Главные вкладки

    Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Экономика для специальностей Коммерция, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
    методическая разработка на тему

    Наталия Ю. Туровская

    Методические рекомендации предназначены для специальностей 100701 "Коммерция" (по отраслям), 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл praktich.zanyatiya_ekonomika.docx36.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования города Москвы

    ГБОУ СПО Московский государственный колледж книжного бизнеса и

    информационных технологий

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

    Для специальностей:  

    080114 Экономика и бухгалтерский учет

    080214 Операционная деятельность в логистике

    100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

    100701 Коммерция (по отраслям)

    По дисциплине ЭКОНОМИКА

    Рассмотрены на заседании

    Предметной (цикловой) комиссии

    бухгалтерского учета

    и экономических дисциплин

    Протокол № 1 от «29 » августа 2013г.

    2013 год


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Освоение дисциплины «Экономика» предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих компетенций, приобретению необходимых умений, закреплению и углублению теоретических знаний.

    Компетенции – интегральные характеристики качества подготовки выпускников, связанные с их способностью применять  комплекс знаний, умений и способов деятельности в отношении широкого круга междисциплинарных вопросов. Под компетентной личностью понимают человека, обладающего выраженной  социальной  позицией и ценностными ориентациями, системой знаний, умений навыков,  в том числе и профессиональных, а также способностью и готовностью к непрерывному личностному и профессиональному развитию. Целью деятельности преподавателя является комплексное формирование у обучающегося общих, общеучебных компетенций и знаний, умений и навыков по дисциплине.
    Процесс обучения должен носить комплексный характер, овладение знаниями, умениями, навыками по дисциплине не являются самоцелью, но средством развития личности специалиста и гражданина.

    ОК 1, 7 − связаны с формированием ценностных ориентаций (соц. значимость профессии, способность брать на себя ответственность).
               ОК 2, 3 − связаны с овладением конкретными способами деятельности (организация деятельности, выбор способов и методов деятельности, принятие решений) и соотносятся с такими блоками ОУК, как самоорганизация и самообучение;
     с овладением конкретными способами деятельности (организация деятельности, выбор способов и методов деятельности, принятие решений) и соотносятся с такими блоками ОУК, как самоорганизация и самообучение.
              ОК 4, 5 – связаны с использованием ИКТ (использованием тех. средств, поиском, систематизацией и переработкой информации) и соотносятся с такими блоками ОУК, как коммуникативный и информационный.
     С ОК 4,5 тесно связаны

    ОК 8, 9 – способность заниматься самообразованием, повышать квалификацию, осваивать новые технологии.
    Т.о. общие компетенции – разноплановые личностные качества, в комплексе обеспечивающие успешное социальное и профессиональное функционирование выпускника.

    Освоение дисциплины является частью освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих общих (ОК) компетенций:

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

    Уметь:

    - приводить примеры факторов производства

    - описывать действие рыночного механизма;

    - оценивать  экономическую информацию;

    - приводить примеры общественных благ.

    По учебному плану на практические занятия предусмотрено 8 аудиторных часов, обучающиеся должны выполнить 4 часа практических работ. для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся


    ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

    Наименование темы

    Практическая работа

    Кол-во часов (очная форма обучения)

    Номер

    Наименование

    Тема 2.1.

    Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование

    1

    Расчет семейного бюджета

    2

    Тема 3.1.

    Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

    2

    Анализ спроса и предложения. Рыночное равновесие

    2

    Тема 3.5. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

    3

    Расчет рыночной стоимости ценной бумаги

    2

    Тема 6.4. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы

    4

    Расчет валового внутреннего продукта

    2

    Итого

    16


    Критерии оценки практических  работ

    Отметка «5». Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

    Отметка «4». Практическая работа выполняется обучающимися в полном объёме. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Обучающиеся используют указанные преподавателем источники знаний, включая карточки с формулами, обращаются за консультацией. Работа показывает знание обучающимся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

    Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется обучающимся при помощи преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Обучающийся показывает знания теоретического  материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с формулами, расчетами, таблицами.

