Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.
статья

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования

 

Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможностями. В настоящее время подавляющее большинство стран активно ведут работы в области обустройства без барьерных условий для людей с ограниченными возможностями. Россия не является исключением.

Одна из важнейших задач государства – реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования наравне со всеми. Данный тезис прописан в Федеральном законе «Об образовании в РФ» [2], а также в Конвенции «О правах инвалидов» [1]. Решению этой задачи и призвано помочь инклюзивное образование. Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» под «инклюзивным образованием» понимается «...обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с четом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

 В условиях реализации ФГОС и программы «Доступная среда» [3] в РФ были сделаны попытки построения доступного пространства для данной категории детей. В Российской Федерации осуществляется реализация проекта «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями». В результате в некоторых регионах были созданы экспериментальные площадки по инклюзивному обучению обучающихся с особыми образовательными потребностями.

ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П.Байкузова» является одним из первых участников в республике в системе среднего профессионального образования по реализации мероприятий  государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".

Доступная среда - это совокупность условий и требований, прежде всего, к создаваемой человеком окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная иинженерная инфраструктура), и информационной среде, позволяющей беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию.

 В 2014-2015 гг. в здании техникума и общежития были  проведены ремонтные работы:  установлены пандусы, поручни, подъемные устройства, адаптированы санитарно-гигиенические помещения и территория, прилегающая к учебно-производственному комплексу и общежитию. В соответствии с нормами доступности, произведено расширение дверных проемов во всех помещениях, установлена система автоматического открывания парадного входа, произведено оснащение образовательного учреждения специальным компьютерным оборудованием.

В общежитии также адаптированы комнаты с соответствующей мебелью и специализированным санитарным узлом.

Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если  окружающая  среда  будет  абсолютно доступна  для  инвалида,  он  сможет пользоваться важными жизненными благами наравне  со  всеми.

Главная задача деятельности нашего техникума по созданию безбарьерной среды  - обеспечение права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение профессии,  качественного образования,  полноценное участие в общественной жизни.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Поэтому, мы - педагоги, обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом [6]

Верится, что государственная программа «Доступная среда» будет способствовать как созданию безбарьерной  среды для детей-инвалидов, так и их полноценной интеграции в жизнь общества.

Литература:

 1. Конвенция «О правах инвалидов», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 и вступившая в силу 03.05.2008 (ратифицирована РФ 25.09.2012)

 2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.1992 (в ред. от 03.08.2018, с измен. и доп. вступающими в силу с 01.01.2019)

3. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 об утверждении государственной программы «Доступная среда на 2011- 2020 годы»

4.  Педагогика: учебник/Г.М.Коджаспирова. - М: КНОРУС, 2010. -744 с.

5. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377. — URL https://moluch.ru/archive/45/5498/ (дата обращения: 05.10.2018)

6. Портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ – режим доступа - https://www.spo.wil.ru/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_inklyuzivnogo_obrazovaniya_do_31_oktyabrya.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

       Чугунова Светлана Николаевна,

 ГБУ ПО РМ «РЖПТ им.А.П.Байкузова»,

преподаватель, г.Рузаевка, Республика Мордовия

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования

Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможностями. В настоящее время подавляющее большинство стран активно ведут работы в области обустройства без барьерных условий для людей с ограниченными возможностями. Россия не является исключением.

Одна из важнейших задач государства – реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования наравне со всеми. Данный тезис прописан в Федеральном законе «Об образовании в РФ» [2], а также в Конвенции «О правах инвалидов» [1]. Решению этой задачи и призвано помочь инклюзивное образование. Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» под «инклюзивным образованием» понимается «...обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с четом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

 В условиях реализации ФГОС и программы «Доступная среда» [3] в РФ были сделаны попытки построения доступного пространства для данной категории детей. В Российской Федерации осуществляется реализация проекта «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями». В результате в некоторых регионах были созданы экспериментальные площадки по инклюзивному обучению обучающихся с особыми образовательными потребностями.

ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П.Байкузова» является одним из первых участников в республике в системе среднего профессионального образования по реализации мероприятий  государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".

Доступная среда - это совокупность условий и требований, прежде всего, к создаваемой человеком окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная иинженерная инфраструктура), и информационной среде, позволяющей беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию.

 В 2014-2015 гг. в здании техникума и общежития были  проведены ремонтные работы:  установлены пандусы, поручни, подъемные устройства, адаптированы санитарно-гигиенические помещения и территория, прилегающая к учебно-производственному комплексу и общежитию. В соответствии с нормами доступности, произведено расширение дверных проемов во всех помещениях, установлена система автоматического открывания парадного входа, произведено оснащение образовательного учреждения специальным компьютерным оборудованием.

В общежитии также адаптированы комнаты с соответствующей мебелью и специализированным санитарным узлом.

Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если  окружающая  среда  будет  абсолютно доступна  для  инвалида,  он  сможет пользоваться важными жизненными благами наравне  со  всеми.

Главная задача деятельности нашего техникума по созданию безбарьерной среды  - обеспечение права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение профессии,  качественного образования,  полноценное участие в общественной жизни.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Поэтому, мы - педагоги, обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом [6]

Верится, что государственная программа «Доступная среда» будет способствовать как созданию безбарьерной  среды для детей-инвалидов, так и их полноценной интеграции в жизнь общества.

Литература:

 1. Конвенция «О правах инвалидов», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 и вступившая в силу 03.05.2008 (ратифицирована РФ 25.09.2012)

 2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.1992 (в ред. от 03.08.2018, с измен. и доп. вступающими в силу с 01.01.2019)

3. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 об утверждении государственной программы «Доступная среда на 2011- 2020 годы»

4.  Педагогика: учебник/Г.М.Коджаспирова. - М: КНОРУС, 2010. -744 с.

5. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377. — URL https://moluch.ru/archive/45/5498/ (дата обращения: 05.10.2018)

6. Портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ – режим доступа - https://www.spo.wil.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной внеаудиторной работы с обучающимися в системе профессионального образования (методические рекомендации)

Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразовани­ем, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи. И начинается о...

Значение исторического подхода в модернизации системы профессионального образования.

Исторический опыт создания универсального учебного  заведания в системе нпо и спо....

«Организация системы профилактики в системе профессионального образования"

Краткий обзор мероприятий входящих в основую работу социального педагога по профилактите асоциальных явлений....

Инклюзивное образование в системе колледжа

Начиная с 2011 года в России реализуется программа "Доступная среда".Доступная среда - это создание совместными усилиями условий для интеграции в общественную жизнь инвалидов.В нашем обществе существу...

Новые стандарты - новые возможности в системе профессионального образования.

В статье рассмотрен вопрос о положительном влиянии на процесс обучения введения Федеральных образовательных стандартов в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дуальная система обучения - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в колледже и практическое обучение на производственном предприятии....

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. В настоящее время педагогические коллективы образовательных учреждений ин...