Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Организация и проведение тренинга эффективного взаимодействия родителей с сотрудниками ДОО по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников"
методическая разработка

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!

       Вашему вниманию предоставляются методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов к учебно - методическому комплексу ПМ. 04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими и сотрудниками ДОО).   Этот вид деятельности подразумевает минимизацию контакта с преподавателем на этапах выполнения. Самостоятельная работа студентов – это первые шаги в становлении самостоятельности, без которой не может состояться квалифицированный специалист. Самостоятельность вырабатывается в течение всего обучения в колледже, и на ее формирование нужно обратить самое серьезное внимание при подготовке студента. 

       Выражаю надежду на то, что предлагаемые технологические подходы в методических рекомендациях по теме: «Организация и проведение тренинга эффективного взаимодействия родителей с  сотрудниками ДОО по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников» не только повысят компетентность студентов педагогического колледжа в решении проблем организации, выполнения и оценки различных форм самостоятельной работы, а также станут для будущих специалистов источником саморазвития, проектирования и преобразования собственных действий; развития образного мышления и творческого воображения.

       Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.

Общие рекомендации студентам по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ:  

— внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели и задачи самостоятельной работы;

— обсудите текст задания с преподавателем и группой, задавайте вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного слова или вопроса;

— внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы;

— ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ, обучающихся по дисциплине / МДК; если требуется, уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя;

— внимательно изучите методические рекомендации, оформленные в презентации (слайд- лекции) по выполнению самостоятельной работы;

— ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы;

— повторите весь теоретический материал по конспектам и другим источникам, предшествовавший самостоятельной работе, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу; 

— подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем месте; не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место;

— продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо;

— если вы делаете сообщение или доклад, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию; 

— если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания;

— если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности; вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы микрогруппы;

— не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к работе, дела;

— при выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда;

— в процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания;

— по окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях; 

— сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в указанный преподавателем срок;

— участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов самостоятельной работы (общегрупповом или в микрогруппах);

— участвуйте в обсуждении полученных результатов работы.

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

 

P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД

          Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

       Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

          Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

       «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."

          ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.

Благодарю Вас за то, что посетили мой сайт. Желаю всем творческих успехов.

                                                                                                                                                                           С уважением, О. Г. Гольская.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов к учебно - методическому комплексу ПМ . 04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими и сотрудниками ДОО). Тема «Организация и проведение тренинга эффективного взаимодействия родителей с сотрудниками ДОО по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников» Междисциплинарный курс МДК.04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения Специальность 44.02.01 Дошкольное образование Преподаватель психолого – педагогических дисциплин, высшей квалификационной категории: Гольская Оксана Геннадьевна

Слайд 2

развитие коммуникативной компетентности студента в общении с родителями; навыков профессиональной полемики, самостоятельности мышления. Цель самостоятельной работы: Тренинг – групповое образовательное мероприятие, направленное на изменение умений участников и их отношения к чему-либо и построенное на методах интерактивного обучения и обучения через опыт. Тренинговая программа (тренинговый курс) – 2 и более последовательно проводимых тренингов, связанных общей целью и общей логикой построения.

Слайд 3

Программа тренинга / семинара – документ, содержащий описание тренинга/ семинара и включающий описание целей и задач тренинга/ семинара, его содержания, методов и инструментов, которые будут использованы, и распределения времени в течение тренинга/ семинара . Фасилитация – это управление процессом групповой работы. Фасилитатор – это человек, который контролирует ход мероприятия и обеспечивает соблюдение его правил и процедур для того, чтобы помочь участникам сконцентрироваться на содержании групповой работы и достичь ее целей.

Слайд 4

Предполагаемые результаты самостоятельной работы : — готовность взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность , в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; — владеет методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей ( законных представителей ) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Слайд 5

— проявляет готовность подбирать содержание для тренинга в соответствии с темой; — умеет моделировать стратегию эффективного общения с родителями с позиции диалога ; — владеет правилами построения эффективного общения с родителями, приемами установления хорошего контакта с ними, способами сообщения негативной информации о ребенке; — коммуницирует с разными субъектами образовательного процесса.

