«Организация системы профилактики в системе профессионального образования"
учебно-методический материал на тему
Краткий обзор мероприятий входящих в основую работу социального педагога по профилактите асоциальных явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Люберецкий техникум имени героя Советского Союза лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина»
Доклад
«Организация системы профилактики в системе
профессионального образования»
Подготовила:
социальный педагог
Двухименная О.А.
2016 г.
«Организация системы профилактики в системе профессионального образования»
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности.
Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста.
Организация системы профилактики в образовательном учреждение правонарушений несовершеннолетних предполагает осмысление таких нормативно-правовых составляющих, как девиантное поведение и установление причинно-следственных связей между данными явлениями.
В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
В качестве распространенных элементов структуры отклоняющегося поведения можно выделить:
• поступки, связанные с нарушением подростками норм права;
• поступки, связанные с невыполнением подростками своих основных социальных обязанностей;
• поступки, связанные с нарушением Уголовного кодекса.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 г.Ярославля наряду с семьёй является одним из основных институтов социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению, т.е. социализацию ребёнка.
Зачастую социальная дезадаптация несовершеннолетних проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения (изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки) и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации социальных установок, аддиктивном (зависимом от вредных привычек) поведении.
Дезадаптация может иметь следующие стадии:
Стадии дезадаптации | Формы девиантного поведения |
Учебная декомпенсация | Неподчинение детей, критика действий взрослых Отрицательное отношение к учёбе Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений |
Школьная дезадаптация | Нарушение правил поведения в школе срывы уроков Прогулы, отказ от выполнения заданий Курение Грубость, сквернословие |
Социальная дезадаптация | Хулиганство, раннее начало половой жизни, драки, нанесение телесных повреждений, употребление алкоголя, пьянство, унижение других, проба наркотиков, токсикомания, побеги из дома |
Криминализация среды | Следование воровским законам Воровство Вымогательство, рэкет, шантаж Употребление наркотиков |
Тем самым профилактическая работа в образовательном учреждении носит комплексный характер и представляет собой процесс помощи обучающемуся, связанный с устранением десоциализирующих влияний со стороны ближайшего окружения, вызывающих конкретный вид отклонений в его поведении, процесс помощи учащимся основывается на следующих принципах:
- Системности, согласованности взаимодействия социальных организаций, ведомственных органов и образовательного учреждения;
- Дифференцированность, или адресность, специализированность целей, задач, форм и методов коррекционной работы (младшие школьники, старшие подростки, дети из неблагополучных семей, неуспевающие школьники, дети склонные к побегам из дома и бродяжничеству, и т.д.);
Сравнительный анализ правонарушений социального паспорта школы, информации КДН и ЗП, ОДН, бесед с подростками, показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
По данным социального паспорта ОУ уровень правонарушений в нашей школе не снижается, но снижается средний возраст несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете (данные за последние три года представлены в таблице 1).
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.
Таким образом, планомерной комплексной профилактической работой в образовательном учреждении должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности таких как:
- правовая защита и правовой всеобуч;
- педагогическая поддержка;
- социальная помощь;
- психологическое сопровождение индивидуального развития;
- обучение навыкам социальной компетентности.
Особенности комплексного сопровождения ребенка:
- сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов в данной деятельности;
- междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий специалистов из различных ведомств и служб;
- широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, прерывание процесса его дезадаптации, аддиктивного и противоправного поведения, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
- использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и социального развития.
На наш взгляд видение модели сопровождения, несовершеннолетних в образовательном учреждении, которая включает два уровня взаимодействия:
1. Уровень органов муниципальных образований (город, район);
2. Уровень образовательного учреждения.
Осуществлять взаимодействие и координацию действий субъектов профилактики могут социально – психологическая служба, Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоящий из представителей различных органов, служб, ведомств, специалистов.
Цель системы профилактики несовершеннолетних - создание условий для предотвращения (минимизации) факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно-ориентированное воспитание, построение и реализацию моделей комплексного сопровождения детей «группы риска» на основе партнёрского взаимодействия всех субъектов системы профилактики.
Данная деятельность предусматривает реализацию следующих направлений системы профилактики:
- выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице (совершающих побеги из дома), имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
- проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса;
- обучение школьников навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);
- организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности.
Для решения задач, определенных в решении проблемы правонарушений среди несовершеннолетних, педагогически работниками и специалистами МОУ СОШ №13 была разработана структурно-функциональная схема (см. ниже).
Принятие решений
Вместе с тем в работе с обучающимися социального риска актуальным становится не столько знание общих подходов и закономерностей девиантного поведения обучающихся, сколько возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного ребёнка, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальной профилактической работы.
Перспективы развития профилактической работы
Воспитательная и профилактическая работа школы №13 находится в состоянии постоянного совершенствования. Её открытость свидетельствует о постоянной готовности ответить на любое событие в жизни образовательного учреждения, запросы, предъявляемые к системе образования государством и обществом. В связи с этим приоритетами работы школы будут:
1) по взаимодействию с обучающимися:
- повышение социальной активности учащихся через интеграцию учебного и воспитательного процессов, широкое внедрение современных технологий в работу школы;
- создание единой информационной базы об учащихся и их семьях;
- учет профильной подготовки учащихся старших классов в профилактической работе школы;
- создание адаптивной воспитательной среды для разных категорий учащихся;
- усиление взаимодействия с партнерами школы по профилактической и воспитательной работе.
2) по работе с классными руководителями:
- повышение качества работы методического объединения классных руководителей в ходе обсуждения разных проблем в профилактической работе;
- повышение эфективности воспитательного воздействия;
- отработка новых моделей профилактических технологий;
- унификация документооборота по воспитательной и профилактической работе школы на основе федеральных, региональных законов и программ, методических рекомендаций.
3) по работе с семьей:
- систематическое проведение психолого-педагогического лектория для родителей учащихся школы с привлечением соответствующих специалистов в этой области;
- организация единого непрерывного педагогического взаимодействия семья - школа - ученик.
Целенаправленная и системная деятельность, основанная на положительном взаимодействие с субъектами профилактики ОУ, ведет к снижению показателей и купированию рисков возникновения правонарушений среди и в отношении несовершеннолетних. Образовательной учреждение располагает достаточными ресурсами, создает социально-педагогические условия, находится в постоянном поиске расширения банка методов и технологий в области профилактики правонарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/06/picture-278693-1375814998.jpg)
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья для участия в Межрегиональной научно-пратической конференции " Гражданское и патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/02/picture-271691-1372710258.jpg)
Планирование (факультатив - оздоровительные системы) для групп начального профессионального образования.
Планирование (факультатив - оздоровительные системы) для групп начального профессионального образования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-907932-1490687905.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего профессионального образования по специальности Земельно-имущественные отношения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/14/picture-958840-1507976357.jpg)
Организация самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования.
В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы студентов и основные факторы, способствующие ее активизации. Анализируются методологические подходы к организации самостоят...
О реализации проекта, направленного на обсуждение актуальных направлений и перспектив совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России в системе общего и среднего профессионального образования
В статье рассматривается ход выполнения проекта по исследованию вопросов совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/23/picture-1280456-1606139942.jpg)
Статья для НПК - XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (онлайн-конференция на платформе ZOOM ) «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» (ноябрь 2020г.)
Статья Тема:ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БАЗОВОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА им. Э.Р. РАДНАЕВА.Социальный заказ на компетентных медицинских...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/10/picture-1161850-1568132469.jpg)
Методическая разработка практического занятия Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело
Орган слуха - у человека он парный – позволяет воспринимать и анализировать все многообразие звуков внешнего мира. Благодаря слуху человек не только различает звуки, распознает их характер...