Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по ОЭТ
учебно-методический материал по теме

Логинова Людмила Владимировна

Методические рекомендации для студентов заочного отделения специальности Экономика и бухгалтреский учет (по отраслям)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Печорское речное училище - филиал

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота

 имени адмирала С.О. Макарова»

Задания к контрольной работе и методические указания
к выполнению контрольной работы

для студентов заочного отделения

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Для специальности

080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет»

Печора, 2013


 

Рассмотрен

на заседании общих социальных и гуманитарных дисциплин

Протокол № ____от «___»________20___г.

Председатель ___________________

                                                 подпись

Составитель: Логинова Л.В.


Пояснительная записка

Студенты-заочники специальности 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет» изучают дисциплину «Основы экономической теории» на первом году обучения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
  • использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
  • строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;
  • анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
  • распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
  • разбираться в основных принципах ценообразования;
  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  •  генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
  • ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
  • рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования,  роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию проведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
  • роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
  • задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
  • закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик.

Выполнение домашней контрольной работы предусмотрено рабочим учебным планом специальности, и является одним из этапов освоения программы.

Задания к контрольной работе разработаны с учетом требований ФГОС СПО по данной специальности.

В ходе выполнения контрольной работы студенты получат навыки работы с учебной и дополнительной литературой. Применять полученные теоретические знания на практике. Освоить основные понятия, которые помогут в дальнейшем изучении профессиональных модулей специальности.

На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено», «незачтено». Допуском к зачету является зачтенная контрольная работа. Незачтенная контрольная работа возвращается студенту на доработку. Рекомендации по устранению недостатков в работе указаны в листе для рецензии. После устранения недостатков студент сдает контрольную работу повторно вместе с первой работой.

Итоговая аттестация по дисциплине проводится в виде дифференцированного зачета.


Темы контрольных работ по дисциплине

«Основы экономической теории»

для студентов заочного отделения

специальности 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет

  1. Этапы развития экономической мысли.
  2. Эластичность спроса и предложения.
  3. Потребительское поведение.
  4. Издержки, их сущность и структура. Прибыль и виды прибыли.
  5. Типы несовершенной конкуренции: монополия, олигополия. Антимонопольная политика.
  6. Факторы производства.
  7. Доходы населения, распределение доходов.
  8. Система национальных счетов.
  9. Совокупный спрос и совокупное предложение
  10. Экономический цикл. Экономический рост в обществе.
  11. Государственный бюджет: понятие, профицит и дефицит  государственного бюджета. Государственный долг.
  12. Фискальная политика страны. Виды и функции налогов.
  13. Сущность и функции и виды денег.
  14. Денежная масса, ее структура и измерение. Денежные агрегаты.
  15. Банковская система страны. Центральный банк и его функции.
  16. Коммерческие банки, их функции и основные операции.
  17. Инфляция, типы инфляции, социально-экономические последствия инфляции.
  18. Антиинфляционная и денежно-кредитная политика.
  19. Безработица: причины, основные черты, виды и последствия. Взаимосвязь безработицы и инфляции.
  20. Мировое хозяйство. Мировое распределение труда. Мировая валютная система.

Выбор варианта по последней цифре номера зачетной книжки.

В задание входит:

- раскрытие двух теоретических вопросов.

1

1,11

6

6,16

2

2,12

7

7,17

3

3,13

8

8,18

4

4,14

9

9,19

5

5,15

0

10,20

Как выбрать свой вариант.

Ваш номер зачетки 20/13, где 20 – номер зачетки, 13 – год приема, следовательно, номер варианта – 0.


Правила оформления контрольной работы

Работа оформляется в скоросшиватель или в папке в печатном виде и сдается на отделение за 2 недели до начала экзаменационной сессии.