Слайд 6

Принципы работы на тренинге: — тренинг не лекция, а общая работа; — суммарный опыт группы больше опыта тренеров; — все участники, независимо от возраста, опыта, места работы, социального статуса, равны; — каждый участник имеет равное право на собственное мнение по любому вопросу; нет прямой критики личностей; — все сказанное на тренинге НЕ руководство к действию, а информация к размышлению.

Слайд 7

Как подготовиться к проведению тренинга (организационные моменты)?

Слайд 8

Состав участников — тренинг для микрогруппы (5–7 чел .); — тренинг для малой группы (7–15 чел .); — тренинг для средней группы (15–30 чел.); — тренинг для большой группы (свыше 30 чел.).

Слайд 9

Продолжительность тренинга, интенсивность работы: — тренинговое занятие продолжительностью от 30 мин. до 1,5–3 часов; — тренинговое занятие продолжительностью от 3,5 до 7,5 часов ; — тренинг в течение 1 дня (8 часов – полноценный тренинг); — тренинг в течение 2–3 дней; «тренинговый марафон» (практически непрерывная работа в течение 24 часов и более); — « тренинг-интенсив» (несколько дней подряд); — модульный тренинг (несколько тематических «тренингов -интенсивов»).

Слайд 10

Подготовка помещения и оборудования … правильное место не обязательно ведет к хорошему тренингу, но неправильное место непременно приведет к плохому тренингу.

Слайд 11

Необходимо помнить, что без определенного набора ресурсов будет сложно провести тренинг. Примерный список ресурсов для проведения тренинга: программа тренинга; рабочие листы для участников; бэйджи; маркеры/фломастеры; флип-чарты/ватманы/листы А0; листы А4; скотч обычный; скотч бумажный; ножницы; цветная бумага или карточки; стикеры; веревка; колокольчик ; мячики; воздушные шарики; микрофон; экран; ноутбук; удлинители, шнуры и т.д.

Слайд 12

С труктурные компоненты программы тренинга: — т итульная страница, — п ояснительная записка, — т ематический план занятий, — с труктура занятий, — с одержание тренинга, — с писок использованной литературы, — приложение.

Слайд 13

1. Единая форма обращения друг к другу на «ты» и по имени. 2. Общение по принципу «здесь и теперь». 3. Конфиденциальность личной информации . 4. Персонификация высказываний (Я - высказывания). 5. Искренность в общении . 6. Уважение к говорящему. 7. «Не опаздывать!» Стандартные правила

Слайд 14

Логическая структура тренинга: 1. Знакомство (представление) участников и тренера. «Ломание льда». 2. Сбор ожиданий и опасений. 3. Выработка правил работы на тренинге. 4. Собственно тренинг. 5. Сбор обратной связи.

Слайд 15

Какие виды деятельности существуют на тренинге? Лекция (информация, сообщение, мини-лекция) Особенность использования именно этого приема во время тренинга состоит в том, что лекция не должна продолжаться больше 15 минут . Если вам необходимо изложить большой объем теоретического материала, разбейте его на блоки, перемежая их дискуссией или какими-либо упражнениями.

Слайд 16

Интерактивная лекция В интерактивных лекциях используется двусторонняя коммуникация. Они включают в себя мотивирующие элементы тренинговой игры, и в то же время инструктор сохраняет высокий уровень контроля за происходящим в аудитории. Из-за их гибкости вы можете легко переключаться с традиционной лекции на интерактив.

Слайд 17

Индивидуальная работа Очень важный компонент интерактивного тренинга. Позволяет участникам са­мостоятельно разобраться в теории и на практике закрепить полученные знания. В от­личие от семинаров, на тренинге за индивидуальной работой часто следует работа в малых груп­пах либо презентация. Времени на такую работу выделяется от одной до 10 минут , не бо­лее.

Слайд 18

Презентация и самопрезентация Презентация – это также представление результатов индивидуальной или групповой работы. Презентация результатов проводится обычно по следующей схеме: выступление основного спикера; дополнение от группы, результаты работы которой представляются; вопросы к выступающему; комментарии к выступлению от других участников и фасилитатора.

