Доклад на тему "Интерактивные формы проведения занятий"
статья по теме

Интерактивные методы обучения – формы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интерактивные методы обучения82 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема доклада: « Интерактивные формы проведения занятий  »

( по специальности  260807 « Технология продукции общественного питания»)

                        Лавренова Татьяна Александровна ,

преподаватель  ГБОУ СПО «Ветлужский лесоагротехнический техникум»

В условиях внедрения федерального государственного стандарта второго поколения, в основу которого положен  системно-деятельностный подход, особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий. Они способствуют целостному развитию личности обучающегося за счет активной самостоятельной, познавательной и мыслительной деятельности. Сегодня практически любой преподаватель применяет хотя бы изредка в своей деятельности интерактивные технологии обучения. Это связано, на мой взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления педагога, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках небольшого количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности обучающихся, на модернизацию активных форм обучения. Арсенал форм уроков современного педагога не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности  обучающегося, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Действительно, преподаватель в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить  обучающегося, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока. Обсуждение проблемных вопросов на занятии невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в современной жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию - это важные умения человека будущего.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1.   Пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2.   Активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие    задания);

3. Интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия обучающийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

               Одно из направлений совершенствования подготовки обучающихся  на современном этапе – введение интерактивных форм обучения. В Федеральных государственных стандартах среднего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса является широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций.

                   Интерактивные методы обучения – формы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения – развивать мышление обучаемых, вовлечение их в решение проблем, расширение и углубление знаний и одновременное развитие практических навыков и умения мыслить, размышлять, осмысливать свои действия.

                   Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, обучаемый) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели:

  • повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;
  • усиление мотивации к изучению дисциплины;
  • формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;
  • развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;
  • формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;
  • сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.

Особенности интерактивного обучения:

  1. Образовательный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся  оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучаю в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
  2. Основные методические принципы интерактивного обучения:
  • тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий;
  • всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в котором обучаемые выполняют различные ролевые функции;
  • поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;
  • выполнение на каждом занятии одним из обучающихся функции руководителя, который инициирует обсуждение учебной проблемы;
  • активное использование технических учебных средств, в том числе слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, интерактивной доски, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;
  • постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности;
  • оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;
  • интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания творческого характера) и индивидуальных способностей в групповых занятиях;
  • осуществление взаимодействия в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, поощрений (наказаний) за достигнутые результаты;
  • обучение принятию решений в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности информации.
  1. Интерактивное обучение предполагает:
  • Регулярное обновление и использование электронных учебно-методических изданий;
  • Использование для проведения учебных занятий современных мультимедийных средств обучения;

                               Виды интерактивных форм обучения:

  • Деловые и ролевые игры;
  • Психологические и иные тренинги;
  • Групповая, научная дискуссия, диспут;
  • Дебаты;
  • Кейс-метод;
  • Метод проектов;
  • Мозговой штурм;
  • Портфолио;
  • Семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);
  • Разбор конкретных ситуаций;
  • Метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп);
  • Круглые столы;
  • Проведение форумов;
  • Компьютерное моделирование и практический анализ результатов;
  • Презентации на основе современных мультимедийных средств;
  • Интерактивные лекции;
  • Лекция пресс-конференция;
  • Бинарная лекция (лекция вдвоем);
  • Лекция с заранее запланированными ошибками;
  • Проблемная лекция.

Раскроем подробнее содержание наиболее  часто применяемые  мною интерактивные  формы обучения.

Проблемная лекция - на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Метод работы в малых группах.

Групповое обсуждение кого-либо вопроса направлено на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Оптимальное количество участников - 5-7 человек. Перед обучающимися ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ.

Преподаватель может устанавливать правила проведения группового обсуждения – задавать определенные рамки обсуждения, ввести алгоритм выработки общего мнения, назначить лидера и др.

В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.

Разновидность группового обсуждения является круглый стол.

Круглый стол - общество, собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Мероприятие, как правило, на которое приглашаются эксперты и специалисты из разных сфер деятельности для обсуждения актуальных вопросов.

В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:

  • цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
  • все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);
  • все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
  • Метод «мозговой штурм» (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе задается определенная проблема для обсуждения, участники по очереди высказывают предложения. На втором этапе обсуждают высказанные предложения, возможна дискуссия. На третьем этапе группа представляет презентацию результатов по заранее определенному принципу.

Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп:

  • генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы;
  • критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях;
  • аналитики, которые привязывают выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

        Презентация на основе современных мультимедийных средств. Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции. Основной формой представления материалов для демонстрации аудитории  является презентация.

Интерактивное обучение повышает мотивацию обучающихся в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный обучающийся как индивид, а группа взаимодействующих обучающихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Таким образом, освоение учи преподавателем проблемно-поисковых методов –это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности обучающихся, а значит, интерактивного обучения.

Для развития творческих способностей преподавателю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда обучающийся  должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

         Список использованной литературы

  1. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров – М.: Издательский центр "Академия", 2004
  2. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 2007.
  3. Трайнев В.А и др. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Гардарики, 2005.
  4. Ушинский К.Д. О наглядном обучении. – И Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, – 1998г. №1 с12.
  5. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 2007г.-160с.
  6. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов: проблемы, совершенствование форм проведения"

Статья "Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов:проблемы, совершенствование форм проведения"...

"Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов: проблемы, совершенствование форм проведения"

Статья "Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов:проблемы, совершенствование форм проведения"...

ЛЕКЦИЯ по дисциплине ОП.01 ПЕДАГОГИКА для проведения занятия со студентами по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» Тема: "Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста"

Цель: ·         дать знания студентам о такой форме обучения в ДОУ, как экскурсия, её цели и задачи в организации педагогического процесса;·...

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего звена через использование активных форм проведения учебных занятий

Цель работы: обобщение и распространение педагогического опыта по применению в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий.В материалах представлен опыт работы проведения учебных...

Методика преподавания математики. Лекция – провокация как интерактивная форма проведения занятия

В работе рассмотрены преимущества применения лекции-провокации как интерактивной формы проведения занятий, приведен пример лекции по теме «Решение логарифмических уравнений»...

Проведение занятий учебной практики с использованием разнообразных форм и методов обучения.

Проведение занятий учебной практики с использованием разнообразных форм и методов обучения....

Викторина как форма проведения итогового занятия по учебной дисциплине Конституционное право (из опыта работы)

В научной статье представлен опыт организации и проведения итогового занятия в форме викторины по учебной дисциплине Конституционное право для студентов специальности 40.02.01 Право и организация соци...


 

Комментарии

Мамонова Марина Владимировна

Статья интересная, очень актуальная в настоящее время. Применение интерактивных методов позволит достичь максимальных результатов на занятиях. Единственно, не во всех учебных заведениях есть техническая возможность проводить такие занятия на высоком уровне.