Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг"«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» Специальность 080114
рабочая программа на тему

Артюшенко Светлана Владимировна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» среднего профессионального образования (СПО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marketing_b-21.doc270.59 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент общего и профессионального образования Брянской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Клинцовский текстильный техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Маркетинг

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Специальность 080114

Клинцы 2012


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» среднего профессионального образования (СПО)

Разработчик:                                                          Преподаватель экономических

                                          _____________________ дисциплин Артюшенко С.В.

Программа рекомендована предметно-цикловой методической комиссией экономических дисциплин, протокол № ___ от _____   ________ г.

Председатель ПЦК   ____________________________  Мамчич Е.Л.

Утверждаю

Зам. директора по УР КТТ

от «_______________» ____________________________ В.В.Ковалёв


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Маркетинг

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 080114 Экономика.

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать основные категории маркетинга в практической деятельности;
  • выявлять сегменты рынка;
  • проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;
  • проводить опрос потребителей;
  • определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга;
  • учитывать особенности маркетинга (по отраслям);
  • изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения;
  • оценивать поведение покупателей.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга;
  • принципы и функции маркетинга;
  • сущность стратегического планирования в маркетинге;
  • этапы жизненного цикла продукции с особенностями маркетинга (по отраслям);
  • методы маркетинговых исследований;
  • факторы маркетинговой среды;
  • критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке;
  • модель покупательского поведения;
  • стратегию разработки нового товара;
  • природу и цели товародвижения, типы посредников;
  • ценовые стратегии и методы ценообразования;
  • цели и средства маркетинговой коммуникации;
  • основы рекламной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

24

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

Раздел 1. Основы маркетинга

18

Тема 1.1. Сущность маркетинга

Маркетинг как экономическая категория. Основные понятия маркетинга. История

развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Принципы и функции маркетинга. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям)

2

1

Практические занятия Отработка маркетинговых понятий и использование основных категорий маркетинга в практической деятельности.

2

Тема 1.2. Маркетинговая информация и маркетинговое исследование

Понятие, значение и сущность маркетинговой информации. Вспомогательные системы маркетинговой информации. Первичная и вторичная информация. Методы маркетинговых исследований.

2

2

Практические занятия

4

Разработка анкеты и проведение опроса потребителей. Выполнение маркетингового исследования и анализ результатов собранной информации. Принятие маркетинговых решений.

Тема 1.3. Окружающая среда маркетинга

Понятие маркетинговой среды и ее составные части.

2

3

Практические занятия

2

Изучение и анализ контролируемых и неконтролируемых факторов маркетинговой среды, влияющих на работу фирмы с учетом особенностей маркетинга (по отраслям).

Тема 1.4. Покупательское поведение потребителей

Модель покупательского поведения. Основные характеристики покупателей. Реакция покупателей на покупку.

2

3

Практические занятия

2

Оценка поведения различных групп покупателей.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Состояния спроса и задачи маркетинга. Маркетинговые службы. Основные способы опроса. Факторы маркетинговой среды.  Факторы покупательского поведения. Процесс принятия решения о покупке.

10


1

2

3

Раздел.2. Основные стратегии маркетинга

16

Тема. 2.1. Сегментирование рынка

Понятие и роль сегментов рынка. Понятие целевого маркетинга. Способы и стратегии охвата рынка. Пути позиционирования товара на рынке.

2

1

Практические занятия

Изучение принципов сегментирования. Исследования отдельного сегмента. Отбор целевых сегментов рынка.

2

Тема. 2.2 Стратегическое планирование в маркетинге

Понятие и сущность стратегического планирования в управлении предприятием. Цель стратегического планирования. Маркетинговая программа.

2

2

Тема. 2.3. Основы товарной политики

Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции.

Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность

ассортимента и товарной номенклатуры.

2

2

Практические занятия

Решение о марке товара, упаковке. Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга.

2

Тема. 2.4. Ценообразование в маркетинге

Понятие и сущность цены. Типы рынков в зависимости от ценообразования. Цели ценообразования. Зависимость цены от спроса. Методы ценообразования. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Управление ценами: скидки и демпинг. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.

2

1

Практические занятия

Характеристика цен на конкретном товарном рынке. Определение типа рынка и выбор метода ценообразования.

4

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Принципы сегментирования. Решение о товарной марке и маркировке. Решение об упаковке товара. Ассортиментная политика. Ценовые стратегии в маркетинге.

10


1

2

3

Раздел. 3. Сбытовая функция маркетинга

14

Тема. 3.1. Организация товародвижения

Понятие товародвижения. Природа и цели товародвижения. Организация

товародвижения. Значение посредников и каналов распределения и сбыта. Функции каналов товародвижения. Классификация каналов товародвижения в зависимости от составляющих их уровней. Типы посредников.