Контрольная работа должна состоять из:

  1. Титульного листа – 1 лист
  2. Лист для рецензии – 1 лист
  3. Содержание – 1 лист
  4. Основная часть – 15-20 листов
  5. Список использованной литературы

Новые главы в контрольной работе печатаются с новой страницы, подглавы по тексту. Заголовки глав выделяются жирным шрифтом и выравниваются по центру, заголовки подглав выделяются жирным курсивом и также выравниваются по центру страницы. Между заголовками и текстом отставлять расстояние в один Enter. Шрифт текста Times New Roman, 14 pt, межстрочный интервал 1,5. Обязательно поставить номера страниц (кроме первой страницы – титульного листа). Обратите внимание на присутствие межабзацных интервалов – их быть не должно.

Титульный лист оформляется согласно образца выданного на отделении.

Содержание

1 вариант.

Содержание

Введение _________________________________________________________________стр.

Раздел 1.__________________________________________________________________стр.

Подраздел 1.1._____________________________________________________________стр.

Раздел 2.__________________________________________________________________стр.

Подраздел 2.1.______________________________________________________________стр.

Заключение _______________________________________________________________стр.

Список использованной литературы ___________________________________________стр.

Слова «раздел», «подраздел» в контрольной работе не пишутся.

2 вариант.

Содержание

Введение _________________________________________________________________стр.

Заголовок_________________________________________________________________стр.

Заголовок__________________________________________________________________стр.

Заголовок_________________________________________________________________стр.

Заключение _______________________________________________________________стр.

Список использованной литературы ___________________________________________стр.

Слово «заголовок» в контрольной работе не пишется.

Основная часть

По существу вопроса. Основные и важные описания в тексте можно выделить. По тексту можно ссылаться на использованную литературу.

Образец ссылки на использованную литературу: [4; 123], где 4 – порядковый номер источника в списке использованной литературы, 123 – страница. В тексте ссылаться только на литературу.

Список использованной литературы

Образец

Список использованной литературы

1.

2.

3.

Электронные ресурсы

1.

2.

3.

Количество литературы не менее 3 источников. Можно использовать электронные учебники, тогда необходимо в список использованной литературы внести ссылку на учебник в пункт электронные ресурсы.



Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Печорское речное училище - филиал

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота

 имени адмирала С.О. Макарова»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

для студентов заочного отделения

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Для специальности

080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет»

Печора, 2013


 

Рассмотрен

на заседании общих социальных и гуманитарных дисциплин

Протокол № ____от «___»________20___г.

Председатель ___________________

                                                 подпись

Составитель: Логинова Л.В.


СОДЕРЖАНИЕ

Предмет экономической теории        

Функции и методы экономической теории        

Методы экономической теории        

Структура общей экономической теории        

Производство        

Экономические системы        

Собственность        

Рынок        

Составные элементы рынка        

Основные рыночные структуры. Конкуренция        


Предмет экономической теории

Термин «экономика» произошел от греческого слова oikonomike (oikos – дом, домашнее хозяйство; nomos – закон), что означало искусство управления домашним хозяйством. Сохраняя первоначальный смысл, термин сегодня используется более широко:

  • сфера общественной жизни, обеспечивая людей необходимыми благами;
  • национальное хозяйство страны, региона или всего мира;
  • наука, изучающая экономические отношения и хозяйственные связи.

Любая экономика базируется на двух аксиомах:

первая: потребности общества, его индивидов и институтов безграничны и неутолимы;

вторая: экономические ресурсы для их удовлетворения редки и ограничены.

Поэтому каждый раз люди делают экономический выбор из целого ряда альтернатив, а всякий такой выбор предполагает отказ от других вариантов.

Цена выбора – это количество товаров или услуг, от которого  приходится отказаться ради потребления выбранных благ (упрощенная выгода, альтернативная ценность).

Ограничены все ресурсы: природные, материальные, трудовые, финансовые, интеллектуальные, информационные. Ресурсы можно разделить на две группы по условию ограниченности:

  • абсолютно ограниченные;
  • относительно ограниченные.

Недостаточность производственных ресурсов для удовлетворения всех потребностей всех членов общества называют абсолютной ограниченностью.

Под относительной ограниченностью понимают достаточное количество ресурсов для удовлетворения определенных потребностей.

