Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
методическая разработка по теме

БРАГИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

                Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимость  обучения   студента брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором студент  становится активным субъектом учебного процесса.

  Встает  задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого студента, поэтому  для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно модульная технология обучения. Прежде всего меня в этой методике привлекло то, что каждый студент должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одногрупниками и преподавателями и отвечать за результаты своего труда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Нижегородский гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                 ТЕМА: Использование  инновационных технологий обучения

                                    в  процессе преподавания спецдисциплины

                                         «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

«Модульная технология  обучения»

Нижний Новгород

2015

            Методические указания по использованию технологии модульного обучения предназначены для студентов, обучающихся по специальности  «Банковское дело»,  «Страховое дело», «Операционная деятельность в логистике»,  «Коммерция». В них изложены требования к содержанию и методике применения  технологии модульного обучения по дисциплинам  «Маркетинг», «Экономика организации», «Экономиика», «Основы безопасности жизнедеятельности»

Составлены на основе действующей нормативной базы государственных стандартов, устанавливающих правила оформления официальной документации.

Составитель:                Преподаватель 1-й категории общепрофессиональных дисциплин ГОУ СПО «НИКТ»

                                                                                                                                       Б.Н.Брагин

Рецензенты:                Доцент кафедры управления транспортом Волжской государственной академии водного транспорта, кандидат технических наук

                        В.Г.Заварзин

                Преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин

ГОУ СПО «НИКТ»

                        А.А.Смирнова

Обсуждены и рекомендованы

к изданию на заседании

ПЦК экономических дисциплин

от _____________  2015 года

протокол № ____

Председатель ПЦК                                        Ф.Ф.Мясникова

Обсуждены и рекомендованы

к изданию на заседании

методического совета

от __________ 2015 года

протокол № ____

Содержание

                          Введение

ГЛАВА 1.ИСХОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

     ГЛАВА  2.СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И

                         ОБУЧАЕМОГО

    ГЛАВА 3. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: cущность, технология;

               3.1.Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта.

                       Заключение

                     Список используемой литературы

Введение

          Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимость  обучения   студента брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором студент  становится активным субъектом учебного процесса.

       Встает  задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого студента, поэтому  для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно модульная технология обучения. Прежде всего меня в этой методике привлекло то, что каждый студент должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одногрупниками и преподавателями и отвечать за результаты своего труда.

ГЛАВА 1.ИСХОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.   Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий студента, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует студентов  на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2.    Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если студент выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, студент переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи студенту, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

3.     В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность студента, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

    4.   Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

ГЛАВА 2.СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЕМОГО

Рассмотрим последовательность действий преподавателя  при составлении модульной программы.

Первый шаг - это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания:

  1. Сначала преподаватель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса.
  2. Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии. Отобранный материал сводится в таблицу.

Таким образом, преподаватель получает наглядное представление о содержании своей дисциплины   по каждой учебной группе.

Второй шаг состоит в том, что по каждой учебной группе составляется технологическая карта. Приведем ее возможный вариант.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Стерж-
невые линии

Ведущие знания

Второсте-
пенные знания

Сопутству-
ющее повторение

Трудно-
усваиваемые темы

Внутри-
предметные связи

Межпред-
метные связи

 Пути преодо-
ления затруднений

 

 

 

 

 

 

 

 

Составив такую карту, преподаватель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

  1. Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.
  • Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.
  • Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях :
  •  -значение этих знаний для духовного развития личности,
  • - для жизненной практики и профессионального самоопределения;
  • - знания; умения.
  1. Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.
  2. Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

В результате вырастает дерево целей:

      -комплексная дидактическая цель

       - интегрирующие дидактические цели

      - частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

  1. Шестой шаг - построение самого модуля.
  • Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели, которую на схеме обозначим как учебный элемент - 0.
  • Затем дается задание для входного контроля, цель которого - установить готовность обучающихся к работе.
  • Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.

        Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля - резюме, обобщающее ход выполнения заданий.

        Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.

        Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.

       Схематически полученную модульную программу можно представить в виде схемы:  

«Структура модульной программы»

 

Последовательность действий  преподавателя  при составлении модуля.

              При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

  • - частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля;
  • - реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;
  • - реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний.
  •       При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;
  • - учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;
  • - при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
  • - структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

            Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля.

           Второй шаг - Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.

           Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.

           Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента.

           Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) учащимся.

Опыт показал, что наиболее удобна следующая форма учебного элемента (УЭ).

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Советы преподавателя

Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности обучающихся и учителя.

       - Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей;

         - Задания  дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности;

         -  Задания ориентируют на поиск проблем и их решений;

         - Задания отражают механизм усвоения знаний;

         - Задания включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

         Деятельность обучающихся проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности учащегося на каждом занятии.

          Изменяется принципиально деятельность преподавателя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.

