МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело».
методическая разработка

Прохоренко Юлия Владимировна

Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Экономика».

Практические занятия являются неотъемлемым этапом изучения учебной дисциплины и проводятся с целью:

  • формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой учебной дисциплины;
  • обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
  • готовности использовать теоретические знания на практике.

Практические занятия по учебной дисциплине «Экономика» способствуют формированию в дальнейшем при изучении профессиональных модулей, следующих общих и профессиональных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_pr_odb_ekonomika_2.doc372.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение

«Высшая банковская школа»

Прохоренко Ю.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для выполнения практических работ по дисциплине

«Экономика»

для студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело»

Санкт-Петербург, 2018


Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Высшая банковская школа»

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе – протокол № 1 от 28.08.2017.

Методист колледжа                                                        


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

1. Перечень практических работ по дисциплине «Экономика»        6

2. Описание порядка выполнения практических работ        8

Практическая работа № 1.         8

Практическая работа № 2        10

Практическая работа № 3         12

Практическая работа № 4        13

Практическая работа № 5         15

Практическая работа № 6        16

Практическая работа № 7         18

Практическая работа № 8        19

Практическая работа № 9        21

Практическая работа № 10        22

Практическая работа № 11        23

Практическая работа №12.        25

Практическая работа №13        26

Практическая работа №14        27

Практическая работа №15.         29


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Экономика».

Практические занятия являются неотъемлемым этапом изучения учебной дисциплины и проводятся с целью:

  • формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой учебной дисциплины;
  • обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
  • готовности использовать теоретические знания на практике.

Практические занятия по учебной дисциплине «Экономика» способствуют формированию в дальнейшем при изучении профессиональных модулей, следующих общих и профессиональных компетенций:

В методических рекомендациях предлагаются к выполнению практические работы, предусмотренные учебной рабочей программой дисциплины «Экономика».

При разработке содержания практических работ учитывался уровень сложности освоения студентами соответствующей темы, общих и профессиональных компетенций, на формирование которых направлена дисциплина.

Выполнение практических работ в рамках учебной дисциплины «Экономика» позволяет освоить комплекс работ по выполнению экономических расчетов, применяемых в экономической деятельности, экономическом анализе. В пособие представлены примеры практического применения экономических показателей, методов экономики по всем темам дисциплины «Экономика»

Методические рекомендации по учебной дисциплине «Экономика» имеют практическую направленность и значимость. Формируемые в процессе практических занятий умения могут быть использованы студентами в будущей профессиональной деятельности.

Методические рекомендации предназначены для студентов колледжа, изучающих учебную дисциплину «Экономика» и могут использоваться как на учебных занятиях, которые проводятся под руководством преподавателя, так и для самостоятельного выполнения практических работ, предусмотренных рабочей программой во внеаудиторное время.

Практические занятия проводятся в учебном кабинете, не менее двух академических часов, обязательным этапом является самостоятельная деятельность студентов.

Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе. Оценки за практические работы являются обязательными текущими оценками по учебной дисциплине и выставляются в журнале теоретического обучения.


1. Перечень практических работ по дисциплине «Экономика»

№ раздела, темы

Освоение умений в процессе занятия

Тема практического занятия

Кол-во часов

Раздел 1

Тема 1.2

приводить примеры факторов производства и факторных доходов

Расчет прибыли и рентабельности продукции

2

Раздел 1

Тема 1.3

описывать действие рыночного механизма;

Решение задач на расчет альтернативной стоимости. Расчет рентабельности. Решение задач на альтернативные издержки

2

Раздел 2

Тема 2.1

описывать основные формы заработной платы и стимулирование труда

Расчет семейного бюджета

2

Раздел 2

Тема 2.2

объяснять взаимовыгодность добровольного обмена

Решение задач на изучение рационального поведения потребителя

2

Раздел 2

Тема 2.2

объяснять взаимовыгодность добровольного обмена

Решение задач на потребительское равновесие

2

Раздел 3

Тема Тема 3.1.

объяснять действие рыночного механизма

Изучение закона спроса и предложения. Решение задач на изучение кривой спроса

2

Раздел 3

Тема Тема 3.1.

объяснять действие рыночного механизма

Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия

2

Раздел 3

Тема Тема 3.3.

приводить примеры российских предприятий разных организационных форм

Расчет длительности производственного цикла

2

Раздел 3

Тема Тема 3.4.

объяснять причины неравенства доходов

Решение задач на расчет цены выбора. Решение задач на изучение эластичности цены

2

Раздел 4

Тема Тема 4.1.

описывать основные формы заработной платы

Расчет заработной платы при скользящем графике работы

2

Раздел 4

Тема Тема 4.2.

приводить примеры российских предприятий разных организационных форм

Знакомство с законом РФ «О профсоюзах»

2

Раздел 5

Тема Тема 5.2

приводить примеры российских предприятий разных организационных форм

Изучение работы специализированных кредитно-финансовых учреждений

2

Раздел 5

Тема Тема 5.3

Объяснять виды инфляции

Изучение инфляционных процессов в экономике РФ

2

Раздел 6

Тема Тема 6.4

описывать экономический рост

Расчет ВВП по доходам и расходам, построение графика экономического цикла

2

Раздел 7

Тема Тема 7.1.

объяснять проблемы международной торговли

Задачи на расчет сальдо текущего счета движения капитала и расчет платежного баланса страны. Задача на расчет суммы налогов, входящих в таможенные платежи

2


2. Описание порядка выполнения практических работ

Практическая работа № 1. «Расчет прибыли и рентабельности продукции»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Факторы производства и факторные доходы»
  • сформировать умения: приводить примеры факторов производства и факторных доходов;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия – групповая

Студент должен

знать: 
факторы экономического роста

уметь: 
приводить примеры факторов производства и факторных доходов

Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Понятие дохода
  2. Разница между доходом и прибылью
  3. Состав валовой прибыли
  4. Рентабельность, понятие и виды.
  5. Функции прибыли.

