модель специалиста в условиях солидарного общества
статья на тему

положенцева наталья анатольевна

Рассматриваются аспекты современнной модели специалиста с учетом модернизациии системы профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_spetsialista.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА

Положенцева Н.А.

Старооскольский кооперативный

техникум, Старый Оскол

Основой содержания образования является обеспечение качества подготовки специалистов. В условиях солидарного общества  «качество человеческих отношений определяется степенью единства и уровнем солидарности граждан, достигнутыми в рамках существующего правового поля,  при главном условии - наличии духовного здоровья и соблюдения позитивных традиционных нравственных норм».[1]

С такими показателями как качество образования тесно связан результат обучения, который является системообразующим фактором в построении модели специалиста. Модель специалиста – это описание того, не к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какими качествами обладает.

Такая модель в техникуме называется: «Квалификационная характеристика выпускника-бухгалтера, юриста, технолога, товароведа, менеджера» и прилагается к профессиональной образовательной программе. Предложенная модель специалиста открывает возможности для проектирования и организации учебного процесса. Он позволяет:

- четко определить содержание учебного материала и цели обучения;

- обеспечить четкую преемственность учебных дисциплин;

- осуществить интеграцию дисциплин разных специальностей, интеграцию Госстандартов и требования работодателей.

Повышение требования к уровню и качеству подготовки выпускников техникума, профессиональной деятельности стимулирует поиск новых методов построения модели специалиста.

В компетентностной модели специалиста цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Компетентностный подход охватывает наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки, т.е. то, что составляет сущностные характеристики солидарного общества.[1]

Современные условия предъявляют к выпускникам новые требования. Среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных, интеллектуальных, коммуникативных, регламентирующих самоорганизующих начал.

Все чаще работодателям нужна не квалификация, которая слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции, а компетентность, в которой сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова и социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и т.д.

В последние годы все более широко обсуждаются определение и структура компетентностей специалиста вообще и специалиста экономического профиля в частности.

Для специалистов экономического профиля удобна модель, состоящая из трех групп компетентностей:

- первую составляют компетентности, являющиеся общими для современных специалистов разных профилей (их называют ключевыми, общими, социально-личностными и т.п.)

- во вторую группу включены компетентности, базовые для всех специалистов экономического профиля (общепрофессиональные, базовые и т.п.)

- компетентности третьей группы обусловлены предметной областью (специальные, предметные и т.п.).

Ядро модели выпускника любого техникума составляют ключевые компетентности:

- информационная;

- коммуникативная;

- социально-правовая;

- самосовершенствования;

- деятельности.

Для выявления  уровня достижения ключевых компетентностей у студентов выпускных групп специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет был использован метод анкетирования. По трем компетенциям (информационная, коммуникативная и социально-правовая) была разработана серия кратких утверждений, для каждого из которых студент должен выбрать один из пяти предложенных вариантов ответов: «да», «скорее да, чем нет», «затрудняюсь ответить», «скорее нет, чем да», «нет».

Анкетирование было  проведено на основе самооценки среди 50 студентов третьего курса.

Результаты анкетирования и анализ полученных данных по компонентам выделенных уровней информационной компетентности показал следующее. Большая часть студентов имеют опыт работы с различными источниками информации: с учебной литературой – 94 %, со справочной литературой – 98 % и т.д. Подавляющее большинство имеет начальные навыки работы на ПК: владеют тестовыми редакторами (98%), графическими редакторами (98%). Готовность и способность искать информацию в Интернете отметили 88% студентов, электронной почтой могут пользоваться 82 % студентов. Надежность данных результатов подтверждается доказанной готовностью бухгалтеров-выпускников  к использованию информационных технологий во время написания рефератов, курсовых работ, дневников-отчетов по производственной практике.

Выпускники-бухгалтера умеют выбирать источники информации в соответствии с поставленной задачей (86%), умеют отобрать информацию с учетом конкретной ситуации (88%), что очень важно для бухгалтеров, составить информацию из различных источников (78%), составить план, структурировать содержание (78%).

Библиотечными каталогами умеет пользоваться 76 % студентов.

Анализ результатов об умении использовать различные формы

представления информации показал, что наиболее понятная для бухгалтеров форма представления – это отчеты (74%) и это вполне естественно, бухгалтера готовят себя к будущей профессиональной деятельности, тезисы используют 60 %, составлять аннотации умеют 49 %.