Если бы ограниченность ресурсов была абсолютной, тогда выбор был бы невозможен, а если бы ограниченность отсутствовала. То выбор был бы не нужен. В условиях относительной ограниченности ресурсов целью экономики любого общества становится оптимальный выбор, т.е. такое экономическое решение, которое позволяет максимально удовлетворить потребности при минимальных затратах ресурсов.

Ресурсы и потребности связаны посредством производства, распределения, обмена и потребления:

ресурсы → производство → распределение → обмен → потребление → потребности.

Производство – это процесс воздействия человека на природу в целях создания материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей. Это сфера экономики, где соединяются ресурсы и появляется продукт.

Распределение – это определение доли каждого участника производства в созданном продукте. Принципы, на которых осуществляется распределение, могут быть различными: поровну, по труду, по вложенному капиталу, по потребностям, по результатам труда и т.д.

Обмен предполагает не только обмен продуктами, но и обмен деятельностью, информацией. Обмен носит производственный характер, т.е. увеличивает общественное богатство.

Потребление – это удовлетворение потребностей. Которое является конечной целью производства. Различают личное потребление. В процессе  которого разрушается полезность вещи, и производительное потребление (средств производства), в результате которого создается новый продукт.

Потребность – состояние неудовлетворенности, которое человек стремится преодолеть. Желание покупателей приобрести товары и услуги, которые им полезны.

Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики: что? Как? Для кого? Ответы на эти вопросы зависят от типа хозяйственной системы.

Что? – какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены?

Как? – при какой комбинации ресурсов и с использованием какой технологии будут произведены товары и услуги?

Для кого? – кто будет покупать и оплачивать товары и услуги, извлекая из них пользу?

Смысл выбора – эффективность, т.е. такое использование экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных затратах.

По мере максимизации производства определенного продукта эффективность использования ресурсов падает.

На основании вышеизложенного можно дать определение экономической теории.

Экономическая теория – это наука о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью расширения возможностей человека.

Функции и методы экономической теории

Функции экономической теории:

  1. Познавательная (теоретическая) функция – изучение и объяснение экономических явлений, раскрытие законов движения экономики. Как и всякая наука, экономическая теория изучает и объясняет  процессы и явления экономической жизни общества.
  2. Практическая (прагматическая) функция – применение теории в хозяйственной практике, создание основы для экономической политики государства. Практическая функция тесно связана с познавательной функцией, т.к. изучение экономических законов происходит для того чтобы практическую деятельность осуществлять в соответствии с изученными закономерностями и проводить эффективную экономическую политику.
  3. Прогностическая функция – разработка научных прогнозов развития экономики.
  4. Образовательная (мировоззренческая, культурная) – формирование определенной системы взглядов на жизнь общества. Овладение экономической культурой – важная предпосылка социальной активности людей.
  5. Методологическая функция – разработка методов, приемов и научного инструментария для прикладных экономических наук. Овладение теорией, экономическими знаниями дает возможность самостоятельно отыскивать и принимать рациональные решения в меняющихся экономических ситуациях.

Метод любой науки – это путь, способы и приемы познания окружающего мира.

Методы экономической теории

Слово метод греческого происхождения и дословно обозначает «исследование». Экономическая теория использует такие методы как:

Анализ – это расчленение целого на составные части и изучение каждой из них в отдельности.

Синтез – соединение расчлененных элементов системы в единое внутреннее взаимосвязанное целое.

Дедукция – получение частных выводов на основе общих положений.

Индукция – получение общих выводов на основе исследования множества фактов.

Сравнение – определение сходства и различия явлений и процессов.

Агрегирование – метод, при котором совокупность специфических экономических единиц рассматривается как одна единица.

Экстраполяция – прогноз экономического развития, который делается на основе выявления тенденций с определенной корректировкой на будущее.

Маржинальный анализ (предел) – важнейший методологический принцип, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических законов и категорий.