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задача 1:

Рассчитать валовую прибыль промышленного предприятия, если:

Прибыль от реализации основных фондов – 370 тыс. руб.;

Прибыль от внереализационных операций – 250 тыс. руб.;

Валовый доход от реализации продукции – 310 тыс.руб.;

Издержки на производство продукции – 73 тыс.руб.;

НДС – 25 тыс.руб.;

Решение:

Валовая прибыль – это сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и дохода (расходов), не связанных с ее производством
и реализацией. Определяется суммой:

  • прибыли от реализации продукции работ и услуг;
  • прибыли от реализации основных фондов и иного имущества (прибыль от реализации товарно-материальных ценностей + прибыль от реализации подсобных хозяйств + прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов);
  • прибыль от внереализационных операций (прибыль от долевого участия в деятельности совместных предприятий + прибыль от сдачи в аренду основных средств – пени и штрафы полученные и уплаченные – убытки от списания дебиторской задолженности – убытки от стихийных бедствий)

Валовая прибыль определяется по формуле:

ПВ = Пр+ Пфи +Пвн

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и затратами на производство и реализацию продукции

Прп = Вд – НДС -И,

где Вд – валовй доход от реализации продукции, тыс. руб.;

НДС- налог на добавленную стоимость, тыс.руб

И – издержки на производство продукции;

  1. Пв =Прп+Прф+Пвн;

Прп = Вд – И -НДС;

Прп =310000-73000-25000=212000руб.

Пв=212000+370000+25000=607000руб.

Задача 2. Найдите прибыль и определите рентабельность продаж продуктового магазина за месяц, если выручка за данный месяц составила 4 500 000 рублей, средняя наценка на товары составила 22%. Затраты на покупку товаров для продажи: 3510 000 рублей, заработную плату за месяц составили 400 000 рублей, затраты на арендную плату и коммунальные услуги: 230 000 рублей.

 

Решение задачи. Итак, рассчитаем прибыль и рентабельность продаж.

Наценка составила 22%. Значит прибыль предприятия за период будет равна 22% от 4 500 000 рублей, т.е. 0,22*4500 000 = 990 000 рублей.

Однако если наценка добавляется к себестоимости товаров (как правило, определяемой исходя из прайслиста поставщиков), то предприятие еще из прибыли должно выплатить заработную плату, оплатить коммунальные услуги и погасить постоянные затраты (арендная плата)

Поэтому прибыль уменьшится на данные затраты.

Реальная прибыль будет равна 990000-400000-230000=360 000 рублей.

Чистая прибыль (за минусом налога на прибыль) = 360 000 – 0,2*360 000 =288000 рублей.

Итак, наценка составила 22%.

А рентабельность (прибыльность) продаж будет значительно ниже.

Найдем рентабельность продаж по валовой прибыли и по чистой прибыли.

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

Формула рентабельности: Рентабельность продаж = Прибыль / Выручка.

Тогда рентабельность продаж по валовой прибыли = Валовая прибыль / Выручка = 360 000 / 4500 000 =0,08 или 8%.

Рентабельность продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка = 288 000 / 4500 000 = 0,064 или 6,4%.

Выводы рентабельности продаж: Нормальным считается значение рентабельности, превышающее 15%. Поскольку рентабельность продаж предприятия по валовой прибыли составила 8%, а по чистой прибыли 6,4%, то магазин работает недостаточно эффективно. Следует повысить среднюю наценку на реализуемую продукцию.

Задачи для самостоятельного решения:

Задача 1. Прибыль от реализации основных фондов – 370 тыс. руб.;

Прибыль от внереализационных операций – 250 тыс. руб.;

Прибыль от реализации продукции – 730 тыс.руб.;

Себестоимость продукции- 50 тыс.руб.

Рассчитать валовую прибыль и себестоимость продукции;

Задача 2.

Рассчитайте годовую прибыль предприятия, если доход за год составил 2,5 млн рублей, годовые переменные издержки составили 0,5 млн рублей, постоянные издержки составили 1,2 млн рублей. Рассчитайте рентабельность продаж.

Практическая работа № 2 «Решение задач на расчет альтернативной стоимости. Расчет рентабельности. Решение задач на альтернативные издержки»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Выбор и альтернативная стоимость»
  • сформировать умения: описывать действие рыночного механизма;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия – групповая

Студент должен

знать: 
факторы экономического роста

уметь: 
описывать действие рыночного механизма

Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

1.Метод научной абстракции

2. Потребительская и меновая стоимость

  1. Альтернативная стоимость
  2. Альтернативные затраты
  3. Понятие рыночной стоимости .

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задача 1

Иван отказался от работы столяром с зарплатой в год 120 тыс. р., от работы охранником 80 тыс. р. и референтом 100 тыс. р. Вместо этого он поступил в университет с годовой платой за обучение 40 тыс. р. 50% оплаты ему компенсирует завод, где работают его родители. Какова альтернативная стоимость его обучения? Какова упущенная выгода обучения, если во внимание принимается первый год?

Решение:

Экономисты при исследовании экономических процессов и явлений предполагают, что человек рационален. Поэтому наилучшим видом работы для Ивана могла быть работа столяром, так как именно она приносит больше денег (120 тыс. р.). Это и будет альтернативная стоимость его оплаты за обучение. Другие виды работы во внимание не принимаются. Упущенная выгода есть недополученный доход + прямые затраты. Недополученный доход = 120 тыс. р. Прямые затраты равны 40 тыс. р. минус то что берет на себя завод (50% от 40 тыс. р.), т.е. 20 тыс. р.:40 тыс. р. – 20 тыс. р. = 20 тыс. р. Значит, упущенная выгода равна: 120 тыс. р.+ 20 тыс. р. = 140 тыс. р. Прочие затраты Ивана неизвестны. Поэтому в данном случае альтернативная стоимость лучше оценивается через упущенную выгоду.

