РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент (по отраслям) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 100000 Сфера обслуживания.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области коммерческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Составитель _________________
Э.А. Кубалова
ВЛАДИКАВКАЗ
2012
- СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕНЕДЖМЕНТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент (по отраслям) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 100000 Сфера обслуживания.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области коммерческой деятельности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
- обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющей системы на управляемую;
- способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;
- способствовать развитию у обучающихся, а в будущем – практиков аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приёмы менеджмента, делового и управленческого общения;
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационную структуру управления;
- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- стили управления, коммуникация, деловое и управленческое общение;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся, направлена:
- на глубокое изучение дисциплины по дополнительной литературе и периодическим изданиям, итогом которой является написание рефератов или выступление с докладами на практических занятиях, научных семинарах и конференциях;
- изучение отдельных вопросов дисциплины, рассматриваемых на лекциях кратко.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка 210 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 140 часов;
самостоятельная работа - 70 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 210 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 140 |
в том числе: | |
практические занятия | 42 |
курсовая работа | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 70 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Менеджмент (по отраслям)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Предмет и задачи курса. | 2 | 1 |
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента | 42 | ||
Тема 1.1. Сущность, характерные черты современного менеджмента | Содержание учебного материала Сущность менеджмента. Значение менеджмента в условиях рынка. Профессиональный характер управленческой деятельности. Ролевой и личностный аспект взаимодействия человека и организации. Характерные черты современного менеджмента. | 6 | 1 |
Тема 1.2. Эволюция менеджмента | Содержание учебного материала История развития менеджмента. Предпосылки возникновения менеджмента. Подходы в менеджменте на основе выделения различных школ. Современная школа управления. Современные подходы в менеджменте: процессный, системный и ситуационный; их сущность и основные отличия. | 6 | 1 |
Практические занятия Школы управления и современные подходы к менеджменту. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Сравнительный анализ подходов к менеджменту с точки зрения их различий. | 4 | 3 | |
Тема 1.3. Организация как объект менеджмента | Содержание учебного материала Организация как объект менеджмента. Виды организаций. Органы управления. Основные виды структур управления, их преимущества и недостатки. Внутренняя среда организации. Основные переменные, характеризующую внутреннюю среду. Внешняя среда организации. Среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики факторов воздействия внешней среды. | 4 | 1 |
Практические занятия Используя исходные данные составить структуры управления организации. Анализ и оценка составленных структур управления. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Основные принципы построения организационных структур. | 6 | 3 | |
Тема 1.4. Методы управления | Содержание учебного материала Сущность и понятия методов управления, их классификация. Регламентирующие и стимулирующие методы управления: виды и характеристика. Система методов управления. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Таблица социально-психологических методов управления с учетом потребностей, мотивов, учета личных характеристик, способов психологического воздействия и социальных методов управления. | 6 | 3 | |
Раздел 2. Цикл менеджмента и его составляющие | 50 | ||
Тема 2.1. Планирование в системе менеджмента | Содержание учебного материала Планирование как одна из функций менеджмента. Задачи, принципы и основные стадии планирования. Виды планов по срокам и по функциональному принципу. Понятие стратегии и стратегического планирования. Модель процесса стратегического планирования. Тактическое планирование. Реализация планов. | 4 | 1 |
Практические занятия Обсуждение основных положений теории стратегического управления. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выбор стратегии, планирование ее организации и оценка. Оформить конспект. | 4 | 3 | |
Тема 2.2 Организация взаимодействия | Содержание учебного материала Организация работы фирмы, ее этапы: распределение работы, группировка задач в логические блоки, координация работ. Виды организации: вертикальная, горизонтальная, матричная. Делегирование, ответственность, полномочия. Баланс ответственности и полномочий. Эффективная организация распределения полномочий. | 6 | 1 |
Практические занятия Повышение качества трудовой жизни в организации. Составление должностной инструкции менеджера торговой фирмы. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Характеристика типов организации по взаимодействию с внешней средой. | 6 | 3 | |
Тема 2.3. Мотивация как функция менеджмента | Содержание учебного материала Понятие и сущность мотивации. Критерии мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Принципы мотивации. | 6 | 1 |
Практические занятия Оценка значимости отдельных потребностей покупателей. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Комплексная процессуальная теория мотивации. | 4 | 3 | |
Тема 2.4. Контроль и способы его осуществления | Содержание учебного материала Понятие, сущность и необходимость контроля. Этапы контроля. Правила контроля. Предварительный, текущий и заключительный контроль. Эффективный контроль и его характеристики. | 4 | 1 |
Практические занятия Описать по каждой стадии процесс контроля над деятельностью менеджера конкретной торговой организации при подборе кадров. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Поведенческие аспекты контроля. Оформить конспект. | 4 | 3 | |
Раздел 3. Стратегический менеджмент | 44 | ||
Тема 3.1 Миссия и цели организации. Ценности и цели высшего руководства | Содержание учебного материала Миссия организации: понятие, функции. Цели организации: понятие, классификация, процесс определения целей, общие ценности и принципы высшего руководства организации. Цепочка ценностей. Выработка целей высшего руководства организации. | 6 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить модель процесса стратегического планирования. | 4 | 3 | |
Тема 3.2. Сущность стратегического управления. Стратегическое планирование | Содержание учебного материала Понятие и сущность стратегического менеджмента. Стратегическое управление и стратегическое планирование. Сущность, функции и принципы стратегического планирования. Способы иерархической координации планирования. Проблемы планирования и обеспечения успеха организации. | 6 | 1 |