Категория – это абстрактное понятие, отражающее сущностные стороны явлений и процессов. Экономическая категория – это абстрактное понятие, отражающее сущностные стороны экономических явлений и процессов (деньги, рынок, финансы, экономика, конкуренция, кредит).

Функциональный анализ устанавливает зависимость между двумя переменными величинами.

Корреляционный анализ означает, что соотношение двух групп данных носит взаимозависимый характер.

Структура общей экономической теории

Экономическая теория делится на макроэкономику и микроэкономику.

Микроэкономика рассматривает основные принципы функционирования рыночной экономики на уровне отдельного товаропроизводителя и потребителя (фирм, индивидуальных рынков и т.д.). Анализирует такие показатели как формирование цен конкретных товаров, издержки и доходы фирмы и пр.

Микроэкономика изучает мотивацию поведения хозяйствующих субъектов, результативность деятельности отдельного предприятия и отрасли. Она дает представление о механизме установления цены на тот или иной товар под воздействием спроса и предложения; о побудительных мотивах в принятии экономических решений, об оптимальном использовании экономических решений, об оптимальном использовании экономических ресурсов в целях получения максимальной прибыли.

Макроэкономика изучает экономические проблемы на уровне национального хозяйства, функционирования хозяйственной системы в целом. Анализирует совокупные показатели дохода, занятости, динамики, цен.

К макроэкономическим проблемам традиционно относятся инфляция, безработица, экономический рост, благосостояние нации и пр.

Микро- и макроэкономика тесно связаны и переплетены.

Производство

Производство – это процесс создания жизненных благ, целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Результатом производства является создание благ.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Экономическими благами называются блага, которые имеются в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Для получения экономических благ необходимы соответствующие ресурсы, т.е. все то, что может быть использовано для производства и реализации товаров и услуг. Ими являются:

- природные ресурсы – силы и вещества природы, которые пригодны для применения в производстве;

- материальные ресурсы – все созданные человеком средства производства;

- трудовые ресурсы – все трудоспособное население;

- финансовые ресурсы – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Все что создано из материалов природы, является материальными благами, а все, что без природных материалов – нематериальными благами. Отсюда различают материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, коммунальное хозяйство) и нематериальное производство (духовные ценности, здравоохранение, образование).

Также различают производство прямых и косвенных благ.

Прямые блага (или блага низшего порядка) непосредственно удовлетворяют наши потребности (продукты питания, одежда и пр.);

Косвенные блага (или блага высшего порядка) – это средства производства, с помощью которых производятся предметы потребления:  производственное оборудования и сырье.

Факторы производства:

  1. Человеческий фактор производства – рабочая сила, человеческий труд как совокупность физических и умственных сил, применяемых в производстве.
  2. Средства производства (или физический капитал) – это средства труда (производственные здания, инструменты, приборы, машины и сооружения, транспортные средства и т.д.) и предметы труда (руда, уголь, дерево, материалы и т.д.).
  3. Земля – это все природные, естественные ресурсы, которые либо непосредственно участвуют в производстве, либо являются его условием (сама земля, вода, воздух и т.д.).

Также можно отнести к факторам производства в современном производстве инфраструктуру – это отрасли и сферы, создающие общие условия для нормального функционирования производства (склады, дороги, материально-техническое снабжение, транспорт, связь, социальная инфраструктура, ЖКХ, образование, здравоохранение и пр.).

Следует различать ресурсы от факторов производства. Факторы производства – это уже реально вовлеченные в производственный процесс ресурсы.

Воспроизводство

Постоянно повторяющийся процесс производства называется воспроизводством. Т.е. движение общественного продукта через ряд взаимосвязанных стадий: от производства через распределение и обмен к потреблению.

Производственные силы

Производство осуществляется благодаря взаимодействию труда человека, средств и предметов труда – простыми моментами процесса труда.

Труд – целесообразная деятельность людей по созданию материальных и нематериальных (духовных) благ и услуг.

Предмет труда – то, на что воздействует человек своим трудом в целях создания продуктов.

