ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
творческая работа учащихся на тему

Волина Галина Николаевна

Дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности.

Конвенция о правах инвалидов 13.12.2006 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuziv_gotovaya_rabota.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности.

Конвенция о правах инвалидов 13.12.2006 год

Начало Общество – сложноорганизованная динамичная система, тенденцией развития которой является общественный прогресс.

Едва сформировавшись, оно стало определять свое отношение к отдельному индивиду, и не случайно, что критерий общественного прогресса всегда включал в себя человеческий фактор.

Так, в 18 веке философ Ж.А. Кондорсе писал, что история общества – это картина бесконечных изменений, прогресса, человеческого разума.

В 19 веке немецкий философ К. Маркс считал, что человечество идет к все большему развитию производства и самого человека.

В 20 веке критерием прогресса стали считать ту степень свободы, которую может общество предоставить человеку.

На рубеже 20-21 века, все больше осознавая свою идентичность, человечество стало продвигаться в сторону обогащения своего бытия гуманистическими характеристиками.

Статья 3 Основанием такого подхода стало принятие ООН Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1944 года. 

Статья первая этого документа гласит: « Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Дальнейшие шаги были сделаны в плане защиты прав и интересов особых социальных групп - инвалидов и детей.

Слайд 4 Так, в 1994 году под эгидой ЮНЕСКО была принята Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принятые документы базируются на принципе создания «Школ для всех» Этим было положено формирование новой социальной политики в области образования, которое в дальнейшем получило название  «инклюзивное образование».

Слайд 5 13 декабря 2006 года Генеральная ассамблея ООН принимает Конвенцию о правах инвалидов, в которой записано:

«… Мировое сообщество признает, что инвалидность есть результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушение здоровья людьми и отношениями и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества. Таким образом, человек является инвалидом не только в силу имеющихся ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе…

Государства участники признают право инвалидов на образование…

При реализации этого права государства участники обеспечивают такие условия, чтобы инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания…»

Слайд 6 Россия, следуя мировой гуманистической тенденции, признает значимость и актуальность принятого документа и 4 мая 2012 года принимает ФЗ « О ратификации Конвенции - ООН о правах инвалидов».

Как и конвенция, закон направлен на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в гражданской, политической и культурной жизни общества.

Слайд 7 В соответствии с законом было принята целевая федеральная программа « Доступная среда» на 2012-2015 год для инвалидов. На нее  было выделено государством 47 млрд. рублей.

Слайд 8 С 2011 года в Российской Федерации началась реализация данной программы.

Республика Северная Осетия- Алания присоединилась к этой программе на основании приказа слайд 9( набрать) Министерства образования и науки республики от 26.08.2011 года № 436  « Об утверждении плана мероприятий по реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы в Республике Северная Осетия- Алания».

В призентации слайд10  В соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами в 2011 году было намечено проведение следующих мероприятий:

  • в ряде школ республики установить поручни и оборудовать пандусы,  отремонтировать санузлы, оборудовать  кабинеты психоэмоциональной коррекции и ЛФК;
  • в СМИ республики разместить информацию о реализации программы «Доступная среда» для детей-инвалидов;
  • в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте разработать программу «Инклюзивная педагогика»;
  • в Центре психолого-педагогической реабилитации  и коррекции «Доверие « еженедельно проводить занятия для родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
  • в Центре психологическо - педогогической реабилитации и коррекции для специалистов управлений образования г. Владикавказа и районов республики провести семинары на тему «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на дому с использованием компьютерной техники и связи»…

слайд 11 Еще до принятия Саламанкской декларации, с 70-х годов прошлого века, за рубежом началась работа по внедрению инвалидов в социальную среду. В ходе проведения этой работы было использовано несколько подходов, в том числе:

        слайд 11 - интеграция;

  • мэйнстрим;
  • инклюзив, т.е. включение.

Интеграция означает приведение потребностей детей с психологическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.

Мэйнстрим предполагает, что ученики – инвалиды общаются со сверстниками по праздникам, в различных досуговых программах.

Однако при таком подходе только незначительная группа детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями может быть полностью вовлечена в образовательную среду.

