Доклад на тему:Профессиональное самоопределение
классный час на тему

Грицкова Анастасия Сергеевна

Доклад на тему:  Влияние профессионального самоопределения на конкурентноспособность молодого специалиста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_professionalnoe_samoopredelenie.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Одним из факторов, влияющих на эффективность формирования конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда, является его профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение – это сложный, многоэтапный процесс, включающий целый ряд процедур: профессиональное просвещение, профессиональное информирование и профессиональное консультирование. Наряду с этим данный процесс необходимо рассматривать как деятельность человека, направленную на познание мира профессий, осознание своих интересов и возможностей, на построение личных профессиональных планов соответственно избранной области будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение предполагает выработку человеком собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. Чтобы определиться в проблемно-ориентированной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями, степенью подготовки, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Кроме того, все эти факторы необходимо соотнести с требованиями будущей профессии, специальности, конкретных трудовых функций.

Необходимость в профессиональном самоопределении возникает в связи с разными событиями: окончанием общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышением квалификации, увольнением с работы.

Если рассматривать выбор профессии согласно формуле «хочу + могу + надо», выпускники, принимавшие участие в опросе, при выборе профессии учитывали не все составляющие указанной формулы.

Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представление о выбранной профессии часто бывает неполным, искаженным, поэтому интерес считается поверхностным.

По мнению опрошенных работодателей, многие молодые специалисты, начав свою самостоятельную трудовую деятельность, уже в первые месяцы испытывают разочарование  в выбранной профессии, так как даже закончив обучение в учреждении профессионального образования, не были знакомы с «непривлекательными чертами» профессии, не до конца понимали свою будущую функциональную нагрузку.

Адекватное профессиональное самоопределение предполагает совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для профессионализма и профессиональной компетентности, как составляющих конкурентоспособности, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и  знать о требованиях, предъявляемых профессией, и, во-вторых, представлять свои индивидуальные особенности, возможности и способности к овладению этой профессией.

В формировании интереса к профессии большое значение имеет профориентация, начинающаяся с первой недели адаптации первокурсников, в ходе которой они знакомятся с выбранной профессией, для них проводятся уроки по основным профильным дисциплинам, организуются встречи с психологом. Для определения оптимального содержания программы работы с первокурсниками оценивается степень их готовности к переходу от школьного к профессиональному образованию, проводится стартовая диагностика психических функций, необходимых для овладения избранной профессией (специальностью), выявляются степень информированности обучающихся об условиях работы по будущей профессии, мотивы ее выбора, представления о перспективах трудоустройства.

Анализ ответов обеих репрезентативных групп выпускников и опрошенных преподавателей показал, что абитуриенты (поступающие)  не учитывали при выборе профессии составляющую «могу».

Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – это когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности, широте содержания, устойчивости, силе, длительности.

В своем большинстве поступающие в  учреждения профессионального образования не имеют четкого представления о выбранной профессии, их интересы и склонности не согласованы между собой, тогда как полученные данные дают основание говорить о том, что интерес к профессии и склонности к ней на момент профессионального выбора являются одним из ведущих факторов успешного освоения профессии (специальности) в учреждении профессионального образования; формирование в период обучения базовых психологических свойств личности, необходимых для профессиональной деятельности, и в дальнейшем способствует формированию готовности к активному поведению на рынке труда. Это подтверждают полученные в ходе проведения исследования данные. Сравнительный анализ данных показывает, что в группе выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности), профессиональное самоопределение было более адекватное составляющим формулы выбора профессии «хочу» и «надо», тогда как в группе не трудоустроившихся по профессии (специальности) молодых специалистов большинство опрошенных учитывали только составляющую «надо».

Интерес к выбранной профессии (специальности) является одним из ресурсов конкурентоспособности специалиста, что подтвердило проведенное исследование. Из множества профессий выбрать одну довольно трудно. Значительное количество выпускников общеобразовательных учреждений при выборе профессионального учебного заведения совершают типичные ошибки при профессиональном самоопределении: незнание мира профессий, особенностей и требований будущей профессии, своих способностей к овладению этой профессией.

 Немало ошибок при профессиональном самоопределении связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда. Использование современных методов тестирования первокурсников в сочетании с эффективной консультативной помощью, системой профориентационной работы на всех этапах обучения в учреждении профессионального образования открывает широкие возможности для решения проблем профессионального самоопределения выпускника, которое оказывает решающее значение на его конкурентоспособность.