Суммируя полученные результаты по всем позициям, характеризующим информационную компетентность, можно сказать, что 79 % студентов выбрали ответы «да» и «скорее да, чем нет». Они имеют опыт работы с источниками информации, готовы отобрать, сопоставить, представить информацию, владеют компьютерной грамотностью, умеют использовать информационные технологии.

На основании полученных данных можно считать, что информационная компетентность выпускников-бухгалтеров сформирована на уровне выше базового.

         Базовый уровень коммуникативной компетентности предлагает готовность вступить в общение по разным  мотивам и с разными группами людей, умение лично общаться как устно, так и письменно, готовность к работе в команде, что важно для работодателя.

Так, например, готовы вступить в общение со сверстниками 100% студентов, готовы к работе в команде 96 %.

Высокий процент показан также по следующим показателям; готовность придти на помощь – 100%, способность корректировать свое поведение в процессе общения – 90%, понимание границ общения – 96%, готовность принять мнение другого составляет только 74 %.

Однако, менее половины бухгалтеров - выпускников (46%) имеют, по их мнению, удачный опыт публичных выступлений.

Поэтому, чтобы улучшить этот показатель необходимо активнее привлекать студентов к исследовательской работе в области учета, налогов, аудита, права, проводить пердметные научно-практические конференции.

Социально-правовая компетентность предполагает, что выпускники знают государственные символы России, свои права, выполняют гражданские и общественные обязанности, соблюдают нормы и правила поведения в обществе, они готовы отстаивать свои права (гражданина, студента, потребителя и др.), способны брать на себя ответственность, участвуют в деятельности организаций.

Обратимся к результатам анкетирования. Все студенты выпускники-бухгалтера  100% знают государственные символы России. Знают права, которые предоставляет трудовое законодательство 76 % студентов.

Таким образом, анализ трех компетентностей показал, что у бухгалтеров-выпускников она сформирована на уровне выше базового.

По мере реформирования экономики России проблемы взаимодействия системы профессионального образования и российского рынка труда становится все более значимыми. Изменение структуры отечественной экономики, трансформация форм собственности, развитие новых видов экономической деятельности изменяют рынок труда. Трансформируя потребности работодателей в одном из важнейших факторов производства – рабочей силе.[2]

Современный работодатель предъявляет к работникам вполне четко сформировавшиеся требования, которые не ограничиваются компетентностью и профессионализмом. Эти качества необходимы для всех категорий работников. Также умение переобучаться, уметь работать в команде.[3]

У работодателей при подборе квалификационного персонала существует «универсальный» набор правил и требования, которые модно считать «общепринятыми» нормами при приеме на работу, то есть работодатель для себя создал определенную модель специалиста.

Практика показывает, что техникум достигает высоких результатов профессионального образования не только за счет оптимального включения в процессе подготовки специалиста внутренних ресурсов. Но в большей степени благодаря использованию потенциала различных субъектов рынков труда и образовательных услуг. А также государственных и общественных структур.

В связи с этим возникает необходимость изменения подхода к формированию профессиональной компетентности специалистов и организации деятельности на основе активного сотрудничества с социальными партнерами с целью удовлетворения требования рынков труда и образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция программы «Формирование регионального солидарного общества»  -  http://www.solidarnost31.ru

        2.Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень, М.,

        2012

        3.Техническое и профессиональное образование и обучение в  XXI веке. –  

        М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества...

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

"Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий как одно из условий подготовки компетентностного специалиста" - статья опубликована в журнале " Профессиональное образование и общество", № 2, 2014 г.

Апрель 2014 года. Принимала участие в межрегиональной научно-практической конференции "Обеспечение качества подготовки кадров в условиях модернизации экономики"....

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.

Модель подготовки специалиста включает все виды учебной, познавательной деятельности, учебные планы, программы, различные варианты связи с практической деятельностью через учебную, производствен...

Статья «Формирование региональной компетентностной модели специалиста в сфере сервиса»

laquo;Формирование региональной компетентностноймодели специалиста в сфере сервиса»...

Статья: Модели специалиста в соответствии с современными требованиями рынка труда

В педагогической науке в последние годы широко используется метод моделирования, обоснование которого дано в трудах многих ученых. Основным понятием метода является модель, что означает образ, мера, с...