Слайд 19

Работа в малых группах Задача тренера состоит в том, чтобы дать четкое задание каждой группе, опре­делить цель и что должно быть представлено как результат работы. Участники также должны знать, что будет продолжением работы: презентация или совместная деятельность в следующей сессии.

Слайд 20

Дискуссия Дискуссия – это свободный вербальный обмен знаниями, идеями или мнениями меж­ду тренером и участниками. Дискуссия в целях обучения имеет следующие отличия от обычной беседы: беседа, как правило, охватывает несколько тем и не имеет ни ограничений, ни структуры.

Слайд 21

Мозговой штурм, синектика Существуют основные правила его проведения. Все предложения заносятся на лист. Никакой оценки во время процесса. Все идеи равноправны. Не существует безумных идей. Безумные предложения способствуют генерации вполне нормальных. Необходимо установить время окончания работы. Самые гениальные предложения появляются в последние 10% отведенного на работу времени.

Слайд 22

Игры и упражнения (ролевая игра и разыгрывание ситуаций в ролях; игры-симуляции, имитационные игры; фрагменты деловых игр) Игры особенно хороши тем, что позволяют без особого труда вовлечь в работу всех участников, так как включают вербальное, невербальное и физическое действия. Под «играми» понимается широкий спектр упражнений, которые использу­ются для различных целей. Опытный тренер всегда имеет в своем сундучке большой запас «игрушек», доставая их с ловкостью фокусника в нужный момент.

Слайд 23

Коммуникативные задачи и упражнения Аналитические упражнения Структурированная и управляемая дискуссия Разбор кейса и кейс-стади Видеодемонстрации и видеоанализ поведения участников обучения

Слайд 24

Экспромты … всегда могут случиться ситуации, которые трудно предугадать. Для этого случая у тренера должны быть припасены, к примеру, небольшие задачки и тесты, чтобы развлечь пришедших вовремя. Можно просто поиграть с ними во что-нибудь веселое.

Слайд 25

Тренерское мастерство Традиционно выделяют пять основных ролей ведущего группы: а ) активный руководитель; б ) аналитик; в ) комментатор; г) посредник; д) член группы.

Слайд 26

Основные качества воспитателя - тренера : — гибкость, — интерес к человеку, — эмпатичность, внимательность, восприимчивость, — толерантность, — коммуникабельность, — доброжелательность, — конструктивность, — позитивность, энтузиазм и оптимизм;

Слайд 27

— энтузиазм; — уравновешенность , терпимость к неопределенности, высокий уровень саморегуляции; — аутентичность поведения, т. е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; — умение внимательно выслушать и понимать собеседника; — умение наблюдать за каждым участником и за группой в целом; — умение активизировать пассивных участников и занять, направить на благо группы слишком активных.

Слайд 28

Что следует делать тренеру? Тщательно готовьтесь! Практикуйтесь заранее! Обеспечивайте комфорт для участников. Формулируйте цели тренинга и каждого его блока и доводите их до участников. Обеспечьте неформальную обстановку для взаимодействия. Подготовьте материалы и оборудование. Задавайте открытые вопросы. Обучайте через дискуссии и упражнения. Когда нужно, переадресуйте вопросы группе. Будьте гибки, держите темп, удобный для группы.

Слайд 29

Демонстрируйте энтузиазм и доверие тренингу, учебным материалам и способности участников к обучению. Запрашивайте и давайте обратную связь. Проверяйте понимание. Поддерживайте участников, будьте нейтральны и безоценочны во всех взаимодействиях между участниками. Подчеркивайте ценность ключевых понятий и навыков. Подчеркивайте важность практики на тренинге и особенно по возвращении на рабочее место. Слушайте открыто и активно. Относитесь ко всем комментариям участников с уважением. Будьте собой!

Слайд 30

Чего не следует делать тренеру? Не нарушайте временных соглашений – начинайте и заканчивайте процесс вовремя. Не тратьте время участников понапрасну. Не говорите слишком много. Не читайте свои материалы – обращайтесь к ним, но говорите спонтанно. Не стесняйтесь прямо сказать, что вы чего-то не знаете, вы всегда можете вернуться к участникам с подготовленным ответом .