Основным ограничением также стало то, что при этом не произошло изменений в организации системы общего образования, т.е. в программах, методиках, стратегиях обучения.

При инклюзивном подходе детей не адаптируют к трудностям обучения, которые существуют в стандартной школе, а ставят задачу реформирования образовательных учреждений, так чтобы найти новые подходы к обучению с учетом особых потребностей детей с ограниченными возможностями.

Такое образование требует постоянного творческого вклада всех участников – государства и его чиновников, педагогов, родителей и самих детей.

Слайд12 Следуя общемировой тенденции, в новом Законе об образовании в Российской Федерации от 26.12.2012 г. записано: «Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Закон предусматривает, что в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение общества ко всем детям, но при этом создает особые условия для тех, кто имеют особые образовательные потребности.

Разработчики закона исходили из того, что не дети терпят неудачу. А система исключает детей, и поэтому инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Слайд 13 В Северной Осетии государственная программа «Доступная среда» действует с 2011 года, Правительство РФ совместно с Правительством
РСО-Алания выделили денежные средства для реализации программы:

федеральный бюджет – 13 549,1 тыс. руб.

республиканский бюджет – 13 486,1 тыс. руб.

муниципальные бюджеты - 5 961,8 тыс. руб.

слайд 14 Создан Республиканский ресурсный центр по развитию инклюзивного образования при СОРИПКРО. Он координирует усилия педагогов, родителей, представителей разных ведомств, которые занимаются проблемами инклюзивного образования.

В настоящее время он эффективно осуществляет методическое сопровождение и консультативную помощь педагогам и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.

С 2011 по 2013 гг. прошли переподготовку 150 педагогических работников, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья как в республике так и за ее пределами .

Создана республиканская база данных о детях с ограниченными возможностями здоровья. По результатам мониторинга в 2013 году в общеобразовательных учреждениях республики обучается 1406 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.

Слайд 15 выставить анкету На сегодняшний день в программу инклюзивного образования включены 10 общеобразовательных учреждения так же Государственные бюджетные образовательные учреждения среднего профессионального образования:

Владикавказский электронный колледж;

Владикавказский торгово-экономический техникум.

В нём обучается 13 детей-инвалидов. Анкетирование, проведённое мной среди этой группы учащихся, показало:

  • процесс адаптации у большинства опрошенных прошёл успешно;
  • особых трудностей в освоении учебного материала нет;
  • взаимоотношения с преподавателями доверительные, а с однокурсниками ровные, доброжелательные.

Первым в республике общеобразовательным учебным заведением, в котором была введена совместная программа министерства образования и науки Северной Осетии и детского фонда «ЮНИСЕФ» «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями стало общеобразовательная школа-интернат города Владикавказа. Работа началась 6 лет назад с создания коррекционного класса, в котором было, на момент открытия, 3-ое учеников. Директор школы-интерната Нина Течиева на момент открытия инклюзивных классов понимала опасения родителей детей с ограниченными возможностями отдавать детей в обычную школу.

Но постепенно дети и родители, благодаря коллективу школы, Министерству образования и науки, Северо-Осетинскому республиканскому институту повышения квалификации работников образования адаптировались к новым условиям.

Сегодня в школе интернате с первого по пятый класс обучаются 25 детей. Это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения и слуха.

 16 слайд  в наушниках дети Здесь восемь инклюзивных классов,. Есть специальный коррекционный подготовительный класс, в котором в настоящее время обучается 7 человек. После прохождения первого года обучения из этого класса, решением педагогического совета детей переводят в обычный класс. 17 слайд призентация Галины Николаевны Решена техническая сторона - на входе установлен пандус, в самом здании лифт, туалетные комнаты оснащены всем необходимым для инвалидов оборудованием. В школе-интернате работает театральная и музыкальная студия, дети подготовили и с успехом показывают спектакль «Маша и Медведь» 18(слайд две фото). Спектакль был впервые показан в рамках республиканского семинара для слушателей курсов повышения квалификации, Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования.  

 19 слайд фото девочки Участница музыкальной студии А. Кантиева стала недавно победителем международного парамузыкального фестиваля в Москве.