    Отметка «2» выставляется в том случае, когда обучающийся не подготовлен к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны по причине плохой подготовки обучающегося.

    Обучающийся, получивший оценку «2» должен подготовится и выполнить работу во внеурочное время.


    Тема2.1. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи.

    Сбережения населения. Страхование

    Практическая работа № 1

    Расчет семейного бюджета

    Цель: изучить структуру семейного бюджета, определить основные статьи доходов и расходов бюджета, научиться рассчитывать удельный вес статей доходов и расходов бюджета.

    Обеспечение практического занятия:

    1. Литература:
    • Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
    • Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.

    2. Контрольные вопросы:

    - дайте определение понятия «бюджет»;

    - по какому методу составляется бюджет?;

    - назовите основные статьи доходов и расходов семейного бюджета

    В чем сущность показателя удельный вес, когда и где он применяется?.

    - в каких группах и подгруппах периодической системы находятся s- и p- элементы?

    - по какой формуле рассчитывается показатель удельного веса?

    В результате выполнения данной работы у студента должен формироваться:

    ОК 4, - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    Студент должен:

    Знать:

    Определение и основные статьи доходов и расходов семейного бюджета;

    Уметь:

    оценивать  экономическую информацию.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    Все используемые показатели по форме выражения классифицируются на абсолютные, относительные и средние.

    Относительные показатели представляют собой результат деления одного абсолютного показателя на другой и выражают соотношение между количественными характеристиками социально-экономических процессов и явлений.

    1 выполнить домашнее задание: подготовить материалы о доходах и расходах семьи за месяц;

    2 составить таблицу ДОХОДЫ-РАСХОДЫ;

    3 записать все статьи расходов и источники доходов в таблицу;

    4 подсчитать сумму статей расходов и доходов;

    5 рассчитать удельный вес каждой статьи, сделать проверку суммы удельных весов;

    6 оформить работу, сделать выводы.

    ДОХОДЫ

    РАСХОДЫ

    1. Заработная плата мамы  30000р
    2. Заработная плата папы 70000р
    3. Пенсия бабушки 11350р
    4. Стипендия 400р
    5. Доход от сдачи квартиры в                    аренду 20000р

    23%

    53%

    8,5%

    0,5%

    15%

    1.Коммунальные платежи 3800р

    2. плата за проезд 1250р

    3. расходы на бензин 2100р

    4. расходы на питание 23500 р

    5. ремонт, хоз.расходы  1200р

    6. одежда, обувь  11200р

    7. культурный досуг 3000р

    8. образование 20000р

    9. мобильная связь 2000р

    8.накопления 63700 р

    3%

    1%

    1,5%

    17%

    1%

    8%

    2%

    15%

    1,5%

    48%

    ВСЕГО ДОХОДОВ:       131750 рублей

    100,00

    ВСЕГО РАСХОДОВ: 131750 рублей

    100,00

    Правила округления показателей

    Если после округляемой цифры стоит 5 и более. к округляемому прибавляется единицы. Если 4 и менее- округляемое остается без изменения.

    Рекомендуется округлять в данной работе до целых чисел.

    Следует помнить, что удельный вес целого всегда составляет 100%.


    Практическая работа № 2

    Тема: «Анализ спроса и предложения».

    Цель: изучить понятие спроса и предложения, их взаимосвязь и взаимовлияние, рассмотреть закон спроса и предложения, определить факторы, влияющие на величину спроса и предложение.

    Обеспечение практического занятия:

    1. Литература:
    • Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
    • Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.

