Организация самостоятельной внеаудиторной работы с обучающимися в системе профессионального образования (методические рекомендации)
учебно-методический материал на тему

Титова Галина Викторовна

Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразовани­ем, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи. И начинается она с рекомендаций, как учиться, что­бы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно при­носило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodi_chka.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХМАО-ЮГРЫ

БУ СПО «СОВЕТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Организация

самостоятельной внеаудиторной работы с обучающимися в системе профессионального образования

(методические рекомендации)

Титова Галина Викторовна – преподаватель истории и обществознания

г. Советский

2011г.

СОДЕРЖАНИЕ:

     Введение.

  1. Внеаудиторная работа  как компонент

самореализации обучающихся.

  1. Практикум. Лабораторно – практические занятия.
  2. Подготовка к семинару.
  3. Реферат.
  4. Подготовка к отчетности (зачет, экзамен).
  5. Подготовка к исследовательской работе.
  6. Заключение.
  7. Приложения.
  8. Список использованной литературы.

Введение.
Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразованием, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи. И начинается она с рекомендаций, как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.
Такую помощь могут оказать   преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного  поколения обучающихся.

Оценивание результатов самостоятельной работы обучающихся может проходить по рейтинговой системе, что позволит им автоматически получить «зачет» по предмету, успешно подготовиться к экзамену.
Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мастерства, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с обучающимся, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.
Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности.

Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит прежде всего о создании положительно-эмоционального отношения у обучающихся к предмету, к себе и к своей деятельности.
Далее, на
втором этапе, преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивая условия для адекватной самооценки   в ходе процесса обучения на основе самоконтроля и самокоррекции.
На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для самостоятельной познавательности обучающихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально-дифференцированную работу с обучающимся с учетом его знаний, умений, способов мышления.

1.Внеаудиторная работа как компонент самореализации обучающихся.

Уходит в прошлое основная задача образования, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, формирование у обучающихся научной картины мира. На смену приходит новая функция  – быть субъектом преобразования общества, способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности, воспитанию творческой индивидуальности.

Образование личности рассматривается как ее становление. Основой образования становятся новые ценности, в том числе саморазвитие.  
Под самореализацией в педагогике понимается осуществление себя, обнаружение и, вследствие этого, развитие своих возможностей: предъявление и обогащение смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра потребностей, углубление вкусов, усиление свободы индивидуального развития и творчества и пр. (Л.Н. Куликова).

 К сожалению, большая часть обучающихся не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для обучающегося естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.
Самореализацию, как реализацию ценностей, нельзя рассматривать без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному, или им руководят эгоистические побуждения.

Если самореализацию рассматривать как осуществление смысла, который человек находит во внешнем мире, то одним условием самореализации является конструктивное общение преподавателей и обучающихся на базе сотрудничества, эмпатийное взаимодействие.  

Внеаудиторная деятельность представляет большие возможности для самореализации. Это участие в работе творческих и научных объединений, клубов, конкурсах, акциях и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение обучающихся и преподавателей, происходит культурное обогащение и духовное становление личности, развитие и углубление вкусов и т.д. Учебная же деятельность воспринимается как обязательная, но не увлекательная и личностно-значимая. Здесь, кроме методического решения проблемы, стоит задача более важная. Учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал обоих субъектов. Следовательно, встает вопрос о поисках механизмов такой интеграции.
Саморазвитие – процесс двусторонний, взаимообусловленный обоими субъектами педагогического процесса вуза. Поэтому преподавателю следует отказаться от роли контролера и осознать необходимость быть помощником.


2. Практикум, лабораторно – практические занятия.

     В системе работы по восприятию и усвоению нового материала   широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, - подчеркивал М.В. Ломоносов, - никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.

В чем заключается сущность лабораторно-практических работ как метода обучения? Лабораторно-практическая работа - это такой метод обучения, при котором обучающиеся под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:

1) постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;

2) определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;

3) непосредственное выполнение лабораторно-практической работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;

4) подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.

  Лабораторно – практические  занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, в необходимых случаях ознакомления с нормативным материалом.
      Рекомендуется при этом вначале изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, так как учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те, или иные проблемы.

