Рабочая программа учебной дисциплины "Финансы,денежное обращение и кредит"
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Финансы,денежное обращение и кредит"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ардатовский аграрный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор техникума
________________ А.П. Ефимова
«___» ______________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
форма обучения - очная
р.п. Ардатов
2017
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (форма обучения - очная).
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ардатовский аграрный техникум»
Разработчик: Денисова Л.Ф., преподаватель экономических дисциплин
Рассмотрено на заседании
методической (цикловой) комиссии
экономических дисциплин.
Протокол №____от____________2017 года
Председатель методкомиссии
________С.Ю. Касаткина
Рекомендовано к применению
Методическим советом техникума.
Председатель Методсовета_____________Г.А. Бочкарева
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
- проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля;
- законы денежного обращения;
- сущность, виды и функции денег;
- основные типы и элементы денежных систем;
- виды денежных реформ;
- структуру кредитной и банковской системы;
- функции банков и классификацию банковских операций;
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы;
- принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификации ценных бумаг;
- особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка
ценных бумаг;
- характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования её экономической системы.
В результате освоения учебной дисциплины происходит формирование общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
В результате освоения учебной дисциплины происходит формирование профессиональных компетенций, включающих в себя способность:
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 135 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 45 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
практические занятия | 42 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 45 |
в том числе: | |
подготовить доклады, сообщения, рефераты, кроссворды, чайнворды проработать конспект, подготовить ответы на контрольные вопросы | 16 29 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены). | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. Деньги, денежное обращение и денежная система | 16 | ||
Тема 1.1. Деньги, денежное обращение и денежная система | Содержание | 6 | 1 2 |
1. Сущность и происхождение денег. Функции денег. Виды денег. | |||
2. Понятие денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег. | |||
3. Денежная система и её элементы. Инфляция и формы её проявления. | |||
Практическая работа | 4 | ||
Расчёт показателей, связанных с денежным обращением. Определение индекса инфляции. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Подготовить доклад «Концепции происхождения денег» | |||
Подготовить сообщения «Виды денежных реформ». «Международная денежная система» | |||
Проработать конспект | |||
Подготовить ответы на контрольные вопросы | |||
РАЗДЕЛ 2. Финансы и финансовая система |
75 | ||
Тема 2.1. Финансы, финансовая система и финансовая политика | Содержание | 6 | 1 |
1. Социально-экономическая сущность финансов, их роль в экономике. | |||
2. Функции финансов. | 2 | ||
3. Понятие финансирования, его принципы. Финансовые ресурсы и источники их формирования. | |||
4. Финансовая система, её звенья , их взаимосвязь. | |||
5. Финансовая политика, её задачи и содержание. | |||
6. Управление финансами. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Проработать конспект | |||
Подготовить ответы на контрольные вопросы | |||
Тема 2.2. Государственные финансы: госбюджет и внебюджетные фонды | Содержание | 4 | 3 2 |
1. Федеральный бюджет, его функции, состав и структура доходов и расходов. | |||
2. Бюджетный дефицит и методы его финансирования. | |||
3. Бюджетная система РФ. | |||
4. Государственные внебюджетные фонды. | |||
Практические работы |
4
| ||
Определение состава и структуры доходов и расходов бюджета, состояния бюджета. | |||
Расчёт сумм страховых взносов и штрафных санкций за допущенные нарушения в государственные внебюджетные фонды. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Подготовить сообщения « Бюджетный процесс, участники бюджетного процесса», «Действующие внебюджетные фонды в регионе». | |||
Проработать конспект | |||
Подготовить ответы на контрольные вопросы | |||
Тема 2.3. Государственный кредит | Содержание | 4 |
2 |
1.Сущность и функции государственного кредита. | |||
2.Управление государственным кредитом. | |||
3.Ссудный капитал и кредит. Рынок ссудного капитала. | |||
4.Основные формы кредита. | |||
5.Классификация государственных займов. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Написать рефераты «Новые виды кредитов: лизинг, кредитные карточки, ипотека» | |||
Проработать конспект | |||
Подготовить ответы на контрольные вопросы | |||
Тема 2.4. Страхование | Содержание | 4 | 2 |
1. Сущность страхования, его значение, роль в рыночной экономике. | |||
2. Виды страхования. | |||
3. Социальное страхование как форма соцобеспечения граждан. | |||
4. Порядок страхования имущества предприятий. | |||
Практическая работа | 6 | ||
Определение размера страхового платежа, страхового ущерба и страхового возмещения по застрахованным объектам. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Проработать конспект | |||
Подготовить ответы на контрольные вопросы | |||
Тема 2.5. Финансы предприятий | Содержание. | 6 | 2
|
1. Понятие финансов предприятий, их функции, принципы организации. | |||
2.Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий. | |||
3. Доходы и расходы предприятий, факторы увеличения доходов. | |||
4. Финансирование и кредитование капитальных вложений. | |||
5. Финансирование и кредитование спецмероприятий. | |||
Практические работы | 8 | ||
Расчёт валового и чистого дохода, балансовой и чистой прибыли. | |||
Расчёт потребности в долгосрочном кредите. | |||
Расчёт расходов на различные спецмероприятия и источников их финансирования. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Проработать конспект | |||
Подготовить ответы на контрольные вопросы | |||
Тема 2.6. Финансовое планирование и финансовый контроль | Содержание | 4 | 2
|
1. Финансовое планирование и прогнозирование на предприятиях. | |||