Задача 2.

На одном однородном поле фермер может производить 300 т картофеля и 100 т пшеницы, а на другом однородном поле альтернативная стоимость выращивания 1 т пшеницы равна 2 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 400 т.
Какова альтернативная стоимость производства 1 т пшеницы на первом поле?

Решение:

На первом поле, пожертвовав одной тонной пшеницы, фермер высвободил площадь для выращивания трех тонн картофеля. Следовательно, альтернативная стоимость производства 1 т пшеницы на первом поле равна 3 т картофеля, а 1 т картофеля стоит 1/3 т пшеницы.

Задача 3.

Средневековый кузнец специализируется на копьях и плугах. Могут ли его альтернативные производственные возможности описываться следующими данными?

Копья, шт

36

30

24

18

12

6

0

Плуги, шт

0

2

5

9

12

15

17

 

Решение:

При увеличении производства плугов от 0 до 2 необходимо сократить производство копий с 36 до 30. То есть, увеличение производства  плугов на 1 единицу требует сокращения копий на 3 единицы:

(36 - 30) / (2 - 0) = 3.

При увеличении производства плугов от 2 до 5 необходимо сократить производство копий с 30 до 24. То есть, увеличение производства плугов на 1 единицу требует сокращения копий на 2 единицы.

А согласно закону возрастающих альтернативных издержек: чтобы получить больше блага одного вида в данный период времени, общество должно жертвовать всё возрастающим количеством другого блага.

Значит, при увеличении производства плугов кузнец должен жертвовать всё большим сокращением производства копий. В данном случае наоборот: сокращение произошло в меньшую сторону (2 < 3).

Следовательно, альтернативные производственные возможности кузнеца описываться такими данными не могут.

Задачи для самостоятельного решения:

Задача 1.

Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом
и 3 часа самолетом (с учетом времени поездки в аэропорт). Стоимость проезда
поездом 1000 р., самолетом - 2500 р. В путешествие отправляются трое господ:
 А, Б и В. Часовая ставка оплаты труда господина А - 200 р. в час, у господина
Б - 300 р., у господина В - 500 р. Каким видом транспорта поедут эти господа?

Задача 2.

Студент за первый год обучения заплатил 20 тыс. руб. Бросив ВУЗ, он может зарабатывать 80 тыс. руб. в год. Одновременно работать и учиться ему не хватает времени. Определите величину упущенной выгоды и альтернативную стоимость в первый год обучения в ВУЗе.


Практическая работа № 3 «Расчет семейного бюджета»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование.»
  • сформировать умения: объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия - групповая

Студент должен

знать: 
функции денег

уметь: 
описывать основные формы заработной платы и стимулирование труда

Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Понятие семейного бюджета
  2. Виды страхования
  3. Сбережения населения и их зависимость от уровня дохода
  4. Понятие личного располагаемого дохода
  5. Номинальная и реальная заработная плата

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задача 1.

Семья живет в 4-х комнатной квартире и ежемесячно платит за коммунальные услуги 5500 руб. На питание семьи в месяц уходит 10850 руб. Проезд на городском транспорте обходится в 850 руб. Плата за телефон – 1500руб. Для поездки на экскурсию в Псков было израсходовано 2000 руб. На лекарство бабушке понадобилось 1200 руб. Покупка товаров личной гигиены и бытовой химии – 1300 руб. Определить:

- постоянные расходы семьи;

- переменные расходы семьи;

- общую сумму расходов семьи за месяц;

Решение:

  1. Постоянные расходы :

5500+10850+850+1300=18500руб.

  1. Переменные расходы:

1200+2000=3200 руб.

Общая сумма расходов:18500+3200=21700 руб

Задача 1.

Рассчитать расход семейного бюджета на ремонт комнаты. На примере квартиры определим, какой финансовый расход должна понести наша семья, чтобы произвести следующие ремонтные работы в моей комнате: а) застелить пол линолеумом; б) поклеить обои в комнате; в) приклеить потолочную плитку.

Для решения этой задачи необходимо умение вычислять площадь поверхности комнат, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. Потолок и пол имеют форму прямоугольника, площадь которого равна произведению смежных сторон. А чтобы рассчитать расход обоев на стены необходимо из площади боковой поверхности параллелепипеда вычесть площади дверей и окон.

 Составим смету необходимых расходов.

Таблица 1.

Размеры

Длина

Стены

4,1

Окно

------------

Дверь

--------------

Ширина

Периметр

2,9

14,0

1,5

--------------

0,8

----------

Высота

2,6

1,6

2,0

Площадь

36.4

2,4

1,6

Площадь оклеиваемой поверхности 36,4 – (2,4 + 1,6) = 32,4 (кв.м) Ширина обоев 0,55 м, длина – 10 м В одном рулоне 0,55 * 10 = 5,5 (кв.м) 32,4 : 5,5 = 5,89 = 6 (рулонов). Конечно, каждая модель огрубляет действительность, и задача исследователя состоит в том, чтобы предложить модель, передающую наиболее полно фактическую сторону дела и дающую значительное приближение к действительности. Если обои требуют подгонки узоров, то понадобиться не 6, а 7 рулонов. А если совпадения рисунка необязательно, то достаточно 6 рулонов обоев. Таким образом, задача с математического языка переведена на язык действительности. Ответ: расход на обои от 1200 до 1400 рублей, при средней стоимости одного рулона 200 рублей.

Задача для самостоятельного решения.

 

Среднемесячный доход семьи Федотовых 56000 рублей. Годовой профицит бюджета 150000 рублей. Определите среднемесячные произвольные расходы семьи Федотовых, если известно, что обязательные расходы составляют 70 %.