Практические занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у обучающихся понятия и основные   умения в решении практических задач и ситуаций. При этом происходит и обобщение, и конкретизация, и использование практических сведений из ряда других предметов, что способствует интеграции знаний о предмете.
  Обучающиеся  работают с научными текстами, справочной и исторической   литературой, добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуациях   и принимать правильное   решение.  

Для преподавателя важно демонстрировать    оптимальные способы решения теоретических и практических задач.
На лабораторно-практических занятиях используются в основном частично-поисковые и исследовательские уровни проблемности. Обучающиеся работают в микрогруппах самостоятельно.
Формы проведения практических занятий различны: от конструирования   ситуаций и решения поставленных задач, выполнения упражнений, работы с опорными схемами до   игр  и выполнения творческих работ.
Актуальные проблемы современного образования в контексте исторических знаний могут стать материалом для введения в современную научную дискуссию и представить возможность для приращения знаний, поиска нового в уже известном, переноса знаний в новую ситуацию, изучения обучающимся  методики исторического обзора.
Общим для всех практических работ является использование индивидуальной и групповой деятельности.

Важна и парная работа (статические и динамические пары), где по одной и той же проблеме обучающемуся  представляется возможность несколько раз проверить себя, встретившись с ровесниками с различным уровнем знаний.
Обязательные приемы, используемые во всех видах групповой деятельности: организация успеха, уверенности в собственных силах; организация взаимной ответственности; оказание доверия; экспертный анализ, имеющий свои оценочные критерии; вопросы к преподавателю.
Обязательные методы: метод временных ограничений, коллективных обсуждений в совокупности с другими методами.
Обязательные средства: проведение практических занятий (технология); использование аудио- или видеотехники; использование справочного материала; средства контроля (графики, схемы, таблицы, листы самоконтроля, мониторинговые срезы и др.).
Цели проведения практических работ заключаются в отработке умений и навыков, в систематизации и обобщении полученной информации, переводе ее в личностные знания, что способствует формированию «Я-концепции» и таких практических умений, которые необходимы в профессиональной деятельности.


3. Подготовка к семинару.

В ходе познания и практической деятельности обучающийся должен понять, осознать образовательный процесс как жизненно важный; научиться оперировать понятиями, категориями; применять способы, приемы, методы практической конструктивной деятельности и общения, приучая себя к  выработке собственных убеждений.

Обучающийся, готовясь к зачетам, экзаменам, самостоятельно выполняет ряд заданий, что позволяет ему получить зачет автоматически. Представленные в практических материалах вопросы и задания составляют актуальные темы практики и позволяют проверить умения и навыки обучающегося в пользовании первоисточниками, учебниками, справочниками,  дополнительной литературой.

Семинар – вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.д.      

Это групповые практические занятия, которые проводятся в учебных заведениях под руководством преподавателя.

     Практические (семинарские) занятия являются одним из основных этапов в процессе обучения, составляя вместе с лекционным курсом единый комплекс подготовки специалиста.

     По многим изучаемым дисциплинам гуманитарного профиля семинарские занятия могут проводиться по чисто теоретическим вопросам, но для семинарских занятий по большинству экономических и других дисциплин характерно сочетание теории с решением задач, проведением деловых игр и т.д.
 То же самое относится и к дисциплинам естественнонаучного цикла. Такие семинарские занятия принято называть практическими.

      Семинарские занятия проводятся в форме беседы со всеми обучающимися группы одновременно,  или с отдельными обучающимися при участии остальных.

Урок-семинар позволяет развить интерес обучающихся к предмету, овладеть навыками самостоятельной работы с источниками, составления конспектов, получить информацию по теме выходящую за пределы школьного учебника, развить культуру речи и дискуссий. Данная форма урока позволяет учителю осуществить дифференцированный подход в обучении.

С тематикой семинаров обучающиеся знакомятся заранее, поэтому они могут подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах. Для приобретения широкого видения проблемы обучающемуся необходимо осмыслить ее в общем объеме; познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекомендуемой литературе; выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией; подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения; составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре; проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара; готовясь к выступлению на семинаре, по возможности проконсультироваться с преподавателем; относиться к собранному материалу, как к источнику будущих исследований.
Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару – предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.
Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает
семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения обучающегося; обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки; для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми обучающиеся предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для   интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы); дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходит «мозговой штурм» по нерешенным проблемам дискуссии.

Семинар-исследование предполагает предварительную работу – написание реферата, доклада по итогам самостоятельной  работы.

