Программа учебной дисциплины "Менеджмент" для специальности 150415 "Сварочное производство" среднего профессионального образования (базовый уровень)
рабочая программа на тему

Программа содержит паспорт, структуру и содержание учебной дисциплины, условия ее реализации, а так же контроль и оценку результатов освоения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Министерство образования и науки Красноярского края

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕНЕДЖМЕНТ

для специальности (группы специальностей)        

150415 «Сварочное производство»

(код и наименование специальности)

среднего профессионального образования (базовый уровень)

                                                                  

                                        

                                                                

г. Красноярск

2013 г.

Программа учебной дисциплины ________________________________ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее - НПО) __________ ____________________________

                                код        наименование специальности(ей) / профессии(ий)

Разработчики:

Цурган И.Ю., преподаватель_________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

__________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рецензенты: 

Внутренний рецензент –

__________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Внешний рецензент -  

__________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, место работы,  

Рабочая программа согласована

Цикловой комиссией протокол  № ___ от  «____» _______ 20 ____ г.

Председатель ЦК ______________ / ИОФ

Заместитель директора по учебной работе

________________ / ___________________  «____» _____________ 20 ____ г.

__________________________________________________________________

(должность и место работы работодателя)

________________ / ___________________  «____» _____________ 20 ____ г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

________________________МЕНЕДЖМЕНТ______________________

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина Менеджмент относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, 4 курс, 8 семестр

указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу, курс, семестр

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины

1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Уметь:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

применять методику принятия эффективного решения;

организовывать работу и  обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей;

составлять оперативный план мастера

принимать управленческие решения

выходить из конфликтных ситуаций

 __________________________________________________________________

Знать:

организацию производственного и технологического процессов;

условия эффективного общения;

Типологию конфликтов

Системы мотивации работников

Психологию работы в коллективе

 __________________________________________________________________

Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с перечисленными в .ФГОС по специальностям / профессиям

Формируемые компетенции:

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Осуществлять текущее и перспективное планирование

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

__________________________________________________________________

Указываются требования к компетенциям в соответствии с перечисленными в  ФГОС  по специальностям / профессиям

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося___66часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __45 часов;

самостоятельной работы обучающегося _21  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45

в том числе:

     лабораторные  работы

*

     практические занятия

20

     контрольные работы

*

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

    ………………

    ………………

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).

Итоговая аттестация в форме (указать)     зачет

  в этой строке часы не указываются

Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ___________МЕНЕДЖМЕНТ_________

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Теоретические основы менеджмента

Тема 1.1.Введение.

Содержание учебного материала

2

1

… Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение для подготовки специалистов. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами цикла, с теорией и практикой управления.……….

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 1.2. . Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Содержание учебного материала

2

1

Понятие менеджмента Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 1.3. Характеристики организации

Содержание учебного материала

2

1

Организация как объект менеджмента. Формальные и неформальные организации. Основные функции управления организацией. Принципы построения организационных структур. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки.

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

Построение организационной структуры предприятия

2

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

Разработка программы повышения этичности персонала

2

Тема 1.4. Внутренняя и внешняя среда организации

Содержание учебного материала

2

1

Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. Факторы внешней среды прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, посредники.  

Факторы внешней среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, международные события, научно-технический прогресс.

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Разработка организационной структуры предприятия и анализ влияния на нее внутренней и внешней среды

2

Раздел 2. Функции менеджмента

*

Тема 2. .1. Цикл менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Основные функции менеджмента и их характеристикуФункции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) - основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 2.2. Стратегическое планирование

Содержание учебного материала

2

1

Сущность стратегического планирования

Стратегические альтернативы

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.

Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

Стратегическое планирование на предприятии

2

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ ситуации по выбору стратегической альтернативы

2

Тема 2.3. Организация взаимодействия

Содержание учебного материала

2

1

Типы организаций по взаимодействию: с внешней средой, подразделений, с человеком.  Сущность делегирования, правила и принципы делегирования. Делегирование ответственности. Делегирование полномочий.

Власть и влияние. Формальная и реальная власть. Способы реализации власти. Руководство – власть и партнерство. Стили руководства и имидж менеджера

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

Делегирование полномочий.

Власть и влияние

Стили управления

6

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ ситуации по выбору стратегической альтернативы и распределение обязанностей среди подчиненных. Стили управления. Разработка вариантов выбора стилей управления.