Средства труда – орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда, а также то, что создает условия труда (например, производственное здание).

Предметы и средства труда в совокупности образуют средства производства.

Соответствующие средствам производства (вещественным факторам) личные факторы (рабочая сила, т.е. знания и умения) составляют производственные силы общества.

Развитие общества, общественные прогресс означают, прежде всего, развитие производственных сил, которые все время усложняются, совершенствуются. Развитие производственных сил зависит от результативности использования личных и вещественных факторов, которая выражается таким показателем, как производительность труда, измеряемая количеством продукции, производимой в единицу времени, либо количеством времени, затрачиваемым на производство единицы продукции.

Производительность труда зависит от:

  1. организации труда, квалификации и профессионализма работников;
  2. степени заинтересованности производителей в результатах труда. На это направлен поиск форм и систем заработной платы, а также, в эпоху НТР, содержательный, творческий труд, позволяющий человеку проявить все свои интеллектуальные возможности и таланты.
  3. уровень развития науки, техники, технологии.

Чем выше производительность общественного труда, тем большим становится общественное богатство. Богатство – это все, что люди ценят: вещи, деньги, профессиональные знания, природные ресурсы, свободное время.

Показателями развития вещественного фактора производительных сил являются фондоотдача, материалоемкость, трудоемкость продукции. Развитию производительных сил присущи две прогрессивные тенденции – они становятся все менее материало- и трудоемкими, что сохраняет (даже спасает) и природу, и человека.

Экономические системы

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Экономическая система – это совокупность социально-экономических механизмов, с помощью которых реализуются экономические решения в сферах производства, распределения, обмена и потребления. Основными элементами экономической системы выступают отношения собственности, методы управления и регулирования хозяйственной жизни, распределения ресурсов и благ, ценообразование. Все эти системы находятся в зависимости, придающей процессу общественного воспроизводства определенную организацию.

Основные типы экономических систем: традиционная, командно-административная и рыночная.

В обществах с примитивной экономикой, неразвитым общественным характером производства, преобладанием замкнутого натурального хозяйства, как правило, экономические проблемы решались на основе традиций, обычаев. В слаборазвитых странах экономические роли и решения диктуются наследственностью и кастовостью. Религиозные и культурные ценности выше экономических, технический прогресс и внедрение инноваций ограничены. В таких обществах существует традиционная экономическая система.  В настоящее время примером подобной организации экономической жизни можно найти лишь в изолированных уголках Африки и Океании.

Командно-административная экономика. Ее характерными чертами являются общественная собственность на средства производства, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В общем, проблемы что, как, для кого производить, решаются по команде, приказу. К командно-административной экономике относят коммунизм.

Особенности:

- общественная (государственная) собственность на все материальные ресурсы;

- централизованное планирование;

- прямое распределение продуктов при фиксированных ценах и унифицированной заработной плате; рынок деформирован;

- положение хозяйствующих субъектов определяется близостью к режиму и связями с государственным аппаратом;

- экономический порядок обеспечивается жесткими административными и уголовно-правовыми мерами;

- преобладают валовые, объемные показатели развития экономики;

- теневая экономика;

-  идеология господствует над экономикой.

Рыночная экономика. Рыночная экономика гарантирует свободу потребителя: имеет место свобода потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Единственным критерием при распределении произведенного выступают деньги. Роль государства ограничена и сводится к защите частной собственности и установлению правовой базы, облегчающей функционирование свободных рынков. Таким образом, в рыночной системе производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос, что, как, для кого производить, с помощью системы цен, прибылей, убытков, спроса и предложения. К ней относят «чистый капитализм» XIX века эпохи свободной конкуренции.

Особенности:

- частная собственность;

- свобода выбора и предпринимательства;

- конкуренция;

- главный мотив поведения – личный интерес;

- опоры на рыночную систему цен;

- роль государства ограничена.

В реальной экономической действительности существуют смешанные экономические системы с определенным соотношением традиций, команды, рынка. Современные смешанные системы – это системы регулируемого рынка, где частное производство, регулируемое рыночным механизмом, дополняется государственным регулированием. Достоинства смешанной экономики – эффективное использование ресурсов, внедрение современных технологий, ставка на личную свободу.