 Результаты обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики).

  При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме, учится писать исторические обзоры.

Также  семинар может проходить в форме семинара-зачета, которым заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах.

Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основательно: подбираются проблемные и контрольно-проверочные вопросы. Такой семинар возможен только после прохождения темы. К нему обучающиеся готовятся по учебникам, а также используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, журналы. К проблемному семинару просматривается литература в различных направлениях (например «Традиционные и нетрадиционные подходы к проблеме). Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особенности, а именно:

- разделение обучающихся на группы по их желанию (с обязательным
участием обучающегося с устойчивым интересом к данному предмету);
-постановка общих целей и задач для группы;
- работа в последовательности – индивидуальная, парная (чаще всего перекрестный опрос), работа в группе, коллективная;
- обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа занятий;
-оценка работы группы преподавателем;
- проведение самооценки.

Методические рекомендации по подготовке и проведению практических и семинарских занятий.  

      Планирование практических (семинарских) и лабораторных занятий осуществляется с учётом установленного количества часов. Основные этапы планирования и подготовки занятий:

  • Разработка системы занятий по теме или разделу.
  • Определение задач и целей занятия.
  • Определение оптимального объема учебного материала, расчленение на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей.
  • Разработка структуры занятия, определение его типа и методов обучения.
  • Нахождение связей данного материала с другими дисциплинами и использование этих связей при изучении нового материала.
  • Подбор дидактических средств (фильмов, карточек, плакатов, схем, вспомогательной литературы).
  • Своевременная проверка оборудования для опытов и их предварительная постановка.
  • Планирование записей и зарисовок на доске.
  • Определение объема и форм самостоятельной работы на занятии.
  • Определение форм и методов контроля знаний студентов.
  • Определение формы подведения итогов.
  • Определение самостоятельной работы по данной теме.

      Можно рекомендовать следующие основные этапы проведения занятия:

  • Организационный момент: взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния аудиторий, проверка рабочих мест и внешнего вида обучающихся, организация внимания.
  • Постановка целей занятия: обучающей, развивающей, воспитывающей.
  • Планируемые результаты обучения: что должны обучающиеся знать и уметь.
  • Проверка знаний: устный опрос, фронтальный опрос,   письменный опрос, комментирование ответов, оценка знаний, обобщение по опросу.
  • Изучение нового материала по теме:
  • организация внимания;
  • проблемная ситуация;
  • объяснение, беседа;
  • связь с предыдущим материалом;
  • использование технических средств обучения;
  • межпредметные связи;
  • воспитательная значимость объяснения;
  • Закрепление материала предназначено для того, чтобы обучающиеся запомнили материал и научились использовать полученные знания.
  •  Формы закрепления:
  • демонстрация студентам фильма;
  • решение проблемных заданий;
  • групповая работа (коллективная мыслительная деятельность).
  • Домашнее задание:
  • работа над текстом учебника;
  • выполнение письменных и графических работ;

     При проведении практических (семинарских) и лабораторных занятий преподаватель уделяет внимание формулировкам выводов, способности обучающихся сравнивать, анализировать, находить несоответствия, оценивает уровень их знаний.

      При подведении итогов преподаватель знакомит обучающихся с результатами выполнения заданий, оценивает качество выполненной работы.

      Таким образом, эффективная работа преподавателя с обучающимися     позволит вызвать интерес к своей дисциплине, повысить ответственность за качество самостоятельной работы, а, следовательно, повысить качество подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

 



     

 4. Реферат.

 

Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется самому студенту. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. Название реферата, поданного преподавателю, может не совпадать с названием из предлагаемого списка, но должно соответствовать тематике и географическим и временным рамкам изучаемой дисциплины, а так же предварительно согласовано с преподавателем.

Преподаватель должен ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к форме написания реферата, определить его примерный объем, количество первоисточников, которые будут проанализированы в работе. Помощь в выборе литературы для реферата также входит в компетенцию преподавателя.

 

Требования к оформлению  реферата


Работа открывается титульным листом, где указывается полное название учебного заведения,  тема реферата, фамилии автора и руководителя, место и год написания. На следующей странице, которая нумеруется сверху номером «2», помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.

Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта (обычно 10-12 страниц).

  Поля границы: левое - 3 см., правое - 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см.   Текст печатается через 1,5 - 2 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 2 интервала).

Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующим за ней текстом составляет 2 интервала. После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.

 

Этапы работы над рефератом

– Формулирование темы

Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).

– Составление библиографии

– Обработка и систематизация информации

– Разработка плана реферата

– Написание реферата

– Публичное выступление с результатами исследования

 

Структура реферата.

Введение

Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы.

Основная часть

В данном разделе должна быть раскрыта тема. Для этого в разделе обязательно должно быть отражено:

– Краткий пересказ статьи с использованием изучаемого в курсе понятийного аппарата и инструментария.

– Описание и личную оценку студента (аргументированную на основе материала курса) адекватности приведенных в статье выводов.

Заключение

Раздел должен подводить итог написанному в основной части и содержать выводы о том, что аппарат институциональной теории может привнести в анализ описываемых явлений.

Список литературы

Текст должен содержать ссылки на цитируемые источники, которые все приводятся в данном разделе. В списке литературы обязательно указывать источник, из которого была взята статья.

Работа (эссе или реферат) считается списанной, если в ней присутствуют цитаты длинной в одно предложение без кавычек или пересказ чужих мыслей без указания ссылки на источник в тексте.

 

Рецензия на реферат

Эрудированности в рассматриваемой области:

– актуальность заявленной проблемы;

– степень знакомства с современным состояниям проблемы;

– использование известных результатов и научных фактов в работе;

– полнота цитируемой литературы.

Собственные достижения автора:

– использование знаний вне программы;

– степень новизны;

– научная значимость проблемы;

– владение научным и специальным аппаратом.

 

  


5. Подготовка к отчетности (зачет, экзамен).

Наиболее ответственным этапом в обучении является экзаменационная сессия. На ней обучающиеся отчитываются о выполнении учебной программы, об уровне глубины и объеме полученных знаний. Это государственная отчетность обучающихся за период обучения, за изучение учебной дисциплины. Поэтому так велика их ответственность за успешную сдачу экзаменационной сессии. На сессии обучающиеся сдают экзамены или зачеты. Зачеты могут проводиться с дифференцированной отметкой или без нее с записью в зачетной книжке «зачтено» или «не зачтено». Экзамен как высшая форма контроля знаний обучающихся оценивается по пятибалльной системе.
Залогом успешной сдачи всех экзаменов являются систематические, добросовестные занятия обучающегося. Однако это не исключает необходимости специальной работы перед сессией и в период сдачи экзаменов. Специфической задачей работы обучающегося в период экзаменационной сессии являются повторение, обобщение и систематизация всего материала, который изучен в течение года.
Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до начала сессии. Прежде чем приступить к нему, необходимо установить, какие учебные дисциплины выносятся на сессию и, если возможно, календарные сроки экзамена или зачета.  Установив выносимые на сессию дисциплины, необходимо обеспечить себя программами. В основу повторения должна быть положена только программа. Не следует повторять ни по билетам, ни по контрольным вопросам. Повторение по билетам нарушает систему знаний и ведет к механическому заучиванию, к «натаскиванию». Повторение по различного рода контрольным вопросам приводит к пропускам и пробелам в знаниях и к недоработке иногда весьма важных разделов программы.
Повторение – процесс индивидуальный; каждый обучающийся повторяет то, что для него трудно, неясно, забыто. Поэтому, прежде чем приступить к повторению, рекомендуется сначала внимательно посмотреть программу, установить наиболее трудные, наименее усвоенные разделы и выписать их на отдельном листе.

В процессе повторения анализируются и систематизируются все знания, накопленные при изучении программного материала: данные учебника, записи лекций, конспекты прочитанных книг, заметки, сделанные во время консультаций или семинаров, и др. Ни в коем случае нельзя ограничиваться только одним конспектом, а тем более чужими записями. Всякого рода записи и конспекты – вещи сугубо индивидуальные, понятные только автору. Готовясь по чужим записям, легко можно впасть в очень грубые ошибки.
Консультации, которые проводятся для обучающихся в период экзаменационной сессии, необходимо использовать для углубления знаний, для восполнения пробелов и для разрешения всех возникших трудностей. Без тщательного самостоятельного продумывания материала беседа с консультантом неизбежно будет носить «общий», поверхностный характер и не принесет нужного результата.

6. Подготовка к исследовательской работе.

Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную деятельность, обоснование научно-методических выводов и рекомендаций.

 Преподаватели или принимают предложения студентов, или предлагают темы для написания исследовательской работы. Последний вариант отличается большей возможностью базового, организационного и материального обеспечения.  

Подготовка к исследовательской работе может начинаться с первых курсов. Совместно с руководителем составляются общая программа деятельности, план-проспект дипломной работы, ведется подбор литературы. Программа может быть рассчитана на период от одного года до трёх лет. Сначала обучающийся изучает литературу и делает историко-теоретический обзор, выделяя тенденции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности избранной проблемы. Далее конкретизируется план опытно-экспериментальной работы, создается теоретическая модель исследуемого процесса, определяются критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального и последующих срезов и комплексного анализа достигнутых результатов. В ходе всех видов деятельности происходит сбор исследовательского материала путем разных видов наблюдения за объектом, опросов, обобщений. В любом случае составляется программа собственно опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и корректирующий этапы, по каждому из которых определяются его цель, задачи, содержание, методы, база.
Работа над исследованием состоит из нескольких этапов:

- на первом этапе определяется тема, отбираются необходимые источники информации, составляется предварительный план работы;  Очень важно, чтобы тема исследования была интересна и было достаточное  количества материала для целенаправленной поисковой работы;

- на втором этапе проводится общий инструктаж по составлению плана  и сбору нужной информации из разных видов источников; предусматриваются различные виды работы с информацией – поиск, выписки, систематизация, конструирование и т.д.;

- на третьем этапе осуществляется придание работе соответствующей требованиям формы;

В ходе работы приходится неоднократно возвращаться к вопросу оформления работы, видимо, это довольно сложный вид деятельности для обучающихся, который требует аккуратности, терпения и усидчивости;

Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выделенным критериям и показателям результаты сделанного, внести уточнения в предлагаемые рекомендации, сделать общие выводы.

- на четвертом этапе происходит собственно защита исследования. Она может быть проведена на уроке, отправлена на суд жюри конкурса, заявлена на участие в научно – практической конференции;

Обучение   приемам исследовательской деятельности имеет очень большое значение в образовательном процессе. Участвуя в таком виде познавательной деятельности, обучающиеся приобретают навыки интеллектуального труда, учатся сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Они учатся систематизировать и литературно оформлять собранный материал.

Обучение приемам исследовательской деятельности требует от преподавателя очень большой отдачи, организаторского мастерства, увлеченности своим предметом.  Он должен быть всегда в поиске новых форм и методов работы, чтобы заинтересовать обучающихся и оказать им всемерную поддержку в их творчестве.

Заключение
Обучающимся необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной учебной работы. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, обучающийся приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования.  Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.
Правильно, когда при подготовке сообщений и  рефератов в комплексные задания включается материал родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет обучающимся полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь обучающемуся в определении его возможностей, правильном осознании своей индивидуальности – способностей и склонностей,   потребностей и мотивов,  интересов,  темпов обучаемости  и  уровня  интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.
Итак, самостоятельная работа обучающегося – это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты как:

-  уяснение цели и поставленной учебной задачи:

- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;

Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у обучающихся интерес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразования. Они должны овладеть основными и отдельными конкретными составляющими элементами труда: работать с научной, методической и учебной литературой; излагать учебный материал; использовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие вопросы, а также варианты одного и того же вопроса;   уметь контролировать и оценивать знания и т.д.


Приложение №1.  

Семинар. 2часа

Тема: Древняя Русь (V–IX вв.)

Вопросы семинара.

1. Русь изначальная:

природные условия;

географическое пространство и соседи славян;

расселение славянских племён;

2. Экономическое развитие, основные занятия.

3. Общественный строй, традиции родоплеменных отношений.

4. Обычаи, нравы и верования.

Комментарии.

1. Определить роль природно-географического фактора в развитии восточных славян. Особенности климата. Расселение восточных славянских племён: поляне, северяне, дреговичи, полочане, кривичи и другие. Происхождение названия “Русь”. Соседи славян на западе, востоке, юге.

2. Определить основные занятия, систему землепользования, промыслы, ремесло.

3. Понятия род, старейшины, племя, вождь, мир, вервь. Формирование княжеской власти. Военная демократия. Создание предпосылок образования государства.