Практическая работа №4 «Решение задач на изучение рационального поведения потребителя»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Рациональный потребитель.»
  • сформировать умения: объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия – групповая

Студент должен

знать: 
причины различий в уровне оплаты труда
 

уметь: 
объяснять взаимовыгодность добровольного обмена

Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Понятие суверенитета
  2. Теория предельной полезности
  3. Потребительское равновесие
  4. Понятие личного располагаемого дохода
  5. Номинальная и реальная заработная плата

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задача:

Василий решил израсходовать 20 р. на покупку пирожных. Их полезность он оценивает деньгами (в рублях), предполагая два способа использования пирожных - для гостей и для собственной семьи:

Кол-во пирожных

Гостям

Семье

TU

MU

TU

MU

1

8

8

12

2

14

9

3

19

5

6

4

23

30

5

3

31

Латинскими буквами TU обозначена общая полезность (от англ. total utility), a MU — маржинальная полезность (от англ. marginal utility). Заполните пропуски в таблице и определите наилучший способ использования Василием этих денег, если цена одного пирожного 4 р.

Решение.

Заполненная таблица имеет вид.

Кол-во пирожных

Гостям

Семье

TU

MU

TU

MU

1

8

8

12

(12)

2

14

(6)

(21)

9

3

19

5

(27)

6

4

23

(4)

30

(3)

5

(26)

3

31

(1)

В скобках показаны значения, вычисленные по формуле TU(n) = TU(n - 1) + MU(n)
в ходе решения задачи. Наилучшим способом распределения денежной суммы в 20 р. будет такой, когда
MU(Г, п) = MU(C, т), где МU(Г, п) - маржинальная полезность последнего n-го пирожного из общего числа п пирожных, купленных для гостей, a МU(C, m) - маржинальная полезность последнего т–го пирожного, купленного для семьи. Естественно, что (т + п)Р ≤ 20 (где Р - цена пирожного), т.е. должно быть выполнено бюджетное ограничение.

Согласно закону равной маржинальной (предельной) полезности на единицу затрат, мы могли бы попытаться обменять единицу менее выгодного блага на единицу более выгодного или, если позволяет бюджетное ограничение, просто добавить наиболее выгодную единицу блага к имеющейся комбинации. Причем нужно следить, чтобы полезность добавляемого блага была бы больше уплаченной за него цены.

Этот пошаговый процесс решения останавливается, как только попытка
добавления пирожного семье или гостям не приносит увеличения общей полезности. Таким образом, решение задачи может быть представлено следующей
таблицей.

семье

гостям

Добавляемая единица

Добавляемая полезность

Номер шага

Добавляемая единица

Добавляемая полезность

Номер шага

1

8

3

1

12

1

2

6

4

2

9

2

3

6

5

В результате бюджетное ограничение будет исчерпано при покупке пяти пирожных: двух для семьи и трех для гостей.

Задача для самостоятельного решения:

Потребитель тратит 20 р. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна (20 – 3х), где х – количество яблок, в штуках.
Предельная полезность апельсинов равна (
40 – 5y), где y – количество апельсинов, в штуках. Цена одного яблока составляет 1 р., цена одного апельсина – 5 р.
Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

Практическая работа №5 «Решение задач на потребительское равновесие»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Рациональный потребитель»
  • сформировать умения: объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия - групповая

Студент должен

знать: 
причины различий в уровне оплаты труда
 

уметь: 
объяснять взаимовыгодность добровольного обмена

Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Эффект замещения
  2. Эффект дохода
  3. Сбережения населения и их зависимость от уровня дохода
  4. Излишек потребителя
  5. Кривая безразличия

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задача:

Студент потребляет в месяц 2кг сосисок по цене 141 р за 1кг и 4 буханки хлеба по цене 12 р за одну буханку. Чему равна предельная норма замены сосисок хлебом в состоянии равновесия?

Решение:

В состоянии равновесия отношения предельных полезностей равно отношению цен товаров:

MRSс, x = | - С / + Х | = MUx / MUс = Рх / Рс,

где

с – количество сосисок;

x – количество хлеба;

MUx; MUс – предельные полезности хлеба и сосисок.

MRSc, x – предельная норма замены.

Поскольку Pc = 141, a Px = 12, то MRSc, x=12 / 141.

Ответ: 12 / 141.

Задача 2.

В таблице представлены следующие данные о предельной полезности двух благ.

Количество

Конфеты

Виноград

1

60

150

2

40

120

3

20

90

Цена 1 кг конфет 80 ден. ед., а цена 1 кг винограда 160 ден. ед.
Бюджет потребителя составляет 400 ден. ед.

Определить оптимальный объём потребления конфет и винограда.

 

Решение:

Оптимальный объём потребления конфет и винограда достигается тогда, когда отношение предельных полезностей равно отношению цен этих благ.

Закон равной маржинальной полезности на единицу затрат

Среди перечисленных вариантов таким свойством обладает комбинация 2 кг винограда (MUв=120) и 1 кг конфет (MUк=60).

Предельная полезность винограда, разделённая на предельную полезность конфет равна отношению их цен:

Закон равной предельной полезности на единицу затрат

Проверим соответствие этой комбинации бюджетному ограничению:

80*1 + 160*2 = 400

Бюджет полностью израсходован.

Задача для самостоятельного решения

За месяц студент расходует на апельсины и бананы 100 рублей. Цена одного апельсина равна 5 р, а цена одного банана - 2 р. Какое количество апельсинов и бананов потребляет рациональный студент в месяц, если общая полезность от количества потребляемых фруктов составляет TU(х,у)=10XY, где Х и Y количество апельсинов и бананов соответственно.

Практическая работа №6 «Изучение закона спроса и предложения. Решение задач на изучение кривой спроса»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.»
  • сформировать умения: объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия -  групповая

Студент должен

знать: 
факторы экономического роста
 

уметь: 
объяснять действие рыночного механизма

Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Круговорот производства
  2. Факторы, влияющие на спрос
  3. Факторы, влияющие на объем предложения
  4. Концепция равновесия рынка
  5. Закон спроса и предложения

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задача 1:

Зависимость объема спроса товара Х от его цены представлена в таблице.