Практические занятия Выработка миссии организации и формулирование цели. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Определить миссию коммерческих, некоммерческих и малых предприятий. Оформить в виде отчета. | 4 | 3 | |
Тема3.3. Стратегические альтернативы | Содержание учебного материала Альтернативные стратегии на основе СВОТ-матрицы. Изучение стратегических альтернатив. Шаги планирования. Общие стратегические концепции. Конкурентная стратегия. Стратегия маркетинга. Процесс выбора стратегии и его основные этапы. Основные области выработки стратегии поведения организации на рынке. Стратегии развития бизнеса. | 6 | 1,2 |
Практические занятия Выбор стратегии организации на основе SWOT-анализа. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Определить различия локальных и глобальных стратегий. Определить преимущества и недостатки методов обследования SWOT. | 4 | 3 | |
Тема 3.4. Реализация стратегического плана организации, его контроль и оценка | Содержание учебного материала Этапы реализации стратегического плана. Контроль и оценка стратегического плана. Значение непрерывной оценки стратегического плана для долгосрочного успеха организации. Количественные и качественные критерии оценки стратегии. | 4 | 1 |
Практические занятия Разработка стратегической программы организации. Составление внутреннего бизнес-плана организации. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Сущность бизнес-плана, его структура и значение. Оформить в виде реферата. | 4 | 3 | |
Раздел 4. Связующие процессы в менеджменте | 52 | ||
Тема 4.1. Коммуникации в менеджменте | Содержание учебного материала Понятие коммуникации. Сущность и виды коммуникаций. Процесс коммуникации и его основные элементы. Шум в информационной системе. Межличностная коммуникация. Эффективная коммуникация. Трансакты и их формы. | 2 | 1 |
Практические занятия Построение схем трансакций и определение их значимости в межличностных отношениях. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Три состояния человека, характеристика этих состояний. Формы трансактов. | 4 | 3 | |
Тема 4.2 Принятие управленческих решений | Содержание учебного материала Процесс принятия решений Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятие решений: платежная матрица и дерево решений. Уровни принятия решений. Этапы принятия управленческих решений. | 6 | 1,2 |
Практические занятия Решение конкретных хозяйственных ситуаций. Анализ решений. | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Поведенческие аспекты контроля. Оформить конспект. | 6 | 3 | |
Тема 4.3. Деловое общение | Содержание учебного материала Деловое общение. Организация проведения деловых совещаний и переговоров. Основные типы собеседников. Фазы делового общения. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. | 4 | 1,2 |
Практические занятия Составить планы проведения совещания, переговоров. Анализ составленных планов. | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Условия эффективного общения. Правила ведения переговоров. Абстрактные типы собеседников. Написать доклады на предложенные темы. | 6 | 3 | |
Тема 4.4. Руководство: власть и партнерство | Содержание учебного материала Власть и влияние. Виды власти. Лидерство и власть. Источники власти. Методы влияния, их содержание. Стили управления. Самоменеджмент. | 2 | 1,2 |
Практические занятия Значение власти и партнерства. Самоменеджмент. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Формы построения взаимодействий с партнерами. Оформить конспект. | 4 | 3 | |
Курсовая работа Тематика курсовой работы
| 20 | ||
Всего | 210 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности под руководством);
- 3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения.
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для ССУЗов - М.: Магистр, 2010.
2. Друкер, Питер Ф.Задачи менеджмента в 21 веке: Перевод с англ. - М.: Вильямс.
3. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / Мескон М.Х. и др.. - Пер. с англ. - Вильямс, 2009.
4 Стивен П. Роббинс, Мэри Коултер Менеджмент Вильямс, 2009.
5. Переверзев, М.П. Менеджмент: Учебник / Переверзев М.П. и др. - М.: Инфра-М, 2010.
6. Веснин, В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие - М.: Проспект, 2009.
7. Уткин, Э.А. Курс менеджмента: Учебник для ВУЗов - М.: Зерцало, 2009.
8. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Элит, 2010.
9. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2008.
10. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Авт.-сост. Андреев А.Ф. и др. - М.: Юрайт, 2007.
11.Веснин, В.Р. Основы менеджмента.-2-е издание-М.: Триада,2008.
Дополнительные источники:
- Райченко А.В. Менеджмент. Учебное пособие. - Форум, 2009.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебник. – Феникс, 2010.
- Варжапетян А.Г. Менеджмент качества. Принятие решений. Монография. – 2008
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
| практические работы, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
| опрос, практические работы, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-497410-1616080062.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению дипломного проекта (работы) для студентов специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»
Методические указания устанавливают единые нормы, структуру, порядок выполнения и оформления выпускной квалификационной (дипломной) работы с учетом требований ФГОС стандарта среднего профессионального...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/26/picture-538475-1416950546.jpg)
тест по дисциплине «Менеджмент» для специальности 100701 Коммерция (по отраслям)
Тест, состоящий из 100 заданий позволяет, установить уровень знаний по менеджменту, теоретическим основам управления, методам воздействия на объект менеджмента в организации....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-620346-1428400818.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Интегральное исчисление») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специал...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-620346-1428400818.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Пределы и непрерывность») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно- научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специали...
Рабочая тетрадь по учебной практике ПМ 04, специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Рабочая тетрадь для студентов по практике ПМ специальность 100701 Коммерция...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/08/picture-433506-1399578194.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины. Физическая культура, код, специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Рабочая программа....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-961771-1508487446.jpg)
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Материал рабочей программы ПМ.01. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью предназначен для обучения студентов специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базового уровня подготовки...