2

2

Практические занятия

Обсуждение вопросов организации сбыта. Выбор посредников из нескольких вариантов

2

Тема. 3.2. Маркетинговые коммуникации

Понятие ФОССТИС, его составные части и средства. Маркетинговая коммуникация -основная функция ФОССТИС. Цели и средства маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, метод прямых продаж.

Имидж и фирменный стиль. Понятие «Паблик рилейшнз».

2

2

Тема. 3.3. Рекламное дело

Рекламная деятельность. Виды рекламы. Рекламный бюджет. Правила рекламы. Законодательство о рекламе Каналы и средства распространения рекламы.

2

3

Практические занятия

Разработка рекламного обращения. Создание товарного знака и логотипа.

4

Контрольная работа по разделам 1-3

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Методы и формы распространения товаров. Этапы процесса маркетинговой коммуникации. Стили рекламного обращения. Этапы процесса создания рекламы.

4


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организация и технология коммерческой деятельности и логистики»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методических пособий «Маркетинг». Технические средства обучения:

-        мультимедиапроектор.

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Голембиовский С.А. Русский маркетинг. Издат-во Ось-89, 2008.
  2. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру. Как создавать, завоевывать и удержать рынок. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  3. Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2006.

Дополнительные источники:

  1. Абрамова Г.П. Маркетинг в АПК. - М.: Колос, 2007
  2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 3-е изд./ Под общ. ред. Г.Л. Багиева. - СПб.: Питер, 2006.
  3. Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2006.
  4. Бун Л. Современный маркетинг: Зарубежный учебник. М.: изд. ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  5. Кондратьев А. Д. Маркетинг: концепции и решения. - М.: Олма-Пр. Инвест, 2008.
  6. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг - менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд. /Пер. с англ. Под науч. ред. С.Г. Жильцова. - СПб.: Питер, 2007.
  7. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник /Под ред. проф. В. А. Алексунина. - 3-е изд., - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
  8. Назимко А. Событийный маркетинг. Руководство для заказчиков и исполнителей. Изд-во: Вершина, 2007.
  9. Ющук Е. Конкурентная разведка. Маркетинг рисков и возможностей. Изд-во: Вершина, 2006.
  1.  Сюзан Дрейк, Мишель Галмен, Сара Робертс. Зажигай! Внутренний маркетинг для воодушевления сотрудников и привлечения клиентов. Изд-во: Вершина, 2006.
  1. «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.
  2. «Маркетинг и маркетинговые исследования». Научно-исследовательский журнал. Издательство: Издательский дом «Гребенников».

13.        «Практический маркетинг». Практический журнал. Издательство: ВС1
Marketing)).

Интернет - ресурсы:

  1. http://www.marketolog.ru/-маркетолог
  2. http://www.marketing.spb.ru/-энциклопедия
  3. http://www.marketingandresearch.ru/-журнал
  4. http://marketingmix.com.ua/-маркетинг


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

использовать  основные категории маркетинга в практической деятельности

тестирование

выявлять сегменты рынка

практические занятия

проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения

выполнение исследовательской работы

проводить опрос потребителей

практические занятия

определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга

практические занятия

учитывать особенности маркетинга (по отраслям)

домашние работы

изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения

выполнение исследовательской работы

оценивать поведение покупателей

индивидуальные задания

Знания:

концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга

индивидуальные задания

принципы и функции маркетинга

тестирование

сущность стратегического планирования в маркетинге

домашние работы

этапы жизненного цикла продукции с учетом особенностей маркетинга (по отраслям)

индивидуальные задания

методы маркетинговых исследований

выполнение исследовательской работы

критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке

индивидуальные задания, домашние работы

модель покупательского поведения

домашние работы

природу и цели товародвижения, типы посредников

индивидуальные задания

стратегию разработки нового товара

практические занятия

ценовые стратегии и методы ценообразования

индивидуальные задания

цели и средства маркетинговой коммуникации

домашние работы

основы рекламной деятельности

индивидуальные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 "Бухгалтерский учет" по специальности СПО 38.02.06 "Финансы"

Тематический план: Раздел I Основы бухгалтерского учетаТема 1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности и международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)Тема 1.2. К...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 "Бухгалтерский учет" по специальности СПО 38.02.05 " Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"

Тематический план:Раздел 1. Основы бухгалтерского учетаТема 1.1. Норматиное регулирование бухгалтерского учетаТема 1.2. Закон "О бухгалтерском учете"Тема 1.3. Основные нормативные акты, регулируюшие б...

2017 ОП 08 Рабочая программа год набора 2016 Организация бухгалтерского учета в банках специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ Специальность 38.02.07 Банковское дело

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Бухгалтерский учет  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) специальности 38.02.07 Банковско...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Учебная дисциплина ОП.10. Бухгалтерский учет логистических операций является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 3...