Собственность

Собственность – это система экономических отношений между людьми выражающаяся во владении, пользовании и распоряжении средствами производства и соответствующей им формы присвоения средств и результатов производства. Ее рассматривают с экономических и юридических точек зрения. В обыденном сознании собственность всегда выступает как реальный объект, принадлежащий кому-либо.

Объектами собственности могут быть средства производства, рабочая сила, природные ресурсы, какие-либо «ноу-хау». В законодательстве особо выделяют объекты гражданских прав:

- недвижимое имущество (земельные участки, участки недр, леса, здания, сооружения и т.д.);

- движимые вещи (деньги, ценные бумаги и пр.);

- интеллектуальная собственность (фирменное название, товарный знак и т.д.)

Субъектами собственности могут быть:

- индивид (гражданин – физическое лицо);

- группа людей (фирма – юридическое лицо);

- общество (государство).

Типы собственности:

Общий: представляет такую форму общественного производства, при которой коллектив или союз, группа людей владеет средствами производства, совместно их использует в производстве материальных благ и услуг, совместно распределяет доходы, но каждый получает в соответствии со своим трудовым вкладом. Общественную собственность представляют государственная и муниципальная собственность.

Частный: Такая форма общественного производства, при которой определенный коллектив или группа людей в своей собственности имеет средства производства, остальные их не имеют. Частный тип собственности может быть представлен в виде индивидуальной и корпоративной собственности.

При индивидуальной собственности происходит соединение труда и средств производства. При корпоративной собственности происходит разъединение труда и средств производства.

Распределение доходов, как при индивидуальной, так и при корпоративной собственности происходит и по труду, и по капиталу.

Смешанный: Проявляется в разного рода ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах, товариществах, государственных корпорациях и в совместных предприятиях.

Форма собственности - определенная организация отношений принадлежности, владения, распоряжения и использования объектов собственности в пределах определенного типа собственности. Если взять современную действительность Российской экономики, то по закону у нас в стране действуют следующие формы собственности:

  • частная
  • кооперативная
  • личная собственность
  • государственная собственность
  • аренда, с правом последующего выкупа
  • акционерная
  • собственность различных товариществ
  • собственность общественных организаций
  • собственность различных фондов
  • собственность церкви

Из всех форм собственности главенствующую роль играет частная форма собственности и государственная. Частная собственность – все, что не принадлежит государству. Государственная собственность – все, что не является частной.

Рынок

Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции. Это форма взаимоотношений между отдельными самостоятельно принимающими  решения хозяйствующими субъектами. Таким субъектами являются:

Домохозяйство – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: самостоятельно принимает решения; является собственником какого-либо фактора производства; стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, максимизации полезности.

Фирма – экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения; стремится к максимизации прибыли; использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам, государству.

Государство – все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домохозяйство и фирмы образуют частный сектор, а государство – государственный сектор.

Принципы рыночной экономики:

  1. свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  2. их ответственность за результаты экономической деятельности;
  3. свободное ценообразование, основывающееся на сбалансированности спроса и предложения;
  4. конкуренция товаропроизводителей;
  5. минимальное прямое участие государства в хозяйственной деятельности.

Функции рынка:

  1. регулирующая, он регулирует общественное производство (через рынок решаются три главных вопроса – что, как и для кого производить?);
  2. посредническая, через рынок осуществляется связь производителей и потребителей;
  3. учетная, через рынок осуществляется учет затрат на производство продукции;
  4. ценообразующая, установление цены на товар;
  5. санирующая, дифференциация производителей

Виды рынков:

  1. рынок товаров и услуг;
  2. финансовый рынок;
  3. рынок труда.

Составные элементы рынка

Составными элементами рынка являются спрос, предложение.

Спрос – важнейшая категория рынка. Именно от спроса зависит часто благосостояние производителя.  Отсутствие спроса может превратить производителя в банкрота.