4. Быт, языческие праздники, верования восточных славян. Свадебные и погребальные обряды. Языческие боги. Нравы.

 Литература.

Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.1. М., 1989.

Вернадский В. Г. Древняя Русь. Тверь. 1996.

Павленко Н. И. Россия с древнейших времён до 60-х годов XIX века. М., 1996.

Сахаров А. Н, Россия с древнейших времён до конца XVII века. М., 1997.

Ключевский В. О. Курс русской истории. Т.1 М., 1987.

Методические указания.

     Для подготовки к семинару необходимо прочитать соответствующие конспекты лекций и  разделы одного из  указанных учебников, а также познакомиться с любой картой, отразившей расселение славянских союзов племен и их соседей в V-IX вв.

     На практических занятиях будет вестись работа со следующими источниками: Прокопий Кесарийский о славянах и антах, Маврикий Стратег об обычаях славян  и антов, Ибн-Хордадбех о русских купцах, Ибн-Русте об обычаях и образе жизни славян, Ибн-Фадлан о русах на Волге, "Книга пределов мира" о славянах, "Повесть временных лет": о расселении славян, поход Олега на Константинополь. Тексты источников для этого занятия должны быть размножены для каждого обучающегося.

     В ходе работы материал источников может быть оформлен в виде таблицы в качестве краткой записи содержания исторического документа..

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ в V-IX вв.

Источник

Время

Содержание

Восточные славяне и их соседи

Основные занятия восточных славян

Общественный  строй восточных славян  

 Политический  строй восточных славян

 

 

Приложение №2.

Конспект лабораторного занятия по  истории  "Образование СССР"   

Тип урока: комбинированный, лабораторное занятие с элементами дискуссии.

Цели урока:

-   Помочь осознать социальную значимость учебного материала.

- Создать организационные и содержательные условия для развития аналитической деятельности (работа с текстом).

- Создать условия для развития   умений работать с литературой, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

- Создать условия для развития  умения формулировать проблему и предлагать пути её решения.

- Обеспечить развитие   монологической и диалогической речи.

Задачи урока:
-Раскрыть механизм объединения республик в единое государство;
- Сформировать у обучающихся представления об имевших место различных планах объединения.
- Подвести к пониманию того, что образование СССР было не случайным событием, способствовало укреплению коммунистического режима, усилению военной мощи страны.

- Найти противоречия, способствовавшие со временем распаду Советского Союза.

Учебные элементы урока.
1. Мотивационная беседа. Формулировка цели урока.
2. Входной контроль (тест).
3. Отчёт группы о выполнении опережающего задания.
4. Позиция партии большевиков по национальному вопросу (работа с документом).
5. Предпосылки образования СССР (работа с документом).
6. Сравнение планов объединения (работа со схемой).
7. Границы СССР (работа с картой).
8. Принятие конституции СССР (сравнительный анализ с конституцией РФ от 12.12.1993.).
9. Анализ доклада « Центробежные и центростремительные тенденции в истории нашего государства ».
10. Итоговый контроль .
11. Рефлексия.
12. Оценивание.

Оборудование урока: атлас   « Российская империя в начале ХХ века, образование СССР »,   пакет документов:
- Текст выступления И.В. Сталина на Х Всероссийском съезде советов;

 - Договор об образовании СССР;  

- Конституция 1924 года;  

Ход урока.
1.Мотивационная беседа.
Формулировка, интегрирующая цели урока.
Сегодня наше  занятие посвящено образованию СССР.  В  девятом классе вы разбирали данный вопрос, поэтому оно пройдёт в форме лабораторной работы с элементами дискуссии. В ходе занятия мы будем ставить перед собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа. Для этого у вас на партах лежит пакет документов и рабочие карты.
2. Входящий контроль.
Посмотрите внимательно рабочую карту, там прописаны критерии отметок за каждый вид деятельности на уроке. Для того, чтобы лучше разобраться в теме урока, выполните задания входящего контроля. Это тест на два варианта, после - взаимооценка.
3.Анализ социологического  опроса.
Вы родились в ХХ веке, ваши родители очевидцы распада Советского союза – огромного по территории мононационально государства, возникшего в 1922 году. Тогда очевидцами объединения были ваши прабабушки и прадедушки. Таким образом, истории СССР это история 4 поколений, история граждан СССР – людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев. Наша задача установить, как и на каких основах образовался СССР, увидеть те противоречия, которые позже привели к его распаду. На последующих уроках узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось. Перед уроком несколько обучающихся получили опережающее задание -  провести опрос  обучающихся колледжа    по теме: «СССР». Вопросы составляли сами, результаты и их анализ мы сейчас прослушаем.  