    2. Контрольные вопросы:

    - дайте определение понятия «спрос»;

    - дайте определение понятия «предложение»;

    - дайте определение понятия «цена»;

    - какие факторы влияют на спрос?;

    - какие факторы влияют на предложение?;

    - какие факторы влияют на цены?;

    - что такое эластичный спрос?;

    - сформулируйте закон спроса и предложения;

    - графически отобразите закон спроса и предложения;

    - назовите товары, спрос на которые  неэластичный по цене.

    3. Прайс-листы и рекламные буклеты торговых сетей.

    В результате выполнения данной работы у студента должен формироваться:

         ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    Студент должен:

    уметь:

    - описывать действие рыночного механизма;

    Знать:

    - понятие, виды условия существования рынка;

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    1. Вспомнить основные понятия, относящиеся к данной теме
    2. Изучить прайс-листы торговых предприятий, в том числе с предложениями о снижении цены на отдельные виды товаров
    3. Выбрать из перечня 2 вида товаров
    4. Определить степень эластичности спроса по цене на данные товары
    5. Рассчитать объемы спроса при стандартной цене и цене со скидкой
    6. Рассчитать объемы предложения по стандартной цене и цене со скидкой

    7 .      Оформить работу, сделать выводы.

    Цена за 1 елку, рублей

    Спрос, тыс.шт

    Предложение, тыс.шт.

    Дефицит -/

    Излишек +

    1500

    20

    80

    +60

    1200

    30

    60

    +30

    900

    40

    40

    0

    600

    50

    20

    -30

    300

    60

    0

    -60

    Если цена на рынке устанавливается выше равновесной, то предложение больше спроса.

    Если цена на рынке устанавливается ниже равновесной, то спрос больше предложения.

    Избыточное предложение приводит к снижению цены.

    Дефицит товара приводит к  повышению цены.

    Нарушить цену равновесия может изменение  спроса и предложения.

    Если предприниматель знает, что спрос на его товар неэластичен, то при повышении цен спрос, скорее всего, не изменится . А при применении скидок его выручка, как правило, упадет.

    Если предприниматель знает, что спрос на его товар эластичен, то при повышении цен спрос, скорее всего, упадет. А при применении скидок его выручка, как правило, возрастет.


    Практическая работа № 3

    Тема: « Расчет рыночной стоимости ценной бумаги»

    Цель: изучить понятие и виды ценных бумаг, определить факторы, влияющие на формирование их рыночного курса.

    Обеспечение практического занятия:

    1. Литература:
    • Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
    • Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.

    2. Контрольные вопросы:

    - дайте определение понятия «ценная бумага»;

    - назовите виды ценных бумаг;

    - что такое долевая ценная бумага?;

    - что такое долговая ценная бумага?;

    - что такое первичный и вторичный фондовый рынок?;

    - какие факторы влияют на формирование рыночного курса ценной бумаги?;

    - расскажите об устройстве фондовой биржи.

    3. Интернет-ресурсы

    В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться:

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

    Студент должен:

    Знать:

    Определение и основные виды ценных бумаг;

    Уметь:

    оценивать  экономическую информацию.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    В ходе выполнения практической работы закрепляются умения расчета курса ценных бумаг. При решении задач обращается внимание на понятия «номинал» и «рыночный курс» ценной бумаги. Все используемые показатели по форме выражения классифицируются на абсолютные.

    Относительные показатели представляют собой результат деления одного абсолютного показателя на другой и выражают соотношение между количественными характеристиками социально-экономических процессов и явлений.

    1 выполнить домашнее задание: подготовить материалы о российском фондовом рынке

    2 определиться с понятиями «номинальная стоимость» и «рыночная стоимость» ценной бумаги;

    3 рассчитать рыночную стоимость ценной бумаги с учетом роста (падения) спроса

    4 оформить работу, сделать выводы.

     

    На основании Интернет-данных известно, что в декабре 2011 года стоимость 1 акции ВТБ составляла 15 копеек. В декабре 2012 года – 7 копеек. В декабре 2013 года – 13 копеек. Определить на сколько процентов снизился\увеличился курс акции. Построить график.