В настоящее время школа-интернат стала базой, на которой проходят обучающие семинары преподавателей инклюзивного обучения.

20 слайд Эстафету школы-интерната приняла школа №43.

Первой в эту школу привела своих двух близнецов Залина Дудуева.

После долгих и неудачных попыток записать своих детей, страдающих аутизмом, в обычную школу она обратилась в школу №43, которая к тому времени подключилась к государственной программе «Доступная среда». Директор школы Аида Кесаева решила адаптировать близнецов в коллектив обычных детей. Мама и директор школы приложили все усилия для того, чтобы обычные дети встретили и начали общаться с этими ребятами, как с равными. Результаты превзошли все ожидания: близнецы с удовольствием ходили в школу, а с некоторыми одноклассниками установили тесные дружеские отношения.

Эксперимент удался, так считают директор Аида Кесаева и мама близнецов.

Сегодня в школе учатся дети с диагнозом аутизм, слабовидящие, слабослышащие и страдающие разными формами ДЦП. У них свой график, они могут выбирать предметы по своему вкусу, в основном это музыка, литература, рисование, история, физкультура.(слайд)

В классе обязательно работает с основным педагогом еще один педагог - тьютер. Слайд 21 (Г Н) Его задача помогать школьникам во время учебного процесса индивидуально.

22 слайд с шариками дети фото Конечно, у родителей были опасения по адаптации детей к режиму обычной школы, они боялись, что ребята не смогут правильно вести себя в коллективе, а здоровые ребята не поймут и не примут их. Теперь, когда прошло время, все опасения и родителей, и преподавателей рассеялись. Педагоги и психологи, работающие с этими детьми, утверждают, что главное в инклюзивном образовании не в получении академических знаний, а в социализации. Причем это касается не только больных детей, но и здоровых.

Научить детей сострадать чужой боли, видеть ее и помогать ближнему означает сформировать здоровую нацию не только физически, но и нравственно.

Слайд 23 Уже два года в городе Владикавказ при детском саде №88 работает две инклюзивные группы кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями. Это дети с синдромом Дауна, умственной отсталостью, с задержкой психо - речевого развития и ранним детским аутизмом. Администрация города Владикавказ так же проявила заботу и внимание к таким детям и их семьям. В детском саду проведен ремонт, а группы оборудованы специализированным оборудованием, необходимым для коррекции здоровья детей. По решению главы города С. Дзантиева, были выделены средства для оплаты педагогов- психологов, сурдопедогогов, учителей- дефектологов.

Время проведения детей в коррекционных классах детского сада три часа.

Заведующая детским садом №88 Элла Абоева надеется, что со временем количество детей в этих группах будет уменьшаться в зависимости от того, насколько быстро будет проходить динамика развития, что позволит детям постепенно переходить в обычные группы.

24 слайд В коррекционных группах дети занимаются с отдельным педагогом по специальной программе, которая предполагает развитие пальчиковой динамики, использование метода Зайцева, а также обучаются по специальной индивидуальной методике по музыке и рисованию.

25 слайд  Во Владикавказе по инициативе Общественной организации « Союз театральных деятелей РСО - Алании» создана детская театральная студия « Театральная неотложка». Ее целью является включение детей с ограниченными возможностями в общество посредством театрального искусства.

В данном проекте задействованы известный в Осетии режиссер и актер, являющейся также автором детских песен для спектаклей инклюзивного театра, Андрей Кокоев.. Ценные рекомендации актерам и детям – участникам проекта – на протяжении всего постановочного процесса, а затем и выступлений дает коррекционный психолог  и сурдолог из Бесланского медицинского центра Марина Абуталипова. Именно помощь чуткого профессионала позволила добиться пока еще маленьких, но уже уверенных побед в реализации этой программы. Маленькие артисты под руководством Андрея Кокоева подготовили уже два спектакля «Любопытный слоненок» (Дж. Р. Киплинг) и «Джонни Яблочное Зернышко» (по мотивам американской народной сказки).

Особенностью данного проекта является его интерактивность. Зрители сами становятся участниками представления, детям раздают простые роли, их просят проговаривать вместе с артистами тексты героев и петь веселые песни.