4. Работа с учебным текстом.
Вспомните позицию партии большевиков по национальному вопросу и укажите на практические шаги по её реализации после прихода к власти. Для этого воспользуйтесь документами на ваших столах.    Задания каждой группе разные, вывод озвучивают, отвечают на проблемный вопрос, что означает выражение « Игра в независимость ». Свою работу ученики оценивают в рабочей карте.
5. Предпосылки образования.
Ряд факторов способствовал сближению республик в первые годы после октября. Прочитайте текст выступления И.В. Сталина на Х Всероссийском съезде Советов 26.12.1922.  и выпишите в тетрадь предпосылки образования СССР (не менее 4.)
1. Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками.
2. Стремление к единой внешней безопасности республик.
3. Политическая основа объединения в партийно – советской системе власти во всех республиках.
4. Актуальность идеи принадлежности к единому государству в сознании народов бывшей Российской империи.
Вопрос для обсуждения: Какие обстоятельства и факторы на ваш взгляд могли тормозить и ускорять процесс  сближения? Свою работу ученики оценивают в рабочей карте.
6.Планы объединения.
Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. У вас на столах есть схема, где отражены 2 плана образования СССР (Ленина и Сталина). Работая в группе, сопоставляем 2 проекта, объясняем-  какой из них наиболее соответствовал справедливому решению национального вопроса.
Как вы можете объяснить такой факт: 3 республики ( Грузия, Белоруссия, Украина ) - против, а проект Сталина принимается. Какую позицию в решении вопроса о национально – государственном устройстве отстаиваете вы? Аргументируйте свою точку зрения.
С течением времени федеративные принципы организации будут заменяться унитарными, что станет основой для обострения межнациональных проблем в СССР. Свою работу ученики оценивают в рабочей карте.
7. Практически был осуществлён ленинский проект.
Вопрос? Можно ли говорить в данном случае о сильной роли личности.
Элементы дискуссии:
На первом Всесоюзном съезде Советов 30.12.1922. была утверждена декларация об образовании СССР в составе России, Украины, Белоруссии, ЗФСР. Откройте атласы и   установите границы Российской империи и СССР, как происходило расширение границ СССР в течении 20 -х годов. Группа, получившая опережающие задание, у доски отмечает столицы союзных республик и показывает как расширялся СССР вплоть до 40-х годов ХХ века.
Вопрос для обсуждения: можно ли сказать что в 20-х годах возродилось территория Российской империи.
  Свою работу ученики оценивают в рабочей карте.
8. Работа с Конституцией.
В соответствии с принятой в 1924 году конституцией СССР высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК, состоящие из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обратите внимание, каждая республика имела права выхода из союза. Откройте конституцию РФ от 12.12.1993. ст. 71. сравните сферы ведения СССР по договору об образовании СССР (на парте) и современной Конституции. Вспомните, кто был лишён политических прав по Конституции 1918 года. Почему были не сняты ограничения? Свою работу ученики оценивают в рабочей карте.
9. Вопрос для размышления.
Итак, СССР возник и, как вам уже известно, распался. Какие же силы на протяжении всей русской истории приводят к образованию и распаду союзов?   Как вам кажется, велики ли шансы возрождения союза?
10. Итоговый контроль.
Наш урок подходит к концу, в качестве итогового контроля я предлагаю вам составить синквейн, ключевые слова: СССР, Советский Союз, Россия. Во время написания звучит фрагмент гимна СССР. Взаимопроверка. Зачитываем три самых удачных. Пример:
Россия
Огромная, сильная …
Создает, трудится, развивается…
Она достойна счастья…
Верю!
Свою работу ученики оценивают в рабочей карте.

11. Рефлексия.
Оцените свою работу по 10 бальной шкале.

12.  Итоговая отметка.
Поставьте себе итоговую отметку за урок в целом в рабочей карте, в соответствии с критериями отметки.  

Приложение №3

Примерные темы рефератов по истории.