    1. Падение Курса 2009=7\15 х 100 – 100= -53%
    2. Рост Курса 2010 = 13\7 х 100 – 100 =+85,7%

    Практическая работа № 4

    Тема: « Расчет скорости обращения денежной массы»

    Цель: изучить закон денежного обращения и на его основе научиться определять скорость денежной массы.

    Обеспечение практического занятия :

    1. Литература:

    Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2007.

    2. Контрольные вопросы:

    - дайте определение понятия «денежное обращение»

    - кем был открыт закон денежного обращения?;

    - дайте определение понятия «денежная масса»;

    - дайте определение понятия «валовой внутренний продукт»

    - сформулируйте закон денежного обращения;

    - объясните понятие скорость обращения денежной массы.

    В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться:

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

    Студент должен:

    Знать:

    Понятие и виды денежного обращения, закон денежного обращения;

    Уметь:

    оценивать  экономическую информацию.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    Основной частью практической работы со студентами является расчет скорости обращения денежной массы на основе заранее подготовленной преподавателем исходной информации, содержащей индивидуальные данные.

    1 внимательно ознакомиться с законом денежного обращения и его    

    графическим отображением

    2 прочитать условие задачи

    3 рассчитать скорость обращения денежной массы

    4 построить график денежного обращения

    5 оформить работу, сделать выводы.

     

    Рассчитайте скорость обращения денег, если денежная масса наличных и безналичных денег составляет 500 млрд. у.е., валовой национальный продукт – 4500 млрд. у.е.

    Решение:

    V=PQ\M=4500\500=9 оборотов в год

    Рассчитайте скорость обращения денег, если денежная масса наличных и безналичных денег составляет 500 млрд. у.е., средняя цена за единицу товаров/услуг - 200 у.е.\ед,  количество произведенных товаров\услуг в стране- 10 млрд. ед.

    Решение:

    V=PQ\M=200 х 10\500=4 оборота в год

    Рассчитайте скорость обращения денег, если денежная масса наличных и безналичных денег составляет 600 млрд. у.е., средняя цена за единицу товаров/услуг - 180 у.е.\ед,  количество произведенных товаров\услуг в стране- 10 млрд. ед.

    Решение:

    V=PQ\M=180 х 10\600=3 оборота в год

    Рассчитайте скорость обращения денег, если денежная масса наличных и безналичных денег составляет 800 млрд. у.е., средняя цена за единицу товаров/услуг - 200 у.е.\ед,  количество произведенных товаров\услуг в стране- 16 млрд. ед.

    Решение:

    V=PQ\M=200 х 16\800=4 оборота в год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по дисциплине "ОКД" для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

    Рабочая программа по дисциплине "Основы коммерческой деятельности" для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...

    Паспорт Фонда оценочных средств по дисциплине Экономика для специальностей Коммерция, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

    ФОС предназначен для специальностей 080114 "Экономика и бухгалтерский учет", 100701 "Коммерция", 100801 "Товароведение и экспертиза качкства товаров"...

    Курсовая работа МДК 0201 “Оценка качества и основы экспертизы” Специальность 380502 “Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров” Общие требования к структуре и правила оформления Методические указания

    Курсовая работа является основным видом аттестационных испытаний студентов, в котором они демонстрируют уровень овладения необ­ходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, поз...

    Программы по английскому языку для специальностей "Коммерция", "Экономика и бухгалтерский учет", "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" для СПО. СРС, КОСы.

    Мои методические разработки: программы  3+ по специальностям "Коммерция", "Экономика и бухгалтерский учет", "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" для СПО, СРС и КОСы....

    Методические рекомендации по выполнению практических работ учебной дисциплины ПОПД для специальности 43.02.10 Туризм

    Данное методическое пособие предназначено для обучающихся третьего курса, изучающих дисциплину правовое обеспечение профессиональной деятельности....