Уникальность данной формы работы с детьми с ограниченными возможностями еще и в том, что театр можно вызвать на дом. Артисты всегда придут туда, где их героев уже давно ждут.

Я считаю, что для детей слабослышащих, глухих очень важно чтобы видны были эмоции и та форма, которую предложила Театральная неотложка для этого подходит.

Республиканский ресурсный центр интегративного (инклюзивного образования) открыл летний лагерь «Другая жизнь» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Лагерь располагается в республиканском детском лечебно - реабилитационном центре «Тамиск». В первом потоке – дети восьми-десяти лет, а во втором – четырех- шести лет.

В лагере будут проводиться занятия по музыке, физкультуре и рисованию.

Главная задача лагеря – это улучшение самочувствия ребят, с этой целью приглашают лучших педиатров республики и специалистов-психологов.

Как отметила председатель Ассоциации родителей детей-инвалидов «Мир» Залина Дудуева, инклюзивный лагерь помогает консолидировать действия и родителей, и специалистов для реализации долгосрочной программы лечения и реабилитации   детей с ограниченными возможностями здоровья. 

26 слайд 14 марта 2014 года в Республике Северная Осетия-Алания открылась «Неделя инклюзивного образования», инициатором проведения которой стал Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования при поддержке министерства образования и науки и РИПКРО Республики. Начало было положено презентацией музыкального клипа  . которого стали представители медиа группы «Ярче»   Сергей Саутиев и Артур Албегов. Участники клипа – дети, преподаватели, родители ,представители администрации местного самоуправления, руководители министерства образования и науки республики. В рамках недели проходил показ и обсуждение документальных фильмов, посвященных развитию инклюзивного образованию, посещение школы интерната номер 4. При Министерстве образования и науки состоялась встреча сотрудников министерства с родителями детей инвалидов для неформального обмена мнениями.

В настоящее время каждый гражданин нашей страны может выбирать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее удобны и  приемлемы. Одна из таких форм – интегрированная форма обучения, являющаяся сегодня ведущей тенденцией государственной политики образования большинства стран мира. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 годах.  В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации  появилась школа инклюзивного образования « Ковчег», которая стала базовой в программе инклюзивного образования в России.

 Эта форма образования активно внедряется и в Республике Северная Осетия – Алания.

 Мой анализ работы  школы интернат, школы № 43, детского сада № 88 показал, что инклюзивное образование успешно освоено и в нашей республике. Страх и неуверенность, которые испытывали родители и преподаватели ушел в прошлое. В прошлом и остались дискриминационные воззрения на невозможность совместного обучения здоровых и больных детей. Время и результаты доказали, что инклюзивное образование эффективно с точки зрения социального эксперимента так как нравственно обогащает тех, кто окружает вниманием и поддержкой больных детей. Эффективно это и с точки зрения рентабельности самой системы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как способ организации инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в системе начального профессионального образования на примере индивидуального образовательного маршрута в "Колледже "ПетроСтройСервисе"....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ЦВЕТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»

В данной статье описывается как организовать внеурочную деятельность для детей с ОВЗ на примере кружка "Цветочная фантазия" на базе ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий"...

ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.

Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...

Движение «Абилимпикс» в Республике Северная Осетия-Алания как средство успешной социализации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья

В системе профессионального образования РСО-А сейчас учится свыше ста ребят с ограниченными возможностями здоровья. Они находятся в авангарде современных новаций, ведь ежедневная борьба с самим собой ...

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможно...

Линейка, посвященная памяти погибшим, детям и взрослым, во время террористического акта в городе Беслан республики Северная Осетия.

То, что произошло с 1 по 3 сентября, не поддаётся ни какому описанию. Трагедия и горе. Оно разлито в Беслане на каждом шагу. Именно в этот день, 3 сентября, в 13 часов 5 минут в бе...

Переподготовка и дополнительное образование по вопросам инклюзивного образования

Переподготовка и дополнительное образование для работников социальной сферы по вопросам инклюзивного образования, доступной среды, ассистивных технологий.В рамках курсов повышения квалификации рассмат...