроса.

    Понятие о спросе и величине спроса. Факторы формирования и изменения спроса: ценовые и неценовые. Закон спроса. Влияние неценовых факторов на величину спроса (показать графически).

    1. Банковская система государства и принципы её построения. Роль банков в рыночной экономике.

    Виды банковским систем: монобанковская, трёх- и двухуровневая банковская система. Банковские резервы. Функции центрального банка и его роль в регулировании финансовой политики государства.

    Задача.

    Предположим, что на рынке кофе спрос характеризуется следующими данными:

    Цена за 1 кг.$

    2

    3

    4

    6

    8

    12

    Объем спроса (кг)

    80

    70

    65

    50

    40

    25

    А) Изобразите кривую спроса;

    Б) Рост потребительских доходов повысил потребление кофе на 10 кг. при каждом уровне цен. Как изменится кривая спроса? Покажите графически.

    Методическое указание по решению задачи

    В таблице приведены данные о спросе на велосипеды.

    А). Изобразите кривую спроса.

    Б). Рост потребительских доходов повысил потребление велосипедов на 15 тыс. штук при каждом уровне цен. Как изменится кривая спроса? Покажите графически.

    А

    В

    С

    Д

    Е

    Цена за тыс.руб.

    8

    16

    24

    32

    40

    Объем спроса шт.

    70000

    60000

    50000

    40000

    30000

    Решение

    Построим кривую спроса. Для этого необходимо построить систему координат, выбрать правильный масштаб и построить кривую спроса.

    Если возрастут доходы потребителей, то это означает, что при каждой цене люди смогут купить на 15 тыс. штук велосипедов больше, а значит график спроса сдвинется вправо в положение D1 D1.

      Вариант 6

    1. Закон предложения. Кривая предложения и факторы изменения предложения.

    Понятие о предложении и величине предложения. Факторы формирования и изменения предложения: ценовые и неценовые. Закон предложения. Кривая предложения. Причины колебаний в величине предложения (показать графики).

    1. Валюта и валютные курсы.

    Международная валютная система. Конвертируемость валюты и валютные курсы. История развития валютных рынков и проблема золотого стандарта. Почему и как защищают национальную валюту.

    Задача

    Предположим, что на рынке автомобилей предложение характеризуется следующими данными:

    Цена за 1 автомобиль тыс. $

    20

    30

    40

    60

    80

    100

    Объем предложений(т.шт.)

    20

    30

    40

    50

    60

    75

    А) Изобразите кривую предложения;

    Б) Рост налогов на производителей автомобилей сократил предложение автомобилей на 5 тыс. штук. Как изменится кривая предложения? Покажите графически.

    Методическое указание по решению задачи.

    В таблице представлены данные, характеризующие предложение холодильников.

    А) Изобразите кривую предложения;

    Б) В результате снижения цен на ресурсы производство увеличилось на 10 тыс. штук при каждой цене. Как изменится кривая предложения?

    Цена за ед.товара

    8

    16

    24

    32

    40

    Объем предложения шт.

    10000

    30000

    50000

    70000

    90000

    Решение

    Построим систему координат, выберем масштаб и построим кривую предложения холодильников.

    Если снизится цена на ресурсы, то предложение возрастет, причем при каждой цене на 10 тыс. штук. Графически это выразится в сдвиге кривой предложения в положение S1 S1.

    Вариант 7

    1. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.

    Равновесие на рынке (в т.ч. показать графически). Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество. Соотношение объема продаж, величины спроса и предложения при равных ценах. Неудовлетворенный спрос и избыточное предложение. Почему цена и количество стремятся к равновесию? Взаимодействие спроса и предложения во времени, устойчивость равновесия. Функции цен: информационная, мотивационная и нормирующая.

    1. Фондовая биржа и её функции в рыночной экономике.

    Виды рынков ценных бумаг: первичный, вторичный, биржевой, внебиржевой. Функции фондовой биржи в рыночной экономике. Участники торгов на фондовой бирже: брокеры, дилеры. Процедура  листинга и её значение. Виды ценных бумаг. Котировка.

    Задача.

    В результате проведенного исследования выяснено, что спрос на родниковую воду «Чистая капля» в районном городе описывается функцией вида:

          Qo  = 130 – 4Р, где

    Qo – количество бутылей, которое как, можно ожидать, будет , будет куплено в городе за год при розничной цене на товар – Р рублей.

    Возможное предложение воды описывается функцией предложения:

     Qs = 2Р – 50, где

    Qs – количество бутылей воды, которое при той или иной розничной цене Р за одну бутыль готовы предложить на местный рынок торговцы за год.