Цена (Р) (долл.)

Объем спроса (Qd) (кг)

20

320

30

280

40

240

50

200

60

160

70

120

Нарисуйте кривую спроса данного товара и покажите, как она изменится, если покупатели будут предпочитать приобретать на 20 кг больше при каждом уровне цен?

Решение:

 Сначала нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема спроса при определенной цене. Соединив точки, получим кривую спроса. Увеличение спроса на 20 единиц изменит предпочтения потребителей, что проявится в увеличении объема спроса. Так, при цене 20 $ покупатели будет готовы приобрести не 320 кг, а 340, при цене 30 $ - 300 кг, при 40 $ - 260. Построим еще один столбец в таблице:

Цена (Р) (долл.)

Объем спроса (Qd1) (кг)

Объем спроса (Qd2) (кг)

20

320

300

30

280

260

40

240

220

50

200

180

60

160

140

70

120

100

В результате сдвинется и кривая спроса, она разместится правее d1.

http://eos.ibi.spb.ru/umk/2_6/15/pict/15_P2_R1_T1_1.gif

Задача 2.

Для стимулирования сбыта своей продукции фирма «IBS» объявила о временном снижении цен на одну из моделей компьютера с 1000 до 800 долл. В результате за следующий месяц фирма продала в два раза больше компьютеров, чем обычно.

а) Как изменилась выручка фирмы?

б) Рассчитайте коэффициент точечной эластичности (по формуле, используемой в определении) и сделайте вывод о характере спроса на данную модель компьютера.

Решение: 

а) Выручка фирмы рассчитывается по формуле:

Формула общей выручки

Соответственно изменение выручки фирмы в процентном выражении рассчитаем по формуле:

Расчёт изменения общей выручки

Таким образом, выручка фирмы увеличилась на 60 %.

б) Коэффициент точечной эластичности рассчитаем по формуле, используемой в определении:

Формула и расчёт эластичности спроса по цене

Коэффициент эластичности по абсолютной величине больше 1, следовательно спрос эластичен.

Задача для самостоятельного решения:

Цена (Р) (тыс. руб.)

Объем спроса (Qd) (шт.)

2

200

3

180

4

150

5

110

6

60

7

0

Зависимость объема спроса товара Х от его цены представлена в таблице.

Нарисуйте кривую спроса.

Нарисуйте кривую спроса данного товара.

Практическая работа №7 «Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Рыночный механзм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры»
  • сформировать умения: объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия -  групповая

Студент должен

знать: 
факторы экономического роста
 

уметь: 
объяснять действие рыночного механизма

Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Эластичность спроса по доходу.
  2. Эластичность предложения.
  3. Рыночные структуры.
  4. Концепция равновесия рынка
  5. Закон спроса и предложения

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задача 1:

Цена на товар падает с 10 р. до 5 р. Это увеличивает спрос с 5 единиц товара до 15 единиц. Какова эластичность спроса на данный товар?

Решение:

Эластичность спроса рассчитаем по формуле дуговой эластичности:

Формула и расчёт дуговой эластичности

Эластичность по абсолютной величине больше единицы

Спрос на данный товар эластичен.

Задача 2.

 Дана функция спроса Qd(P) = 100 - 2P, найдите точечную эластичность спроса по цене при P0 = 20.

РешениеМы можем сразу воспользоваться формулой точечной эластичности спроса по цене для непрерывного случая, так как нам известна функция спроса по цене: (1) Edp = Q'p*P0/Q0

Для формулы нам потребуется найти производную функции Qd(P) по параметру P: Q'p = (100 - 2P)'p = -2. Обратите внимание на отрицательный знак производной. Если закон спроса выполняется, то производная функции спроса по цене всегда должна быть отрицательной.

Теперь найдем вторую координату нашей точки: Q0(P0) = Q0(20) = 100 - 2*20 = 60.

Подставляем полученные данные в формулу (1) и получаем ответ: Edp = -2 * 20/60 = -2/3.

Ответ: -2/3

 Задачи для самостоятельного решения:

Задача 1. Определить точечную эластичность спроса, если при снижении цены на 10 %

выручка увеличилась на 8 %.

Задача 2. Функция спроса населения на товар А имеет вид:

Функция спроса на товар А,

Функция предложения товара А:

Функция предложения на товар А.

При каких ценах на товары А и B спрос и предложение товара А сбалансируются на уровне 20 единиц?

Практическая работа №8 «Расчет длительности производственного цикла»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Предприятие. Производительность труда, Факторы, влияющие на производительность труда.»
  • сформировать умения: приводить примеры российских предприятий разных организационных форм;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия - групповая

Студент должен

знать: 
организационно-правовые формы предпринимательства
 

уметь: 
приводить примеры российских предприятий разных организационных форм

Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Производственная структура предприятия
  2. Типы производственной структуры
  3. Производственный цикл
  4. Организационно-правовые формы предприятий
  5. Классификация предприятий

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задача:

Определите длительность производственного цикла, если:

1. Форма движения изделий по рабочим местам

пар.-посл.

2. Число операций

3

3. Норма времени на выполнение операции Ti, мин.

6, 14, 12

4. Размер партии n, ед.

10

5. Число рабочих мест на главной операции C, ед.

2

Решение:

Длительность технологического цикла обработки партии деталей при параллельно-последовательном движении предметов труда определяется по формуле:

https://www.goodstudents.ru/images/stories/pr_men/14/image002.gif,

где:

n – размер партии, шт.;

p – размер транспортной партии, шт. (он должен быть кратен размеру производственной партии);

ti – норма времени на выполнение операции, мин.;

tki – наименьшая норма времени между i-ой парой смежных операций с учетом количества единиц оборудования, мин.;

Ci – число рабочих мест на i-й операции;

По условию задачи:

n=10 шт.

t1=6 мин.

t2=14 мин.

t3=12 мин.