4

Тема 2. 4. Система мотивации труда

Содержание учебного материала

2

1

Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Современные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

Мотивация трудовой деятельности

2

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ мотивации труда на конкретном предприятии

2

Тема 2..5 Контроль

Содержание учебного материала

2

1

Контроль, понятие и сущность; этапы контроля; выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Правила контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю………….

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

Составление план-схемы организации контроля

2

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

Способы контроля. Контроллинг

4

Раздел 3. Связующие процессы

*

Тема 3.1. Основы теории принятия управленческих решений

Содержание учебного материала

2

1

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

Разработка принятия управленческих решений в конкретной ситуации

Составление оперативного плана мастера

4

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

Уровни принятия управленческих решений.

2

Тема 3.2 Самоменеджмент. Коммуникации

Содержание учебного материала

2

1

Самоменеджмент. Система методов управления. Понятие общения и коммуникации.

Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация. Функции и назначение управленческого общения. Условия эффективного общения.………….

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3.3. Управление конфликтами

Содержание учебного материала

3

1

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтовб функциональные и дисфункциональные.

………….

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

Решение конфликтных ситуаций

Методы управления конфликтами и устранения причин и последствий конфликтов

2

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

Стили разрешения конфликтов. Природа и причины стресса

3

Всего:

66

(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта примерной программы)

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрено)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета _ Экономики отрасли, менеджмента и правового обеспечения профессиональной деятельности;

; мастерских ____________________; лабораторий__________.

указывается наименование                         указываются при наличии                        указываются при наличии

Оборудование учебного кабинета:

  1. Мебель – ученические столы, учительский стол, стулья, доска, шкафы, учебно-наглядные пособия, методические пособия, раздаточный материал (карточки схемы, задания для практических работ)
  2. ПК, принтер, ТВ

3.2. Информационное обеспечение обучения

Обязательная литература:

Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебник для СПО, Феникс, 2011

Гордиенко Ю.Ф. Менеджмент. Учебник для СПО. Экономика и управление, 2010

Орлов А.И. Менеджмент. Учебник, 2005г.

Теория экономического менеджмента. Шумпетер Й.А., 2008г.

Дополнительная литература:

Зубкова В.С. Стратегический менеджмент. Учебник для СПО, 2011

Финансовый менеджмент. Ковалев В.В., 2006

Интернет-ресурсы:

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Итоговый контроль по дисциплине проходит в форме ……

 

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные знания:

организацию производственного и технологического процессов;

условия эффективного общения;

Типологию конфликтов

Системы мотивации работников

Психологию работы в коллективе

Опрос, диктант

Диспут

Опрос

Письменная самостоятельная работа

Тестирование

Освоенные умения:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

применять методику принятия эффективного решения;

организовывать работу и  обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей;

составлять оперативный план мастера

принимать управленческие решения

выходить из конфликтных ситуаций

Защита практической работы

Отчет по самостоятельной работе

Опрос

Защита практической работы

Защита реферата

Самостоятельная работа

Семинар

Защита практической работы

Тестирование

Защита практической работы

Контрольная

Защита практической работы

Итоговый зачет

Развитие  общих компетенций и обеспечивающих их умений оценивается следующими формами и методами.

Результаты  (формируемые общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Выбор решения

Тест

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Толерантное отношение к коллегами при выполнении практических работ

Наблюдение

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Правильное распределение функций в команде

Защита работы

Осуществлять текущее и перспективное планирование

Составление плана

Защита плана

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

Выбор решения

Защита выбранного решения и его обоснование из множества альтернатив

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

Наблюдение

Итоговый дифференцированный зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета "Биология" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.

Программа учебного предмета "Биология" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....

Программа учебного предмета "География" для 8-9 классов (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И.

Программа учебного предмета "География" для 8-9 классов (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И....

Программа учебного предмета "География" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И.

Программа учебного предмета "География" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И....

Программа учебного предмета "Математика" для 7-9 классов (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., Петрашовой В.Н.

Программа учебного предмета "Математика" для 7-9 классов (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., Петрашовой В.Н....

Программа учебного предмета "Математика" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В.

Программа учебного предмета "Математика" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В....

Программа учебного предмета "Физика" для 7-9 классов (базовый уровень). Разработана Конюховой О. М.

Программа учебного предмета "Физика" для 7-9 классов (базовый уровень). Разработана Конюховой О. М....

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОПД.16 Болезни экзотических животных по специальности 36.02.01 Ветеринария среднего профессионального образования (базовый уровень)

Материал КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОПД.16 Болезни экзотических животных по специальности 36.02.01 Ветеринария среднего профессионального образования (базовый уровень) будет интересен для преп...