    1. Определите равновесную рыночную цену и объем продаж бутылей воды в городе за год.
    2.  Что произойдет, если на данный товар будет установлена фиксированная цена на уровне 25 рублей?

    Методическое указание по решению задачи.

    Спрос на цемент на рынке строительных материалов описывается функцией  

    QD = 15 – 1P, а предложение функцией QS = 4Р - 10.

    1). Определите равновесную цену и объем продаж цемента (т)

    2). Что произойдет на данном рынке, если на цемент будет установлена фиксированная цена – 8 у.е.

    Решение

    Равновесие спроса и предложения на цемент будет означать, что величины QD и QS сравняются. 15 – 1P = 4Р - 10

    Теперь можно вычислить ту цену, при которой данное равенство выполняется.

    15 + 10 = 1Р = 4Р

    25 = 5Р

    Р = 5 (у.е.)

    Подставляя данную цену в уравнении спроса и предложения, получим, что количество цемента, которое будет поставляться и покупаться на рынке, равняется 10т.

    QD = 15 – 1

    QS = 4  - 10 = 10 т.

    QD = QS

    Рассмотрим, что произойдет если цена на цемент будет фиксирована на уровне 8 у.е./т.

    Определим спрос                    QD = 15 – 1

    Определим предложение           QS = 4  - 10 = 32 - 10 = 22 т.

    Полученные результаты говорят о том, что при фиксированной цене  QS > QD   22 т. – 7 т. = 15 т. на рынке образовался избыток цемента в 15 т.

    Вариант 8

    1. Эластичность спроса и предложения. Торговая выручка.

    Эластичность, её виды и принципы существования. Коэффициент эластичности. Графики эластичности. Влияние эластичности спроса на торговую выручку. Эластичность предложения и её связь с НТП.

    1. Акционерное общество и акционерный капитал.

    Понятие акционерного капитала и причины его широкого распространения. Виды акционерных предприятий – АОЗТ, АООТ. Виды ценных бумаг: акции, облигации. Виды акций. Курс акций. Управление акционерным предприятием.

    Задача

    На предприятие поступило 600 млрд. прибыли, 20% из неё распределено в виде дивидендов держателям акций данного предприятия. Известно, что каждый из 2 тысяч работников предприятия имеет на руках по 10 акций.

    Определите курс акций данного предприятия при условии, что банковский % по вкладам составляет 15%.

    Методическое указание по решению задачи.

    Известно, что на выплату дивидендов акционерам пошло 30 млн. рублей. Количество акционеров – 5 тыс. человек, каждый из которых владеет 20 акциями. Банковский процент составляет – 10% годовых.

    Определить курсовую стоимость акций.

    Решение

    1). Необходимо определить общее количество акций.

    5 тыс.  20 = 100 тыс.штук.

    2). Теперь можно определить сколько дивидендов приходится на 1 акцию.

    30000000 р.

    3). Рассчитываем курс акций

    К.а. =  

    К.а. =  = 3000 руб.

    Вариант 9

    1. Монополия и конкуренция.

    Классификация моделей рынков по рыночной власти: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, монополии, олигополии и монопсонии. Дать характеристику каждой модели рынка. Основные черты и принципы ценообразования на рынке совершенной конкуренции. Монополия, типы монополий: естественная, искусственная. Основные недостатки монопольного рынка. Антимонопольное законодательство. Олигополия. Сговор и соперничество в олигополии. Принцип «Лидерства в ценах». Монополистическая конкуренция и её причины. Неценовая конкуренция. Монопсония: особенности ценообразования.

    1. Банки и банковский кредит.

    Ссудный капитал и ссудный процент. Процент как цена денег. Происхождение и функции банков. Кредитные и депозитные операции банков. Другие банковские операции. Срочные и бессрочные вклады. Потребительский и ипотечный кредит. Коммерческий кредит. Простой и сложный процент. Условия кредитования.

    Задача

    Банк в течении года продал кредитов на сумму 100 млн. рублей под 8% годовых. За этот же период банк привлек денежных ресурсов у частных лиц, предприятий, организаций на сумму 150 млн. рублей под 4% годовых.

    1. Определить банковскую маржу.
    2. Как изменится банковская маржа, если процент по кредитам возрастет до 10% годовых?

    Методическое указание по решению задачи.

    Коммерческий банк в течение года привлек вкладов на сумму 200 млн. рублей. Процент по вкладам составил – 6% годовых. Сумма выданных банком кредитов составила 240 млн. рублей. Процент по кредиту – 10% годовых. Определить маржу банка.