Зависимость конкурентоспособности молодого специалиста при найме на работу по профессии от качества профессиональных знаний, умений, навыков и квалификации

Также очень важными категориями для трудоустройства выпускников являются  полученная профессия, квалификация, умения и навыки выпускника, а также объем и качество его профессиональных знаний.

Любая профессиональная деятельность требует от человека:

  • ориентирования в специфической сфере своего труда;
  • профессиональной эрудиции, знания специальных вопросов и «тонкостей» своего дела;
  • умения принимать взвешенные решения;
  • знания научно-методологической основы своего труда, практически значимых научных разработок и рекомендаций, умения их использовать для повышения эффективности труда;
  • умения качественно и своевременно выполнять все специальные действия, предусмотренные функциональными обязанностями;
  • умения успешно действовать в ситуациях соперничества и борьбы за свое рабочее место по полученной профессии (специальности).

Знания, необходимые для выполнения работы по профессии, обучающиеся получают в процессе обучения общеобразовательным и специальным предметам, практические знания – во время прохождения производственной практики.

Сформированная профессиональная деятельность должна:

  • достигать намеченной цели – воспроизводить продукт заданного образца;
  • выполняться как последовательность действий и операций, реализующих требуемую технологию производственного процесса;
  • отвечать в установленной норме производительности (качество продукта в единицу времени);
  • быть сознательной;
  • выполняться ритмично, со значительной степенью автоматизации процесса.

Формирование навыков производственной деятельности будущих специалистов происходит во время прохождения производственной практики.

Вместе с тем трудоустроившиеся выпускники имели более высокие оценки по общеобразовательным и специальным предметам, а также выше, чем у не трудоустроившихся выпускников, оценки государственных экзаменов по специальности.

Для рассмотрения такого показателя конкурентоспособности, как квалификация, работодателям были заданы следующие вопросы:

  • Соответствует ли квалификационному разряду та работа, которая фактически выполняется работниками (молодыми специалистами) по профессии «Мастер общестроительных работ»?
  • Как вы в целом оцениваете результативность (эффективность) труда у молодых специалистов?
  • Выполняют ли молодые специалисты трудовую норму на уровне работников со стажем?
  • Что мешает молодым специалистам в достижении высоких показателей в трудовой деятельности?

Конкурентоспособность специалиста напрямую зависит от его квалификации, т. е. от функционального соответствия между требованиями рабочего места и целями образования.

Государственный стандарт определяет уровень профессиональных знаний, умений и навыков, которого следует достичь специалисту, отвечающему современным требованиям рынка труда.

Уровень подготовки в значительной степени влияет на успешность молодого специалиста в трудоустройстве и трудовой деятельности. Результативность усвоения программы начального и среднего профессионального образования зависит в том числе и от осознанности выбора профессии (специальности), желания получить профессию (специальность) и работать по ней, что можно проследить в данных по двум репрезентативным группам молодых специалистов – трудоустроившихся и не трудоустроившихся.

Непосредственное ознакомление со спецификой профессиональной деятельности на производственной практике  является необходимым элементом подготовки конкурентоспособного специалиста как с точки зрения работодателей, так и с точки зрения экспертов. Несмотря на низкую оценку практической  подготовки к самостоятельной работе по полученной профессии (специальности), работодатели не считают молодых специалистов менее конкурентоспособными и готовы проводить обучение непосредственно на строительной площадке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие на тему: «Профессиональная направленность обучения физики»

Наш медицинский колледж принимает студентов на базе неполной средней школы. У этих  студентов бытует мнение, что физика — это чисто «техническая» наука и что к медицине она никакого отношен...

Анализ мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9кл

Анализ  мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеоб...

Статья на тему: «Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»

Статья на тему:«Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»...

Выступление / доклад на ШНП в виде презентации на тему: "Профессиональное выгорание педагогов"

Профессиональная деятельность педагога образовательного учебного заведения независимо от разновидности исполняемой работы относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоров...

Разработка урока по теме "Профессиональное самоопределение". Технология 8 класс.

Данный урок технологии  "Профессиональное самоопределение" относиться к разделу "Современное производство и профессиональное самоопределение" разработан с профориентационной с...

Доклад на тему "Профессиональная этика"

Определение, происхождение, задачи профессиональной этики....

Доклад на тему "Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образования"

Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образ...