Доклад на тему "Инклюзивное образование - образование без барьеров"
методическая разработка

Инклюзивное образование - образование без барьеров

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «ТУЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Доклад

на тему:

«Инклюзивное образование - образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении»

Малышкина Вера Ивановна

мастер производственного обучения

Тула, 2020


Российской Федерацией приняты и ратифицированы основополагающие документы: конвенция по правам инвалидов и утвержденная Президентом национальная стратегия действий в отношении детей. Эти документы задают очень высокую планку для нас в организации работы с детьми-инвалидами и имеющими отклонения в здоровье.

Сформулированный в старом Законе «Об образовании» вопрос уже не соответствует этим документам. Поэтому вступивший в силу с 01.01.2013 г. «Закон об образовании в РФ» четко определил  новые важные понятия, связанные с возможностью получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»):

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

23) индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

27) инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Кроме этого, п. 5 ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» гласит:

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы в России все чаще стали говорить об инклюзивном образовании, которое исключает любое дискриминирующее отношение к детям, но при этом формирует особенные условия для детей, имеющих особые потребности в образовании. Цель инклюзии - вселить в детей смелость, вдохновение, решительность, воспитать в окружающих чувства сопереживания, этику гуманизма... Люди должны принять особенных детей такими, какие они есть, выйти за пределы стереотипов, искусственно созданных обществом рамок.
У образования нет и не может быть границ: чем больше человек узнает, тем больше у него возможностей к развитию. Образование выше всех существующих барьеров, ведь именно оно способствует их преодолению.

А как организовать социально-образовательную среду в школе? И возможно ли это в наших условиях?

Итак, наши стартовые условия.

Школа находится в центральной части города, которая  традиционно заселяется семьями, находящимися в сложном социально-экономическом положении: у них низкий уровень образования и дохода, среди них много лиц, не имеющих профессии, полной семьи, собственного жилья, постоянной или даже временной работы.

Острота социально-психологической и культурно-языковой проблем привела к необходимости изменения организационно-педагогических условий обучения этих детей, т.к. в рамках традиционной классно-урочной системы осуществлять это эффективно было крайне затруднительно.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение в школе будут обеспечивать педагог - психолог, учитель-логопед, медицинский работник. Образовательный процесс вести 13 педагогов. Организационную поддержку данной работы будет осуществлять администрация школы совместно с социально-психолого-педагогическим консилиумом. Совет по внедрению инклюзивного образования будет принимать решения по экстренным проблемам, возникающим в ходе работы.

Думаю, что невозможно представить данную работу без поддержки управляющего совета и активного участия родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, которые поддерживают идею совместного обучения и были заинтересованы в повышении своего общего образовательного и культурного уровней.

В настоящее время создаются организационно-педагогические условия для внедрения инклюзивного образования, а именно:

Адаптивная образовательная среда, обеспечивающая полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • устранение архитектурных барьеров (устройство пандусов на основном и запасном выходах и входах в школу), благоустройство входа (установка тепловой завесы), ресурсное обеспечение (создание тренажерного зала, пополнение спортивного инвентаря и оборудования, реорганизация библиотек в информационно-библиотечный центр);
  • разработка индивидуальных образовательных программ и планов;
  • изменение методических приемов;

Организация системы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями.

Функции сопровождения возложены на социально-психолого-педагогический консилиум, который участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, отслеживает динамику развития ребенка, оценивает успешность в освоении программ.

На каждого ученика, включенного в данную деятельность, будет составлен психологический паспорт, который содержит весь диагностический материал, протокол первичного обследования, характеристику ребенка, составляемую учителем, рекомендации для педагога и родителей, индивидуальный план психологических занятий, дневник динамического наблюдения.

Изменения методов и организационных форм обучения детей с ОВЗ.

В педагогических технологиях, которые используются в инклюзивном образовательном процессе, наиболее эффективными являются следующие:

  • проблемно-поисковый метод, основанный на интенсификации социального взаимодействия, позволил перейти от системы, в центре которой находится учитель, к системе, ориентированной на обучающегося.

Считаем важным круговое расположение учебных мест в группе, подбор стимулирующего раздаточного материала, выбор интересного задания для участников группы, применение индивидуальных критериев к заданию и оцениванию результатов учебной деятельности - основные пути технологии сотрудничества при использовании проблемно-поискового метода. Таким образом, качественно новая форма сотрудничества в инклюзивном классе - сотрудничество не только по линии «взрослый - ребенок», но и по линии «ребенок - ребенок». Думаю, что это обеспечит развитие и здорового ребенка, и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Формы коррекционно-развивающей работы будут организованы по признаку включения коррекционной помощи ребенку непосредственно в структуру урочных учебных занятий или включения ее в режим внеурочной деятельности.  

При таком подходе оценочная деятельность учителя предполагает не оценку результатов учебной работы ребенка, а оценку качества самой работы. Основанием для оценки процесса, а в последующем и результатов обучения обучающихся, является критерий относительной успешности, т.е. сравнение сегодняшних достижений обучающегося с теми, которые характеризовали его вчера.

Эффективной формой является совместная поэтапная работа специалистов и родителей в рамках школьного консилиума. Организационная форма сотрудничества закрепляется в индивидуальной программе обучения, в которой всеми специалистами школы прописываются те реальные действия, которые осуществляются каждым из них для достижения единой цели обучения и воспитания конкретного обучающегося. Индивидуальная программа обучения утверждается на заседании консилиума школы, ее исполнение является обязательным для всех участников образовательного процесса, включая родителей.

Научно-методическая поддержка педагогов, которая осуществляется в следующих образовательных формах:

  • курсы повышения квалификации;
  • обучающие семинары для педагогов и руководителей:
  • совместная разработка методических рекомендаций по вопросам организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
  • проблемно-творческие группы по отдельным образовательным направлениям («Интерактивная доска как ресурс повышения эффективности образования»).

Практика других регионов показала, что изменение организационно-педагогических условий обучения обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении возможно только при повышении квалификации и обучении на рабочем месте всего педагогического коллектива учреждения.

Внедрение инклюзивного образования в ОУ позволит создать организационно-педагогические условия, а именно:

  • разработать и внедрить в практику нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования;
  • разработать и апробировать комплексную диагностику нарушений психофизического развития обучающихся подросткового;
  • обосновать и экспериментально проверить этапы, содержание, формы и методы инклюзивных подходов в обучении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На тему: Современное образование проблемы и пути решения .

ДокладНа тему:Современное образование проблемы и пути решения  ....

Доклад: Личностно ориентированное образование

Содержание     Введение:1. Феномен личностно ориентированного развивающего обучения 2. Принципы построения личностно ориентированной системы обучения 3. Технология личностно о...

Всероссийский фестиваль профессионального мастерства работников образования "Образование и современность 2020"

Всероссийский фестиваль профессионального мастерства работников образования "Образование и современность 2020"...

Доклад «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика».

Тема моего доклада: «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика». В настоящий момент Россия движется к радикальным изменениям в образовательной и социок...

Доклад на тему «Качество образования как основной показатель работы образовательной организации».

  Качество образования, включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоцио...

Доклад «Значение дополнительного образования в образовательных учреждениях.»

Доклад              «Значение дополнительного образования в образовательных учреждениях.»...