Слайд 31

Не стесняйтесь прямо сказать, что вы чего-то не знаете, вы всегда можете вернуться к участникам с подготовленным ответом. Не перебивайте участников во время их ответов. Не уничижайте тренинг или материалы тренинга. Не критикуйте, не высмеивайте и не унижайте участников. Не привносите ваши личные взгляды (на участников и др.) на тренинг. Не принимайте ничего на свой личный счет. Не забывайте о том, что тренинг должен быть увлекательным опытом для всех его участников!

Слайд 32

Как работать с вопросами участников тренинга?

Слайд 33

Как управлять страхами и стрессом? От стресса страдают все. Определение причин стресса может помочь проконтролировать его. Стресс – явление субъективное. Стресс – явление как психическое, так и физиологическое. Стресс – следствие антиципации .

Слайд 34

Проблема Решение Боязнь умолкнуть — Используйте заметки. — Оставайтесь спокойным. — Останавливайтесь и смотрите в свои заметки. — Повторяйте вашу последнюю фразу. — Задайте вопрос группе. Страх недостатка знаний — Заранее узнайте уровень компетентности участников ГР. — Перечитайте литературу, касающуюся вашей темы. — Заранее продумайте возможные вопросы. — Перед началом ГР поговорите со специалистами в этой области.

Слайд 35

«Эканье» и «нуканье» — Знание вашего материала. — Примиритесь с паузами. — Дышите, вместо того, чтобы говорить «э-э...». Страх потерять концентрацию — Представьте важного человека в одних носках. Потеря внимания группы — Заранее подумайте о потребностях группы . — Включите перерывы и изменения темпа и стиля проведения программы. — Обеспечьте визуальную поддержку . — Обеспечьте взаимодействие .

Слайд 36

Боязнь выглядеть глупо — Выстройте уверенность . — Удалите предсказуемые трудности . Потеря информации — Разбивайте сложный материал. — Вставляйте краткие обобщения. Новые лица — Встречайте участников группы раньше . — Используйте естественные движения для выброса энергии . — Используйте карточки .

Слайд 37

Учащенный пульс — Используйте дыхание, чтобы замедлить темп своих действий. Легкое головокружение — Используйте дыхание, чтобы замедлить темп своих действий. Сухость во рту — Укусите кончик языка. Влажность во рту — Замедлите темп речи.

Слайд 38

Акимова А. Р. Психология общения. Тренинг коммуникативных навыков: учеб. -метод. пособие / А. Р. Акимова. – Ульяновск: Зебра, 2017. – 104 с. Долинер Л.И. Информационно-коммуникационные технологии в обучении [Текст] / Л.И. Долинер. – Екатеринбург.: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. – 344 с. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е.А Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 144с . Киричук Н. А. Тренерский сундучок. – Новосибирск: Издательство «Ин-кварто», 2001 . Кирюшкина А.Г. Моделирование самостоятельной работы студентов с использованием новых образовательных технологий [ Электронный ресурс] /А.Г. Кирюшкина. – Режим доступа: http:// www.orenport.ru/docs/281/work_stud/Members/Kirychkina.htm Котов Л. Н. Основы социально-психологического тренинга: учеб.метод. пособие / Л. Н. Котов, Н. В. Каргин. – М. : РУДН, 2015. – 55 с. Источники

Слайд 39

Основы социально-психологического тренинга / авт.-сост. М. А. Василенко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 125 с. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – 2-е изд., доп. – М. : Психотерапия, 2009. – 544 с. Шнейдер , Л. Б. Семейное консультирование. Молодая семья и ребенок-дошкольник: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 576 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12234-3 . Юревич , С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учебное пособие для среднего профессионального образования / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под редакцией С. Н. Юревич. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10781-4.

Слайд 40

Зайди в другие разделы сайта, чтобы по разделам " Навигации" почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе. Понравилась презентация? Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Традиционный газетный дизайн и вёрстка информационно-познавательной газеты для родителей ДОО»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 120...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме «Оформление папки – передвижки для повышения педагогической культуры родителей»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 110px; width: 127px; f...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Оформление буклета для родителей - средства информирования о достижениях в науке и практике воспитания дошкольников"

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов к учебно - методическому комплексу ПМ. 04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими и сотрудниками ДОО...