Спрос имеет качественную и количественную характеристику.

Под качественной характеристикой понимают платежеспособный спрос – потребность в товаре, обеспеченная деньгами покупателей. Количественная характеристика – спрос представляет количество товара, которое будет раскуплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.

Если потребность в товаре может быть удовлетворена только через оплату товара, то размер этой платы (цена товара) влияет на выбор приобретаемого товара, и на его количество. Помимо цены товара на спрос потребителей оказывают влияние неценовых факторов называемые детерминантами спроса: цена других товаров, доход покупателей, вкусы и предпочтения, число покупателей, мнение покупателей по поводу изменения цен в будущем, сезонность потребности, праздники, мода и т.д.

Закон спроса

Между ценой и количеством покупок одного товара существует обратная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем больше его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено, и наоборот.

Графической иллюстрацией закона спроса является кривая спроса, все точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различное количество товара.

Кривая спроса

где,

P (price) – цена товара

Q (quantity) – количество покупок,

D (demand) – спрос

Кривая спроса показывает, что происходит со спросом, когда все факторы, кроме цены не изменены.

Необходимо различать:

- изменение спроса, которое происходит вследствие изменения цены товара, и графически отражено как движение по кривой спроса вверх или вниз;

- изменение спроса, которое происходит под влиянием «прочих» факторов, и графически выглядит как сдвиг кривой спроса вправо или влево, независящей от цены.

Предложение – это количество товаров, реализуемых производителем на рынке. Оно отражает желание производителей продать свой товар.

На изменение предложения влияют как ценовой фактор, так и неценовые факторы (детерминанты предложения): цены на другие товары, налоги и субсидии, технология производства, цены на экономические ресурсы, потребительские ожидания, число товаропроизводителей, природно-климатические условия и т.д.

Объем предложения – это то количество товара, которое продавцы желают продать при данных условиях в единицу времени (за день, неделю, месяц, год).

Закон предложения

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая связь, т.е. чем выше цена товара, тем больше его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот.

Графической иллюстрацией законно предложения является кривая предложения, показывающая количество товара, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного времени.

Кривая предложения

где,

P (price) – цена товара

Q (quantity) – количество продаж,

S (suplly) – предложение

Кривая предложения показывает, что происходит с предложением, когда все факторы, кроме цены не изменены.

Необходимо различать:

- изменение предложения, которое происходит вследствие изменения цены товара, и графически отражено как движение по кривой предложения вверх или вниз;

- изменение предложения, которое происходит под влиянием «прочих» факторов, и графически выглядит как сдвиг кривой предложения вправо или влево, независящей от цены.

Рыночное равновесие

Не только спрос и предложение зависят от цены, но и наоборот: спрос и предложение определяют рыночную цену. Реальная купля-продажа возможна только при соединении (уравновешивании) спроса и предложения. Товар покупается-продается по некой компромиссной цене, называемой равновесной рыночной ценой.

Совместим на одном графике кривые спроса и предложения.

Состояние равновесия

где,

Р0  – цена  равновесия – это цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение

Q0 – равновесное количество покупок и продаж соответствующее Р0 

Если реальная рыночная цена будет ниже равновесной, то возникнет избыток спроса, это приведет к дефициту товаров и услуг. Возникает конкуренция среди покупателей, выражающаяся в очередях, ограниченном потреблении. Цена, скорее всего, пойдет вверх, т.к. в ситуации дефицита покупатели готовы заплатить более высокую цену за товар, лишь бы получить товар, которого для всех желающих не хватает при этой цене.

Если реальная рыночная цена будет выше равновесной, возникнет избыток предложения, или затоваривание. Возникает конкуренция между продавцами. Каждый продавец будет стремиться продать большее количество товара по сравнению с конкурентами. Самый простой способ это сделать – снизить цену.

Основные рыночные структуры. Конкуренция

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи товаров и услуг.

В целом конкуренция – двигатель экономического прогресса.