Из условия кратности, примем размер транспортной партии p = 2; 5 (p=1-принять не можем, т.к. число рабочих мест на второй операции = 2, и одной детали будет явно недостаточно; при p=10 – можем получить обычную последовательную форму организации технологического процесса).

Соответственно длительность технологического цикла будет:

при p=2:

Тцпп = 10*(6/1+14/2+12/1) - (10 - 2)*(6/1+14/2)=250-104 = 146 мин.

при p=5:

Тцпп = 10*(6/1+14/2+12/1) - (10 - 5)*(6/1+14/2)=250-110 = 185 мин.

Задача для самостоятельного решения:

Определите длительность производственного цикла при последовательном и параллельном сочетании операции  на основе следующих данных. Партияиз4-х деталей обрабатывается на четырех четырёх операциях с длительной обработки одной детали:
T
1 = 10 мин, t2 = 5 мин; t3 = 6 мин; t4 = 8 мин. Размер транспортной партии p = 1

Практическая работа №9 «Решение задач на расчет цены выбора. Решение задач на изучение эластичности цены»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Издержки. Выручка»
  • сформировать умения: описывать действие рыночного механизма;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия  - групповая

Студент должен

знать: 
факторы экономического роста
 

уметь: 
объяснять причины неравенства доходов

Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Классификация издержек.
  2. Предельные издержки производства.
  3. Факторы, влияющие на себестоимость.
  4. Факторы, влияющие на ценообразование
  5. Доход предприятия

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задача

Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 5000 р.

Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч. И сэкономит семье деньги.

Бухгалтер завален работой и обычно зарабатывает 500 р. в час. Поэтому он отказывается сам красить дом, ссылаясь на экономическую целесообразность.

Кто прав и почему? Какова цена правильного выбора?

Решение:

Прав бухгалтер. Он сэкономит семье деньги, если будет заниматься своей работой, которая за 20 часов принесёт ему:

20 ×500 = 10000 р.

и наймёт маляра с оплатой 5000 р.

Цена его выбора, то есть экономия при этом составит:
10000 – 5000 = 5000 р.

Задача 2.

Чему равен коэффициент эластичности спроса по цене, если при увеличении уровня цены на 2% величина спроса снизилась на 4%?

Решение:

 https://studfiles.net/html/2706/197/html_p7O3jn18PJ.jxWJ/img-8C4WEw.pngАбсолютное значение коэффициента (по модулю) больше единицы, следовательно, спрос эластичен по цене.

Задача 3.

Петров хочет купить мебельный гарнитур. Он должен затратить на поиски дешевого и качественного варианта 7 рабочих дней, для чего намерен взять отпуск без сохранения заработка. Если он не сделает этого, то купит гарнитур на 20% дороже. В день Петров зарабатывает 1000 руб.

Какова должна быть цена гарнитура для того, чтобы рационально мыслящему Петрову было все равно – искать дешевый вариант или нет?

 Решение:

Пусть х – цена гарнитура в рублях.

0,2 * х – величина переплаты, в случае если Петров не возьмёт отпуск.

Если Петров возьмёт отпуск, то потери дохода составят:

7 * 1000 = 7000 р.

Рационально мыслящему Петрову будет все равно – искать дешевый вариант или нет, если величина переплаты будет равна величине потерь дохода.

Составим и решим уравнение:

0,2 * х = 7000

х = 35 000.

Цена гарнитура должна быть равна 35 000 рублей.

Задача для самостоятельного решения:

Точечная эластичность спроса на товар равна -3. В результате снижения цены на 1% количество продаваемого товара выросло до 206 штук. Чему был равен первоначальный объем спроса на данный товар?

Практическая работа №10 «Расчет заработной платы при скользящем графике работы»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда»
  • сформировать умения: описывать основные формы заработной платы;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия – групповая

Студент должен

знать: 
причины различий в уровне оплаты труда
 

уметь: описывать основные формы заработной платы;


Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Фактор труда и его оценка.
  2. Проблемы спроса на экономические ресурсы.
  3. Влияние цен на реальную заработную плату
  4. Факторы, влияющие на себестоимость.
  5. Рынок труда и его субъекты
  6. Организация оплаты труда

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задача

Дневная тарифная ставка вспомогательного рабочего составляет 800 рублей. Он обслуживает 2 объекта:

– бригада основных рабочих со сменным заданием 1000 кг. продукции;

– бригада основных рабочих со сменным заданием 500 кг. продукции.

За месяц 1-я бригада сдала 30 тонн продукции, а 2-я бригада – 15 тонн. Определить заработную плату вспомогательного рабочего за месяц.

Решение

Определяем размер часовой ставки работника

hello_html_mf9feb5a.gif

Определяем часовые нормы выработки бригад:

hello_html_me9d09e8.gif

hello_html_1aa31e5d.gif

Определяем размер косвенной сдельной расценки:

hello_html_m52cad1d7.gif

hello_html_5c75d220.gif

Определяем размер заработка вспомогательного рабочего за месяц

hello_html_m58706dfb.gif

Задача для самостоятельного решения:

В бригаде работают 3 токаря 3 разряда. Общий бригадный заработок за месяц составил 82000 руб. 1-й работник отработал 170 час. 2-й работник отработал 152 час, 3-й работник отработал 160 часов за месяц. Определить заработную плату каждого работника бригады.

Практическая работа №11 «Знакомство с законом РФ «О профсоюзах»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы.»
  • сформировать умения: приводить примеры российских предприятий разных организационных форм;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия –групповая

Студент должен

знать: 
организационно-правовые формы предприятий
 

уметь 

приводить примеры российских предприятий разных организационных форм;


Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Профсоюзы и их организационно-правовая форма.
  2. Права профсоюзов.
  3. Гарантии прав профсоюзов
  4. Защита прав профсоюзов.
  5. Рынок труда и его субъекты
  6. Политика государства в области занятости

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задание:

Проанализировать и дать письменные ответы на следующие вопросы:

  1. Что является условием для возникновения профсоюзов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите важнейшие задачи профсоюзов?