2. Сметное планирование-основа сбалансированности финансовых показателей. | |||
3. Финансовый контроль, его виды и методы проведения. | |||
Практические работы | 6 | ||
Составление финансового плана. | |||
Составление отдельных бюджетов (смет). | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Проработать конспект | |||
Подготовить ответы на контрольные вопросы | |||
РАЗДЕЛ 3. Банковская система и рынок ценных бумаг | 24 | ||
Тема 3.1. Банковская система | Содержание |
4 |
2 |
1. Понятие и основные элементы банковской системы. | |||
2. Функции и операции Центрального банка РФ. | |||
3. Коммерческие банки России, их функции и операции. | |||
Практическая работа | 6 | ||
Расчёт суммы процентов по вкладам и кредитам. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Проработать конспект | |||
Подготовить ответы на контрольные вопросы | |||
Тема 3.2. Рынок ценных бумаг | Содержание |
2 | 2 3 |
1. Рынок ценных бумаг в РФ, его структура, функции, участники. | |||
2. Виды ценных бумаг и их характеристика. | |||
Практическая работа |
4 | ||
Расчёт рыночной стоимости ценных бумаг, суммы дивидендов по акциям, процентного дохода по облигациям. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Подготовить кроссворды, чайнворды | |||
Проработать конспект | |||
Подготовить ответы на контрольные вопросы | |||
РАЗДЕЛ 4. Валютная система и международные кредитные отношения | 20 | ||
Тема 4.1. Валютная система РФ и международные кредитные отношения | Содержание | 6 | 3 |
1. Понятие валюты. Классификация и виды валют. Конвертируемость валюты. | |||
2. Валютный курс. Виды валютных курсов. Расчёт валютного курса. | |||
3. Валютная система, виды валютных систем. | |||
4. Кредитование внешней торговли. | |||
5. Платёжный баланс: понятие и основные составляющие. | |||
Практическая работа | 4
| ||
Расчёт курса валют, курсовой разницы. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
Составить кроссворд «Валюты стран мира» | |||
Подготовить рефераты «Валютные операции», «Валютное регулирование и валютный контроль» | |||
Проработать конспект | |||
Подготовить ответы на контрольные вопросы | |||
Дифференцированный зачёт | 2 | ||
Всего: | 135 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места для обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска классная.
Технические средства обучения:
- компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Каджаева М.Р. Осуществление кредитных операций: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ М.Р. Каджаева, Л.В. Алманова - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
Дополнительные источники:
- Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, Е.С. Старостина - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.
- Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ Л.В. Перекрестова, Н. М. Романенко, С.П. Сазонов. -7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.
- В.П. Климович Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник.2-е изд. доп. – М.: Форум ИНФРА – М, 2006 – 256с. (Профессиональное образование).
- Лишанский М.Л., Маслова И.Б. Финансы в сельском хозяйстве: Учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 430с.
- Круш З.А., Перекрестова Л.В. практикум по финансам сельского хозяйства. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 328с.: ил.
Интернет-ресурсы:
- http:/www.minfin.ru/ - сайт МФ РФ.
- http://www.ifns.su/ - сайт Федеральной налоговой службы.
- www.consultant.ru - СПС «Консультант Плюс».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Коды формируемых компетенций | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 2 – 6.ПК 1.3, 2.4, 4.4 | Демонстрация умения: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями; ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета; составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. Демонстрация знания: принципов финансовой политики и финансового контроля; законов денежного обращения; сущности, видов и функций денег; основных типов и элементов денежных систем; видов денежных реформ; структуры кредитной и банковской системы; функций банков и классификации банковских операций; целей, типов и инструментов денежно-кредитной политики; структуры финансовой системы; принципов функционирования бюджетной системы и основ бюджетного устройства; видов и классификации ценных бумаг; особенностей функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; характера деятельности и функций профессиональных участников рынка ценных бумаг; характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики; особенностей и отличительных черт развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования её экономической системы. | Текущий контроль в форме защиты практических работ. Контрольные работы по темам, разделам Тестирование. Внеаудиторная самостоятельная работа. Дифференцированный зачёт по дисциплине. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-734734-1487445336.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит"
Цель дисциплиныДать слушателям необходимые знания в сфере финансовых отношений для более успешного изучения дисциплин, основанных на данном учебном курсе.Задачи курсаОзнакомить слушателей с теоретичес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-855848-1479909436.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Финансы, денежное обращение и кредит специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (Углубленная подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 38.02.01 Эконом...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-1293157-1644475343.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит»
Аннотация Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит» по программе специалистов среднего звена 38.02.06 «Финансы»/M.А. Биякаева...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/18/picture-954606-1508346531.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОПЦ.02 Финансы, денежное обращение , специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая програма по дисциплине "Финансы,денежное обращение и кредит" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессиональног...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/19/picture-1047273-1532017673.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06. Финансы
Учебная дисциплина ОП 06 Финансы,денежное обращение и кредит, по специальности 38.02.06.Финансы...