    Решение

    1). Определим сумму процентов полученных банком от выдачи кредитов.

    240 млн. руб.  0,1 = 24 млн.руб.

    2). Определим сумму процентов выплаченных банком вкладчикам.

    200 млн.руб.  0,06 = 12 млн.руб.

    3). Определим банковскую маржу.

    24 млн.руб – 12 млн.руб = 12 млн.руб.

    Ответ банк получит 12 млн. руб. прибыли.

    Вариант 10

    1. Виды предпринимательской деятельности.

    Понятие предпринимательской деятельности. Экономическое значение предпринимательства и его движущие мотивы. Российское законодательство о правовых основах деятельности фирмы. Виды предпринимательства по форме образования капитала и сфера его приложения. Типы фирм, достоинства и недостатки каждого из типов.

    1. Кредитно-денежная политика государства.

    Кредитно-денежная политика как метод макроэкономического регулирования. Цели кредитно-денежной политики и методы: изменение учетной ставки процента, изменение нормы резервирования, операции на рынке ценных бумаг.

    Задача

    Номинальный размер ВВП составил 120 млрд. Деньги совершают в среднем 5 оборотов в год. Определить количество денег, необходимых для обслуживания обмена. Как изменится масса денег, если скорость их оборота возрастет до 8 оборотов в год?

    Методическое указание по решению задачи.

    Размер ВВП произведенного в стране составил 520 млрд. рублей. Скорость оборота денег – 10 оборотов в год. Определить массу денег необходимых для обращения.

    Решение

    Масса денег необходимых для обращения определяется по формуле

    М =

    Подставляем данные задачи и находим:

    М =  = 52 млрд.руб.

    Ответ: для обращения необходимо 52 млрд. руб.

    Приложение 2

    1. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю.Буров. – Чита, 2011. – 441 с.
    2. Липсиц И.В. «Экономика» Издательство Омега 2007 г.
    3. Л.С.Тарасевич «Микроэкономика» Юрайт 2003 г.
    4. Носова С.С. «Основы экономики» Издательство Владос 2002 г.
    5. «Экономика строительной отрасли» под редакцией Н.И.Бакушевой Издательский центр Академия 2006 г.
    6. «Современная экономика» под редакцией О.Ю.Мамедова 1996 г.
    7. Соколова С.В. Основы экономики/С.В. Соколова – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 128 с.
    8. «Экономика» под редакцией А.С.Булатова 1999 г.
    9. «Курс экономической теории» под редакцией М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой.
    10. «Экономическая теория» под редакцией Л.П.Куракова.
    11. «Основы экономики» под редакцией В.Г.Слагода.
    12. Интернет – ресурсы
    13. Журналы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое пособие и задания для домашней контрольной работы по учебной дисциплине "Математика" для студентов заочного отделения специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт».

    Данное методическое пособие содержит примерный тематический план учебной дисциплины, общие рекомендации по выполнению контрольной работы, краткие теоретические сведения, необходимые для выполнения кон...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине «МАТЕМАТИКА»

    Пособие предназначено для оказания помощи студентам заочного отделения при выполнении домашней контрольной работы по математике или по элементам высшей математики. Пособие включает в себя некоторые ра...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине «МАТЕМАТИКА»

    Пособие предназначено для оказания помощи студентам заочного отделения при выполнении домашней контрольной работы по математике или по элементам высшей математики. Пособие включает в себя некоторые ра...

    Методические указания и варианты домашних контрольных работ по дисциплине Экономика организации для студентов заочного отделения

    Методические указания разработаны для самостоятельной подготовки студентов к итоговому контролю - экзамену по дисциплине, а также в помощь при выполнении домашней контрольной работы. Содержат краткий ...

    Методические указания к выполнению домашней контрольной работы специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» (заочное отделение) по дисциплине «Техническая механика»

    Методические указания предназначены для студентов специальности 23.02.01. Организация перевозок на автомобильном транспорте (заочное отделение) и разработаны согласно требованиям ФГОС третьего поколен...

    Методические указания по выполнению домашней контрольной работы и подготовке к промежуточной аттестации по ОП.08 Основы бухгалтерского учета ППССЗ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в торговле) заочная форма обучения

    Методические указания по выполнению домашних контрольных работ по ОП.08 Основы бухгалтерского учета предназначены для обучающихся заочного отделения ППССЗ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в то...

    Методические рекомендации для выполнения домашней контрольной работы по дисциплине ОП.05 Технические средства (по видам транспорта) для заочной формы обучения

    Контрольная работа для обучающихся 2 курса заочной формы, по ОП.05 Технические средства (по видам транспорта)...