Важнейшие задачи, которые ставят перед собой профсоюзы, состоят в следующем:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какую роль выполняет государство в профсоюзах?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие правовые документы являются основой деятельности профсоюзов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Было ли неизбежным появление профсоюзов?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для самостоятельного решения:

Подготовить в виде доклада для коллегиального органа своего профсоюза пакет предложений или рекомендаций об изменениях, которые, по нашему мнению, необходимо провести, уже начиная с сегодняшнего дня.
В докладе должны быть отражены следующие моменты:


Членство: останутся ли директора в составе профсоюза, будут ли они и дальше членами
профсоюза?
Профсоюзные работники: что профсоюз может сделать, чтобы привлечь толковых людей на профсоюзную работу и чтобы они оставались, что надо сделать, чтобы удержать их в организации?

Традиционные направления и методы профсоюзной работы: нуждаются ли они в
изменениях, если да, то в каких?

Структура профсоюза: какие изменения в организационной структуре необходимы.

Практическая работа №12. «Изучение работы специализированных кредитно-финансовых учреждений»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Банковская система. Финансовые институты»
  • сформировать умения: приводить примеры российских предприятий разных организационных форм;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия  -  групповая

Студент должен

знать: 
банковскую систему
 

уметь 

приводить примеры российских предприятий разных организационных форм;


Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Понятие банковской системы
  2. Правовое положение ЦБ РФ
  3. Основные функции и задачи ЦБ РФ
  4. Кредитно-денежная политика: основные методы и инструменты проведения.
  5. Двухуровневая банковская система
  6. Понятие коммерческих банков

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задание:

Составить иерархию трех ярусов кредитной системы РФ, исходя из следующего перечня организаций:

– Ипотечные банки

- Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты

– Коммерческие банки

– Небанковские кредитные организации (НКО)

- Центральный банк.

– Сберегательные банки

– страховые компании

– инвестиционные фонды

 – пенсионные фонды

 – финансово-строительные компании

 – прочие

Задание для самостоятельного решения:

Сделать в табличном виде анализ основных функций ЦБ РФ и их влияние на кредитную систему

Практическая работа №13 «Изучение инфляционных процессов в экономике РФ»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Инфляция и ее социальные последствия»
  • сформировать умения: описывать инфляцию;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия -  групповая

Студент должен

знать: 
факторы экономического роста

уметь 

объяснять виды инфляции


Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Понятие инфляции
  2. Измерение уровня инфляции
  3. Типы инфляции
  4. Инфляция спроса
  5. Инфляция предложения

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

  1. Дать в письменном виде определения следующим видам инфляции. Указать соответствующий процент инфляции.

Гиперинфляция – разновидность инфляции, характеризующаяся чрезвычайно
быстрым (более чем на 1000% в год) ростом цен и увеличением денежной массы,
выпускаемой государством в обращение. Гиперинфляция ведет к резкому
обесцениванию денег, нарушению нормальных хозяйственных связей и пропорций
развития промышленности, усиливает спекуляцию.

Ползучая инфляция – цены растут менее чем на 10 % в год, покупательная
способность денег практически сохраняется.

Галопирующая инфляция – рост цен происходит скачкообразно и стремительно
– 20-200% в год.

Задание для самостоятельного решения:

Заполнить таблицу:

Показатели инфляции в развитых странах 

Страна

Инфляция по периодам, %

1980-1990г.

2000-2010 г

2010-2017г.

США

Великобритания

Италия

Франция

Россия

 

Практическая работа №14 «Расчет ВВП по доходам и расходам, построение графика экономического цикла»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы»
  • сформировать умения: приводить примеры глобальных экономических проблем;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия –групповая

Студент должен

знать: 
факторы экономического роста

уметь 

описывать экономический рост


Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Понятие ВВП, ВНП
  2. Цели национального производства
  3. Состав ВВП
  4. Состав ВНП
  5. Методы расчета ВВП

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задача 1.

Фермер вырастил пшеницу и продал ее мельнику за 1$, мельник сделал из зерна муку и продал ее пекарю за 3$, пекарь выпек хлеб и продал его булочнику за 6$, булочник продал хлеб студенту за 10$.

Чему равен ВВП?

Решение:

Производители

Цена продукции, $

Добавленная стоимость, $

Фермер

1

1 – 0 = 1

Мельник

3

3 – 1 = 2

Пекарь

6

6 – 3 = 3

Булочник

10

10 – 6 = 4

 

Всего

10

Конечный продукт – хлеб, в ВВП учитывается его стоимость.
При суммировании добавленных стоимостей на каждом этапе производственной цепочки получается стоимость конечного товара.

Задача 2.

По приведенным ниже исходным данным рассчитать:

  1. объем ВНП по потоку доходов;
  2. объем ВНП по потоку расходов;
  3. объем ЧНП;
  4. объем национального дохода.

Исходные данные:

  1. Процент за кредит – 12 ден. ед.
  2. Валовые частные инвестиции – 55 ден. ед.
  3. Зарплата и жалованье – 218 ден. ед.
  4. Прибыль корпораций – 113 ден. ед.
  5.            Косвенные налоги, неналоговые обязательства и трансфертные платежи, выплачиваемые частными предпринимателями – 22 ден. ед.
  6. Рентные платежи владельцам арендуемого имущества – 20 ден. ед.
  7. Налоги на прибыль корпораций – 50 ден. ед.
  8. Чистый экспорт товаров и услуг – 9 ден. ед.
  9. Государственные закупки товаров и услуг – 90 ден. ед.
  10. Чистые частные инвестиции – 45 ден. ед.
  11. Доходы от собственности – 21 ден. ед.
  12. Чистые субсидии государственным предприятиям – 2 ден. ед.
  13. Трансфертные платежи населению – 23 ден. ед.
  14. Потребительские расходы – 260 ден. ед.

Решение:

Расчет ВНП по доходам выглядит следующим образом:

Зарплата и жалованье (218 ден. ед.)

+ Доходы от собственности (21 ден. ед.)

+ Рентные платежи (20 ден. ед.)

+ Прибыль корпораций (113 ден. ед.)

+ Процент за кредит (12 ден. ед.)

- Субсидии государственным предприятиям (2 ден. ед.)

+ Косвенные налоги, неналоговые обязательства и трансфертные пла-тежи, выплачиваемые частными предпринимателями (22 ден. ед.)

+ Плата за потребление капитала (валовые инвестиции – чистые инве-стиции) (10 ден. ед.)

= 414 ден. ед.

Расчет ВНП по расходам выглядит следующим образом:

Потребительские расходы (260 ден. ед.)

+ Валовые частные инвестиции (55 ден. ед.)

+ Государственные закупки товаров и услуг (90 ден. ед.)

+ Чистый экспорт товаров и услуг (9 ден. ед.)

=414 ден. ед.

ЧНП = ВНП – плата за потребление капитала = 414-10=404 ден. ед.

Национальный доход =ЧНП (404 ден. ед.)

- Косвенные налоги, неналоговые обязательства и трансфертные платежи, выплачиваемые частными предпринимателями (22 ден. ед.)

+ Субсидии государственным предприятиям (2 ден. ед.)

= 384 ден. ед.

Задание для самостоятельного решения:

По представленным данным рассчитайте ВВП по доходам и расходам.

Статьи

Сумма, трлн. руб.

Личные потребительские расходы

230

Дивиденды

15

Косвенные налоги

20

Налоги на прибыль фирм

20

Нераспределенная прибыль фирм

15

Заработная плата

220

Проценты

45

Импорт

33

Экспорт

37

Арендная плата

19

Инвестиции

50

Государственные закупки товаров и услуг

70

Практическая работа №15. «Задачи на расчет сальдо текущего счета движения капитала и расчет платежного баланса страны. Задача на расчет суммы налогов, входящих в таможенные платежи»

Цели занятия:

  • обобщение и систематизация материала по теме «Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли»
  • сформировать умения: объяснять проблемы международной торговли;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Форма организации занятия –групповая

Студент должен

знать: 
основные виды налогов

уметь 

объяснять проблемы международной торговли


Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

  1. Понятие международной торговли
  2. Свободная международная торговля
  3. Протекционизм
  4. Теория сравнительных преимуществ
  5. Международное разделение труда

Форма отчетности по занятию: письменное решение задач в тетради для практических работ

Задание для практического занятия
и инструктаж по его выполнению

Задача:

Экономике страны характерны следующие интегральные показатели:

Импорт продукции равен 19000 млн евро.

Экспорт продукции равен 17000 млн евро.

Население страны также получает доход в качестве выплаты процентов за инвестиции в другие страны. Величина данного вида дохода составляет 3000 млн евро.

Напротив проценты инвесторам из других стран составляют 1200 млн евро.

Резервы страны 2400 млн евро.

Импорт услуг равен 1800 млн евро.

Экспорт услуг равен 1900 млн евро.

Приток капитала в эту страну равен 6500 млн евро.

Отток капитала из данной страны равен т 4000 млн евро.

Чистые денежные переводы составили 2100 млн евро.

Требуется найти баланса по текущим операциям (сальдо текущего счета), а также сальдо платежного баланса этой страны.

Решение задачи - Расчет платежного баланса страны

Сальдо баланса внешней торговли = Экспорт продукции – Импорт продукции= 17000-19000=- 2000 млн евро.

Сальдо баланса товаров и услуг = Сальдо баланса внешней торговли + Экспорт услуг - Импорт услуг = -2000 + 1900 – 1800 = -1900 млн евро.

Сальдо баланса по текущим операциям = Сальдо баланса товаров и услуг+ Чистые доходы от инвестиций + Чистые денежные переводы = -1900 + (3000-1200)+2100=2000 млн евро.

Сальдо баланса движения капитала = Приток капитала - Отток капитала = 6500-4000=2500 млн евро.

Сальдо баланса по текущим операциям и движению капитала = Сальдо баланса движения капитала + Сальдо баланса по текущим операциям = 2500+2000 = 4500 млн евро.

Сальдо платежного баланса = Сальдо баланса по текущим операциям и движению капитала + Резервы страны = 4500+2400 = 6900 млн евро.

Задание для самостоятельного решения:

Экономика описана следующими данными:
1) экспорт товаров составляет 33000 $;
2) импорт товаров составляет 20900 $;
3) граждане страны получают доход от иностранных инвестиций в виде процентных выплат из-за рубежа в размере 6600 $;
4) страна выплачивает зарубежным инвесторам доход в виде процентов в размере 4500 $;
5) расходы граждан данной страны на туризм составляют 12200 $;
6) доходы данной страны от туризма составляют 15400 $;
7) односторонние трансферты страны равны 5800 $;
8) отток капитала из страны составляет 3650 $;
9) приток капитала в страну составляет 8700 $.
Используя данные, рассчитайте сальдо текущего счета движения капитала и платежного баланса страны. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Экономика для специальностей Коммерция, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические рекомендации предназначены для специальностей 100701 "Коммерция" (по отраслям), 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"....

Методическая разработка «Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине Экономика организации для обучающихся по направлению специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Методическая разработка «Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине Экономика организации для обучающихся по направлению специальности 35.02.12 «Садово-парковое ...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для выполнения практических работ по дисциплине «Маркетинг» для студентов специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая тетрадь для выполнения практических работ предназначена для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Маркетинг, которая является важн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело».

Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Экономика».Практические занятия являются нео...