Виды конкуренции

В зависимости от получения прибыли конкуренция бывает:

Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями одной отрасли, по поводу улучшения условий производства и сбыта товаров, для установления различия индивидуальной цены однородных товаров. Результатом такой конкуренции является установление рыночной цены на однородные товары, и разорение неэффективных предприятий.

Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями разных отраслей, по поводу наиболее прибыльного вложения капитала, для получения большей прибыли в разных отраслях. В результате, предприятия получают среднюю норму прибыли (т.е. прибыль от инвестиций за минусом издержек).

В зависимости от способа проведения фирм на рынке, конкуренция проявляется в виде двух основных методов конкурентной борьбы:

Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и соответственно снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

Неценовая конкуренция – борьба, которая разворачивается вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и условий продажи.

По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие типы рыночных структур (рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции).

Совершенная (чистая) конкуренция – это экономическая модель, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара.

Отличительные черты совершенно конкурентного рынка:

- число фирм на рынке очень большое;

- продукция конкурирующих между собой фирм однородна (стандартизована); больших различий в уровне качества нет;

- контроль над ценами отсутствует, поскольку каждая фирма производит незначительную часть общего объема производства;

- условия вступления или выхода из отрасли легкие, нет каких-либо серьезных правовых, финансовых, технологических ограничений.

Черты чистой конкуренции характерны в основном для мелкого сельского хозяйства, фондовой биржи, рынка иностранных валют.

Несовершенная конкуренция – это такая экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой.

Несовершенную конкуренцию различают: монополистическую конкуренцию, олигополию, абсолютную (чистую) монополию.

Отличительные черты монополистической конкуренции:

- число производителей и продавцов относительно большое, но оно на несколько порядков меньше количества фирм в условиях чистой конкуренции;

- фирм достаточно много, поэтому доля каждой в общем объеме рынка невелика;

- контроль каждой фирмы над ценой не большой, но ограничен;

- производится дифференцированная продукция;

- ценовая и неценовая конкуренция;

- относительная легкость вступления фирм в отрасль.

Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде наблюдается в розничной торговле и легкой промышленности.

Отличительные черты олигополии:

- на рынке доминирует относительно малое число крупных фирм.

- производимые продукты могут быть стандартизированными и дифференцированными.

- степень контроля над ценой высока;

- ценовые отношения сочетаются с неценовой конкуренцией, возможность подкрепления которой подкреплена финансовыми возможностями олигополистов;

- при вхождении в отрасль фирмам приходится преодолевать существенные препятствия (барьеры).

Олигополия типична в производстве важнейших металлов, машиностроении, электротехнике, электронной промышленности.

Чистая (абсолютная) монополия – антипод чистой конкуренции. Под монополией понимается рыночная структура, отличительными чертами которой являются:

- выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара, который называется монополистом;

- производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких, родственных заменителей.

- монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.

- неценовая конкуренция не ведется.

Черты чистой монополии можно наблюдать уместных предприятий общественного пользования, в небольших населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станцией и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Управление персоналом»

В соответствии с планом учебных работ и программой курса «Управление персонала» студент очного отделения обязан выполнить контрольную  работу практической направленности. В ходе подготовки ...

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга (раздел Основы менеджмента) для студентов заочной формы оучения специальность 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В пособии представлены теоретические и практические задания для самостоятельного выполнения студентами ОЗО. Контрольная работа со...

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Математика», тема "Теория пределов".

Краткий курс лекций и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Математика» предназначены для подготовки специалистов со средним профессиональном образованием. Включает тео...

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по менеджменту

Методические рекомендации для студентов заочного отделения специальности Экономика и бухгалтреский учет (по отраслям)...

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по ПОПД

Методические рекомендации для студентов заочного отделения специальности Экономика и бухгалтреский учет (по отраслям)...

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы ПМ05 Выполнение электромонтажных работ

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:иметь практический опыт-в...

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по ФДОиК

Задания для контрольных работ для студентов заочного отделения специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и методические рекомендации к выполнению контрольной работы....