Глава 3. Модульное обучение: сущность, технология

           Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Преподаватель  выделяет их сам, по своему усмотрению, основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой студент  работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаётся одновременно на всех возможных кодах:

  • СИМВОЛ - рисуночном, (нарисовать, показать на экране);
  • СЛОВО – словесном (рассказать, написать);
  • СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма, раздаточный материал);

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
  • банк информации (учебный материал в виде обучающей программы) ;
  • методическое руководство по достижению целей (как?) ;
  • практические занятия по формированию необходимых умений;
  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле;

         Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у студентов  навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если студент  сможет овладевать знаниями сам, а преподаватель  управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.

       Модульный урок тем и отличается от обычного, что студенты учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый  студент  уяснил цель занятия, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит преподавателя  из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора студентами  пути движения внутри модуля. Преподаватель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Роль преподавателя на модульном уроке – управление работой студентов. При такой организации работы  имеется возможность общаться практически с каждым  помогать слабым и консультировать сильных студентов.

       У значительной части студентов отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, апатия. Модульная  технология даёт возможность получать много оценок – баллов за все виды устных и письменных работ. Баллы ученики выставляют в тетради на полях. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть «приговором». Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал. В журнале выставляют только оценки “выходного контроля”.

        Обычно за урок студент может получить  две оценки – за устную работу: знание теории, дополнения - и за практическую часть. Тетради проверяются ежедневно, и хорошо, если обе оценки совпадают.

        Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если студент  отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока – модуля есть рекомендации преподавателя, которые начинаются словами: “если ты что-то не усвоил на уроке, не расстраивайся, повтори параграф №, выполни упражнение ….”.

Модульное обучение активизирует способности студентов, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера. Такая работа оценивается отдельно.

  • Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия студент  должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
  • Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы студентов.
  • В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для обучаемых.

         Затем разработать методическое пособие для студентов и  размножить его. Но правильно составленные единожды, они могут быть использованы несколько раз.

3.1.Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта.

        Термин  «модуль» (от лат. modulus –«мера») имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент. Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы студентов с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

СТРУКТУРА МОДУЛЯ.

Номер Учебного элемента

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

УЭ -0

Цели и задачи модуля. Актуализация целей.

Методическое руководство.

Необходимые знания и умения.

Работа в парах. Взаимопроверка

УЭ- 1

Учебный модуль. Цель элемента.

Входной контроль.

Пояснения к учебному материалу.

УЭ - 2

Обобщение. Цель элемента.

Источники информации, алгоритмы решения задач.

УЭ - 3

Контроль (самоконтроль и выходной

Контроль по трём уровням).

Проверка по ключу, эталону.

Технологическая карта конструирования темы или раздела.

  • № урока – модуля в разделе …
  • № урока модуля в теме …
  • Тема урока…
  • Триединая цель урока (темы)…
  • Дифференцированная цель урока для обучаемого …
  • Что должен знать студент  в конце темы …
  • Что должен уметь студент  в конце темы …
  • Формируемая область понимания …
  • Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …
  • Воспитание на материалах темы …
  • Тип урока и применённой педагогической технологии …
  • Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

          Лист учёта контроля преподаватель  раздаёт каждому студенту  перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу он  сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов. Оцените свою работу на уроке:

«5» — все задания выполнены верно;

«4» — выполнил все задания, иногда ошибался;

«3» — выполнил половину задания;

«2» — почти ничего не смог выполнить.

5. Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке:

а) проработаю материал модуля еще раз;

б) прочитаю по учебнику параграф, выполню упражнение;

Фамилия, имя студента

Учебный элемент

(этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий.

Итого (кол-во баллов)

№1

№ 2

№ 3

№ 4

УЭ - 1.

Проверка изученного материала.

УЭ – 2.

Изучение нового материала

УЭ – 3.

Обобщение изученного материала.

УЭ – 4.

Закрепление. Контроль.

Итого:

Оценка:

Заключение

           Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для студента и преподавателя. Благодаря этой технологии центральное место в системе «преподаватель-студент»  занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени, и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого студента исключает нарушения дисциплины. Задания, которые подготовил преподаватель, предполагают работу студента  с текстами учебника, законодательными и правовыми документами,  научно-популярной литературы, наблюдения, экспериментальную работу.

       При выполнении заданий студент  может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с преподавателем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным. Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

ПАМЯТКА СТУДЕНТУ ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ

         Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).

Работа в микрогруппах  требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. 

      Не забывай об этом! Фраза “Работа в  микрогруппах ” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы преподавателю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …

Список используемой литературы

  1. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону. : 2010 г.
  2. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. Москва.: 2011 г.
  3. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Москва – Воронеж.: 2008 г.
  4. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 2009г.
  5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва.: 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной платы».

Содержит материал по подготовке и проведению бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной ...

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

Эффективные технологии обучения в организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания математики.

Задача обучения состоит не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного овладения профессией.При изучении дисциплин математического цикла могут быть исполь...

« Применение Информационных технологий обучения, в преподавании спец. дисциплин».

Данный материал был написан в 2010 году для выступления на конкурсе "Учитель года"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

        Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необхо...