  1. Российская история как часть мировой истории.
  2. Князь и вече в Древней Руси.
  3. Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.
  4. Александр Невский – государственный деятель и полководец.
  5. Борьба Руси с иноземными агрессорами в 13 веке.
  6. Город и горожане в Древней Руси.
  7. Империя Чингисхана и нашествие монголо – татар на Русь.
  8. Общественный строй Древней Руси.
  9. Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.
  10.  Дмитрий Донской – государственный деятель и полководец.
  11. Иван Грозный – человек и политический деятель.
  12.  Освоение Сибири. Характер русской колонизации.
  13.  Государственные и социальные реформы Петра I и их историческое значение.
  14. Культурные преобразования в Петровскую эпоху.
  15.  Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.
  16.  Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева.
  17.  Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».
  18.  Отечественная война 1812г. и ее последствия для России.
  19.  Александр II: человек и государственный деятель.
  20.  Реформы Александра II и их значение.
  21.  Русско – японская война 1904 – 1905г.г.
  22.  Революция 1905 – 1907г.г. в России.
  23. Столыпинская реформа: ход, значение, результаты.
  24.  Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.
  25.  В.И.Ленин – человек и политик.
  26.  Гражданская война в России: ход и последствия.
  27.  «Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков.
  28.  ГУЛАГ и его роль в жизни СССР.
  29.  Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии.
  30.  Битва под Москвой 1941 – 1942г.г.
  31.  Сталинградское сражение 1942 – 1943г.г.
  32.  «Холодная война»: причины и основные вехи.
  33.  СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития.
  34.  XX съезд КПСС и его значение.
  35.  «Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия.

Список использованной литературы:

1.     Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. – М., 1996.
2.     Барышникова 3.А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников. – М., 2000.
3.     Барышникова 3.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. – М., 1998.
4.     Кондрашова Л.В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте. – М.: «Педагогика», 1988.
5.     Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. – М., 1972.
6.     Педагогическая практика. / Под ред. Коджаспировой Т.М., Бориковой Л.В. – М., 1998.
7.     Самостоятельная работа студента. // Педагогика в системе многоуровневого образования. Часть 1. Введение в педагогическую профессию: Программа и методические материалы / Сост.: Ф.К. Савина, Н.М. Борытко, О.Г. Нагибина и др. – Волгоград: «Перемена», 1998. – С. 7-18.

  1. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю.Г. Волков. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 127 с.
  2. Иоффе А. Долой лотерею из двадцати билетов: Школьный реферат и проблемы его написания / А. Иоффе // Учительская газета. – 1998. – 27 октября. – С.17.
  3. Кулев А.В. Как написать и оформить реферативную работу / А.В. Кулев // Биология в школе. – 1995. - №2. – С.33-35.
  4. Лазаревич К. Как писать научную работу / К.Лазаревич // Библиотека в школе. – 2002. - №10. – С.18-19.
  5. Лернер П. Написать и защитить, а не вырезать и склеить: Советы работающим над рефератом / П. Лернер // Библиотека в школе. – 2003. - №1. – С.9.
  6. Мостаева Л.В. Требования к подготовке реферата / Л.В.Мостаева // Преподавание истории в школе. – 1999. - №8. – С.61.
  7.  Пунский В.О. Азбука учебного труда: книга для учителя / В.О. Пунский. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
  8. Резник А.Б. Еще об ученическом реферате / А.Б.Резник // Преподавание истории в школе. – 1990. - №2. – С.121-123
  9. Реферат по обществоведению // Преподавание истории и обществоведения в школе. – 2001. – №2. – С.19-20.
  10. Энциклопедический словарь юного историка: всеобщая история для среднего и старшего школьного возраста. – М.: Педагогика-пресс, 1994. – С.18-19.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы для обучающихся по дисциплине ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)

   Методические указания по выполнению самостоятельных работ в рамках освоения учебной дисциплины  ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература) разработаны  в соот...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

Статья. «Методические рекомендации для организации внеаудиторной работы студентов в учреждениях среднего профессионального образования»

Наше время характеризуется бурным развитием науки и техники. Наука становится производительной силой общества. Под влиянием запросов практики происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, со...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине История по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах 44.02.01 Дошкольное образование

Методические рекомендации по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по специальностям  44.02.02 Препода...

.Методические рекомендации для студентов специальности 08.02.01 по организации самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (заочное отделение)

Методическое пособие «Методические рекомендации для студентов  по организации самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельн...